по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2019
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 07-11-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2019
Музыка и музыкальная культура
Токарев Н.А. - Преемники М.И.Табакова c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30156

Аннотация: Автором подробно рассматриваются периоды профессионального обучения исполнительскому искусству игры на трубе и деятельность педагогов-трубачей, работавших в Московской консерватории с 1930-х по 2005 гг. – учеников и последователей М. И. Табакова в Московской консерватории, различия их методик, нововведения, прослежена преемственность педагогических и исполнительских традиций, проанализированы их новаторства, педагогические и исполнительские принципы. В статью вошли как ранее известные сведения о педагогической деятельности Г. А. Орвида, С. Н. Еремина, Л. Н. Володина, Ю. А. Усова, А. Максименко, В. Ю. Юдина Е. Я. Фомина и Ю. Е. Власенко, так и еще не получившие своего освещения, которые обретены путем бесед и интервью с их коллегами и учениками. метод исследования был выбран комплексный, объединяющий в себе историко-хронологический метод, метод логического анализа, ретроспективный метод, хронологический метод, метод системного анализа, метод сравнительного и описательного анализа, метод типологии, аналитический, источниковедческий, исторический подходы к изучению документальных материалов, а также технологический подход. Новизна исследования заключается в в том, что впервые освещена в полном объеме работа преемников М. И. Табакова в Московской консерватории, проанализированы их творческая деятельность и педагогические принципы, как часть особого самобытного феномена русской музыкальной культуры, российского музыкального образования, части общемирового музыкального наследия.
Волков Д.В. - Ранние традиции игры на гуслях и современный статус инструмента. c. 11-26

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30847

Аннотация: В статье освещены традиции гусельного исполнительства от VI века до современности. В опоре на сохранившиеся документы анализируются аспекты искусства игры на гуслях в различные исторические периоды, а также выявляются несколько внутренне однородных традиций: эпическая, духовная, скоморошья, сословная XVII-XIX вв. Предметом исследования являются ранние традиции искусства игры на гуслях. Объект исследования – сохранившиеся документальные и литературные источники, повествующие об игре на гуслях с VI века по начало XX-го. Особое внимание уделяется взаимосвязям традиций с современным исполнительским искусством на инструменте гусли. Методология исследования комплексно объединяет в себе историко-хронологический метод, элементы исторической социологии, источниковедческий, методы анализа литературных текстов, метод сравнительного и описательного анализа, искусствоведческий метод типологии художественных традиций. Основной вывод проведенного исследования: игра на гуслях как древнейшее традиционное русское искусство была распространена во всех слоях общества, оказала большое влияние на русскую доклассическую и классическую музыку, способствуя развитию в ней эпического начала. Интерес к игре на гуслях возродился с новой силой в конце XX века, когда этот род исполнительства вошёл в сферу профессионального академического искусства. Новизна работы заключается в том, что впервые систематически рассматривается связь искусства исполнительства на гуслях с момента его зарождения и раннего бытования с практикой наших дней.
Культура и культуры
Андреева Е.В., Верховцева М.А., Петрова Т.Ю. - Обереги в символической и повседневной практике народа саха c. 27-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30987

Аннотация: Предметом исследования является изучение потенциала традиционных символов народа саха в сохранении культурной памяти и развитии социально-культурных процессов.Авторами анализируется роль традиционных символов народа саха в процессе формирования культуры как основы развития и выживания этноса, рассматривается функционирование традиционных символов народа саха, а именно, оберегов, в современной социокультурной среде, проведена классификация оберегов как знаков (по Ч. Пирсу). Особое внимание авторы уделили изучению повседневной практики использования оберегов различными категориями населения Республики Саха (Якутия), в том числе молодежью, выявлены характер и роль традиционных национальных символов в развитии социально-экономической сферы Республики Саха (Якутия). Методами исследование является теоретическое изучение культурологического, этнографического материала, изучение и наблюдение повседневной практики использования обереговых символов различными категориями населения, проведение социологического опроса по теме исследования, анализ результатов исследования. Основными выводами исследования являются: обереги как символы традиционной культуры народа саха в настоящее время выступают инструментом адаптации (защиты), позволяющим сохранить внутреннюю стабильность, придать уверенность, приспособиться к меняющимся внешним и внутренним условиям развития общества; обладая, как всякий символ, многофункциональностью, обереги в системе традиционных символов способны выступать средством передачи и сохранения культуры и культурной памяти, при условии грамотного их включения в контекст социальной и образовательно-воспитательной деятельности.
Культура и власть
Алексеев-Апраксин А.М., Богданова Р.Ю. - Современные проблемы моногородов и их кластерная история c. 34-44

