Человек и культура - номер 6 за 2019 год
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2019
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 06-01-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2019
Экранная культура и экранные искусства
Семенчук С.А. - Форма саморепрезентации: актерские работы Б. В. Барнета в фильмах «Однажды ночью» (1944) и «Подвиг разведчика» (1947) c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31176

Аннотация: Предметом данного исследования являются актерские работы Б. В. Барнета 1940-х годов. Кинорежиссер Б. В. Барнет, начинавший свой путь в кино в качестве «натурщика» мастерской Л. В. Кулешова, активно снимался в фильмах 1920-х годов. Однако две самые крупные роли он сыграл в двух своих фильмах периода 1944-1947 годов. В фильмах «Однажды ночью» и «Подвиг разведчика» Барнет предстает в нетипичной роли офицера немецкого командования, то есть в «образе врага». Смену парадигмы актерского пути Барнета рассмотрена в контексте раннего периода творчества, его биографии, истории создания фильмов. Для достижения цели использован семиотический, контекстуальный, историко-сравнительный и антропологический подходы. В процессе изучения материала автор исследования пришел к выводу о принципиальных различиях в создании образов, сыгранных Барнетом в его фильмах: роль в «Однажды ночью» представляется ключевой работой в актерской фильмографии мастера, а роль в картине «Подвиг разведчика» - производственной необходимостью, в полной мере не отражающей мировоззрение режиссера.
Актуальный вопрос
Михеева А.А. - Русский православный приход в современной Швеции c. 8-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31598

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли прихода во имя св. Сергия Радонежского Русской православной церкви Московского патриархата (далее - РПЦ МП) в г. Стокгольме в процессе адаптации и интеграции русских мигрантов в новое для них общество. При этом учитывается контекст современной религиозной ситуации в Швеции, в том числе развитие русских православных общин за пределами Стокгольма, ортодоксальность православия, а также история и текущее состояние русской диаспоры в "стране викингов". Определяется, как выделенные американским исследователем Чарльзом Хиршманом функциональности религиозных общин - "убежище", "респектабельность" и "ресурсы" - реализуются в Сергиевском приходе. Используются методы включенного наблюдения, полуструктурированного интервью, комплексный анализ источников (приходских документов, статистических данных, аудио и видеозаписей интервью и богослужений, полевого дневника, опубликованных интервью, материалов шведских русскоязычных сайтов и форумов). Опыт прихода РПЦ МП в адаптации русских мигрантов в шведском обществе исследуется впервые. Впервые же внимание уделяется богослужению, подбору певческого репертуара в контексте исследуемой проблемы. Делается вывод, что Сергиевский приход играет типичную для религиозных общин роль в адаптации иммигрантов первого-второго поколений. Он способствует социализации и преодолению фрустрации, кризиса идентичности, ощущения изоляции и подобных психологических состояний (через функциональности «убежище», «респектабельность», частично «ресурсы»). Прихожане и духовенство видят свою миссию в сохранении русской культуры и языка: покинувшие родину оказываются патриотами. Это отчасти препятствует интеграции русских православных мигрантов в шведское общество. Своеобразие положения прихода РПЦ МП в Швеции раскрывается во взаимодействии с окружением, метрополией и в богослужебной практике.
Культура и культуры
Вечерина О.П. - Репрезентация телесности в тамильском каноне шайва-бхакти c. 24-34

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31626

Аннотация: Предмет исследования - феномен телесности и изменение модели тела в тамильском шайва-бхакти. Автор рассматривает значимые вариации этих практик, представленные в текстах канона «Панниру тирумурей». Описание пути к Богу как индивидуальной практики одного бхакта составляет содержание «Тирувасахам» Маниккавасахара (8-я часть канона), тогда как детальное описание и классификация различных вариаций пути с подробными рекомендациями по совершенствованию тела адепта содержатся в «Тирумандирам» Тирумулара (10-я часть канона). На основе сравнительного анализа текстов канона показано, как формировалась новая модель тела бхакта, которая привела к изменениям в ритуале и иконографии храмового убранства. Основные выводы. В творчестве тамильских поэтов-бхактов VI-IX веков складывается новое представление о Шиве и новая модель тела адепта. Собственное тело при этом сначала воспринималось как препятствие к освобождению. Крайние формы такое отношение приняло в творчестве Маниккавасахара. Тирумулар описал новую модель тела адепта как главного инструмента для достижения мукти. Дальнейшее развитие этой модели привело к развитию йогических и алхимических практик в традиции сиддхов с целью обретения бессмертного, совершенного, не подверженного порче тела. Визионерские представления бхактов привели к радикальной трансформации иконографической системы шиваитского храма, осуществленной чольскими правителями в X-XII веках.Тамильскими бхактами был создан универсальный комплекс духовных практик по работе с телом, а через трансформацию тела — с сознанием. Эти практики не только не утратили своей актуальности и практической применимости, но и стали широко известным за пределами региона.
Архитектура и дизайн
Чан С. - Средовой дизайн и смежные дисциплины c. 35-46

