по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2019
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 09-09-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2019
Культура и культуры
Новосильцева О.В. - Русский мир США в 1991 – начале 2000-х гг.: общественно-культурная активность и диалог с Россией c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30218

Аннотация: Предметом исследования является эволюция институциональной структуры, социальной базы, идеологии, направлений и приоритетов деятельности общественных организаций российской диаспоры в США на рубеже ХХ – XXI веков. Основное внимание автор уделяет культурно-просветительным обществам, издательствам, гуманитарным фондам Русской Америки, установившим контакты с Россией в постсоветский период, а также новым общественным организациям, сложившимся в русскоговорящих сообществах Нью-Йорка, Сан-Франциско, Хьюстона и ряда других городов США в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Методология работы определяется фундаментальными принципами исторической науки – историзмом, научной достоверностью и объективностью. Статья выполнена с применением системного и контекстного анализа, сравнительно-сопоставительного и других общенаучных методов, а также специальных методов исторического исследования. Новизна заключается в выявленных автором тенденциях развития системы общественных организаций российского зарубежья в США в 1991 – начале 2000-х гг. Исследование показало, что в условиях проведения демократических реформ в России идеологическая составляющая в жизни Русской Америки отходит на второй план. Приоритетными направлениями общественной деятельности русско-американской интеллигенции становится культурный диалог с Россией, реализация гуманитарных и просветительных проектов на исторической родине. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в рамках русскоговорящих сообществ США складывается ряд новых общественных центров продвижения в Америке русского языка и культуры, принципы формирования и деятельность которых отражали социально-ментальный облик русских американцев начала XXI века, их заинтересованность в диалоге с Россией и международным миром российских соотечественников.
Экранная культура и экранные искусства
Степанова П.М. - Визуальная антропология как базовая часть партитуры роли в киноработах Федора Никитина 1920-ых гг. c. 12-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30347

Аннотация: Визуальная антропология рассматривается в статье с точки зрения использования основных доминант телесного аппарата актера в пространстве кадра, как партитуры архетипических образов, выстраиваемых режиссером-постановщиком, и личной телесности актера-исполнителя. В статье проведен анализ ролей Федора Никитина в фильмах Ф. Эрмлера второй половины 1920-ых гг.: Вадька Завражин («Катька – бумажный ранет» (1926) с Э. Иогансоном), Музыкант («Дом в сугробах» (1927), Кирик («Парижский сапожник» (1927), унтер-офицер Филимонов («Обломок империи» (1929). Использован метод культурной антропологии, автор опирается на труды М. Бахтина, М. Элиаде, К. Г. Юнга. Важнейшим является вопрос способа существования актера в кино, в статье впервые затрагивается проблема создания образа на экране на основе двух независящих друг от друга партитур: визуальная создается с помощью телесной природы актера и монтажных приемов режиссера и оказывает мощное влияние на зрительские эмоции; внутренняя основана на уникальной актерской природе и может быть автономна от создаваемого актером образа, выходит на уровень личного чувственного опыта актера. Подобные принципы работы актера и режиссера использовались, например, в 1960-ые гг. в театральной системе Ежи Гротовского. Автор приходит к выводу, что на данный момент сформулированы и зафиксированы основные принципы создания уникальных экранных образов, которые могут быть использованы в качестве базы для воспитания современного киноактера.
Культурное наследие, традиции и инновации
Карелина Н.А. - Аборигенный туризм как одно из направлений сохранения и развития культуры коренных народов Канады c. 20-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30482

