Электронный журнал Человек и культура - №3 за 2020 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по

 

 

Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 12-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Изобразительные искусства
Ван Ц. - Творчество художника Юэ Миньцзюня в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.32579

Аннотация: В статье представлен комплексный и всесторонний анализ визуализированного эго-образа художника с искаженным от смеха лицом как основного персонажа картин Юэ Миньцзюня – одного из ведущих мастеров направления современной китайской живописи — циничного реализма, приведена интерпретация образа в призме китайского социализма, восточной и западной художественных традиций.Далее приводятся подробные описания произведений различных серий, определяются типичные особенности индивидуальной манеры, проводится сопоставление работ для выявления характерного для циничного реализма набора художественных средств, осуществляется всесторонний анализ творчества. В статье раскрывается концепция взаимодействия приемов западной и китайской живописи на конкретных примерах, в том числе посредством приведенных высказываний самого художника о психологии творчества и искусстве в целом, их анализа и выводов на его основе для более глубокого понимания творчества Юэ Миньцзюня. Юэ Миньцзюнь прибегает к различным средствам художественной выразительности, в том числе к игровым приемам, и, в зависимости от цели: к знакам-символам массовой культуры, узнаваемым классическим сюжетам западноевропейской живописи, компьютерным технологиям, картографическим изображениям, а также субъективным мысленным образам, – для создания определенных визуальных символов, осуществляющих диалог со зрителем. Сущность его творчества заключена в ироничном отношении к жизни, лежащем в основе циничного реализма. Очевидно, что современная китайская живопись вошла в эпоху bie-modern (не-модерна).
Историческая культурология и история культуры
Князев П.Ю. - Чарльз Дэвенант (1656-1714) – английский публицист и политик c. 17-24

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.32772

Аннотация: Предметом исследования является биография английского мыслителя, публициста и политика Чарльза Дэвенанта (1656-1714). Автор подробно рассматривает жизнь и деятельность мыслителя, факторы, повлиявшие на его карьеру и определившие особенности его творчества. Автор рассматривает различные этапы биографии мыслителя, его участие в политической борьбе в Англии конца XVII-начала XVIII веков. Особое внимание уделяется роли Дэвенанта как публициста, как автора памфлетов и политических трактатов. Затронута эволюция взглядов Дэвенанта в связи с его биографией. Автор применяет историко-биографический метод, реконструирует обстоятельства жизни, особенности и результаты деятельности мыслителя в контексте эпохи. Новизна исследования связана с актуальностью изучения наследия Ч.Дэвенанта в контексте английской культуры рубежа XVII-XVIII веков. До сих пор в отечественной литературе не существует биографии мыслителя, совсем немного о карьере публициста написано в работах зарубежных авторов. Автор приходит к выводу, что карьера Дэвенанта оказала заметное влияние на содержание и тематику его работ. Опыт работы в торговых и финансовых ведомствах дал Дэвенанту ценные знания и доступ к статистическому материалу, в конечном итоге сделал возможным обращение мыслителя к методу «политической арифметики». Наконец, необходимо отметить, что политическая позиция Дэвенанта менялась под воздействием карьерных соображений, что необходимо учитывать при дальнейшем анализе взглядов мыслителя.
Этнология и культурная антропология
Робустова Е.В. - Нравственные характеристики повседневной жизни бесермян в "Опыте этнографического исследования" Н. П. Штейнфельда c. 25-32

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.29665

Аннотация: Объектом рассмотрения в статье является публицистический очерк «Бесермяне. Опыт этнографического исследования» малоизвестного автора рубежа XIX – ХХ веков Николая Павловича Штейнфельда. Предмет исследования составил морально-бытовой уклад жизни бесермян – малочисленного народа, локализованного на территории Приуралья в бассейне реки Чепцы. Отмечена самобытность бесермянского культурного уклада, традиционные ценности которого не утрачены до наших дней, благодаря чему в конце ХХ века историческое имя бесермян восстановлено в реестре самостоятельных народов России. Методами источниковедческого анализа осуществлена критика научно-популярного сочинения Н. П. Штейнфельда о бесермянах как письменного этнографического источника второй половины XIX столетия. Подвергнута оценке степень исторической достоверности отображения Н. П. Штейнфельдом быта и нравов бесермян в дореволюционный период. С учётом современных этнографических данных и практических задач по сохранению культурного наследия прошлого выявлено научно-историческое значение статьи Штейнфельда как наиболее полного из известных на сегодняшний день описаний культуры бесермян в дореволюционных научных исследованиях.
Memory studies
Геворкян Г.Н. - Особенности коллективной памяти современной армянской диаспоры Москвы c. 33-42

