по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue № 05/2018
Contents of Issue № 05/2018
Culture of the mundane
Mostitskaya N.D. - Modern entertainment tourism as a form of holiday culture pp. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27454

Abstract: The object of this research is the sphere of tourism in its cultural representation. Using the methodological construct “festive-routine”, the author analyzes the conceptual foundations of tourism practice as a form of “festivity”. Special attention is given to comparative analysis of value foundations of entertainment tourism and Christian holiday. The author gradually describes the stages of cultural practice of entertainment tourism as a form of designing holiday reality; but at the same time, comparing it with the traditional pattern of archaic holiday, characterizes the modern practices of entertainment tourism as a form of “holiday” translation of the ideology of consumption culture. Methodological basis for this research served the works of D. V. Pivovarov about the conceptual aspects of the process of the ideal-formation in culture; theory of synergy presented in the works of S. S. Horuzhy; as well as the concept of modern globalism in the work of A. S. Panarin. The scientific novelty consists in application of the construct “festive-routine” for the analysis of holiday culture, which allows considering sociocultural processes from the perspective of ideal-formation and cultural creativity. The author’s special contribution is the determination of the conceptual foundation of entertainment tourism as orientation towards the experience of emotionalization of the routine practice and designing of the “festivity” simulacrum.
Culture and cultures
Agapova V.N. - Educational practice as a mechanism for preservation of cultural values on the example of the Russian schools in London pp. 7-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27266

Abstract: Globalization, immense sociocultural transformation, as well as mass culture negatively affect the preservation of cultural identity of the modern Russian society. The deformation of identity becomes particularly noticeable in the conditions of diaspora living of emigrants away from their native culture. The object of this work is the cultural values form the foundation of identity of the Russians; the subject is the mechanisms for its preservation and transfer. The author examines the educational practice of the Russian schools in London. The analysis is conducted based on the detailed, elaborated seven-element model of communication. Methodology leans on the objective-absolutist approach towards comprehension of the essence of values, as well as the axiological approach that allows interpreting cultural practices as the mechanisms of value translation. The scientific novelty lies in reconsideration of the concepts of “cultural values” and “cultural practices”, as well as meticulous analysis of the processes of value translation as an act of communication. A conclusion is made on the need for consideration of educational practice as a mechanism of value translation, which allows preserving and retaining cultural identity in the challenging realities of modernity.
Philosophy of culture
Kalinina G.N., Rybalkina P.V. - Project thinking and “project manager” (philosophical-culturological explication) pp. 13-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27073

Abstract: The object of this research is the cultural-historical phenomenon of project thinking; the subject is the project manager in their attribute characteristics. The authors examines the phenomenon of project thinking through the prism of the attribute characteristics of “project manager”, identifying their role within the modern cultural project, in the course of which develops the comprehension of cultural project as the boundary of the holistic project culture. This, in turn, increases the appeals to expert assessments on cultural projects yet at their developmental stage. Particular place is given to the study of “Homo projectus” as a new intellectual phenomenon in terms of the “projective” cultural reality that exceeds the limits of the traditional cultural paradigm; simultaneously is implemented the problematization of destructive costs of cultural projecting, considering the specificity of cultural project, which vectors towards the problem of boundaries of the project in culture. The basic methodological instrument is the principle of dialectical equality that allows providing a complete explication of project thinking as a cultural-historical phenomenon. The author also applies the hermeneutic and cultural-semiotic method, thesaurus and context approaches for reconstruction of the concepts “homo projectus”, “cultural project”, “project thinking activity”, “project culture”, etc. The main conclusions consist in the following: 1) the author considers the substantial characteristics of “homo projectus”, including fundamental anthropological and social-transformational manifestations of its activity, which led to determination of the attribute specificity of the existence of “project thought” as a new cultural reality, and description of metamorphoses of project thinking activity in modern cultural practices; 2) the cultural projects is comprehended as a form of temporal consciousness, which allowed determining its framework specificity and distinction of cultural projecting from the “traditional” that sets the schemes of interaction, rather than the attributes of life.
Cultural heritage, tradition and innovation
Zhigaltsova T. - Village of Vorzogory – historical settlement of Onezhskoye Pomorye of Arctic zone of the Russian Federation pp. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27570

