Man and Culture - 4 2019
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue 04/2019
Contents of Issue 04/2019
Culture and cultures
Novosiltseva O.V. - Russian world in the United States in 1991 early 2000s: sociocultural activity and dialogue with Russia pp. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30218

Abstract: The subject of this research is the evolution of the institutional structure, social base, ideology, trends and priorities of the activity of public organizations of the Russian diaspora in the United State at the turn of the XX – XXI centuries. Focus of attention is the cultural-educational societies, publishers, humanitarian foundations of the Russian America that has established relationships with Russia during the post-Soviet period, as well as the new public organizations formed within the Russian-speaking communities of New York, San Francisco, Houston, and other US cities in the late 1990’s – early 2000’s. The research methodology is based on the fundamental principles of historical science – historicism, scientific validity, and objectivity. The author also applies the systemic and contextual analysis, comparative and other special methods of historical research. The scientific novelty lies in determination of development trends of public organizations of Russian diaspora in the United States over the period from 1991 to the early 2000’s. The study demonstrates that in the context of conducting democratic reforms in Russia, the ideological component in the life of Russian America recedes into the background. The priority vectors of public activity of the Russian-American intelligentsia becomes the cultural dialogue with Russia, implementation of humanitarian and educational projects in the historical motherland. In the late 1990’s – early 2000’s, within the framework of Russian-speaking communities in the United States, appears a number of new social centers aimed at the promotion of the Russian language and culture in the United States, which activity reflected the socio-mental image of Russian Americans of the early XXI century, their interest in the dialogue with Russia and international world of the Russian compatriots.
Audiovisual culture and art
Stepanova P.M. - Visual anthropology as a basic part of the script of the role in screen performances of Fyodor Nikitin in the 1920s pp. 12-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30347

Abstract: Visual anthropology is viewed from the perspective of usage of the dominants of corporeal apparatus of the actor within a film frame, as a script of archetypical images structured by the filmmaker, as well as individual corporeality of the actor. The article analyzes the roles of Fyodor Nikitin in F. Ermler’s films of the late 1920’s : Katka's Reinette Apples (1926 with E. Ioganson), The House in the Snow-Drifts (1927), The Parisian Cobbler (1927), Fragment of an Empire (1929). The author applies the method of cultural anthropology, leaning on the works of M. Bakhtin, M. Eliade, and C. Jung. The article is firs to touch upon the problem of creating a screen image based on the two independent from each other scripts: visual is created using the corporeal nature of the actor and film editing approach of the director, and has powerful influence on the emotions of the audience; the inner is based on the unique actorly nature and can be autonomous from the created by an actor image, reaches the level of personal sensible experience of an actor. Similar principles of the work of actor and film director were also used in the theatre of Jerzy Grotowski in the 1960’s, The author concludes that the key principles for creating the unique screen images that can become the basics for a modern film actor have already been formulated and developed.
Cultural heritage, tradition and innovation
Karelina N.A. - Aboriginal tourism a one of the steps towards preservation and development of the culture of Canadas indigenous population pp. 20-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30482

Abstract: The subject of this research is the development of aboriginal tourism in Canada as one of the priority directions towards preservation and development of the cultural heritage of its indigenous population. Aboriginal tourism in Canada is define by the activity of such tourism agencies and organizations, which mostly belong to the representatives of indigenous people – First Nations, Métis, Inuit, managed and/or controlled by them. Special emphasis is made to the economic indicators of such type of tourism industry, as well as the core activities of aboriginal tourism agencies, their concept and development trends from the perspective of sustainable development of the territories used for preservation and promotion of the traditional cultural practices and language of the First Nations communities. The conducted research demonstrates the sustainable development of aboriginal tourism in Canada, escalating interest of tourists and the indigenous population. One of the key factors contributing to such increase becomes the tourists’ intention to obtain new cultural experience and knowledge, along with the desire of aboriginal communities to improve their socioeconomic situation and promote further preservation of the traditional economy and native culture. Therefore, the author underlines the annual increase in employment rate among the representatives of indigenous population and the range of tourist activities implemented by them. Such experience is of special practical importance for the creation of regional programs for support and development of the indigenous minorities of Russia.
Audiovisual culture and art
Bezenkova M.V. - The establishment of canonic elements in Russian cinematography of the first decade of the XXI century pp. 26-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30506

