по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2020
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 31-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2020
Культурология и cultural studies
Балакирева Т.А., Колосков А.Н. - Цифровые трансформации образовательного процесса: вызов времени c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34280

Аннотация: Статья посвящена исследованию трансформаций образовательного процесса в период пандемии. Актуальность исследования обусловлена современными культурными реалиями: распространение коронавирусной инфекции, карантин, режим ограничения и как следствие необходимость перестройки коммуникативных каналов в социокультурной реальности, в частности, в пространстве образования. Целью исследования является изучение возникших вследствие жизненной необходимости новых форм коммуникативных, организационных образовательных технологий в медиа пространстве. Дается характеристика дистанционного образования и коммуникативных способов его реализации. Описываются синхронный, асинхронный, смешанный способы обучения, представляются их содержательные особенности. Характеризуется также такой способ дистанционного обучения, как онлайн-курсы. Отдельное внимание уделяется особенностям итоговой аттестации в условиях карантина или самоограничения.   В условиях, вызванных пандемией, возникает необходимость более активного использования медиапространства для организации социальных, экономических и, конечно, образовательных процессов. Сфера образования, связанная в числе прочего с охраной здоровья молодого поколения, трансформируется, учитывая новые, возникшие в результате распространения инфекции социокультурные реалии. В процессе дистанционного образования востребованными и даже необходимыми становятся ранее факультативные формы обучения: синхронные, асинхронные, смешанные, онлайн-курсы и т. д. Итоговая аттестация в условиях ограничений и при дистанционном образовании приобретает двоякие смыслы: с одной стороны, существует опасность искажения восприятия информации в процессе защиты выпускной работы, с другой стороны, формируется более комфортная психологическая обстановка для защищающегося, поскольку он находится в знакомой, «своей» среде. Новая для культуры ситуация, репрезентированная, в частности, в образовании, является перспективным для исследователей культуры материалом.
Культура и культуры
Андреева Е.В., Яковлева К.В. - Семиотический подход в формировании туристического дискурса Республики Саха (Якутия) c. 10-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34304

Аннотация: Предметом исследования является изучение процесса формирования туристического дискурса Республики Саха (Якутия). В статье изучены семиотические аспекты данного процесса, изучены примеры формирования туристического дискурса в мировом опыте, выявлены современные актуальные направления его развития, позволяющие повысить конкурентоспособность туристской дестинации, проанализирован потенциал туристического дискурса Республики Саха (Якутия). Внимание авторов направлено на изучение семиотического потенциала такого элемента туристического дискурса, как сайт. Изучен контент сайтов муниципальных образований (районов) Республики Саха (Якутия). На основании семиотического анализа выявлены семантическое ядро, синтактические особенности, прагматический потенциал сайта муниципального образования (района) Предложены рекомендации по развитию туристического дискурса Республики Саха (Якутия).   Основные выводы исследования: - в настоящее время эффективными направлениями в развитии туристического дискурса является привлечение туриста к сотворческой деятельности, активное вовлечение его в процесс формирования дискурса; усиление прагматического компонента дискурса, поиск и использование разнообразных средств креолизации; - существует противоречие между статусом Республики Саха (Якутия) как перспективного туристского центра Дальнего Востока и образом туристской дестинации, формирование которого сдерживается неразвитым туристическим дискурсом; - повышение туристской привлекательности Республики Саха (Якутия) возможно, если в процессе формирования туристического дискурса: - выявить имиджевое ядро и основные имиджевые элементы, формирующие образ туристской дестинации у потенциального туриста; - при создании дискурса формировать ситуацию сотворчества создателей турпродукта и клиентов – туристов, путешественников, изменить концепцию визуального контента в сторону увеличения степени индуцированности изображений и внедрения интерактива в виде цифровых и виртуальных мини-экскурсий, мини-путеводителей; - транслировать причастность региона к всемирному наследию посредством использования в имиджевых текстах потенциала устного народного творчества, шедевра устного и нематериального наследия человечества эпоса Олонхо.
Сугробова Ю.Ю., Карпова И.Д., Дорофей Ю.О. - Параметры антропологического кризиса и современного глобального поколения c. 22-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34308

