по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2019
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 27-02-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2019
Культура и культуры
Петрухина О.В. - Методы и средства прикладной анимации в России на рубеже 1940–1960-х гг. c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28734

Аннотация: Объектом исследования выступает прикладная анимация в России на рубеже 1940–1960-х гг. Автором рассматриваются этапы развитие прикладной анимации, прослеживается трансформация основных художественных методов и средств, используемых ведущими советскими аниматорами (мультипликаторами), работавшими на студии «Союзмультфильм». Исследование включает в себя насколько этапов: послевоенный период; периода оттепели 1950-х гг.; эпоха обновления образно-графического языка мультипликации 1960-х гг. Анализируются предпосылки к появлению классической советской мультипликации – от экспериментальных работ отдельных художников-аниматоров до выпусков авангардной, символичной и светской мультипликации творческими объединениями. Делаются выводы о влиянии прикладной и авторской мультипликации 1940–1960-х гг. на современное состояние отрасли, о взаимосвязях культурно-исторических процессов. Работа включает в себя комплексный подход, опирающийся на аналитический, историографический и сравнительно-типологический методы. Используется метод описания, включающий приемы наблюдения, сопоставления, обобщения и интерпретации. Основные выводы проведенного исследования касаются анализа происходивших в период 1940–1960-х гг. художественных тенденций, связанных с появлением новых жанров в искусстве анимации и, как итог, образованию сложных полижанровых взаимосвязей. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация средств, методов и технологий в прикладной советской анимации на рубеже 1940-1960-х гг.
Швецова О.Ю., Дмитриев В.А. - Ораториальное творчество Генделя на примере оратории «Иуда Маккавей» c. 11-22

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28205

Аннотация: В статье предлагается рассмотреть ораторию «Иуда Маккавей» Г.Ф. Генделя с точки зрения традиции и претворения характерных черт жанра в западноевропейском искусстве. Объектом исследования является ораториальное творчество Г.Ф. Генделя, предметом изучения – выявление системы музыкальных элементов, из которых слагается музыкальное действие в рассматриваемом жанре на примере оратории «Иуда Маккавей». Целью настоящего исследования является изучение и анализ проблемы воплощения выразительных и изобразительных приемов письма композитора, характеристики действующих лиц, показ особенностей музыкальной драматургии оратории. Оратории Генделя – это феномен, генетически связанный с различными явлениями искусства и философии, вследствие чего в работе применен комплексный метод исследования, сочетающий исторический и теоретический подходы к изучаемому материалу в изучении семантики сюжета, пространственно-временных процессов, жанровых приоритетов, взаимодействия коллективного и индивидуального начал. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней приведен анализ композиционно-драматургических особенностей оратории «Иуда Маккавей», анализ музыкально-выразительных средств, выявлены особенности воплощения образа народа. Результаты анализа, выводы могут учитываться в дальнейших исследованиях музыки эпохи барокко и в исполнительской практике.
Зыкин А.В. - Проблема возрождения традиционной культуры тувинского этноса в постсоветский период c. 23-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28729

Аннотация: В настоящей работе рассматривается традиционная культура Тувы в постсоветский период, и представленное исследование является логическим продолжением серии работ, посвященных социо- и лингвокультурологическим аспектам образования, развития и современного состояния этносов Южной Сибири. Начало 1990-х гг. для Тувы, ее истории и социокультурного состояния ознаменовалось распадом CCCP, а в культурной сфере наметилась тенденция к возрождению традиционной культуры и возврату забытых ценностей, что было вызвано трансформацией восточной культуры в европеизированную. Противоречия между культурой тувинцев и новой культурой CCCP как общепринятой признавалось народом Тувы, кроме того в политической сфере начала 1990-х гг. сильнее всего запомнился рост национализма и конфликты между коренным населением и русскими. Национальная культура и ее возврат были в 1990-е гг. девизом по большей части политическим, ставшим инструментом получения власти. Появление трудностей в экономике и социокультурной сфере с наступлением 1990-х гг. можно обозначить общим термином «кризис». Он затронул абсолютно все сферы жизнедеятельности в республике: экономическую и политическую область, сам социум и его культуру.
Прикладная культурология
Кучеренко А.Л. - Некоторые аспекты танцевальной импровизации как основы креативности личности на примере испанского танца фламенко c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28628