Abstract: This article examines the historical settlement Vorzogory of Onezhsky District in Arkhangelsk Oblast as a subject of historical-cultural heritage of the European North and Arctic during the process of formation of the community and traditional culture of the Russian subethnos – the Pomors. The work is conducted within the framework of scientific project “Comprehensive Research of Establishment and Transformation of the Historical-Cultural Heritage in Ethno-Social Dynamics of the European North and Arctic” based on the archival and expeditionary material. The theoretical-methodological foundation of the study in accordance with its interdisciplinary character contains a set of methods: systemic, historical-typological, cultural-historical, sociocultural, ethno-culturological, architectural-art, historical-archive, architectural-ethnographic exploration of the historical settlements of Onezhsky District. As a result of this study the author determines the peculiarities of spatial organization, typology “pogost with villages”, toponymic and planning structure of the historical settlement Vorzogory of Onezhsky District; describes the historical-architectural attributes of the cult and housing architecture of the village of Vorzogory; analyzes and adapts the materials of special expedition to Onezhsky District in Arkhangelsk Oblast (2018);  collects and analyzes the new archival sources from the State Archive of Arkhangelsk Oblast and Research and Development Center of Preservation of Historical Monuments and Culture of Arkhangelsk Oblast.
Applied culturology
Griber Y.A., Jung I.L. - Health and sickness: color associations in modern Russian culture pp. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.23491

Abstract: The object of this research is the basic, anthropologically significant concepts of “health” and “sickness”. The subject of this research is the color associations in the modern Russian culture related to these concepts. The author carefully examines the intensity of color associations (this factor was assessed based on the number of color matches for each concept among various respondents), analyzes the correlation of associations with the color hue and diverse groups of shades (light, clear, dark), and determines the link between the concepts with achromatic colors – white, gray, and black. Special attention is given to the culturological expertise of the established associative connections. The research was conducted through the method of experiment, involving 100 Russian-speaking respondents (M=36, F=64, average age 23.73). The pallet consisted of 27 color samples from the Natural Color System (NCS). The participants were offered to select the most appropriate color samples for each concept. The conducted research allowed revealing the tolerant associations of the concept of “sickness” with dark green-yellow and yellow shades, which in the Russian culture indicate the decay, decomposition, deterioration. The structure of the chromatic image of the concept of “health” highlights two cores: in the red-yellow and green parts of the pallet. The core in the red-yellow part correlates with the image of a healthy person that in the Russian linguocultue semantically relates to healthy color of the face and natural blush. Prevalence of the green shades is explained by steady interaction in the Russian national sphere of concepts of the notions “health” and “sickness”. The scientific novelty of this work lies in quantitative characteristics of chromatic structure of the concepts of “health” and “sickness”; identification of the hue, lightness, saturation of the shades that form color associations and visualization of the acquired associative connections.  
Gender studies
Gerasimova Y., Sosnina N. - Costume and fashion as the embodiment of gender transformations pp. 44-52

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27350

Abstract: The subject of this research is the processes of gender transformation and their embodiment in costume and fashion. The article examines the traits of femininity and masculinity, as well as their manifestation on the male and female costume during various period of fashion development throughout the late XIX and XX centuries. Particular attention is given to the analysis of the impact of political, economic and sociocultural transformations in society, as well as scientific and technological discoveries upon the appearance of new styles and trends in costume that reflect the gender shifts in the society: unisex, grunge, minimalism, deconstructivism. The author applies the general scientific methods based on the comprehensive culturological approach, which allows determining the consistencies of the influence of global changes in society on the gender transformations through the prism of costume and fashion. As a result, the author generalized and structuralized the types and stages of gender transformations that were embodied in costume. The process of gender transformations in costume is not a new phenomenon. The first manifestations of the effect of gender transformations on costume took place during the World War I; and over the course of a century, this process is one of the driving forces of fashion industry. The accent shifts from male costume to female, depending on the social changes of one or another period. The generalizing became the invented in 1960’s trend of agender clothing, which makes to reconsider the gender function of costume even today. The research materials can be valuable in scientific and pedagogical work.  
Culture of the mundane
Golomidova O. - Tourism as an instrument of transformation of urban culture pp. 53-62