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31573

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимосвязи между средовым дизайном и смежными дисциплинами, под которыми подразумеваются дизайн архитектурной среды и ландшафтная архитектура. Исследование построено на источниках российских и китайских авторов. Статья состоит из пяти частей. В первой из них изучен вопрос о классификации средового дизайна и смежных специальностей в системах образования России и Китая. Во второй части указывается на особенности развития академической дисциплины «средовой дизайн» в упомянутых странах. В третьей и четвертой частях подчёркиваются черты сходства и различия между дизайном среды, ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. В заключении сформулированы выводы по материалам статьи. Основными стали методы сравнительного анализа, применявшегося при изучении указанных сфер деятельности, а также системного анализа, необходимого при исследовании образовательных структур разных стран. В статье автор говорит о «художественной» специфике средового дизайна как академической дисциплины, относящейся к области образования «искусства» в Китае и России. Специальности «дизайн архитектурной среды» и «ландшафтный дизайн» включены в сферы «инженерного дела» и «сельского хозяйства». Несмотря на то, что три изучаемых в статье дисциплины исследуют среду как культурно-ценностное пространство, отличия в их классификации в системе образования формируют разницу между ними в отношении подготовки студентов.
Культура и власть
Руцинская И.И. - Типология образов Сталина в советском искусстве послевоенной эпохи c. 47-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31689

Аннотация: Произведения советского изобразительного искусства 1940-х – начала 1950-х годов, посвященные Великой Отечественной войне, были встроены в жесткую иерархическую систему. Высшие позиции в ней, естественно, занимали изображения вождя. Требования официального заказа, как, впрочем, и собственные поиски художников – творцов сталинианы, предопределили разработку максимально большого количества сюжетов, призванных представить все ипостаси Сталина-полководца, все амплуа Сталина – «великого организатора победы». В итоге был сформирован своеобразный визуальный нарратив, основные эпизоды которого легко поддаются классификации. В статье впервые исследуются наиболее распространенные сюжеты и композиционные схемы, визуализировавшие миф о Сталине – гениальном стратеге и полководце. Источником исследования стали как широко известные, так и практически неизвестные произведения советской живописи и графики поздней сталинской эпохи, большинство из которых обойдены вниманием и искусствоведов, и культурологов. Иконографические трансформации сталинских образов рассматриваются в единстве с изменениями стилистики художественных произведений послевоенного времени.
Культура и культуры
Хабибуллина З.Р. - Практики использования цифровых технологий в мусульманском сообществе (на примере хаджа) c. 54-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31773

Аннотация: Статья посвящена проблеме инновативности традиционных религий и их совместимости с технологическими новшествами. На примере хаджа – одного из главных ритуалов ислама, рассматривается использование цифровых технологий в реализации ежегодного паломничества мусульман. Акцент был сделан на изучении процесса использования мобильных приложений хаджа, позволяющих как верующим, так и неверующим приобщиться к религиозному действию в виртуальном пространстве. Мобильный интерфейс позволяет каждому пользователю получить информацию о религии, священных текстах, культовых местах, содержит богословскую интерпретацию обрядов, ауди-визуальный контент. Исследование проводилось в мусульманском сегменте Интернета, был произведен контент-анализ информационного и дискуссионного контента, касающегося хаджа. Результаты исследования свидетельствуют о росте виртуализации ислама, расширении использования цифровых технологий в консервативном религиозном поле. Популярность цифровых фотографий, социальных сетей, «виртуального хаджа» среди пользователей Интернета способствуют росту коммуникативной активности и дискуссионной деятельности в мусульманском сообществе по вопросам «истинности» и необходимости использования информационных технологий верующими.
Экранная культура и экранные искусства
Лысова Н.А. - Телевизионный прием исторической реконструкции и реалити-шоу в жанре документального телевизионного сериала как форма сохранения культурной памяти c. 59-67