Abstract: The subject of this research is the transformation of the screen canon in Russian films of the first decade of the XXI century. The article meticulously analyzes the three new trends characteristic to the films of this period, which in the author’s opinion, reflect the new canonic features of Russian cinematography. The first trend – emergence of a hero able to take action. The second trend pertains to formation of a new mythological structure of the past, visualized in modern national war films. The third trend is associated with delineation of space and functioning of film characters, which forms a new look of a screen worldview. The main conclusion lies in the idea of formation of a new image of full-fledged hero, establishment of a new canon of capturing the spatial elements of screen environment along with the new ideologemes aimed at structural moral-ethical principles of the audience. The concept of canon is justified by the development of figurative language of the films of the first decade of the XXI century.
Culture and cultures
Bogdanova M.V. - Sociocultural aspects of the Orthodox wedding ceremony in modern Russia pp. 38-44

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30443

Abstract: The object of this research is the wedding religious ritual in the modern Orthodoxy. The subject of this research is the structure of wedding rituals in modern Orthodoxy. Special attention is given to experimental study of certain rituals of the wedding ceremony for revealing the specificity of Orthodox wedding ceremony as a cultural system. It is worth noting that the author adheres to the principle of understanding religion as a sociocultural phenomenon and believes that isolated study of religious rituals that excludes reference to non-ritual practices and non-religious values is inefficient. The scientific novelty consists in the first attempt within the national and foreign culturology to comprehensively study the modern Orthodox wedding ceremony as a cultural system that functions in a multilayered sociocultural context of modernity. The author concludes that it is possible to divide rituals of the Orthodox wedding ceremony into two groups: “festivity” and “sacrament”. It is underlined that significant impact upon the semantics of the Orthodox wedding ceremony is a factor of its inclusion, or on the contrary, non-inclusion into the overall wedding complex. The conducted analysis proves that the Orthodox wedding ceremony as a cultural system is not the once-and-for-all ritual pattern, reproduced without any changes under the various circumstances.
Music and music culture
Tokarev N.A. - Modern performing art of playing the trumpet in the Moscow Conservatory pp. 45-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30204

Abstract: The subject of this research is the modern performing school of playing the trumpet at the Moscow Conservatory. The article reviews the modern professional training in the art of playing the trumpet and the activity of pedagogues-trumpeters of the Moscow Conservatory since 1970 until now. The author traces the evolution of the modern performing school of playing the trumpet, highlights the basic artistic principles of the pedagogues-trumpeters of the Moscow Conservatory, similarities and differences in their methods and performing principles. The article provides the previously known information of their creative activity, as well as the new facts obtained through conversations and interview. The selected complex methodology combines the logical analysis, retrospective method, chronological method, systemic analysis, comparative and descriptive analysis, method of classification; analytical, and historiographical approaches towards studying documental materials. The scientific novelty consists in the detailed coverage of the work of V. Novikov, A. Ikov, A. Korniliev, V. Lavrik and L. Guryev in the Moscow Conservatory, description of similarities and differences in their methods, innovations, continuity of pedagogical and performing traditions and principles.
Theoretical culturology and the theory of culture
Kumakova D.B. - Artistic research and the concept of art as a production of knowledge: origins and contradictions pp. 55-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30629

Abstract: The object of this research is the contemporary artistic practices formed in the field of art following the 1960’s. The subject of this research is the specificity of artistic research and the concept of “art as a production of knowledge”. Main attention is given to the social origins of this phenomenon, which the author sees in the development of immaterial labor and dematerialization of the work of art. The article also reviews the basic prerequisites for the formation of artistic research as an art practice, as well as determines its peculiarities. In the course of this research, the author applies the general scientific methods, such as: conceptualization, empirical material, interpretative method, method of systematicity in studying cultural occurrences, as well as dialectical approach that allows detecting contradictions and multidirectional trends within the phenomenon under consideration. The scientific novelty consists in determination of the key characteristics of artistic research as an art practice. The research result lies in multidimensional description of the new phenomenon of artistic live along with its impact upon the artistic environment, as well as demonstration of examples of the recent artistic research conducted in Russia.
Ethnology and cultural anthropology
Yakovleva K.M., Prokopieva A.N. - Yakut traditional costume: the search for identity pp. 62-70