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.31068

Аннотация: Статья посвящена моногородам и возможностям решения их проблем, в том числе при помощи кластерной модели развития. Актуальность данной темы обусловлена катастрофическим состоянием моногородов России и необходимостью поисков путей выхода из сложившейся ситуации. Правительство Российской Федерации активно поддерживает разработку специальных программ и проектов по поддержке моногородов, однако большинство из предпринятых мер показали свою несостоятельность. В статье рассматривается история становления моногородов, средства их территориальной организации и применяемые способы регионального развития. Опираясь на официальные статистические данные, авторы обращают внимание на то, что в современных условиях становится невозможным развитие только экономической сферы, без учета социальных, географических, культурных, экологических и прочих факторов. В работе показаны необходимые условия развития моногородов, возможности их актуализации и перспективы. Делается вывод о необходимости предоставления жителям возможности для самоорганизации, кластерные возможности выхода из кризиса, необходимости изучения культурного потенциала того или иного топоса и поиска подходов к его разностороннему развитию.
Прикладная культурология
Травин И.А. - Культурная преемственность декоративных узоров как маркер проживания древнесаамского населения на территории между Верхней Сухоной и Верхней Волгой c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.31156

Аннотация: Предметом исследования являются деревянный декор элементов жилых домов северо-запада Костромской области и декоративные орнаменты вышивки и декорирования одежды, применяемые саамами на северных территориях современного проживания народа. Также рассматривается декор предметов, созданных в период раннего расселения славян в регионе. Особое внимание уделяется примерам явного совпадения элементов. Ставится научная задача поиска подтверждений проживания древнесаамского народа на территории северо-запада Костромской области РФ с позиции культурной преемственности. Методом проведения работы является фиксирование элементов декора, проведение их непосредственного сравнения. Анализ полученных данных даёт понимание параллелей в элементах декора народа, покинувшего территорию много поколений назад и в распространённых на этой территории современных узорах другого населения. На основе анализа выстраивается цепь логических рассуждений. Для более широкого рассмотрения вопроса ареала расселения древнесаамского населения проводится анализ топонимов. Новизна данного научного исследования состоит в изучении преемственности декоративных узоров различных народов, проживающих в разное время в локально одном общем ограниченном географическом ареале. Результатом работы является получение визуального совпадения элементов декоративных саамских узоров и декоративной домовой резьбы, что даёт основания предполагать общее исторически основное культурное наследие в декоративно-прикладном искусстве. Логично следует предположение, что основа декоративного орнамента была создана одним народом, в данном случае, древнесаамским населением региона, который впоследствии мигрировал из региона. Вывод научной работы состоит в предоставлении ещё одного подтверждения проживания древнесаамского населения на территории северо-запада Костромской области, но уже с позиций культурной преемственности.
Культура и культ
Рубин В.А., Спиридонова Е.В. - Военно-мемориальное наследие в условиях государственной культурной политики советской эпохи c. 54-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.27877

Аннотация: Актуальность научной статьи продиктована малоизученностью вопроса культурной политики в сфере сохранения военно-мемориального наследия в переломный период отечественной истории, когда, с одной стороны, происходил отказ от многих дореволюционных побед и достижений, физическое уничтожение памятных мест и сооружений, связанных с именами выдающихся военачальников - дворян, а, с другой стороны, формировался целый пласт новых памятников в рамках проводимой политики монументальной пропаганды. Объект исследования - памятные места и сооружения. Предмет - государственная культурная политика в сфере сохранения военно-мемориального наследия в годы советской власти (1917-1991гг.). Концептуальные основания культурной политики современности и проблемы трансляции российских традиций сохранения культурного наследия исследуются О.Н. Астафьевой, О.Г. Аванесовой, С.Б. Синецким, О.В. Галковой и рядом других исследователей. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассматриваются вопросы развития культурной политики в сфере сохранения военно-мемориального наследия в советский период. Авторы уделяют внимание традиции увековечивания памяти при советской власти, ее отличительным и общим с дореволюционным периодом характеристикам.
Философия культуры
Северина Е.М. - Цифровой текст в пространстве современной культуры c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30967

