по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2018
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
Содержание № 05, 2018
Культура повседневности
Мостицкая Н.Д. - Современный развлекательный туризм как форма праздничной культуры c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27454

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является сфера туризма в его культурной репрезентации. Благодаря использованию методологического конструкта "праздничное-повседневное" в работе анализируются сущностные основы практики туризма как формы "праздничности". Особое внимание уделяется сравнительному анализу ценностных оснований развлекательного туризма и христианского праздника. Автор последовательно раскрывает этапы культурной практики развлекательного туризма как формы конструирования праздничной реальности, но при этом, сопоставляя его с традиционной схемой архаического праздника, характеризует современные практики развлекательного туризма как форму "праздничной" трансляции идеологии культуры потребления. Методологическим фундаментом работы послужили труды Д. В. Пивоварова о сущностных аспектах процесса идеалообразования в культуре, теория синергии, изложенная в трудах С.С. Хоружего, а также концепция современного глобализма в работе А. С. Панарина. Новизна исследования заключается в использовании конструкта "праздничное-повседневное" для анализа праздничной культуры, что позволяет рассматривать социокультурные процессы в аспекте идеалообразования и культуротворчества. Особым вкладом автора является определение сущностной основы развлекательного туризма как ориентации на опыт эмоционализации повседневной практики и конструирования симулякра "праздничности".
Культура и культуры
Агапова В.Н. - Образовательная практика как механизм передачи и сохранения культурных ценностей на примере русских школ Лондона c. 7-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27266

Аннотация: Глобализация, мощнейшие социокультурные трансформации, а также массовая культура негативно сказываются на сохранении культурной идентичности современного российского общества. Ее деформация приобретает особенно заметный характер в условиях диаспорального проживания оторванных от родной культуры эмигрантов. Объектом исследования данной работы являются культурные ценности, формирующие основу идентичности россиян, предметом - механизмы их сохранения и передачи. В статье анализируется образовательная практика русскоязычных школ Лондона. Анализ произведен на основе детальной, разработанной семиэлементной коммуникативной модели. Методология исследования основывается на объективно-абсолютистском подходе к пониманию сущности ценностей, а также аксиологическом подходе, позволяющем интерпретировать культурные практики в качестве механизмов ценностной трансляции. Новизна исследования заключается в переосмыслении понятий "культурные ценности", "культурные практики", а также в детальном рассмотрении процессов ценностной трансляции в качестве коммуникативного акта. В конце работы делаются выводы о необходимости рассмотрения образовательной практики как механизма ценностной трансляции, позволяющего сохранять и поддерживать культурную идентичность в непростых реалиях современности.
Философия культуры
Калинина Г.Н., Рыбалкина П.В. - Проектное мышление и "человек проектирующий" (философско-культурологическая экспликация) c. 13-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27073

Аннотация: Объект исследования - культурно-исторический феномен проектного мышления; предмет- человек проектирующий в его качественных характеристиках. Авторы исследуют феномен проектного мышления сквозь призму качественных характеристик «человека проектирующего", выявляя его роль в современном культурном проекте, по мере чего вырабатывается понимание культурного проекта как границы целостной проектной культуры. Это, в свою очередь, повышает апелляции к экспертным оценкам проектов в культуре еще на стадии их разработки.Особое место уделяется исследованию «Homo projectus"как нового интеллектуального феномена в условиях"проективной" культурной реальности, выходящей за пределы традиционной культурной парадигмы; одновременно осуществляется проблематизация деструктивных издержек культурного проектирования, с учетом специфики культурного проекта, что выводит на проблему границ проекта в культуре. Главным методологическим инструментарием выступает принцип диалектического единства, позволивший дать целостную экспликацию проектного мышления как культурно-исторического феномена; также использовались герменевтический и культурно-семиотический методы, тезаурусный и контекстный подходы для реконструкции концептов: «homo projectus», «культурный проект», «проектная мыследеятельность",«проектная культура и др. Наши основные выводы состоят в том, что:-Исследованы субстанциональные характеристики «homo projectus», включая фундаментальные антропологические и социально-преобразующие проявления его активности, в ходе чего была определена качественная специфика бытия «проектной мысли» как новой культурной реальности, описаны метаморфозы проектной мыследеятельности в современных культурных практиках.-Осуществлено понимание культурного проекта как формы темпорального сознания, что позволило выявить его системообразующую специфику и отличие культурного проектирования от «обычного» проектирования, задающего схемы взаимодействия, а не характеристики жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"