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.28738

Abstract: This article considers the Yakut traditional costume, which has attracted particular attention of the public and scholars in Sakha Republic (Yakutia) since 1990’s. For the past quarter of a century, Yakut folk costume became an object of the various experiments and reconstructions in the process of reviving national traditions. Such peculiar attitude on the traditional costume demonstrates the transformation of people’s ethnic identity, which developed under the influence of the national and regional historical events, and at this point has reached completion. The theoretical-methodological basis for this research in accordance with its interdisciplinary characters consists of the following methods: systemic, historical-typological, cultural-historical, socio-cultural, ethnographic surveying and recording of oral tradition trough in-depth interview, photo and video facts. The conducted research allowed revealing particular attitude on the folk costume, and certain hidden dispute in the society concerning of how the Yakut traditional costume should look like. This leads to an important question: how the look of the traditional costume relates to the understanding of native culture, ethnic identity and the need to show it with differentiation of the “native and foreign”.
Audiovisual culture and art
Zaitcev A.Y. - To the question of development of Russian animation of the XXI century: the project Mountain of Gems pp. 71-78

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.29963

Abstract: This work is dedicated to the development of the Russian animation school on the example of a particular project. The object of this research is the TV series “Mountain of Gems” created in 2004-2018 by the animation studio “Pilot”. The subject of this research is the artistic and technical solution of its visual imagery. The author examines the main ideas of the project, its specificities, stylistic and technical arrangement of separate films of the project. An important factor for this analysis is that initially all creators of the project were put into the equal circumstances: dramaturgy based on the tale read by the author, equal running time, and identical studio resources. The author’s special contribution to the research of this topic along with its novelty is defined by the development and implementation of systematic analysis of the films from the cycle “Mountain of Gems” made with the use of computer technologies. The choice of films is dictated by their aesthetic value, originality and uniqueness of artistic and technical means for creating visual imagery. The author reveals the computer technologies applied in creation of these TV series. The main conclusions emphasize the role and contribution of this project to the development of Russian animation.
Styles, trends, schools
Devyatov V.S. - Russian folk song in the scenic conditions and ways to preserve it pp. 79-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.29796

Abstract: This article is dedicated to the questions of existence and preservation of the folk song tradition in Russia. The author underlines the place and role of the Russian folk song within the national culture as a collective folklore notable for its profusion and diversity. The goal of this work consists on the analysis of systemic changes currently unfolding in the folk-song culture, identification of their caused and forecasting of results of the determined characteristic trends. Functionality of the song folklore in the scenic conditions is viewed as a factor of transformation of the folk music culture. In the course of this research, the author leans on the diachronic method of culturological analysis; as well as applies the comparative-historical and structural functional approaches. The article determines the positive and negative aspects related to innovation processes within the folk music culture; as well as suggests a set of measures aimed at preservation and popularization of the folk song art. The author underlines that the Russian folk song is an important component of the country’s cultural and historical heritage.
Music and music culture
Zingg I.V. - The evolution of harp in the context of instruments design, repertoire and performance art in the XVIII century pp. 91-99