Аннотация: В статье рассматривается импровизация в танце в качестве способа развития творческого потенциала личности танцующего с позиции практикующего хореографа. Отмечается, что приемы импровизации в исполнительских видах творчества использовались еще в античные времена. В наши дни импровизация стала основой для некоторых направлений танца. Так, импровизация в танце связана с именами таких хореографов-новаторов как Айседора Дункан, Лои Фуллер, Бланш Эван, Рудольф Лабан и др., видевших в танцевальной импровизации путь к раскрытию бессознательного. Подчеркивается, что импровизация широко используется в различных танцах, в частности, народных, а также в танце модерн. В статье дан подробный анализ импровизационному началу в испанском танце фламенко, для которого импровизация является базовой характеристикой. Согласно результатам исследования, проведенного методами включенного наблюдения, а также анкетирования среди российских исполнителей танца фламенко, готовность импровизировать в танце возрастает пропорционально возрасту респондентов. Делается вывод о том, что импровизация в танце является критерием профессионализма исполнителя, способствует развитию его умственных и творческих способностей, психоэмоциональному раскрепощению. Сама импровизация в танце воспринимается исполнителями как психологический вызов, который они готовы принять. Подчеркивается также, что элементы танцевальной импровизации могут быть применимы в сфере образовательных технологий, например, при обучении иностранному языку.
Историческая культурология и история культуры
Шапиро Б.Л. - Русская конница в эпоху Фридриха Великого: культурный конфликт или диалог культур? c. 41-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28891

Аннотация: Развитие кавалерийского искусства XVIII столетия тесно связано с достижениями прусской военной системы. Предмет исследования — динамика развития русской кавалерии, происходившая под влиянием идей Фридриха Великого — создателя сильнейшей конницы Европы середины и второй половины XVIII столетия. В России его влияние было весьма ощутимым, но при этом в разные периоды различным: оно прежде всего зависело от отношения правящего монарха к прусскому милитаризму. Источники исследования — военно-административные и военно-уставные документы XVIII столетия. Методологической основой исследования является сравнительно-исторический метод. Вариативные сравнения позволили выделить и проанализировать общее и особенное в организации кавалерии Пруссии и России в разные ее периоды; построение привязано к стадиальности событийной истории. Проведенный анализ позволил выделить те положительные и отрицательные стороны, которое появились в русской кавалерии под прусским воздействием. Сопоставляя их, можно заключить, что рецепция достижений Фридриха II в России приобрела значение, которое трудно переоценить: именно благодаря ей были определены те основы, на которых национальное кавалерийское искусство развивалось в следующие полвека.
Культурное наследие, традиции и инновации
Яковлева Е.Л. - Гастрономическая импровизация о кашах в татарской кухне c. 57-67

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.26550

Аннотация: Объектом исследования стала татарская национальная кухня. Анализ ее рецептов, зафиксированных только в XIX веке, привел к выводу о значительной доле в меню татар каш и кашеобразных блюд, встречаемых в первых и вторых блюдах, а также разнообразной выпечке в виде начинок. Кашеварение татар имеет древние истоки, что обусловлено хозяйственной деятельностью народа, занимавшегося с незапамятных времен земледелием и выращиванием зерновых/бобовых культур. Распространенность каш как в повседневном, так и праздничном рационе татар является показателем не только сытности кухни, но и своеобразной заботы о насыщении организма человека растительными белками, углеводами и витаминами. Приготавливаемые в казане на открытом/закрытом огне каши оказываются мощным культурным символом единения людей, плодородия, приумножения, роста, богатства и сытой жизни. Обозначенная проблематика рассматривается посредством исторического и диалектического анализа, помогающему выдвинуть гипотезу о значимости каш в татарской кухне и их обязательном присутствии на повседневном, праздничном и даже чайном столе. Автор выдвигает гипотезу о том, что татарское лакомство чак-чак, сделанное из муки, яиц и меда, олицетворяет собой зерно и оказывается символической заменой каши на столе во время чаепития. Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании специфики татарской национальной кухни и выявлении ее гастрономического кода.
Яковлева Е.Л. - Реконструкция гастрономического кода татарской национальной кухни c. 68-79