Аннотация: Автор рассматривает проблему культурфилософского изучения текста в пространстве современной цифровой культуры, уделяя особое внимание анализу концепций текста в контексте взаимодействия культуры и языка. С опорой на текстоцентрические культурфилософские подходы - концепцию диалогизма М. М. Бахтина, постструктуралистскую практику деконструкции текста в концепциях Ж. Деррида и Р. Барта, феноменологическую концепцию новых медиа Л. Мановича автор предпринимает попытку выявить основополагающие принципы понимания феномена цифрового текста, а также изучения новых культурных практик в пространстве цифровой культуры. В качестве методологического основания исследования выступает когнитивный подход к культуре и языку, методологическая междисциплинарность Digital Humanities. Основу содержания исследования составляют результаты компаративного анализа концепций текста в различных культурфилософских системах в контексте осмысления взаимодействия мышления, культуры и языка, анализа функционирования текста в цифровую эпоху. В процессе исследования применялся аналитический, компаративистский, интроспективный подход, концептуальный и структурно-семиотический анализ. Проведенное исследование показало, что предметом культурологического изучения должна стать двойная логика функционирования цифрового текста. При этом автор полагает, что понятие гипертекстуальности играет особую роль в понимании цифрового текста, а деконструктивистская практика чтения-письма переходит на уровень «материальной интервенции» читателя в цифровой текст, превращая его в бесконечную автокоммуникацию Автора-Читателя, опосредованную логикой компьютерного интерфейса, язык которого выступает в роли нового культурного метаязыка, организуя специфическим образом передаваемую информацию и оказывая влияние на функционирование текста как культурного объекта и его восприятие пользователем.
Этнология и культурная антропология
Шараева Т.И. - «Когда говорят о свадьбе, то даже и иссохший череп катится» (к вопросу о значении бараньей головы в свадебных обрядах) c. 73-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.27474

Аннотация: предметом исследования в статье является семантика головы барана в свадебной обрядности калмыков. В традиционном свадебном комплексе посредством головы барана совершается подношение различным покровителям, предкам и солнцу, дарующим достаток и хорошую жизнь. Обрядовые действия с выбрасыванием бараньей головы через дымоход у тюрко-монгольских народов были направлены на испрашивание благополучной жизни молодоженов в будущем, чадородия, освящение очага жилища. В культурных традициях считалось, что баран имеет «солнечную» природу, обладает ее очищающей, защитной и плодоносящей силой. В исследовании применяется сравнительно-сопоставительный, проблемный подход. Кроме того, применяется семиотический подход при рассмотрении отдельных элементов обрядов и их интерпретации. Сделаны выводы, что обозначение солярного символа маслом на лбу невесты у калмыков в настоящее время коррелируется с представлением о «солнечной природе» барана, его жертвенном предназначении в обрядах подношения, перерождения и испрашивания покровительства, обрядовой «замене» человека. Подношение бараньей головы с надрезами представителям старшего поколения было связано с культом предков и с понятием «открытия» сакральных каналов для достижения наилучшего контакта через ритуальные действия.
Историческая культурология и история культуры
Шапиро Б.Л. - Русская конница на рубеже веков: Belle Époque или Fin de Siècle? c. 82-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30802