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31657

Аннотация: Сегодня все явственнее осознаются проблемы сохранения культурной памяти, актуализации культурного опыта и сохранения культурного наследия. Как ответ на тенденции «забвения», актуализируются механизмы саморегуляции культуры, усиливая ценностную и смысловую сторону традиций. Автор оперирует понятием «культурная память», трактуемым, вслед за Я. Ассманом, как особая форма возрождения и трансляции смыслов и ценностей культуры прошлого в настоящее. Предметом рассмотрения в статье явился популярный на сегодняшний день художественный прием исторической реконструкции с элементами реалити в документальном телевизионном сериале как одна из основных форм сохранения культурной памяти. Основанием для работы над статьей явились аксиологический и культурно-функциональный подходы, позволившие раскрыть функциональную ценность подобных телевизионных проектов для социальных и культурных процессов жизни современного общества. Новизна заключается в самой цели работы: изучение популярных телевизионных проектов, выстроенных по канонам жанра документального телевизионного сериала с задействованием приема исторической реконструкции и элементов реалити, как формы сохранения культурной памяти. Действенность таких проектов обеспечивается специфическим синтезом, с одной стороны, присущего современной массовой визуальной культуре тяготения к необычным, ярким, зрелищным образам, с другой – использования этого свойства в формировании исторически достоверной ситуации реального действия участников проекта, искреннего проживания ими коллизий уклада и особенностей взаимодействия, присущих прошлым временам. Тем самым содержание культурной памяти получает воплощение в материале, обладающем зрелищной эффективностью и, вместе с тем, передающем аутентичные смыслы и значения исторических явлений, актуальные для сохранения культурной идентичности в современном мире.
Культура и культуры
Лощенков А.В. - Институт буддийской диалектики: традиции и современность c. 68-83

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31801

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является история возникновения Института Буддийской диалектики и система буддийского образования в нем. Представлен полный перечь предметов изучения, а также названия текстов, которые идентифицированы по коллекции тибетских текстов, размещенных на электронном ресурсе TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Это открывает перспективы глубокого исследования традиции гелуг, распространенной в странах Трансгималайского региона, Монголии, России (Бурятия, Калмыкия, Тыва. Выявлена специфика внесектарного преподавания буддизма, и особенность тантрического образования в контексте философского курса обучения. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации. Для решения поставленных задач применены текстологические методы точного описания структуры образования. Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств, необходимой для получения буддийской ученой степени риме-геше (несектарный геше), в программе которого не только тексты гелуг, но и других традиций тибетского буддизма – ньингма, кагью и сакья. Это единственный институт, предоставляющий образование подобного рода. Это позволяет выпускникам выступать переводчиками как устных учений, так и текстов всех традиций тибетского буддизма. Особое значение исследование имеет для составления программы буддийского образования в светских учебных заведениях.
Этнология и культурная антропология
Федоров С.И., Яковлев А.И. - Трансформация культуры жизнеобеспечения у современных якутов (на примере охоты) c. 84-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31519

Аннотация: В статье поднимается вопрос современных социо-культурных процессов, конкретно трансформация традиционной культуры у якутов. Этот процесс охватывает все сферы повседневной жизни – рутину (занятость), а так же праздник (досуг). Трансформации подвергаются практически все стороны жизни человека, однако, как показали полевые наблюдения в Центральной и Западной части Республики Саха (Якутия), остается «островок», где трансформация проникает если не совсем, то крайне медленно и незаметно – это охота. В данной статье рассматриваются некоторые вопросы охотничьей деятельности у якутов на основе этнографических и полевых материалов, собранных на территориях Олекминского, Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского районов Республики Саха (Якутия). Полевые материалы были собраны путем включенного наблюдения, глубинного интервьюирования, аудио, фото и видео фиксации. В работе дан этнографический обзор методов охоты, а также некоторые обрядности и условности, связанные с охотничьей деятельностью в Якутии. В дополнение к этому, следует указать, что авторами исследования изложена характеристика изменений в традиционном промысле и отношение современных охотников к своей деятельности.
Социология культуры, социокультура
Цыдыпова Л.С. - Названия золотых приисков Баргузинского округа во II пол. XIX – нач. ХХ вв.: топологический аспект c. 91-97