Аннотация: Проанализированы основные причины антропологического кризиса, его признаки, влияние на мировоззренческие, психологические, культурные характеристики современного глобального сетевого поколения миллениалов и центениалов. Дан обзор источников, в которых авторы поднимают проблемы кризиса человека, его причины, а также перспективы дальнейшего развития человечества. Рассмотрены главные черты коммуникации массового общества, особенности коммуникативной стратегии поведения в условиях информатизации общества. Представлены результаты современных исследований Дженкинса Р. и агентства PBN H+K совместно с Magram MR., а также проекта «Томская инициатива» о представителях миллениалов – «поколение Y» и центениалов – «поколение Z», сравнительная характеристика их ценностных ориентаций и жизненных стратегий. Показано, что на современном этапе происходит становление и дальнейшее развитие нового культурного пространства со специфическими чертами глобального, универсального, технологизированного, виртуального характера. Раскрыта роль Net-технологий, которые, являясь ключевым фактором преобразования современного пространства, изменяют формы социокультурного взаимодействия, способы производства, трансформации и передачи информации, требуют выработки специальных форм духовно-практического освоения реальности и саморефлексии индивидов. Сделано предположение, что вследствие технологий глобализации и идеологии постмодернизма происходит единообразие социальных и политических структур, разрушаются формы идентификации человека – культурная, историческая и духовная, происходит разрушение мировоззренческих оснований самоопределения человека. Деидентификация человека становится основной причиной антропологического кризиса.
Культура и наука
Пупышева Н.В., Бороноев В.В. - Пульсовая диагностика тибетской медицинской традиции: опыт объективизации базовых принципов пульсовой диагностики с помощью пульсодиагностического прибора c. 35-55

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34260

Аннотация: Исследование показывает опыт объективизации базовых характеристик пульсовых волн при диагностике по пульсу тибетской медицинской традиции. Опытный доктор – специалист по тибетской пульсовой диагностике может оценить функционирование организма (двенадцати внутренних органов и трех психофизиологических систем), ощупав пульс в шести точках пальпации на лучевых артериях обоих запястий пациента. Цель исследования «научить» пульсодиагностический прибор распознавать диагностически релевантные характеристики пульсовых волн. Данное исследование представляет собой попытку объективизировать основы пульсовой диагностики. Хотя пульсовая диагностика всегда была субъективным искусством талантливого врача, базовые знания ее могут стать частью объективной науки, поскольку в ее основе лежат реальные физические феномены. Метод. Статья представляет метод измерения пульса пульсодиагностическим прибором в условиях, создающих определенные предсказуемые реакции организма на внешний раздражитель, способствующий успокоению в данном случае системы rlung (ветра). В эксперименте принимала участие группа добровольцев. Заключение. Подобные эксперименты обеспечивает материал для анализа пульсовых волн, полученных при специально созданных условиях, что способствует разработке программного обеспечения для пульсодиагностического прибора и подтверждает, что объективизация основных положений пульсовой диагностики тибетской медицины возможна, хотя и в ограниченном объеме. Подобные исследования на материале тибетской медицинской традиции нигде еще не проводились. Работа состоит из трех частей: первая часть является обширным введением, в котором даются сведения о буддийской медицине и пульсовой диагностике, без которых трудно понять суть проведенных экспериментов; вторая часть посвящена собственно экспериментальным измерениям пульса с помощью пульсодиагностического прибора; третья часть — это заключение и выводы, сделанные из проведенных экспериментов.
Культура и культуры
Атанесян Г., Акопян Г. - Проблемы сохранения этнической идентичности белорусской диаспоры в советской и постсоветской Армении c. 56-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34379

Аннотация: В представленной статье объектом исследования являются проблемы сохранения этнической идентичности белорусской диаспоры Армении в советский и постсоветский период. Межэтнические семья составляют сегодняшнюю белорусскую общину Армении. Эти дисперсно рассредоточенные этнические группы являются легкой мишенью для ассимиляционных процессов в преимущественно консервативных и моноэтнических регионах Армении. В статье кратко отражена история белорусской диаспоры Еревана и белорусских этнических групп регионов Армении с момента ее формирования до настоящего времени. Указаны отдельные системообразующие признаки понятия диаспора. В работе использованы методы экспертного опроса, массового анкетирования, анализа документов и глубинного интервью.   Новизна исследования заключается в разделении белорусской диаспоры Армении на белорусскую диаспору Еревана и на этнические группы регионов РА. Сравнительный анализ этих совершенно разных общин помог нам лучше понять проблемы, угрожающие существованию белорусской диаспоры в Армении. Сделан анализ основополагающих факторов этнической идентичности белорусской диаспоры Армении. В статье дан анализ причин, способствующих ассимиляции и этнической трансформации белорусских этнических групп РА и диаспоры Еревана. В Ереване белорусские этнические идентификаторы заменяются русскими, тогда как в сельских районах Армении даже русские индикаторы уже начали заменятся местными этническими компонентами, что может привести только к фатальной ассимиляции.
Теория коммуникации и медиалогия
Бычкова О.А., Никитина А.В. - Образы игры и игрока в пространстве литературы и компьютерных игр c. 69-80

