Электронный журнал Человек и культура - №5 за 2020 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по

 

 

Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2020
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
Содержание № 05, 2020
Культура и культуры
Данилова Н.К. - «Вещный мир» в сакральном пространстве: ритуальная атрибутика в контексте знаковой информации (архетипы, образы и символы) c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33707

Аннотация: Объектом исследования выступают ритуальные атрибуты, применяемые во время проведения различных обрядов, связанных в первую очередь с духами-иччи и небесными божествами айыы и обладающие высшей моделирующей и коммуникативной функцией. Как-то: жертвенная ложка айыы-шамана эбир хамыйах, кумысный ковш-черпак удьаа хамыйах, гадальная ложка тюерях и лопатка горшечника ытык хамыйах, которые входят в категорию ритуальных священных предметов и не используются в повседневной жизни. Междисциплинарный подход позволил применить историко-когнитивный метод исследования, при котором вещь рассматривается как нарративный текст и креативный инструмент для преобразования сакрального пространства.   Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на достаточное изучение соотношения мифа и ритуала, семиотических аспектов функционирования той или иной вещи, организации сакрального пространства и т.д. у народа саха, данные ритуальные атрибуты не стали предметом семиотического изучения и определения их структурно-функциональной роли в мифо-ритуальном пространстве народа саха. В результате исследования сделаны следующие выводы: данные ритуальные атрибуты обладают медиативной функцией, при помощи которой устанавливается коммуникативная связь между айыы-шаманом и трансцендентальным пространством; во всех ритуальных действиях они участвует в моделировании устойчивого и стабильного жизненного пространства. Выявлено, что размешивание креационного сырья (кумыс, глина) было сродни акту творения, в котором рождались Природа и Человек, а айыы-шаман (алгысчыт) выполнял функцию демиурга. Кроме того, сделан вывод о том, что возможно в старину все эти функции были заключены в одном ритуальном атрибуте – жертвенной ложке эбир хамыйах, впоследствии ставшей праобразом шаманской колотушки.
Ярская-Смирнова В.Н., Божок Н.С., Зайцев Д.В. - Инверсия темпоральности в коммеморации культурно-исторической реконструкции c. 11-24

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33747

Аннотация: В представленной статье объектом исследования являются коммеморативные практики культурно-исторической реконструкции. Предметом исследования выступает инверсия темпоральности в фестивальных практиках культурно-исторической реконструкции. Цель статьи – сквозь призму концепта инверсии социального времени выявить специфику темпоральных представлений исторических реконструкторов. Для её достижения проведен вторичный анализ данных интервью организаторов и участников фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи». Эмпирическую базу исследования составили материалы российских медиа. Наиболее информативным явился контент портала «The City», разместившего интервью с участниками движения исторической реконструкции, представляющими различные российские города, социально-демографические и профессиональные группы населения. Новизной исследования является введение в научный оборот нового теоретического и эмпирического материала. Впервые в контексте темпорального подхода мемориальная культура и культурно-историческая реконструкция рассматриваются в качестве значимых и эффективных факторов коммеморации коллективного формата. Проведённый анализ позволил авторам статьи определить многовариативность мотиваций и интенций, составляющих основу коммеморативных практик культурно-исторической реконструкции. Фестиваль «Времена и эпохи» рассматривается авторами статьи в качестве примера неповседневных коммеморативных практик, где предметом коммеморативной деятельности является коллективное прошлое, актуализированное в социокультурном пространстве мегаполиса в рамках проектно-сетевого подхода. Раскрываются проблемы развития фестиваля как мемориального проекта, перспективы его интеграции в городскую среду.
Чжан Т. - К истокам создания пекинского хореографического училища. Ольга Александровна Ильина. c. 25-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.5.33738

Аннотация: Предметом исследования является первый этап создания Пекинского хореографического училища, Объектом исследования является педагог Московского хореографического училища О. А. Ильина. Подчеркивается ее вклад в создание первой профессиональной системы образования в Китае. Отмечается роль советских балетмейстеров и педагогов, которые тщательно изучили китайскую специфику преподавания. На базе русской системы хореографического образования, с ее накопленным ценным теоретическим и преподавательским опытом, они заложили основы для создания и развития системы подготовки балетного артиста в Китае, тем самым создав серьезную базу для профессионального развития китайского классического балета.     Новизна исследования настоящей работы заключается в анализе влияния О.А. Ильиной на ранний КНР балет. В связи с этим формируются задачи – рассмотреть особенности ее разнообразной деятельности в Китае (сначала как создания Пекинского хореографического училища, после – как педагога, очень много сделавшего для подготовки уже национальных кадров для балета) и оценить его значение для развития китайского балета. Научную новизну статьи обуславливает тот факт, что деятельность О.А. Ильиной в Китае ещё не была изучена.Значительную роль в подготовке и создании первой профессиональной балетной школе в Пекине сыграли педагоги Московского хореографического училища при Большом театре, в частности Ольга Александровна Ильина.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"