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30123

Abstract: Progressive development of instrument design affected the establishment of harp as one of the instruments with potential for virtuosity. Therefore, the subject of this analysis is the evolution of harp in the context of instrument’s design, repertoire and performance art in the XVIII century. The goal of the research lies in the need to reveal on the theoretical level the specificity of the phenomenon of evolution of harp, as well as the peculiarities of playing harp during the period under review. The theoretical importance is substantiated by the characteristics of the concepts “evolution of harp”, “design of harp”, “peculiarities of harp’s didactics” in the context of the history of philosophical and art knowledge. The practical significance is acknowledged by the fact that the acquired results allow examining the role of evolution of harp in a broader sense, as well as tracing the correlation between the instrument’s design and performance practice of the XVIII century. The main research method became the method of analytical study of the sources to elucidate the logics and content of the concept of “evolution of harp”. The method of comparative analysis allowed determining the correlation between the problems of universal history of the European music culture and the concept of local cultures associated with the evolution of playing harp. The scientific novelty is that this article is first to systematize the existing knowledge on the questions of evolution of harp based on examination of the idea of the universal history of music and the concept of local cultures via studying the means of musical expression, design and repertoire of harp in the XVIII century. The author underlines that the evolution of harp in the context of instrument’s design, repertoire and performance art of the XVIII is a unique sociocultural phenomenon, manifesting itself through the system of spiritual values and the essence of spiritual life of multiple nations.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2019
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 09-09-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2019
Культура и культуры
Новосильцева О.В. - Русский мир США в 1991 – начале 2000-х гг.: общественно-культурная активность и диалог с Россией c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30218

Аннотация: Предметом исследования является эволюция институциональной структуры, социальной базы, идеологии, направлений и приоритетов деятельности общественных организаций российской диаспоры в США на рубеже ХХ – XXI веков. Основное внимание автор уделяет культурно-просветительным обществам, издательствам, гуманитарным фондам Русской Америки, установившим контакты с Россией в постсоветский период, а также новым общественным организациям, сложившимся в русскоговорящих сообществах Нью-Йорка, Сан-Франциско, Хьюстона и ряда других городов США в конце 1990-х – начале 2000-х гг. Методология работы определяется фундаментальными принципами исторической науки – историзмом, научной достоверностью и объективностью. Статья выполнена с применением системного и контекстного анализа, сравнительно-сопоставительного и других общенаучных методов, а также специальных методов исторического исследования. Новизна заключается в выявленных автором тенденциях развития системы общественных организаций российского зарубежья в США в 1991 – начале 2000-х гг. Исследование показало, что в условиях проведения демократических реформ в России идеологическая составляющая в жизни Русской Америки отходит на второй план. Приоритетными направлениями общественной деятельности русско-американской интеллигенции становится культурный диалог с Россией, реализация гуманитарных и просветительных проектов на исторической родине. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в рамках русскоговорящих сообществ США складывается ряд новых общественных центров продвижения в Америке русского языка и культуры, принципы формирования и деятельность которых отражали социально-ментальный облик русских американцев начала XXI века, их заинтересованность в диалоге с Россией и международным миром российских соотечественников.
Экранная культура и экранные искусства
Степанова П.М. - Визуальная антропология как базовая часть партитуры роли в киноработах Федора Никитина 1920-ых гг. c. 12-19

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30347

Аннотация: Визуальная антропология рассматривается в статье с точки зрения использования основных доминант телесного аппарата актера в пространстве кадра, как партитуры архетипических образов, выстраиваемых режиссером-постановщиком, и личной телесности актера-исполнителя. В статье проведен анализ ролей Федора Никитина в фильмах Ф. Эрмлера второй половины 1920-ых гг.: Вадька Завражин («Катька – бумажный ранет» (1926) с Э. Иогансоном), Музыкант («Дом в сугробах» (1927), Кирик («Парижский сапожник» (1927), унтер-офицер Филимонов («Обломок империи» (1929). Использован метод культурной антропологии, автор опирается на труды М. Бахтина, М. Элиаде, К. Г. Юнга. Важнейшим является вопрос способа существования актера в кино, в статье впервые затрагивается проблема создания образа на экране на основе двух независящих друг от друга партитур: визуальная создается с помощью телесной природы актера и монтажных приемов режиссера и оказывает мощное влияние на зрительские эмоции; внутренняя основана на уникальной актерской природе и может быть автономна от создаваемого актером образа, выходит на уровень личного чувственного опыта актера. Подобные принципы работы актера и режиссера использовались, например, в 1960-ые гг. в театральной системе Ежи Гротовского. Автор приходит к выводу, что на данный момент сформулированы и зафиксированы основные принципы создания уникальных экранных образов, которые могут быть использованы в качестве базы для воспитания современного киноактера.
Культурное наследие, традиции и инновации
Карелина Н.А. - Аборигенный туризм как одно из направлений сохранения и развития культуры коренных народов Канады c. 20-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30482