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34481

Аннотация: Предметом исследования стали образы игры и игроков. Они в пространстве художественного произведения облекаются в метафорические, часто демонические одежды, так или иначе получая нравственно-этическую интерпретацию. Проблемой игры и игрока в критике занимались Ю. Манн («О понятии игры как художественном образе»), В. В. Виноградов (Стиль «Пиковой дамы»), Е. Добин («Туз и дама (А. Пушкин «Пиковая дама»)), Р. Кайуа («Игры и люди»), Р. Бартл, британский писатель и исследователь онлайн-игр, американский ученый Ник Йи и многие другие. Однако сопоставление литературных источников на заданную тему и исследований в области компьютерных игр проводится впервые.    Научная новизна данной работы состоит в подробном изучении психотипа игрока как на материале русской литературы (А. С. Пушкин «Пиковая дама». В. В. Набоков «Защита Лужина»), так и с применением практики современных компьютерных игр, в которой этот тип получил многообразное реальное воплощение и развитие, связанное как с их жанровым разнообразием, так и с развитием самого психотипа игрока. Еще в произведениях русской классической литературы игра предстает как автономное пространство, вовлекающее внутрь себя игрока, и часто имеет губительные последствия для его личности. Кроме того, сделано наблюдение о важной характерологической черте игрока: его понятийном, «дословном» восприятии мира, которое базируется на рецепции визуальных образов мира в ущерб словесным. Следовательно, и русская литература, и исследовательская практика современных видеоигр с разных сторон подходят к изучению образов «игры и игрока», постигают причины и следствия проблем, возникающих в заданном предметном поле, и помогают их разрешению. Полученные данные в ходе такого сравнительно-сопоставительного анализа взаимообогащают друг друга.
Культурология и cultural studies
Северина Е.М. - Культурный концепт в когнитивном измерении c. 81-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34161

Аннотация: В статье рассматриваются методологические принципы изучения культурных концептов в контексте когнитивного подхода, возможности проведения реконструкции некоторых фрагментов языковой картины мира на материале электронных корпусов текстов. С опорой на когнитивный подход к концепту как единице структурированного и неструктурированного знания, образующего когнитивность отдельного человека и культуры в целом, результаты концептуального исследования авторских текстов философов, рассматривавших культуру как символическое творчество человека, связанное со свободой (концепции И. Канта, Э. Кассирера, Н. А. Бердяева), была проведена реконструкция некоторых фрагментов языковой картины мира и обыденного сознания, соотнесенных с концептом «культура», в русскоязычной и англосаксонской культуре. Изучение контекстов употребления вербальных репрезентаций концепта «культура» в электронных корпусах текстов русского и различных вариантов английского языка показало, что важнейшими мировоззренческими ценностями англосаксонской языковой картины мира являются следующие представления: культура носит инструментальный характер; цивилизация рассматривается как путь развития человечества в целом; свобода предстает в качестве неотъемлемого права на свободу, которую нужно защищать, т.е. изначальной и неотъемлемо присущей человеку. В русскоязычных текстах культура обозначает ценностное отношение к миру, чаще связанное с национальной культурой; цивилизация рассматривается в контексте ценностного отношения к миру, но как путь развития человечества в целом; свобода имеет ценностную личностную, персоналистскую окраску, должна быть полной, абсолютной, часто понимается как свобода действий и выбора. Показано, что использование корпусных методов позволяет реконструировать способы формирования картины мира, выбор ценностных приоритетов, механизмы восприятия окружающей действительности в конкретной культуре из контекстов реального употребления вербальных проявлений культурных концептов.
Этнология и культурная антропология
Маркова В.Н. - Этническое и диаспоральное самосознание корейской диаспоры современного Казахстана через призму социокультурных процессов c. 94-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34715