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.26945

Аннотация: Объектом исследования стал анализ специфики национальной кухни татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начала XX вв. с целью выявления гастрономического кода. На его формирование оказали мощное влияние естественно-географические, культурно-исторические и религиозные факторы. В гастрономическом коде татар посредством рецептов зафиксированы определенный перечень продуктов, их сочетание между собой, технология приготовления. В гастрономическом коде татар отразилась жизненная позиция народа, связанная с пониманием еды как божественного дара, роскоши и блага. Перечисленное демонстрируется в народной мудрости и гостеприимстве татар, уважительно относящихся к процессу приготовления еды и ее вкушению. В целом гастрономический код выстраивался на пересечении интуитивного, эмоционального и рационального, материального и духовного, благодаря чему сложился упорядоченный образ еды татарского народа. Обозначенная проблематика рассматривается посредством культурно-исторического анализа и исследования рецептов, помогающих подтвердить гипотезу о наличии гастрономического кода в культуре татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начале XX вв. Автор осуществляет попытку реконструкции гастрономического кода татар Среднего Поволжья и Приуралья конца XIX – начала XX вв., выявляя его составляющие. Положения и выводы статьи можно использовать для дальнейшего исследования гастрономического кода татарской национальной кухни, динамики его развития, связи с культурой и традицией народа.
Белозор А.Ф. - Культурная безопасность как основа культурной идентичности c. 80-86

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28819

Аннотация: Цель настоящего исследования – раскрыть значимость культурной безопасности носителя определенных духовных и нравственных ценностей как основы его культурного самоопределения. В статье рассмотрены и проанализированы сущность феномена культурной безопасности, его роль и место в общенациональной и мировой безопасности. Раскрывается важность принятия во внимание факторов культурной идентичности и культурного многообразия при разработке стратегии глобальной безопасности. Особое внимание уделяется важности осознания собственной культурной безопасности носителями различных культур, проживающих в одном государстве. Представлен анализ различных научных подходов к содержанию понятия «культурная безопасность». Терминологическая цепочка «культурная идентичность», «культурная угроза», «культурное разнообразие» также введена в контекст статьи. Объектом исследования является культурная безопасность, предметом исследования служит влияние культурных угроз на культурную самоидентичность. В ходе исследования автором использован системный, структурно-функциональный и типологический анализ, а также компаративный метод. Новизна исследования заключается во всестороннем анализе полиобъектной специфики и предметного поля культурной безопасности, а также ее влияния на формирование индивидуумом своей культурной идентичности. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что связь между культурой, культурной самоидентичностью и безопасностью является фиксирующим звеном процессов жизни общества. Культура в данном случае выступает как полноправный компонент национальной и международной безопасности благодаря своему многоаспектному характеру. Осознание представителями как национальных меньшинств, так и представителями титульной нации безопасности своих культур, традиций, материального и духовного наследия является ключевым фактором для сохранения бесконфликтной ситуации в государстве и установления духовно-нравственного единства граждан.
Сценические искусства
Солнцев И.С. - Современная постановочная цирковая режиссура в контексте синтеза различных форм зрелищно-массовых искусств c. 87-100

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.1.28499

Аннотация: Предметом данного искусствоведческого исследования является современная постановочная цирковая режиссура, рассмотренная в статье как механизм развития синтеза зрелищно-массовых искусств. Научный интерес также направлен на характеристику работы режиссера, которая основывается на реорганизации творческого опыта (художественного и техническо-трюкового характеров), его рекомбинациях в соотношении с принципами преемственности форм. Отдельного изучения требует специфика цирковой режиссуры, которая находится в интеграции новейших приемов организации представлений на манеже с классическими видами циркового искусства. Методологической основой работы являются общие принципы научного познания, соответствующие искусствоведческому и культурологическому дискурсам. Это обусловило использование исследовательских методов: системно-аналитического - для изучения искусствоведческой, культурологической литературы по избранной проблеме; системно-структурного - с целью глубинного исследования сути современной постановочной режиссуры в цирковом искусстве; конкретно-исторического - для исследования на основе данных современного процесса формирования визуально-абстрактных цирковых элементов, объективных представлений и знаний о достоверности свойств модерной постановочной цирковой режиссуры; структурно-функционального - для анализа составляющих исследуемого объекта, выявление внутренних связей; семиотического, для передачи художественной информации при исследовании элементов циркового искусства как знаковых систем и обнаружения особого художественного «языка» цирковой режиссуры. Научная новизна исследования заключается в комплексном теоретическом осмыслении становления и закономерностей развития постановочной цирковой режиссуры в искусстве, в котором выражается многовековой этнокультурный и художественный опыт, что придает ему уникальной формы. Научная новизна также определяется тем, что в статье предложен новый взгляд на стилистику циркового искусства и приемы режиссуры в цирке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"