Аннотация: Предметом исследования является развитие аборигенного туризма в Канаде как одного из важных направлений сохранения и развития культурного наследия ее коренных жителей. Аборигенный туризм в Канаде определяется деятельностью только тех туристических компаний и организаций, которые в большей степени принадлежат представителям коренного населения – индейцам, метисам или инуитам, управляются и/или контролируются ими. Основное внимание автор уделяет не только экономическим показателям развития данного вида туриндустрии, но и основным видам деятельности аборигенных туристических компаний, принципам их работы и перспективам развития с точки зрения устойчивого развития используемых территорий в целях развития и сохранения традиционных культурных практик и языка индейских общин. В проведенном исследовании широко используются общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительный подход, обработка статистической информации. Исследование показало устойчивое развитие аборигенного туризма в Канаде, увеличивающийся интерес как со стороны туристов, так и со стороны коренного населения. Основными факторами этого роста становится стремление туристов получить новый культурный опыт и знания, а также желание аборигенных общин улучшить свое социо-экономическое положение и направить дальнейшее развитие на сохранение традиционного хозяйственного уклада и родной культуры. В связи с этим отмечается ежегодное увеличение численности занятых представителей коренного населения и количества осуществляемых ими видов туристической деятельности. Подобный опыт имеет особую практическую значимость для разработки региональных программ поддержки и развития коренных малочисленных народов России.
Экранная культура и экранные искусства
Безенкова М.В. - Становление канонических элементов в российском кинематографе первого десятилетия XXI века c. 26-37

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30506

Аннотация: Предметом исследования статьи является трансформация экранного канона в российских фильмах первого десятилетия XXI века. В статье подробно проанализированы три новые тенденции в фильмах этого периода, обозначающие, по мысли автора, новые канонические черты российского кино. Первая тенденция - возникновение героя в фильмах, способного совершать поступки. Вторая тенденция касается формирования новой мифологической структуры прошлого, которая визуализируется в современных отечественных фильмах о войне. Третья тенденция связана с обозначение пространства жизни и функционирования героев, которая формирует новый облик экранной картины мира. Методологией исследования является киноведческий разбор обозначенных фильмов с точки зрения пластических и монтажно-динамических выразительных средств и формирования структуры жанра. Основными выводами проведенного исследования являются положения о формировании нового образа полноценного героя отечественного фильма, формировании нового канона запечатления пространственных элементов экранной среды и формировании новых закрепленных идеологем, направленных на структурную морально-нравственную основу зрительских установок. понятие канона обосновывается развитием образного языка фильмов заявленного периода.
Культура и культуры
Богданова М.В. - Социокультурные аспекты ритуала православного венчания в современной России c. 38-44

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30443

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является свадебный религиозный ритуал в современном православии.Предмет исследования - социокультурная структура свадебных ритуалов в современном православии.Особое внимание автором в статье уделяется экспериментальному исследованию конкретных ритуалов венчания , чтобы раскрыть специфику венчания как культурной системы. Необходимо подчеркнуть, что автор настоящей работы придерживается понимания религии как социокультурного феномена и считает изолированное исследование религиозных ритуалов, исключающее обращение к неритуальным практикам и внерелигиозным смыслам, непродуктивным. В основе данной работы лежит системный подход к изучению ритуальных практик. В рамках системного подхода использована совокупность следующих методов: метод контент-анализа, метод содержательного анализа, метод интервьюирования, метод герменевтической интерпретации, метод наблюдения, метод кейс-стади и метод сравнительного анализа. Новизна исследования обусловлена тем, что в нём впервые в отечественной и западной культурологии осуществлена попытка комплексного изучения современного православного свадебного ритуала венчания как культурной системы, которая функционирует в многослойном социокультурном контексте современности. Мы пришли к выводу, что представляется возможным разделить ритуалы венчания на следующие две группы: «венчание-праздник» и «венчание-таинство».В ходе наших наблюдений мы пришли к выводу, что значительное влияние на семантику ритуала венчания оказывает фактор его включенности или, напротив, невключённости в общий свадебный комплекс.Проведенный нами анализ доказал, что ритуал венчания как культурная система не является раз и навсегда зафиксированной ритуальной схемой, воспроизводимой без изменений в различных условиях.
Музыка и музыкальная культура
Токарев Н.А. - Современное исполнительское искусство игры на трубе в Московской консерватории. c. 45-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30204