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33177

Аннотация: Современная деятельность армянской диаспоры по всему миру демонстрирует стремление к духовной консолидации ее членов и сохранению духовного единства армянского общества. Предмет данного исследования - коллективная память об общих исторических событиях, которая является одним из важнейших маркеров национально-культурной идентичности армян, наравне с языковой принадлежностью, вероисповеданием, воспоминаниями о материнском государстве, традициями и обычаями. Объектом изучения являются современные армяне, родившиеся или переехавшие в Москву, главным образом молодежь. Главная цель статьи – выяснить, как трансформируется в настоящее время коллективное сознание армянской диаспоры в столице.    Исследование было проведено в рамках реализации проекта «Особенности формирования и развития армянской диаспоры Москвы в конце XX – начале XXI века», поддержанного грантом РФФИ №18-59-0500718. Эмпирической базой данного исследования является опрос представителей армянской диаспоры столицы 2018 года. На его основе был дан анализ тенденциям, отражающим отношение молодежи диаспоры к важнейшим историческим событиям, а также к выдающимся личностям из истории армянского народа. В заключении были сделаны выводы о специфике коллективной памяти и ее роли для самоидентификации армян, проживающих за пределами исторической родины.
Сценические искусства
Хохлова Д.Е. - К проблеме различия интерпретаций сюжета балета Д.Д. Шостаковича «Светлый ручей» c. 43-51

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33137

Аннотация: Объект настоящего исследования – сюжет балета «Светлый ручей». Предмет изучения – интерпретация данного сюжета в двух редакциях Ф.В. Лопухова (1935) и в версии А.О. Ратманского (2003), а также рецензии на указанные спектакли. Цель исследования – выявление смыслообразующих для концепций балетмейстеров отличий либретто (как литературной сюжетной основы) трех редакций балета и сравнение восприятия сюжета в год первой постановки и в настоящее время.Изучаемая проблема потребовала исторического подхода – привлечения материалов и статей 1935–1936 гг. В процессе источниковедческого анализа автором были переведены и рассмотрены одни из новейших рецензий на изучаемый спектакль – англоязычные ревью на «Светлый ручей» Ратманского, представленный в составе лондонских гастролей Большого театра в августе 2019 г. Также использован практический опыт работы автора с Ратманским и участие в указанных гастролях (исполнение партии Зины).          Основным инструментом для решения поставленной проблемы стал сравнительный анализ вариантов либретто (авторы – Лопухов и Пиотровский) трех редакций балета «Светлый ручей». К новым результатам относится выявление главного отличия редакции Ратманского от версий Лопухова – развитие лирической сюжетной линии и семантический авторский акцент на личность (не на коллектив). В результате рассмотрения исторических и наиболее современных рецензий, сделаны следующие выводы. Первые редакции «Светлого ручья» пользовались успехом у публики, но вызвали или неоднозначные, или негативные отзывы критики, повлиявшие на снятие спектакля с репертуара. Последняя редакция регулярно идет в репертуаре Большого театра и участвует в гастролях, заслужив более чем позитивную оценку и публики, и искушенной британской критики. Можно подвести итог, что «Светлый ручей», снятый в 1936 г. с репертуара, сегодня продолжает яркую сценическую жизнь.
Историческая культурология и история культуры
Соколов О.А. - Крестовые походы в арабском дискурсе Палестинского вопроса (1917-1948): культурный аспект c. 52-59

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33315

Аннотация: Во второй половине XX - начале XXI вв. арабский дискурс Палестинской проблемы был и остается насыщенным отсылками к теме Крестовых походов (1099-1291) и уподоблениями современных перипетий истории Палестины средневековым событиям. Современная историография прослеживает рост популярности подобных реминисценций начиная с 1948 г., при этом в современной научной литературе практически нет упоминаний об использовании арабскими деятелями культуры «антикрестоносной риторики» до этой даты. Исходя из этого, объектом исследования является мобилизация исторической памяти в арабской культуре первой половины XX в., а его предметом - обращения к теме Крестовых походов в арабских художественных произведениях 1917-1948 гг., посвященных Палестинскому вопросу. Анализ художественных произведений арабских деятелей культуры первой половины XX в., показал, что задолго до Арабо-израильской войны 1948-1949 гг. такие события как обнародование декларации Бальфура в 1917 г. или Арабское восстание 1936-1939 гг. активно соотносились арабскими поэтами и драматургами с эпохой Крестовых походов.В период с 1917 по 1948 гг. можно выделить следующие типы обращений арабских деятелей культуры к эпохе Крестовых походов в связи с Палестинской проблемой: обвинения Европы в ведении нового Крестового похода, проявлениями которого объявлялись деятельность мандатных администраций и прибытие еврейских поселенцев; напоминания о неудаче Крестовых походов, которая должна была послужить предостережением для современных европейцев; возрождение собственной героической памяти палестинцев о противостоянии европейским крестоносцам в Средние века, которая должна была воодушевить современников на борьбу за свою землю.
Культурное наследие, традиции и инновации
Дианова Ю.В., Дианов С.А. - Ярмарочное прошлое и настоящее для геокультурного брендинга уральских городов c. 60-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.32836