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31295

Аннотация: Статья посвящена анализу названий золотых приисков Баргузинского округа в кон. 19 – нач. ХХ вв. Материалом исследования стали неопубликованные ранее архивные источники и полевые материалы автора 2018-2019 гг. По данным архивных записей Баргузинского округа рассмотрено около трехсот названий с учетом их местоположения, площади, данных владельца и дат регистраций участка. Названия золотых приисков Баргузинского округа изучались в контексте топологической традиции культурной географии. Проведена типология названий, выделены дифференцирующие факторы номинации социокультурного пространства в частной золотопромышленности. Рассмотрены связи отношений между субъектами золотодобычи сквозь призму названий приисков. Показаны характерные особенности номинирования приисков в контексте культурного ландшафта. Отмечен рост приисков и расширение типов их номенклатуры. Анализ названий приисков показал значимость золотодобычи в увеличении численности и укреплении баргузинской еврейской общины, растущую роль золотого промысла в жизнеобеспечении еврейских и русских крестьян. Рост их количества отражает расширение ареалов золотодобычи и прямо связан с миграционным процессом во второй пол. XIX в. Повторяемость названий указывает на массовое увеличение числа золотопромышленников и их роли в формировании топонимии. Система создания новых названий в меньшей степени заимствовала коренные топонимы края. Большинство из них возникло в результате переосмысления имени носителем языка.
Прикладная культурология
Ларионова А.В., Мещерякова Э.И., Ливенцова Е.Ю., Фахретдинова А.П., Костюкова Т.А. - Проблемы формирования средовой идентичности образовательных мигрантов (на примере города Томска) c. 98-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31846

Аннотация: Предметом исследования выступают технологии интеграции образовательных мигрантов в новую социокультурную среду города и университета. Авторы рассматривают проблему формирования средовой идентичности как условие повышения образовательной миграции в регионе. Цель исследования заключается в определении факторов, обусловливающих концентрацию образовательных мигрантов к новой социокультурной среде на примере университетов города Томска. Задачами исследования являлось изучение особенностей восприятия образовательными мигрантами города Томска и анализ механизмов, и анализ технологий адаптации образовательных мигрантов к новой социокультурной среде города. В качестве методов исследования выступали эссе о городе. Анализ результатов осуществлялся с помощью частотного и контент – анализа. Особым вкладом авторов в исследование является рассмотрение комплекса возможностей и направлений социокультурной адаптации образовательных мигрантов в регионе. На основе результатов двухэтапного исследования были выделены привлекательные и негативные факторы увеличения образовательной миграции в регион. Выделили основные направления работы для развития комфортной среды города как образовательного пространства.
Культура и культуры
Хороших П.П. - Mетание маута на хорей в структуре инициации в традиционной культуре эвенков c. 106-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28608

Аннотация: Статья посвящена исследованию физической инициации как элемента традиционной культуры коренных народов Севера России. Физическая инициация как показатель перехода мальчиков в состояние юноши, а затем и взрослого мужчины происходит в процессе овладения традиционными хозяйственными навыками представителей Севера, одним из которых является метание маута на хорей. Подтверждение физических навыков может свидетельствовать о том, что будущей мужчина способен выжить в суровых условиях Крайнего Севера. В процессе воспитания подрастающего поколения происходит передача знаний, а также навыков и умений метанию аркана как виду национальной хозяйственной деятельности. Процесс инициации включает в себя не только отработку физических навыков, но также и умение изготовить аркан для метания, что происходит в ходе обучения от отца к сыну. Для подтверждения своего статуса ребенок демонстрирует умение бросать маут в ходе различных соревнований, которые являются частью процесса этнопедагогической деятельности и позволяют оценить степень подготовки. Результаты полевых исследований показывают, что у различных возрастных групп процесс соревнований организован по-разному. Кроме этого, данные исследования актуализируют внимание на процессы влияния природы на культуру Севера.
Яйленко Е.В. - «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана из собрания Галереи Палатина: от Священного Писания до Пьетро Аретино. c. 114-121

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28860

Аннотация: Предмет статьи составляет картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» (середина 1530-х годов, Флоренция, Галереи Палатина), а основная исследовательская задача заключается в том, чтобы показать истоки авторского замысла и выявить возможный литературный прототип для него. Постановка вопроса в такой форме обусловлена отчетливо выраженными эротическими интонациями в картинном изображении, которые трудно примирить с религиозным содержанием произведения Тициана, если только не усматривать в столь контрастном противопоставлении эротики и благочестия осознанного стилистического приема. Поэтому речь идет о поиске возможного литературного прототипа, в котором присутствовал бы такой же содержательный контраст. Метод научного исследования заключается в поиске смысловых параллелей между содержанием «Кающейся Марии Магдалины» Тициана и современным ей сочинением Пьетро Аретино «О человеческой природе сына божьего» (1535). Основным результатом проведенного исследования следует считать установление сущности творческого метода Тициана при написании «Кающейся Марии Магдалины», который состоит в использовании стилистического приема антитезы, почерпнутого у Аретино. Его применение, выраженное в в контрастном противопоставлении преуспевающей блудницы ее же изображению в качестве кающейся грешницы, позволило оправдать присутствие эротических мотивов в картине в качестве выразительной антитезы ее душевному порыву к Богу.
Денисова З.М. - Монтаж в отечественном искусстве второй половины ХХ века c. 122-128