Аннотация: Данная статья сфокусирована на феномене корейской диаспоры в Казахстане ¬– уникальном явлении диаспорологии. Имея расово-антропологическую однородность с жителями Корейского полуострова, корейцы Казахстана утратили многие признаки этничности: родной язык, антропонимику, родственные контакты на исторической Родине. Несмотря на это, представители корейского этноса идентифицируют себя как часть древней корейской культуры, чтят исконные традиции и указывают «кореец» в графе «национальность» при переписи населения. Важную роль в трансляции культуры и духовных ценностей диаспоры играют общественные организации. Ассамблея народа Казахстана, Ассоциация корейцев Казахстана, Государственный республиканский академический корейский театр музыкальной комедии, Корейский дом выступают якорями, которые поддерживают диаспору и способствуют сохранению исторической общности и самосознания. Методологической основой исследования стали: историографический анализ работ ученых-корееведов по истории корейской диаспоры Средней Азии, мониторинг законодательной базы Казахстана и новостной повестки, интервьюирование отдельных представителей диаспоры. Проведенное исследование доказывает, что диаспоральность является более витальной формой сохранения этнокультурной идентичности, нежели этническая атрибуция по лингвистическому или антропологическому принципу. За вековой период проживания вдалеке от своей исторической родины, представители коре сарам по-прежнему считают себя корейцами. Они прошли основные этапы ассимиляции, интегрировались в систему общественных отношений и считают себя казахами корейского происхождения. До тех пор, пока исследуемая этнокультурная общность будет ощущать свою особенность, отличность от других народов Казахстана, будет живо диаспоральное самосознание и, как следствие, сама корейская диаспора и ее институты.
Культурное наследие, традиции и инновации
Захарова А.Е. - Традиционная культура как основной маркер этнической идентичности арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) c. 105-115

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34739

Аннотация: Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020 году полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийского) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях.   Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.
Культура и культуры
Скалка Е.В. - Как предсказывать цвет? c. 116-123

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.33036

Аннотация: Предмет исследования данной статьи – прогнозирование или предсказывание цвета. В отечественной науке нет работ, освещающих данный аспект, однако, зарубежные источники подходили к прогнозированию цвета с разных сторон, чаще рассматривая цветовые тренды как неотъемлемую часть моды. Целью работы является определение места и времени зарождения цветовых прогнозов, исторический анализ развития этого явления и предположение дальнейшего направления развития. Территориально выделены эпицентры развития цветовых прогнозов – в Европе это Франция и Англия, в Америке – США, в Азии – Япония. Описаны особенности цветовых предсказаний в каждой стране – в некоторых этапах одна страна выходили на первый план, позже – другая, а с появлением Интернета всё переходит в онлайн и становится более динамичным. Для исследования была использована историческая методология. Прогнозирование цвета рассмотрено с момента возникновения, выделены все этапы развития и становления. Определены этапы развития прогнозирования цвета - с начала XVIII века до современности. К этим этапам относятся следующие ( от самых ранних к более поздним): цветные карточки, посредники и агенты (между фабриками, текстильщиками и покупателями , магазинами), ассоциации цвета (а с ними и цветовые "стандарты" для каждой страны), цветные "репортажи", ярмарки и выставки и, естественно, онлайн-сервисы и сайты. Выявлено, что с течением времени способы и инструменты предсказания цвета накапливались и использовались в комплексе – добавляются новые, но и старые не теряют актуальности. И все же, несмотря на развитие технологий, за человеком – его опытом и интуицией последнее слово в прогнозировании цветовых тенденций.
Карагодин А.В., Петрова М.М. - Супруги Михайловы — земские врачи и филантропы на Южном берегу Крыма: биография в контексте эпохи c. 124-140