Аннотация: Предметом исследования является ярмарочное прошлое и настоящее уральских городов для геокультурного брендинга. Объектом исследования выступает геокультурный потенциал малых исторических уральских городов - Ирбита и Красноуфимска. В процессе исследования было установлено, что в современном городском пространстве наиболее заметны творческие инициативы, в которых отчетливо прослеживается альтернативное видение того, как должен выглядеть образ города и его местных сообществ (производительных, потребительских, творческих). Показано, что геокультурные ресурсы города – это сплав конкретных природно-ландшафтных и социокультурных ресурсов, перманентно «провоцирующих» создание ситуации для творческого действия. В статье отмечается главная направленность креативного действия – выявление скрытых возможностей данных ресурсов и последующая их эксплуатация с целью апробации новых перспективных предложений, полезных как собственно для творческой самореализации, так и для налаживания эффективной стратегии геокультурного брендинга города. Решение рассматриваемых в статье проблем опирается на концепцию геокультурного брендинга городов и территорий в том виде, в котором она представлена в научных трудах Д.Н. Замятина, а также на теорию креативного города Ч. Лэндри, в особенности, на положение о творческом действии. Научная новизна заключается в том, что в данной статье впервые демонстрируются возможности применения концепции геокультурного брендинга к ярмарочному действию. Отход от традиционного понимания назначения ярмарки, признание ее генератором «креативной энергии» города, вокруг которого концентрируется культуротворческая деятельность людей, позволяет находить согласованные (компромиссные) решения между местными властями, бизнес-сообществами и творческими группами населения.
Историческая культурология и история культуры
Карагодин А.В., Петрова М.М., Глубоков А.И. - Приморские виллы «Мечта» и «Ксения» в Симеизе на Южном берегу Крыма: судьба зданий и их создателей на фоне «столетия крайностей» (1900-1990 гг.) c. 73-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33467

Аннотация: Предметом исследования является история двух признанных памятников Южного берега Крыма – вилл «Мечта» и «Ксения» в поселке Симеиз под Ялтой, возведенных в период дачного бума начала XX в. и с тех пор являющихся центром притяжения внимания любителей старины, жителей и гостей этого курортного поселка, его градостроительной доминантой. Впервые в историографии на основании комплекса вновь вводимых в научных оборот источников – в первую очередь архивных, материалов музейных фондов, а также источников исторической памяти – восстановлена последовательность смены собственников земельных участков, на которых построены оба здания, выявлены имена заказчиков строительства обеих вилл и их архитекторов, описана судьба зданий и их владельцев и потомков после установления советской власти и национализации частных владений на Южном берегу Крыма. Новизна предпринятого исследования заключается не только в осуществленной авторами впервые документальной реконструкции судьбы двух памятников истории и культуры России конца XIX - начала XX вв., описание которой в исторической, искусствоведческой и краеведческой литературе до того изобиловало «белыми пятнами», но и в помещении этой реконструкции в контекст изучения социокультурной модернизации России в начале XX в., формирования новых социальных страт со свойственной им новой культурой досуга, эстетизации быта. Выявленные авторами источники и информация, несомненно, не только будут способствовать сохранению культурного наследия России, но и могут использоваться исследователями истории России XX в., работающими в области социальной истории, истории культуры, истории досуга, истории ментальности.
Этнология и культурная антропология
Рязанова Э.Ф. - Изменение культуры питания и пищевых традиций после религиозной конверсии у немцев-мусульман. c. 94-103

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.32181

Аннотация: В настоящее время в мире все больше людей меняют свою религиозную идентичность. Исследование посвящено немцам, принявших ислам, так называемым конвертитам. Предметом рассмотрения в статье является выполнение религиозных практик - употребление продуктов «халяль» и соблюдение поста в священный месяц Рамадан немцами-конвертитами после религиозной конверсии. Цель статьи проанализировать изменение пищевых традиций и культуры питания у «немцев-мусульман». Автор уделяет особое внимание трансформации пищевых привычек, то каким образом, происходит переход к новой культуре питания (отказ от свинины и алкоголя), какие переживания и трудности испытывает конвертит в процессе перехода Научная новизна исследования заключается в том, что вопрос о новообращенных немцах, впервые в отечественной историографии, рассматривается на полевом материале, собранном автором, на территории Германии. Автор приходит к таким выводам: При религиозной альтернации конвертит может не выполнять религиозные практики употреблять продукты, запрещенные в исламе (алкоголь, свинину), не соблюдать пост. При религиозной конверсии конвертит будет соблюдать строго все правила, предписанные в Коране. Он будет соблюдать пост и не употреблять в пищу продукты не "халяль". Изменение культуры питания может сопровождаться личностными переживания, быть постепенным либо моментальным.
Философия культуры
Стригин М.Б. - Табу на духовный инцест: оправдание антропного принципа c. 104-116