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31201

Аннотация: Объектом настоящего исследования является художественный феномен монтажа. Предметом исследования выступает проявление монтажа в отечественном искусстве второй половины XX века. В статье акцентируется, что монтажные принципы в различных формах и в разной степени присутствовали на всех исторических этапах эволюции искусства. Яркое проявление монтажных принципов в XX столетии, с одной стороны, оказывается результатом длительного и поэтапного развития всей его истории. Вместе с тем, именно условия, сложившиеся в отечественном искусстве XX века, позволяют сформироваться этому явлению в самостоятельный художественный феномен. Проявления монтажа рассмотрены автором в различных областях: поэзии, литературе, музыке, живописи. В статье исследуются особое «осознание хода времени», повлекшее формирование монтажных поливременных структур; тенденция художников к многостороннему раскрытию человеческой личности; стремление авторов к психологизации. Основные выводы проведенного исследования следующие. Монтажные принципы широко представлены в искусстве второй половины XX века. Во многом этому способствовала особая духовно-интеллектуальная среда этого времени. Проведенный анализ выявил характерные черты, свойственные монтажному типу построения художественного произведения. Это расчлененность художественного текста, синтаксическая обособленность монтажных структур, активизация внутреннего монолога, использование наплывов-воспоминаний, организация формы «с конца», внутреннее единение мозаичной конструкции и другие. Новизна настоящей статьи заключается в том, что феномен монтажа в отечественной культуре второй половины XX столетия впервые рассматривается в спектре различных видов искусств. На основании данного анализа автором статьи сформулированы общие принципы его функционирования.
Пупышева Н.В., Бороноев В.В. - Пульсовая диагностика тибетской медицины: влияние внешних стимулов на пульсацию c. 129-135

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31305

Аннотация: Предметом данного исследования является пульсовая диагностика тибетской медицины, ее способность улавливать изменения пульсации в точках пальпации на лучевой артерии человека для постановки диагноза. Опытный специалист по пульсовой диагностике тибетской медицины способен определить путем пальпации трех точек на каждом запястье пациента состояние двенадцати внутренних органов, трех систем и семи тканей организма. Информативность и точность этой методики дает возможность попытаться диагностировать состояние этих органов и систем с помощью компьютеризированной аппаратуры. Объектом данного исследования являются способы мягкого воздействия на человека с помощью определенных стимулов, способных вызвать предсказуемую ответную реакцию организма, которую может уловить пульсодиагностическая аппаратура. Таким удобным стимулом является свет определенной длины волны, который вызывает отклик в пульсации, связанной с определенными органами и тканями. В статье кратко описываются результаты тестовых измерений пульса при воздействии света. Для этих тестовых измерений пульса разработана методика, кратко описанная в работе. Для данных экспериментов выбраны синий и красный цвета как находящиеся на разных концах видимого диапазона светового спектра, при этом синий и красный цвета функционально четко связанны с определенными органами, как это описано в литературе по тибетской медицине. Воздействие света показало, что принципы пульсовой диагностики, описанные в классических трудах, могут быть верифицированы с помощью инструментальных методов. Подобные эксперименты помогают разработке программного обеспечения для пульсодиагносической аппаратуры, что доказывает возможность объективизации пульсовой диагностики тибетской медицины и разработки компьютеризированного прибора, который может стать дополнительным инструментом в клинической практике.
Кананерова Е.Н. - Проблема коллективизации в Прибалтийских республиках в советской историографии 1970-1980-х гг. c. 136-151