Аннотация: Предметом исследования является современная исполнительская школа игры на трубе в Московской консерватории. В статье рассматривается современное профессиональное обучение исполнительскому искусству игры на трубе и деятельность педагогов-трубачей Московской консерватории с 1970 года по н/в. Прослежена эволюция современной исполнительской школы игры на трубе, выделены главные творческие принципы педагогов-трубачей Московской консерватории, отличия и сходство их методик и исполнительских принципов. В статье приведены, как ранее известные сведения об их творческой деятельности, так и еще не получившие своего освещения, которые обретены путем бесед и интервью. Метод исследования был выбран комплексный, объединяющий в себе иметод логического анализа, ретроспективный метод, хронологический метод, метод системного анализа, метод сравнительного и описательного анализа, метод типологии, аналитический, источниковедческий к изучению документальных материалов. Новизна исследования заключается в в том, что впервые освещена в полном объеме работа В. Новикова, А. Икова, А. Корнильева, В. Лаврика и Л. Гурьева в Московской консерватории, описаны различия их методик, нововведения, прослежена преемственность педагогических и исполнительских традиций, проанализированы их новаторства, педагогические и исполнительские принципы.
Теоретическая культурология и теория культуры
Кумакова Д.Б. - Художественное исследование и концепция «искусства как производства знания»: истоки и противоречия c. 55-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30629

Аннотация: Автор статьи выбрал в качестве объекта своего исследования современные художественные практики, оформившиеся в сфере искусства после 1960-х годов. Предметом исследования автора является специфика художественного исследования и концепции «искусства как производства знания». Основное внимание уделяется социальным истокам данного явления, которые автор видит в развитии нематериального труда и дематериализации произведения искусства. Так же в статье рассматриваются основные предпосылки формирования художественного исследования как практики искусства и выявляются его особенности. При подготовке статьи автором применяются общенаучные методы: концептуализации эмпирического материала, интерпретативный метод, метод системности в исследовании феноменов культуры, а также диалектический подход, позволяющий увидеть противоречия и разнонаправленные тенденции внутри изучаемого явления. Новизна заключается в выявленных автором основных характеристиках художественного исследования как арт-практики. Результатом, является многостороннее описание нового явления художественной жизни, при обозначении его влияния на художественную среду, а так же автором приведены примеры современных художественных исследований, реализованных в России за последние несколько лет.
Этнология и культурная антропология
Яковлева К.М., Прокопьева А.Н. - Якутский национальный костюм: поиск идентичности c. 62-70

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.28738

Аннотация: В статье рассматривается якутский национальный костюм, который начиная с 1990-х привлек особое внимание в Республике Саха (Якутия) общественности и научных исследователей. За последние четверть века якутский национальный костюм стал объектом различных экспериментов и реконструкций в процессе воссоздания национальных традиций. Такое особое отношение к национальному костюму показывает трансформацию этнической идентичности народа, которая проходила под влиянием исторических событий в стране и регионе, и на данный момент подошла к завершению. Теоретико-методологические основанием исследования в соответствии с его междисциплинарным характером, послужил ряд методов: системный, историко-типологический, культурно-исторический, социокультурный, этнографическое анкетирование и запись устной традиции через глубинное интервью, фото и видео фиксация. Проведенное исследование позволило выявить особое отношение к национальному костюму, некий скрытый диспут в обществе по поводу того, каким должен быть якутский национальный костюм. Важен уже не вопрос каким должен быть якутский национальный костюм, а каким образом этот вопрос связан с пониманием своей культурной, этнической идентичности и потребностью ее подчеркивания, с различением «свое-чужое».
Экранная культура и экранные искусства
Зайцев А.Я. - К вопросу о развитии российской анимации XXI века: проект «Гора Самоцветов» c. 71-78