Аннотация: Предметом исследования является развитие аборигенного туризма в Канаде как одного из важных направлений сохранения и развития культурного наследия ее коренных жителей. Аборигенный туризм в Канаде определяется деятельностью только тех туристических компаний и организаций, которые в большей степени принадлежат представителям коренного населения – индейцам, метисам или инуитам, управляются и/или контролируются ими. Основное внимание автор уделяет не только экономическим показателям развития данного вида туриндустрии, но и основным видам деятельности аборигенных туристических компаний, принципам их работы и перспективам развития с точки зрения устойчивого развития используемых территорий в целях развития и сохранения традиционных культурных практик и языка индейских общин. В проведенном исследовании широко используются общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительный подход, обработка статистической информации. Исследование показало устойчивое развитие аборигенного туризма в Канаде, увеличивающийся интерес как со стороны туристов, так и со стороны коренного населения. Основными факторами этого роста становится стремление туристов получить новый культурный опыт и знания, а также желание аборигенных общин улучшить свое социо-экономическое положение и направить дальнейшее развитие на сохранение традиционного хозяйственного уклада и родной культуры. В связи с этим отмечается ежегодное увеличение численности занятых представителей коренного населения и количества осуществляемых ими видов туристической деятельности. Подобный опыт имеет особую практическую значимость для разработки региональных программ поддержки и развития коренных малочисленных народов России.
Экранная культура и экранные искусства
Безенкова М.В. - Становление канонических элементов в российском кинематографе первого десятилетия XXI века c. 26-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30506

Аннотация: Предметом исследования статьи является трансформация экранного канона в российских фильмах первого десятилетия XXI века. В статье подробно проанализированы три новые тенденции в фильмах этого периода, обозначающие, по мысли автора, новые канонические черты российского кино. Первая тенденция - возникновение героя в фильмах, способного совершать поступки. Вторая тенденция касается формирования новой мифологической структуры прошлого, которая визуализируется в современных отечественных фильмах о войне. Третья тенденция связана с обозначение пространства жизни и функционирования героев, которая формирует новый облик экранной картины мира. Методологией исследования является киноведческий разбор обозначенных фильмов с точки зрения пластических и монтажно-динамических выразительных средств и формирования структуры жанра. Основными выводами проведенного исследования являются положения о формировании нового образа полноценного героя отечественного фильма, формировании нового канона запечатления пространственных элементов экранной среды и формировании новых закрепленных идеологем, направленных на структурную морально-нравственную основу зрительских установок. понятие канона обосновывается развитием образного языка фильмов заявленного периода.
Культура и культуры
Богданова М.В. - Социокультурные аспекты ритуала православного венчания в современной России c. 38-44

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30443

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является свадебный религиозный ритуал в современном православии.Предмет исследования - социокультурная структура свадебных ритуалов в современном православии.Особое внимание автором в статье уделяется экспериментальному исследованию конкретных ритуалов венчания , чтобы раскрыть специфику венчания как культурной системы. Необходимо подчеркнуть, что автор настоящей работы придерживается понимания религии как социокультурного феномена и считает изолированное исследование религиозных ритуалов, исключающее обращение к неритуальным практикам и внерелигиозным смыслам, непродуктивным. В основе данной работы лежит системный подход к изучению ритуальных практик. В рамках системного подхода использована совокупность следующих методов: метод контент-анализа, метод содержательного анализа, метод интервьюирования, метод герменевтической интерпретации, метод наблюдения, метод кейс-стади и метод сравнительного анализа. Новизна исследования обусловлена тем, что в нём впервые в отечественной и западной культурологии осуществлена попытка комплексного изучения современного православного свадебного ритуала венчания как культурной системы, которая функционирует в многослойном социокультурном контексте современности. Мы пришли к выводу, что представляется возможным разделить ритуалы венчания на следующие две группы: «венчание-праздник» и «венчание-таинство».В ходе наших наблюдений мы пришли к выводу, что значительное влияние на семантику ритуала венчания оказывает фактор его включенности или, напротив, невключённости в общий свадебный комплекс.Проведенный нами анализ доказал, что ритуал венчания как культурная система не является раз и навсегда зафиксированной ритуальной схемой, воспроизводимой без изменений в различных условиях.
Музыка и музыкальная культура
Токарев Н.А. - Современное исполнительское искусство игры на трубе в Московской консерватории. c. 45-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30204