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31612

Аннотация: Объектом данного следования автора стало развитие советской исторической парадигмы. Предметом - развитие советской исторической науки в контексте изучения послевоенной коллективизации в Прибалтике в 1970-1980 гг. в условиях ресталинизации. Автор подробно рассматривает политические факторы развития историографии коллективизации в прибалтийских республиках, среди которых особое место принадлежит окончанию "оттепели" и прекращению ревизии сталинизма в 1970-1980-х гг. Особое внимание автор уделяет эволюции тематики и оценок в работах советских ученых. Автором были использованы как общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, типологизации и идеализации, так и собственно историографические принципы и методы: принцип историзма, проблемно-хронологический метод изложения, сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-системный, метод периодизации. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения. Аграрная историография коллективизации в прибалтийских республиках характеризуется односторонним толкованием официальных документов, субъективизмом, ограниченным изучением архивных документов. В рамках советской парадигмы сложился круг запретных тем, изучение которых грозило ей разрушением.Основным вкладом автора в исследование темы является выявление противоречия между подробными статистическими сведениями и идеологизированными выводами о характере коллективизации и "раскулачивания" в Прибалтике. Новизна работы заключается в том, что автор впервые проводит анализ советских исторических трудов исходя из современной парадигмы, опираясь на опыт изучения коллективизации 1930-х гг. историками научной школы В. П. Данилова.
Культура и власть
Грибов Р.В. - Хозяйственная культура СССР на примере кадровой политики в нефтегазовой промышленности Саратовской области (1960-1980 гг.). c. 152-157

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31637

Аннотация: Предметом исследования является трансформация хозяйственной культуры СССР под воздействием кадровой политики. Цель статьи – на примере формирования кадровой политики в нефтегазовой отрасли Саратовской области в 1960-1980-е гг. проанализировать основные черты хозяйственной культуры и выявить разрыв между экономическими целями и хозяйственными приоритетами в исторической перспективе в российском обществе. Изменение государственного строя или технологического уклада сопровождается трансформациями не только управленческих практик, но и более глубинных символических структур, связанных с таким понятием как хозяйственная культура. В работе применяется историко-типологический метод, который позволил выявить существенные признаки в рассматриваемых проблемах. Работа с архивами и документами производственных комплексов продемонстрировала наличие постоянного дисбаланса в кадровой политике между экономическими целями и хозяйственными приоритетами. Основные выводы в статье связаны с определением принципиальных барьеров, которые затрудняли формирование эффективной экономической ситуации в нефтегазовом комплексе указанного периода: 1. отсутствие квалифицированных кадров в условиях постоянных изменений материально-технической базы; 2. направление лучшего персонала на промыслы Западной Сибири и в страны социалистического лагеря в рамках социалистических обязательств; 3. постоянное участие сотрудников в непрофильной деятельности (субботники, съезды). Социалистическая система из-за бюрократизма, отсутствия качественного прогнозирования и неэффективного использования ресурсов приводила к разрушению традиционной для России хозяйственной культуры.
Культура и культ
Одинцов А.М. - Синтез светского и церковного влияния на процесс создания Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры c. 158-163

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28582

Аннотация: В статье рассматриваются светское и сакральное влияния на облик православного храма, которые формировали и дополняли его во время строительства. Предметом исследования является влияние культурно-исторического контекста XVIII-XXI вв. на главный собор православного мужского монастыря – Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Объектом исследования является главный храм обители – Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры как памятник истории и культуры. Особое внимание уделяется выявлению истоков художественного своеобразия и трансформации убранства на протяжении периода бытования памятника как основе реставрационных практик (на примере конкретного храма). Опыт такого анализа может лечь в основу методических рекомендаций по реставрации объектов культурного наследия религиозного назначения. Автор использует в качестве основных методов настоящего исследования историко-системный подход и искусствоведческий анализ памятника. Основным выводом проведенного исследования является то, что классицистический собор обрёл свой облик благодаря деятельности Императрицы Екатерины II и архиепископа Гавриила (Петрова),сообщая сторонникам разных мировоззрений – светского и сакрального – дух симфонии и взаимного примирения. Изучение художественного своеобразия собора и его популяризация сегодня обеспечивает понимание внебогослужебной (общекультурной) значимости Свято-Троицкого Собора Александро-Невской Лавры и способствует проведению комплексной научной реставрации.
Этнология и культурная антропология
Федорова А.Р., Слепцова А.А. - Отражение образа мамонта в духовной культуре народов Якутии c. 164-170