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33141

Аннотация: В статье предпринята попытка показать, что эволюция культуры изоморфна эволюции жизни и, соответственно, такой изоморфизм можно взять в качестве базовой метафоры для исследования эволюции культуры. Такое исследование позволяет эксплицировать ключевые процессы культуры, незаметные для других методов, и предложить алгоритмы корректировки этих процессов. Опираясь на то, что жизнь, благодаря воздействию изолирующих механизмов природы, постоянно образует различные таксоны, в которых эволюция быстро замирает, мы доказываем, что изоляция культурных мемов ведёт к их вырождению. В свою очередь, появление некоторых табу, таких как табу   на инцест, заставляет таксоны перемешиваться, что вновь ускоряет эволюцию и приводит к структурным революциям. Такой эволюционный паттерн можно описать при помощи метафоры Фрейда из одноимённой книги «Тотем и табу». Тотемность эксплицирует телеологичность эволюции, как необходимость объединения всех таксонов в один. В работе показано, что в культуре уже сейчас сформирована множественность «семантических таксонов», которые требуют объединения или по крайней мере взаимодействия друг с другом – такие взаимодействия должно стимулировать табу на «духовный инцест» – ограничение эволюции внутри одного семантического таксона.
Историческая культурология и история культуры
Суходольская Е.С. - Роль культуры в сохранении этнической идентичности армян в V веке c. 117-126

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33576

Аннотация: Предметом статьи выступает культурная деятельность армян в V веке, направленная на сохранение народного единства в условиях потери государственности и усугубившемся положением населения Восточной и Западной Армении.Объектом исследования выступают армянские деятели V века, оказавшие влияние на культурное развитие региона в изучаемый период.Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как создание национальной письменности, распространение образования и появление национальной литературы, развитие архитектурной мысли. Особое внимание уделяется роли церкви в развитии культуры этого периода, и, как следствие, появившимся номоканонам, ставшими правовой основой светской и церковной жизни. Научная новизна исследования определяется новым в исторической науке направлением, связанным с исследованием этнической идентичности. В медиевистике данное проблемное поле представляет особую значимость, так как народы и государства в это время нередко сталкиваются с потерей независимости и вынужденной утратой государственности, что усложняет процессы этнического самоопределения населения.В работе анализируются источники, описывающие культурное развитие как Восточной, так и Западной Армении, позволяющие говорить о степени сохранения этнического самосознания народа, его единения перед угрозой ассимиляции и потери самобытности.Выводы, сделанные в работе, позволяют судить о значимости культурного развития для формирования, сохранения и развития этнической идентичности народа в условиях угрозы ассимиляции или насильственной интеграции.
Архитектура и дизайн
Григорьева М.Б. - Ведущие проектные методы интерпретации традиционной культуры в формировании художественного образа среды (на примере современных общественных интерьеров Крыма). c. 127-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.3.33193

Аннотация: Предметом исследования является образное и стилистическое решение современных общественных интерьеров, расположенных на территории Крыма (отелей и предприятий общественного питания), выполненных в этнической стилистике. Актуальность вопроса обусловлена тем, что использование компонентов традиционной культуры, как основополагающих в построении образа общественного пространства в последнее десятилетие, приобретает особую значимость. В первую очередь это связано с актуализацией интереса к традиционной народной культуре: аутентичной кухне, фольклору, окружающему пространству, что в свою очередь является определенным ответом человечества на глобализационные процессы, происходящие в современном мире. Цель исследования — выявить и детерминировать ведущие проектные методы формирования этнического образа общественного пространства на примере объектов, расположенных на территории Крыма. Исследование строится на анализе объектов предприятий общественного питания, гостиниц и отелей, как наиболее выразительных с художественной точки зрения.        Научная новизна заключается в комплексном анализе общественных объектов с ярко выраженной стилизацией среднеазиатского искусства. Детерминация художественных приемов обеспечивает системный подход в оценке художественной ценности современных общественных пространств. Создание образа рассматривается с точки зрения композиционных методов, которые в свою очередь становятся базисом для дальнейшего оформления и декорирования среды. В результате исследования выявлены два ведущих метода формирования образа: ретроспективизм и авторская стилизация. Установлено, что в аспекте восприятия реципиентом оба метода имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Практическая значимость исследования состоит в формировании возможных оценочных категорий, при анализе творческих подходов авторов к реализации этно-тематики при проектировании среды.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"