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34666

Аннотация: Предметом исследования является история жизни, профессиональной и общественной деятельности на Южном берегу Крыма на протяжении многих десятилетий первой половины XX века двух врачей и филантропов - супругов К.А. и Е.Н. Михайловых. Обстоятельства этой истории, реконструированные впервые в историографии на основании тщательного изучения комплекса вновь вводимых в научных оборот источников – архивных, материалов музейных фондов, периодической печати, а также источников личного происхождения, помещены в контекст масштабных социокультурных сдвигов, происходивших в регионе и в целом в России на рубеже XIX-XX веков и в первой половине XX в. Новизна предпринятого исследования заключается не только в восстановлении важной страницы в истории развития земской медицины и благотворительности на Южном берегу Крыма в начале XX в. Благодаря тому, что, в соответствии с современными требованиями историографического направления «эго-истории», динамика личной судьбы героев рассматривается на фоне их социальных взаимосвязей, получены новые данные по истории освоения Южного берега Крыма в начале XX в. представителями разных слоев русского общества – дворянства, купечества, интеллигенции, – складыванию в регионе в начале XX в. особой социокультурной среды.
Культурное наследие, традиции и инновации
Илларионов В.В., Максимова А.А. - Забытые ритуалы белых шаманов c. 141-149

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34222

Аннотация: Предметом исследования является репертуар белого шамана И.А. Суздалова-Сапалая. Объект исследования - шаманские ритуалы И.А. Суздалова-Сапалая. Хронологически исследование охватывает первую половину XX века. В исследовании использованы следующие научные методы: описание, анализ, синтез. Методологическая база нашего исследования включает эмпирический метод – описание: в данной работе представлено фиксирование шаманских обрядов информантами, общелогический метод – анализ – анализ обрядов по хронологии; синтез обрядов в составе ритуала шамана айыы. Методы синтеза и анализа, описание шаманских обрядов раскрывают некоторые страницы древних верований предков народа саха. Авторы подробно рассматривают репертуар шамана Сапалая - Ивана Андреевича Суздалова, уроженца Абыйского района Республики Саха (Якутия). Авторами статьи вводятся в научный оборот уникальные материалы по якутскому шаманизму. В ней дано подробное описание ритуалов последнего шамана айыы (белого шамана) И.А. Суздалова-Сапалая, зафиксированное фольклористами-собирателями. Наследие Ивана Андреевича Суздалова - Сапалая дает нам некоторые детали уже забытой ранней веры якутов. Описание обрядов, рассказанных Сапалаем, дает нам представление о картине мира, вере, загробной жизни, о трех душах человеческого бытия, об обрядовых и ритуальных действах якутов.
Алексеев-Апраксин А.М. - Диалог поколений: огонь и лёд культурных изменений c. 150-162

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34235

Аннотация: Статья посвящена определению роли «диалога поколений» в развитии мировой культуры. Автор обосновывает онтологический статус данного феномена, который имеет место в пространстве культур восточных и западных, древних и современных. В работе показано, что понятие «диалог поколений» превышает объем понятия «культурные универсалии», введенное социальными и культурными антропологами в XX веке, поскольку обеспечивает исследователей не только принципиальной сопоставимостью этнических культур и возможностями компаративных изысканий, но позволяет работать с любыми современными формами самоорганизации, определяя принципиальную возможность существования культуры. Основная цель работы: провести анализ культурного наследования и передачи знания. В качестве ключевых режимов развертывания культуры в работе выделяются два дихотомических по способу реализации основания культурной динамики. 1). Одно обеспечивает собирание и упорядочивание накопленного знания, включая работу по каталогизации и совершенствованию пользовательского интерфейса, реализуясь в принятии и сохранении завещанного предками и передачи новым поколениям всего доброго, красивого и полезного. 2). Другое направлено на разрушение традиций, устоев, отчуждение от своего, включая практики забвения, а также заимствования и творческого синтеза разного. Данный способ развития служит обновлению культуры. В качестве иллюстрации данной формы межкультурного диалога приводится современное бенедектинское аббатство св. Виллиброрда в Дутинхеме, в котором на регулярной основе католические монахи и прихожане практикуют дзенские медитации. Делается общий вывод о том, что диалог поколений, имея онтологический статус, обеспечивает возможность развертывания культуры во времени и пространстве. Дихотомические режимы осуществления этого диалога располагают несовпадающими способами актуализации культурной памяти. В статье показано, что выявленные механизмы диалога поколений, по-разному осложняя реальность, универсальны и архетипичны. Их сбалансированное сосуществование представляется необходимым для полноценного развития культуры в настоящем и обозримом будущем.
Культура повседневности
Яковлева Е.Л. - Специфика гастрономического кода Сальвадора Дали c. 163-174