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31072

Аннотация: Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре народов населяющих Якутию. Мамонтовая фауна всегда, так или иначе, влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов. Эти представления сыграли достаточно существенную роль в духовной культуре народов Якутии и в данной статье проводится попытка изучения в их фольклоре архетипа мамонта как части этнической культуры. При изучении данной темы были использованы следующие методы исторического исследования: историко-генетический, сравнительный, системный и метод абстрагирования. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора, систематизации и анализа данных о роли мамонта в фольклоре народов Якутии, выявление категории образов, отражающих традиционные представления о мамонте и определение их региональных особенностей. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления о мамонте у народов Якутии можно разделить на две категории: более реалистичные восточные (у автохтонов Севера юкагиров и чукчей) и более фантастический западный (у якутов, эвенов и эвенков). В целом, мамонт для всех перечисленных народов является важным и сакральным животным, который имеет хтонические черты, но и несет в себе религиозные посреднические функции.
Историческая культурология и история культуры
Яйленко Е.В. - Nulla mulier buona: образ идеальной жены по данным морально-этических трактатов эпохи Возрождения. c. 171-189

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28171

Аннотация: В статье изучается комплекс воззрений на предназначение женщины и ее общественное положение, каким он отразился в содержании морально-дидактических трактатов эпохи Возрождения. В качестве исторических источников служат сочинения Джузеппе Пасси («Женские недостатки», 1599), Лукреции Маринелла («Благородство и совершенства женщин, и недостатки и изъяны мужчин», 1600) и Модераты Фонте («Достоинства женщин», 1591-2), а также других авторов, составлявших компендиумы о правильном ведении домашнего хозяйства или воспитании детей. Метод научного исследования заключается в выявлении в составе таких трактатов основополагающих тезисов, характеризующих распространенное отношение к женщинам, которое уточняется при сопоставлении с другими историческими источниками. Новизна работы заключается в том, что впервые в качестве исторического источника использован содержательный материал морально-дидактических и хозяйственных трактатов, помогающий выявить реалии повседневного существования женщины в эпоху Возрождения.Поскольку иногда автором таких сочинений бывали сами женщины-писательницы, обращение к ним позволяет понять, какими особенностями отличалось их собственное восприятие своего общественного положения.
Назанян К.Г. - Иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Антоний (Сорунков) (1859-?) и его вклад в сохранение и изучение церковных древностей c. 190-197

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28993

Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена возрождением интереса к деятельности Русской Православной Церкви и её истории в наши дни. Исследование сохранения отечественного культурного наследия православным духовенством основано на анализа личного вклада священника Кирилло-Белозерского монастыря. Предметом исследования являются идеи и проекты, предложенные в начале ХХ века иеромонахом Антонием (Сорунковым). Объектом исследования является социокультурная деятельность священнослужителя. Автор подробно рассматривает в статье факты биографии монаха, подтверждённые архивными и музейным документами, которые реконструируют описываемые события. Для научной разработки темы особое значение имеет применение деятельностного подхода в изучении истории культуры, в раскрытии личности и ее персональных стратегий поведения, в анализе проблемы соотношения коллективного и личностного в Русской Православной Церкви, концептуальных основ и исторических форм сохранения и изучения культурного наследия. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ всех выявленных документальных свидетельств об иеромонахе Антонии (Сорункове). Указанные документы архивов и музеев смогли смоделировать те события, которые повлияли на о. Антония как на будущего журналиста и собирателя. Неспособность смиренно реагировать на несправедливость действий окружающих, желание реформировать установленные порядки и увлечение созерцательно-охранительной стороной жизни привели к тому, что музей, создание которого он видел своей целью, не был создан. Сегодня часть личного музея иеромонаха Антония находится в музеях Санкт-Петербурга и Череповца, иллюстрируя крестьянский монастырский быт Русского Севера.
Петренко М.С. - В. М. Шукшин и односельчане: столкновение образов сельского мира (на материалах фильма «Печки-лавочки») c. 198-205

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31436

Аннотация: Объектом исследования является образ сибирской деревни в фильме В. М. Шукшина «Печки-лавочки». Предметом исследования является столкновение конструктов сельского мира режиссера и его односельчан в контексте волновавших Шукшина социальных проблем. Автор рассматривает фильм как инструмент конструирования новой реальности, посредством которой режиссер пытался визуализировать собственные размышления и выразить их посредством образов. Цель работы – выявить ключевые смысловые проблемы, вызывавшие озабоченность Шукшина, и сравнить с восприятием их односельчанами режиссера. Методы исследования: описательно-аналитический с использованием интерсубъективного подхода на основе конструктивистской парадигмы; метод сравнительного исследования. Результатом проведенного исследования стало обнаружение различных способов видения сельского мира, породивших столкновение образов сибирской деревни и конфликт пониманий социальных проблем Шукшиным и его односельчанами, через описание которых писатель-кинематографист пытался отразить специфику сибирской деревни и заострить внимание на негативных последствиях социальной трансформации, происходившей на селе в 1960-е гг.
Музыка и музыкальная культура
Шириева Н.В. - Хоровые сочинения Софии Губайдулиной в отечественных и зарубежных исследованиях c. 206-215