Аннотация: Рубеж XIX–XX вв. — один из самых противоречивых периодов в истории русской конницы. В это время ее развитие проходило под влиянием пограничных по отношению друг к другу культур: Belle Époque, выражающей идею расцвета, и культуры Fin de Siècle, естественным образом связанной с декадентскими настроениями культурного перелома. Конфликт двух полярных тенденций обозначил несколько направлений развития, которые максимально обострились к концу исследуемого периода. Своеобразным катализатором развития послужило поражение в Русско-японской войне, усилившее пессимистические настроения. Методологической основой исследования является историко-системный метод: он используется для раскрытия вопроса как совокупности взаимосвязанных событий, явлений и объектов, из взаимодействия которых складывается определенная форма русской военной культуры. Метод периодизации используется для обозначения этапов исторического развития этой культурной формы. Структура работы сформирована по проблемно-хронологическому принципу изложения. В научный оборот вводятся материалы, позволяющие не только проследить историческое развитие русской конницы на рубеже XIX–XX вв., но и заявить о ней как о культурной форме, подверженной тому же конфликту перелома веков, как и другие, "мирные" культурные формы. Результаты исследования также позволяют рассматривать историю развития русской конницы в условиях культурного перелома их не только как часть российской военной истории, но и как часть культурной истории России.
Культура повседневности
Сбитнева А.М. - Клубы Раннего Средневековья как компонент движения исторической реконструкции в современной России c. 94-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.27526

Аннотация: Объектом нашего исследования стали клубы исторической реконструкции подмосковных городов Раменское, Жуковский и Томилино, занимающиеся периодом раннего Средневековья – IХ – ХI вв. Предмет – особенности и тенденции в деятельности КИР. Мы выделяем следующие конкретные задачи: выявить причины выбора россиянами исторического периода для реконструкции, понять соотношение идеологии «Исторической реконструкции» (Древняя Русь) и православия, определить место клубов исторической реконструкции в молодежных объединениях и течениях, влияние клубов исторической реконструкции в молодежных (и других) объединениях и течениях. В нашей работе мы использовали два метода исторических исследований: метод включенного наблюдения и проведение интервью по методу устной истории. Источниками статьи стали: материалы собственных наблюдений и анкеты проведенных опросов участников («Белая рысь» г. Жуковский, «Лучезар» г. Томилино, «Наследие предков» г. Раменское), а также зрителей средневековых фестивалей. В 2000-2010-е годы в России вышло немного работ, в которых изучаются движения исторической реконструкции (А.А. Турыгин, Е.А. Харитонов и А.В. Фахрутдинов, Н. С. Божок, С.И. Поляков). Есть исследования, которые касаются именно КИР, специализирующихся по средневековой эпохе (Е.В. Быкова, Е.Ю. Мокерова, А.И. Дик, В.О. Федяева, Д.В. Фролов и др.). Между тем средневековые клубы Подмосковья до сих пор не были предметом научного изучения. В этом новизна статьи.
Искусство и искусствознание
Колпецкая О.Ю., Спиридонова Н.С. - «Реставраторский» спектакль Л. Мясина – О. Респиги "Лавка чудес" на музыку Дж. Россини c. 105-112

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.31031

Аннотация: Статья посвящена истории создания балета «Лавка чудес» («Boutique fantasque»), премьера которого состоялась в Лондоне в 1919 году. Над спектаклем работали выдающиеся представители разных видов искусств Леонид Мясин, Отторино Респиги, Андре Дерен. Этот блистательный союз творческих людей возник благодаря инициативе и организаторскому таланту известного русского антрепренера Сергея Дягилева, ему же принадлежала идея возродить балет Й. Байера «Фея кукол», но в иной хореографической и музыкальной интерпретации. Музыкальный материал балета основан на фортепианных пьесах Дж. Россини из сборника «Péchés de vieillesse» («Грехи моей старости»), оркестрованных О. Респиги. Рассматриваемая тема открывает возможность целенаправленного изучения такого явления в искусстве как «реставраторский» спектакль (О. Брезгин), что представляется весьма актуальным в связи с междисциплинарными научными исследованиями. Методологической основой статьи явились труды отечественных и зарубежных ученых, деятелей балетного театра, чьи работы напрямую или опосредованно касаются заявленной темы.
История искусств
Скворцова Е.А. - Аллегорическая программа «Портрета царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны» из Чинарового кабинета дворца Марли в Петергофе c. 113-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30619