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.30408

Аннотация: Объектом исследования стал анализ специфики вкусовых пристрастий Сальвадора Дали, позволяющий реконструировать гастрономический код гения. В результате анализа выявлено, что в основе далианского гастрономического кода лежат принципы правомерности, иерархии и мистики. Правомерность выразилась в четкости форм ингредиентов и их сочетаемости между собой, точном следовании инструкции рецепта, преобладании блюд каталонской кухни. Иерархичность гастрономических практик в жизни гения была связана с режимом питания, его рационом и качеством, а также осознанием гастрономических пристрастий. Процесс насыщения, появление в рационе изысков, эротическая составляющая еды легли в основу мистического компонента гастрономической культуры гения. В целом гастрономический код Сальвадора Дали демонстрирует Космо-Психо-Логос художника, выстраиваясь на пересечении эмоциональных и рациональных, материальных и духовных компонентов гастрономической культуры. Обозначенная проблематика рассматривается на основе культурологического анализа дневниковых записей и книги рецептов Сальвадора Дали, помогающих выявить особенности его гастрономического вкуса и на его основе реконструировать гастрономический код. Впервые осуществлена попытка реконструкции гастрономического кода Сальвадора Дали и его основных составляющих (правомерности, иерархии и мистики). Положения и выводы статьи можно использовать для дальнейшего изучения личности и творчества Сальвадора Дали, а также анализа индивидуальных гастрономических кодов, позволяющих дополнить психологическую характеристику личности.
Экранная культура и экранные искусства
Голованова Е.А. - Формирование музыкального контента в связи с сюжетной линией видеоклипов c. 175-183

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.30990

Аннотация: В работе исследована изобразительные средства современных музыкальных видеоклипов и их воздействие на восприятие зрителя. Впервые изучены особенности построения визуальных рядов в сочетании с изобразительными средствами музыкальных видеоклипов и воздействия на зрительскую аудиторию. Рассмотрено зарождение, периоды развития и особенности изобразительных рядов музыкальных клипов на телевизионных экранах: от Новогодних «Огоньков» и музыкальных телевизионных фильмов до современных песенных клипов. Каждая из них базируется на сбалансированности музыкального контента произведения, основанного на композиционных отличиях сюжетной основы, и конкретном восприятии зрителем, вызывая у аудитории проникновение в образ, ощущение сопричастности к происходящему на экране, переживания за героев. Новизна исследований заключается в том, что впервые сделана попытка сопоставления текстового содержания песенного клипа с его изобразительным рядом. Изучена возможность раскрытия образа при сопоставлении текста песни с ее изобразительным рядом. Сделан вывод о том, что на восприятие зрителя в определенной мере влияют особенности визуальных рядов видеоклипов, которым свойственна своя контрапунктическая эстетика, сопряженная с общей идеей музыкального клипа и различиями в рамках исполнительского видения композиции. Общими для всех построений клипов являются изображение движения, что еще раз подчеркивает неразрывную связь видеоклипа с кинематографом, а котором основой является создание актером определенного образа.
Музыка и музыкальная культура
Захаров Ю.К. - Витольд Лютославский: творческий портрет на фоне мировых войн c. 184-199

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.29242

Аннотация: В статье рассматривается жизненный и творческий путь польского композитора Витольда Лютославского в период 1913–1945 гг. Особое внимание уделяется судьбе его отца Юзефа, расстрелянного вместе со своим братом в 1918 г., а также судьбе самого композитора и его брата Хенрика в годы Второй мировой войны. Во второй части статьи предметом исследования становятся особенности музыкального языка Лютославского, а также его взгляды на звуковысотную структуру и на драматургическое строение произведений. Доказывается наличие двух главных содержательных аспектов в музыке Лютославского: 1) постепенная трансформация гармонической вертикали за счёт последовательных изменений или добавлений звуков (в соединении с интонационными преобразованиями); 2) драматургия секций и драматургия пластов. Предлагается новый взгляд на творчество Лютославского как на продолжение традиций Г. Малера - как в области общей концепции симфонизма, так и в области интонационной фабульности. В заключительной части производится попытка объяснить особенности восприятия музыки Лютославского российским слушателем в контексте сравнения русского и польского менталитета.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.