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28163

Аннотация: Творчество Софии Губайдулиной принадлежит к лучшим страницам антологии современной музыки. Несмотря на возрастающий исследовательский интерес к ее сочинениям, трудов, посвященных хоровым композициям Губайдулиной, существует немного, они представлены в различных источниках и до сих пор не подвергались комплексному изучению. Целью предпринятого в настоящей статье аналитического обзора стало выявление спектра музыковедческих подходов к изучению хоровой музыки композитора, которые, при существующих различиях, способствовали созданию целостной исследовательской картины этого пласта творчества Губайдулиной. Достижение поставленной цели потребовало применения автором компаративного метода научного исследования, а также использования системного анализа. Результатами обзора исследований хоровой музыки Губайдулиной, производимого по жанровому принципу, явились, во-первых, разделение вопросов, поднимаемых искусствоведами, на два блока – теоретический и практический; во-вторых, обнаружение эволюции роли хора в зависимости от масштаба сочинения. Выводом статьи стало заключение о перспективности изучения хоровых произведений Софии Губайдулиной в силу специфики хоровой фактуры, требующей пристального теоретического внимания и порождающей целый комплекс хормейстерских и исполнительских задач.
Савицкая Е.А. - Симфония, инструментальный концерт, concerto grosso в рок-музыке: к вопросам жанровой интерпретации и формообразования c. 216-225

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28933

Аннотация: Статья посвящена вопросам интерпретации инструментальных жанров академической музыки (concerto grosso, сюита, инструментальный концерт, симфония) в контексте стилевого диалога с роком, начавшегося на рубеже 1960-1970-х годов. В статье анализируются произведения «на стыке» рока и академической музыки, атрибутированные самими авторами (прежде всего рок-музыкантами) как «симфония», «концерт» и т. д. Рассматриваются стилевые особенности, выявляется, что в большинстве случаев на первый план выходят такие характерные для рока способы формообразования и развития музыкального материала, как ритмическое и мелодическое остинато, динамическое нагнетание, тембровое варьирование. Уделяется внимание вопросам единства цикла, интонационных и структурных связей в конкретных произведениях. Методология исследования сочетает музыковедческий и историко-культурологический подходы; автор опирается на труды М. Арановского, Т. Диденко, В. Конен, В. Сырова, А. Цукера и других учёных. В научный оборот вводится новый материал из области рок-музыки («Симфония для семи исполнителей» и «Концерт для пишущей машинки ре мажор» In Spe, «Concerto Grosso №1» Kostarev Group и др.), уточняются особенности жанровой интерпретации известных сочинений («Concerto for Group and Orchestra» Deep Purple). Делается вывод о том, что композиционные принципы рок-музыки и сам её звуковой материал сопротивляются «диалектичности» классического сонатного allegro, хотя функциональная нагрузка частей сонатно-симфонического цикла во многих случаях сохраняется. При этом важное значение получают доклассические типы многочастной композиции и связанные с ними принципы концертирования, контраста, игры.
От первого лица
Винюкова Н.В. - Священник на рубеже XIX-XX вв.: И.И. Фудель глазами современников c. 226-241

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.28437

Аннотация: В статье изучается корпус как изданных, так и неопубликованных воспоминаний о священнике и публицисте И.И. Фуделе (1864-1918) – фигуре, игравшей заметную роль в культурной жизни Москвы, однако обделенной вниманием исследователей. Предмет исследования - образ И.И. Фуделя в свидетельствах очевидцев. Цель работы - реконструировать портрет И.И. Фуделя и его социальные роли в восприятии мемуаристов. Автор предпринимает попытку определить черты личности и направления деятельности И.И. Фуделя, важные для его современников, характеризовать отношение к нему окружающих и особенности их восприятия. Работа написана в рамках микроисторического подхода. Используется историко-генетический метод и компаративный анализ (автор сопоставляет данные современников, раскрывая их в хронологической и тематической последовательности). Свидетельства современников позволяют реконструировать повседневность неординарного священника рубежа XIX-XX веков. Для очевидцев он предстает как отец, наставник, друг, духовник, издатель. В результате исследования складывается яркий портрет многогранной личности отца Иосифа, для всех вспоминающих служащего идеалом праведной и деятельной жизни. Делается вывод о привлекательности и многозначительности образа отца Иосифа для разных людей, о его высокой востребованности в церковной среде.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"