Аннотация: Предметом исследования является современная исполнительская школа игры на трубе в Московской консерватории. В статье рассматривается современное профессиональное обучение исполнительскому искусству игры на трубе и деятельность педагогов-трубачей Московской консерватории с 1970 года по н/в. Прослежена эволюция современной исполнительской школы игры на трубе, выделены главные творческие принципы педагогов-трубачей Московской консерватории, отличия и сходство их методик и исполнительских принципов. В статье приведены, как ранее известные сведения об их творческой деятельности, так и еще не получившие своего освещения, которые обретены путем бесед и интервью. Метод исследования был выбран комплексный, объединяющий в себе иметод логического анализа, ретроспективный метод, хронологический метод, метод системного анализа, метод сравнительного и описательного анализа, метод типологии, аналитический, источниковедческий к изучению документальных материалов. Новизна исследования заключается в в том, что впервые освещена в полном объеме работа В. Новикова, А. Икова, А. Корнильева, В. Лаврика и Л. Гурьева в Московской консерватории, описаны различия их методик, нововведения, прослежена преемственность педагогических и исполнительских традиций, проанализированы их новаторства, педагогические и исполнительские принципы.
Теоретическая культурология и теория культуры
Кумакова Д.Б. - Художественное исследование и концепция «искусства как производства знания»: истоки и противоречия c. 55-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30629

Аннотация: Автор статьи выбрал в качестве объекта своего исследования современные художественные практики, оформившиеся в сфере искусства после 1960-х годов. Предметом исследования автора является специфика художественного исследования и концепции «искусства как производства знания». Основное внимание уделяется социальным истокам данного явления, которые автор видит в развитии нематериального труда и дематериализации произведения искусства. Так же в статье рассматриваются основные предпосылки формирования художественного исследования как практики искусства и выявляются его особенности. При подготовке статьи автором применяются общенаучные методы: концептуализации эмпирического материала, интерпретативный метод, метод системности в исследовании феноменов культуры, а также диалектический подход, позволяющий увидеть противоречия и разнонаправленные тенденции внутри изучаемого явления. Новизна заключается в выявленных автором основных характеристиках художественного исследования как арт-практики. Результатом, является многостороннее описание нового явления художественной жизни, при обозначении его влияния на художественную среду, а так же автором приведены примеры современных художественных исследований, реализованных в России за последние несколько лет.
Этнология и культурная антропология
Яковлева К.М., Прокопьева А.Н. - Якутский национальный костюм: поиск идентичности c. 62-70

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.28738

Аннотация: В статье рассматривается якутский национальный костюм, который начиная с 1990-х привлек особое внимание в Республике Саха (Якутия) общественности и научных исследователей. За последние четверть века якутский национальный костюм стал объектом различных экспериментов и реконструкций в процессе воссоздания национальных традиций. Такое особое отношение к национальному костюму показывает трансформацию этнической идентичности народа, которая проходила под влиянием исторических событий в стране и регионе, и на данный момент подошла к завершению. Теоретико-методологические основанием исследования в соответствии с его междисциплинарным характером, послужил ряд методов: системный, историко-типологический, культурно-исторический, социокультурный, этнографическое анкетирование и запись устной традиции через глубинное интервью, фото и видео фиксация. Проведенное исследование позволило выявить особое отношение к национальному костюму, некий скрытый диспут в обществе по поводу того, каким должен быть якутский национальный костюм. Важен уже не вопрос каким должен быть якутский национальный костюм, а каким образом этот вопрос связан с пониманием своей культурной, этнической идентичности и потребностью ее подчеркивания, с различением «свое-чужое».
Экранная культура и экранные искусства
Зайцев А.Я. - К вопросу о развитии российской анимации XXI века: проект «Гора Самоцветов» c. 71-78