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27607

Abstract: This article is dedicated to consideration of strong correlation between a contemporary city and mass tourism. The object of this research is the urban culture and its transformation under the influence of tourist flows. City is defined through the metaphor of cultural laboratory, while tourism is viewed as its production and, simultaneously, a “laboratory instruments” that transforms the urban environment. The impact of mass tourism upon urban culture carries an ambiguous character. The goal of this work lies in identification of the unobvious at first sight advantages of tourism advancement in the cities despite the popular trend, which manifests in criticism of mass tourism. In the course of this research, the author refers to the urban sociology of Robert E. Park, dramaturgical sociology of Joseph Hofmann and simulacrum concept of Jean Baudrillard. A conclusion is drawn that despite the problems brought by the “excessive” tourism to the world tourist centers, in most cases the advancement of mass tourism brings positive results: transformation of cities, strive for commensuration to a person, attempt to form a favorable geographic image of the territory, actualization of cultural potential of the place, “revival” and beatification of the abandoned city territories. The author describes such aspect of tourism impact upon urban culture as the encouragement of creativity and entrepreneurial activities of the residents and growth of social responsibility. This leads to a conclusion that the competent approach to development of tourism sphere can help reach new possibilities in tourism for development of the cities.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2018
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 31-10-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2018
Культура повседневности
Мостицкая Н.Д. - Современный развлекательный туризм как форма праздничной культуры c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27454

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является сфера туризма в его культурной репрезентации. Благодаря использованию методологического конструкта "праздничное-повседневное" в работе анализируются сущностные основы практики туризма как формы "праздничности". Особое внимание уделяется сравнительному анализу ценностных оснований развлекательного туризма и христианского праздника. Автор последовательно раскрывает этапы культурной практики развлекательного туризма как формы конструирования праздничной реальности, но при этом, сопоставляя его с традиционной схемой архаического праздника, характеризует современные практики развлекательного туризма как форму "праздничной" трансляции идеологии культуры потребления. Методологическим фундаментом работы послужили труды Д. В. Пивоварова о сущностных аспектах процесса идеалообразования в культуре, теория синергии, изложенная в трудах С.С. Хоружего, а также концепция современного глобализма в работе А. С. Панарина. Новизна исследования заключается в использовании конструкта "праздничное-повседневное" для анализа праздничной культуры, что позволяет рассматривать социокультурные процессы в аспекте идеалообразования и культуротворчества. Особым вкладом автора является определение сущностной основы развлекательного туризма как ориентации на опыт эмоционализации повседневной практики и конструирования симулякра "праздничности".
Культура и культуры
Агапова В.Н. - Образовательная практика как механизм передачи и сохранения культурных ценностей на примере русских школ Лондона c. 7-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27266

Аннотация: Глобализация, мощнейшие социокультурные трансформации, а также массовая культура негативно сказываются на сохранении культурной идентичности современного российского общества. Ее деформация приобретает особенно заметный характер в условиях диаспорального проживания оторванных от родной культуры эмигрантов. Объектом исследования данной работы являются культурные ценности, формирующие основу идентичности россиян, предметом - механизмы их сохранения и передачи. В статье анализируется образовательная практика русскоязычных школ Лондона. Анализ произведен на основе детальной, разработанной семиэлементной коммуникативной модели. Методология исследования основывается на объективно-абсолютистском подходе к пониманию сущности ценностей, а также аксиологическом подходе, позволяющем интерпретировать культурные практики в качестве механизмов ценностной трансляции. Новизна исследования заключается в переосмыслении понятий "культурные ценности", "культурные практики", а также в детальном рассмотрении процессов ценностной трансляции в качестве коммуникативного акта. В конце работы делаются выводы о необходимости рассмотрения образовательной практики как механизма ценностной трансляции, позволяющего сохранять и поддерживать культурную идентичность в непростых реалиях современности.
Философия культуры
Калинина Г.Н., Рыбалкина П.В. - Проектное мышление и "человек проектирующий" (философско-культурологическая экспликация) c. 13-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27073