Аннотация: В статье предпринята попытка расшифровать аллегорическую программу недавно введенного в научный оборот «Портрета царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», который был исполнен в 1721‒1723 гг. работавшим при дворе Петра I французским художником Луи Караваком (1684, Марсель‒1754, Санкт-Петербург) для Чинарового кабинета дворца Марли в Петергофе, о котором можно судить по фотографии из Научного архива ГМЗ «Петергоф» и копии кисти неизвестного мастера из Музея изобразительных искусств Республики Карелии в Петрозаводске. Атрибуты моделей интерпретируются в контексте европейских традиций эмблематики и иконографии, которые были известны в России. Заказанный для приватного интерьера, портрет отвечал своему предназначению украшать личное пространство государя. В изображении нежно любимых Петром дочерей использована символика и композиционное решение, восходящие к распространенному варианту аллегорической иконографии понятия Pax (мир) в виде пары женских фигур с соответствующими атрибутами, которая была актуальна для России в связи с победоносным завершением Северной войны и востребована в заказанной в 1723 г. С. Рагузинским по прямому указанию Петра П. Баратта скульптурной группе. Торжества в честь заключения Ништадского мира в начале 1722 г. в Москве совпали с тезоименитством Анны, тогда же было объявлено и о совершеннолетии Елизаветы. Создание портрета могло быть связано с преподнесением дочерям Петра титула «цесаревен». Не исключено, что доминирующая роль Анны в портрете может быть связана не просто с ее старшинством, но и с планами о том, что она станет продолжательницей династии.
Архитектура и дизайн
Соколова М.В. - Викторианский загородный дом как зеркало викторианского образа жизни c. 121-130

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.27546

Аннотация: Статья посвящена социальному аспекту в истории британской усадебный архитектуры. Рассматривается планировочная структура викторианского загородного дома, которая, на взгляд автора, достаточно точно отражает определенный образ жизни, характерный для английского лэндлорда викторианского времени. Детально характеризуются две главные составляющие английского усадебного дома: так называемый основной блок и служебные помещения. Подробно изучается, как структурируется каждая из указанных частей и каким образом их элементы оказываются задействованными в повседневной жизни владельцев усадьбы. Помимо такого традиционного для искусствоведения метода, как формальный анализ, автор прибегает к детальном изучению планировочных решений, использует историков-культурный метод. Несмотря на то, что Викторианский усадебный дом нередко становился предметом детального изучения, по сей день достаточно редко осуществляются попытки проследить взаимосвязь его архитектурного решения и особенностей образа жизни определенного социального слоя в определённую эпоху. Прагматизм мышления, характерный для эпохи позитивизма, рождает стремление найти максимально рациональное решение, соответствующее запросам викторианской семьи.
Чан С. - Проект «Танец листьев» – пример организации выставочного пространства в рамках дизайна окружающей среды c. 131-145

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.5.30991

Аннотация: В статье уделяется основное внимание различным методам создания выставочного пространства как особой художественной формы интерактивного взаимодействия. Исследование выполнено на основе анализа авторского проекта «Танец листьев». Название связано с темой и визуальным содержанием выставки. Тема выставки посвящена роли фотографа и фотографий в современной жизни, в чем также заключается и социальная значимость проекта. Данная тема отражается в форме выставочных конструкций: они выполнены в виде деревьев и листьев, где фотограф сравнивается с деревом, дающим жизнь листьям – фотографиям. В данном исследовании описаны методы, с помощью которых был создан проект «Танец листьев». Помимо методов выставочного и средового дизайна, были применены разные технологические приемы, которые сделали выставку площадкой взаимодействия между выставочным пространством и человеком. В частности, одним из технологических приемов было использование различного светового оборудования. Кроме того, в данном исследовании показана роль методов социальной коммуникации при создании дизайнерских проектов. В результате анализа проекта «Танец листьев» был сделан вывод о том, что дизайн выставочной среды является платформой, соединяющей в себе искусство и технологии. Дизайн выставки – это не только явление в рамках одного мероприятия, это не просто площадка информационного и интерактивного взаимодействия между посетителями, посетителями и пространством, это также и феномен, который может иметь продолжение за границами конкретного места и времени и обладать функциональным значением в бытовой жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"