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.29963

Аннотация: Данная работа посвящена развитию современной российской анимационной школы на примере конкретного проекта. Объектом исследования выступает проект (сериал) студии «Пилот» «Гора Самоцветов», созданный в 2004 - 2018 годах. Предметом исследования является художественное и техническое решение его визуального ряда. Автором рассматриваются основные идеи проекта в целом, его особенности, стилистическое и технологическое оформление отдельных фильмов проекта. Важным для анализа фактором выступает то, что изначально все создатели проекта были поставлены в равные условия: в основе драматургии должна была лежать сказка в авторском прочтении, был задан одинаковый хронометраж фильмов и в распоряжение авторов предоставлены одинаковые студийные ресурсы. Метод описания, используемый в работе, включает приемы наблюдения, сопоставления, обобщения и интерпретации. Для рассмотрения технологий, используемых в фильмах, был применен метод сбора статистических данных. Особый вклад автором в исследовании темы, а также ее новизна определяется тем, что в работе впервые осуществлен систематический анализ фильмов из цикла «Гора Самоцветов», снятых с использованием компьютерных технологий. Выбор фильмов продиктован их эстетической ценностью, оригинальностью и уникальностью художественных и технических средств для создания изобразительного ряда. Выявлены компьютерные технологии, применяемые в создании данного сериала. Основные выводы исследования затрагивают роль и вклад проекта в развитие российской анимации.
Стили, течения, школы
Девятов В.С. - Русская народная песня в сценических условиях и пути ее сохранности c. 79-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.29796

Аннотация: Статья посвящена современным проблемам бытования и сохранения народной песенной традиции в России. Отмечается место и роль русской народной песни в национальной культуре как произведения коллективного устного творчества, которое, бесспорно, отличается исключительным богатством и широким разнообразием. Целью статьи является анализ системных изменений, которые происходят в народно-песенной культуре в настоящее время, определение их причин и прогнозирование результатов выявленных характерных тенденций. Функционирование песенного фольклора в сценических условиях рассматривается как фактор трансформации народной музыкальной культуры. Автор в своем исследовании опирается на диахронический метод культурологического анализа. Нашли своё применение и иные методы изучения культуры, в частности, сравнительно-исторический и структурно-функциональный. В статье выявляются позитивные и негативные аспекты, связанные с инновационными процессами в народной музыкальной культуре; раскрывается исторический ракурс сценического воплощения народной песни; предлагается комплекс мер по сохранению и популяризации народного песенного искусства. Прослеживается мысль о том, что русская народная песня является важной составляющей культурного и исторического наследия России.
Музыка и музыкальная культура
Цингг И.В. - Эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке c. 91-99

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30123

Аннотация: Прогрессивное развитие инструментостроения повлияло на факт становления арфы одним из инструментов с виртуозным потенциалом. По этой причине предметом анализа в статье становится эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке.Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть специфику феномена эволюции арфы, а также особенности искусства игры на этом инструменте в исследуемый период. Теоретическая значимость подтверждается характеристикой понятий «эволюция арфы», «строение арфы», «особенности арфовой дидактики» в контексте истории философско-искусствоведческого знания. Практическая значимость подтверждается тем, что полученные результаты позволяют более широко понимать роль эволюции арфы, проследить соотношение строения инструмента с исполнительской практикой XVIII века. Методология работы предопределена целью и задачами исследования. Ее основой стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание понятия «эволюция арфы»; методы сравнительного анализа для определения взаимосвязи проблем универсальной истории европейской музыкальной культуры и концепции локальных культур, связанных с развитием игры на арфе. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые систематизация существующих знаний о вопросах эволюция арфы построена на изучении идеи универсальной истории музыки и концепции локальных культур посредством исследования музыкально-выразительных средств, строения и репертуара арфы в XVIII веке.Результатом работы стала констатация того, что эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке выступает неповторимым социокультурным феноменом, который проявляет себя через систему духовных ценностей и содержание духовной жизни многих народов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"