Аннотация: Объект исследования - культурно-исторический феномен проектного мышления; предмет- человек проектирующий в его качественных характеристиках. Авторы исследуют феномен проектного мышления сквозь призму качественных характеристик «человека проектирующего", выявляя его роль в современном культурном проекте, по мере чего вырабатывается понимание культурного проекта как границы целостной проектной культуры. Это, в свою очередь, повышает апелляции к экспертным оценкам проектов в культуре еще на стадии их разработки.Особое место уделяется исследованию «Homo projectus"как нового интеллектуального феномена в условиях"проективной" культурной реальности, выходящей за пределы традиционной культурной парадигмы; одновременно осуществляется проблематизация деструктивных издержек культурного проектирования, с учетом специфики культурного проекта, что выводит на проблему границ проекта в культуре. Главным методологическим инструментарием выступает принцип диалектического единства, позволивший дать целостную экспликацию проектного мышления как культурно-исторического феномена; также использовались герменевтический и культурно-семиотический методы, тезаурусный и контекстный подходы для реконструкции концептов: «homo projectus», «культурный проект», «проектная мыследеятельность",«проектная культура и др. Наши основные выводы состоят в том, что:-Исследованы субстанциональные характеристики «homo projectus», включая фундаментальные антропологические и социально-преобразующие проявления его активности, в ходе чего была определена качественная специфика бытия «проектной мысли» как новой культурной реальности, описаны метаморфозы проектной мыследеятельности в современных культурных практиках.-Осуществлено понимание культурного проекта как формы темпорального сознания, что позволило выявить его системообразующую специфику и отличие культурного проектирования от «обычного» проектирования, задающего схемы взаимодействия, а не характеристики жизни.
Культурное наследие, традиции и инновации
Жигальцова Т.В. - Село Ворзогоры – историческое поселение Онежского Поморья, Арктической зоны РФ c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27570

Аннотация: В статье рассматривается историческое поселение – с. Ворзогоры Онежского района, Архангельской области как объект историко-культурного наследия Европейского Севера и Арктики в процессе формирования социума и традиционной культуры русского субэтноса – поморов. Работа выполнена в рамках научного проекта «Комплексное исследование формирования и трансформации историко-культурного наследия в этно-социальной динамике Европейского Севера и Арктики» на основе архивного и экспедиционного материалов. Теоретико-методологические основанием исследования в соответствии с его междисциплинарным характером, послужил ряд методов: системный, историко-типологический, культурно-исторический, социокультурный, этно-культурологический, архитектурно-искусствоведческий, историко-архивный; метод архитектурно-этнографического обследования исторических поселений Онежского района (обследование рядовой застройки; проведение схематических обмеров; выявление датировки памятников; этнографическое анкетирование и запись устной традиции; фотофиксация памятников традиционной культуры, сельского культурного ландшафта с. Ворзогоры Онежского района). В результате проведенных работ выполнены: а) теоретические исследования: выявлены особенности пространственной организации, типологии – «погост с деревнями», топонимической и планировочной структуры исторического поселения с. Ворзогоры, Онежский район; раскрыты историко-архитектурные свойства культовой, жилой архитектуры с. Ворзогоры, Онежский район; б) практические исследования: проанализированы и обработаны материалы специально организованной экспедиции в Онежский район Архангельской области (2018 год); собраны и проанализированы новые архивные источники Государственного Архива Архангельской Области, Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Архангельской области.
Прикладная культурология
Грибер Ю.А., Юнг И.Л. - Здоровье и болезнь: цветовые ассоциации в современной русской культуре c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.23491