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.29963

Аннотация: Данная работа посвящена развитию современной российской анимационной школы на примере конкретного проекта. Объектом исследования выступает проект (сериал) студии «Пилот» «Гора Самоцветов», созданный в 2004 - 2018 годах. Предметом исследования является художественное и техническое решение его визуального ряда. Автором рассматриваются основные идеи проекта в целом, его особенности, стилистическое и технологическое оформление отдельных фильмов проекта. Важным для анализа фактором выступает то, что изначально все создатели проекта были поставлены в равные условия: в основе драматургии должна была лежать сказка в авторском прочтении, был задан одинаковый хронометраж фильмов и в распоряжение авторов предоставлены одинаковые студийные ресурсы. Метод описания, используемый в работе, включает приемы наблюдения, сопоставления, обобщения и интерпретации. Для рассмотрения технологий, используемых в фильмах, был применен метод сбора статистических данных. Особый вклад автором в исследовании темы, а также ее новизна определяется тем, что в работе впервые осуществлен систематический анализ фильмов из цикла «Гора Самоцветов», снятых с использованием компьютерных технологий. Выбор фильмов продиктован их эстетической ценностью, оригинальностью и уникальностью художественных и технических средств для создания изобразительного ряда. Выявлены компьютерные технологии, применяемые в создании данного сериала. Основные выводы исследования затрагивают роль и вклад проекта в развитие российской анимации.
Стили, течения, школы
Девятов В.С. - Русская народная песня в сценических условиях и пути ее сохранности c. 79-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.29796

Аннотация: Статья посвящена современным проблемам бытования и сохранения народной песенной традиции в России. Отмечается место и роль русской народной песни в национальной культуре как произведения коллективного устного творчества, которое, бесспорно, отличается исключительным богатством и широким разнообразием. Целью статьи является анализ системных изменений, которые происходят в народно-песенной культуре в настоящее время, определение их причин и прогнозирование результатов выявленных характерных тенденций. Функционирование песенного фольклора в сценических условиях рассматривается как фактор трансформации народной музыкальной культуры. Автор в своем исследовании опирается на диахронический метод культурологического анализа. Нашли своё применение и иные методы изучения культуры, в частности, сравнительно-исторический и структурно-функциональный. В статье выявляются позитивные и негативные аспекты, связанные с инновационными процессами в народной музыкальной культуре; раскрывается исторический ракурс сценического воплощения народной песни; предлагается комплекс мер по сохранению и популяризации народного песенного искусства. Прослеживается мысль о том, что русская народная песня является важной составляющей культурного и исторического наследия России.
Музыка и музыкальная культура
Цингг И.В. - Эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке c. 91-99

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.4.30123

Аннотация: Прогрессивное развитие инструментостроения повлияло на факт становления арфы одним из инструментов с виртуозным потенциалом. По этой причине предметом анализа в статье становится эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке.Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть специфику феномена эволюции арфы, а также особенности искусства игры на этом инструменте в исследуемый период. Теоретическая значимость подтверждается характеристикой понятий «эволюция арфы», «строение арфы», «особенности арфовой дидактики» в контексте истории философско-искусствоведческого знания. Практическая значимость подтверждается тем, что полученные результаты позволяют более широко понимать роль эволюции арфы, проследить соотношение строения инструмента с исполнительской практикой XVIII века. Методология работы предопределена целью и задачами исследования. Ее основой стал метод аналитического изучения источников, проясняющий логику и содержание понятия «эволюция арфы»; методы сравнительного анализа для определения взаимосвязи проблем универсальной истории европейской музыкальной культуры и концепции локальных культур, связанных с развитием игры на арфе. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые систематизация существующих знаний о вопросах эволюция арфы построена на изучении идеи универсальной истории музыки и концепции локальных культур посредством исследования музыкально-выразительных средств, строения и репертуара арфы в XVIII веке.Результатом работы стала констатация того, что эволюция арфы в контексте строения инструмента, репертуара и исполнительства в XVIII веке выступает неповторимым социокультурным феноменом, который проявляет себя через систему духовных ценностей и содержание духовной жизни многих народов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"