Аннотация: Объектом исследования являются базовые, антропологически значимые концепты "здоровье" и "болезнь". Предмет исследования – связанные с этими концептами в современной русской культуре цветовые ассоциации. Автор подробно рассматривает интенсивность цветовых ассоциаций (этот показатель оценивался на основе количества совпадений цветовых выборов для каждого понятия у разных респондентов), анализирует корреляции ассоциаций с цветовым тоном и различными группами оттенков (светлыми, чистыми, темными), выявляет связь понятий с ахроматическими цветами – белым, серым, черным. Особое внимание уделяется культурологической экспертизе установленных ассоциативных связей. Исследование проводилось методом эксперимента, в котором приняли участие 100 русскоязычных респондентов (М=36, F=64, средний возраст 23,73). Палитра эксперимента содержала 27 цветовых образцов системы NCS. Участникам эксперимента предлагалось выбрать для каждого из понятий наиболее подходящие цветовые образцы. Проведенное исследование позволило выявить устойчивые ассоциации концепта "болезнь" с темными зелено-желтыми и желтыми оттенками, которые в русской культуре ассоциируются с разложением, распадом, гниением. В структуре хроматического образа концепта "здоровье" выделены два ядра: в красно-желтой и зеленой частях спектра. Ядро в красно-желтой части спектра соотносится с образом здорового человека, который в русской лингвокультуре семантически связан со здоровым цветом лица и естественным румянцем. Доминирование зеленых оттенков объясняется устойчивым взаимодействием в русской национальной концептосфере понятий "здоровье" и "природа". Новизна исследования заключается в количественной характеристике хроматической структуры концептов "здоровье" и "болезнь"; определении тона, светлоты, насыщенности оттенков, формирующих цветовые ассоциации, и визуализации полученных ассоциативных связей.
Гендерные исследования
Герасимова Ю.Л., Соснина Н.О. - Костюм и мода как воплощение гендерных трансформаций c. 44-52

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27350

Аннотация: Предметом исследования статьи являются процессы гендерной трансформации и их воплощение в костюме и моде. В статье рассматриваются признаки феминности и маскулинности и их проявление в мужском и женском костюме в разные периоды развития моды на протяжении конца XIX и XX вв. Особое внимание уделяется анализу влияния политических, экономических и социокультурных изменений в обществе, а также научных и технологических открытий на возникновение новых стилей и направлений в костюме, отражающих гендерные сдвиги в обществе: унисекс, гранж, минимализм, деконструктивизм. В работе используются общенаучные методы на основе комплексного культурологического подхода, что дает возможность выявить закономерности влияния глобальных изменений в обществе на гендерные трансформации через призму костюма и моды. В результате исследования были обобщены и структурированы виды и этапы гендерных трансформаций, воплощенных в костюме. Процесс гендерных трансформаций в костюме явление не сегодняшнего времени. Гендерные изменения начали активно влиять на костюм во время Первой мировой войны, и этот процесс является одним из движущих механизмов моды на протяжении ста лет. Акцент смещается то на мужской костюм, то на женский, в зависимости от общественных изменений, происходящих в тот или иной период. Обобщающим в этой теме стал тренд агендерной одежды, появившейся в 1960-х гг., и сейчас заставляющий переосмыслить гендерную функцию костюма в целом. Изученные материалы и результаты их анализа рекомендуются для применения в научной и преподавательской деятельности.
Культура повседневности
Голомидова О.Ю. - Туризм как инструмент преобразования городской культуры c. 53-62

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27607

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению тесной взаимосвязи современного города и массового туризма. Объектом исследования является городская культура и ее трансформация под воздействием туристских потоков. Город определяется через метафору культурной лаборатории, а туризм рассматривается как ее порождение и одновременно «лабораторный инструмент», преобразующий городскую среду. Влияние массового туризма на городскую культуру носит противоречивый характер. Целью статьи является выявление неочевидных на первый взгляд преимуществ развития туризма в городах вопреки популярному тренду, выражающемуся в критике массового туризма. В качестве методологической основы автор обращается к городской социологии Р. Парка, драматургической социологии И. Гофмана и концепции симулякра Ж. Бодрийяра. Автор приходит к выводу о том, что несмотря на проблемы, приносимые «избыточным» туризмом ряду мировых туристских центров, в большинстве случаев можно найти позитивные результаты развития массового туризма: преображение городов, их стремление к соразмерности человеку, попытки формирования благоприятного географического образа территории, актуализация культурного потенциала места, «оживление» и преображение заброшенных городских территорий. В статье выявляются и такие аспекты воздействия туризма на городскую культуру как стимулирование креативности и предпринимательской активности горожан, повышения уровня социальной ответственности. Это приводит к выводу, что грамотный подход к развитию туристской сферы может позволить добиться реализации новых возможностей туризма для развития городов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"