по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 04-07-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
Memory studies
Атанесян Г. - Судьба памятников Великой Отечественной войны в постсоветской Армении. c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26168

Аннотация: В статье рассматриваются механизмы сохранения многочисленных памятников Великой Отечественной войны на территории постсоветской Армении и процессы переосмысления их символического значения в коммеморативных практиках последних лет. Вскоре после обретения независимости, в Армении начался процесс переоценки традиционных советских ключевых событий, результатом которого стала борьба против советских памятников. Памятники ВОВ единственные из советских памятников Армении, которые продолжают интерпретироваться в прежнем контексте. Однако, многочисленные памятники ВОВ не только потеряли свою прежнюю роль в символическом ландшафте постсоветской Армении, но и вовсе были заброшены. В постсоветские годы многочисленные памятники жертвам Арцахской войны, Спитаксого землетрясения были установлены на территориях памятников Отечественной войны, формируя пантеоны. На основе рассмотрения памятников, возведенных в советский период, посвященных жертвам и героям Отечественной войны, утверждается, что эти монументы и их территории были преобразованы не только на физическом, но и на символическом уровне. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия этих символов жителями городов постсоветской Армении при празднованиях Дня Победы. После того как уже более двадцати лет 9 мая параллельно с Днем Победы в Армении также отмечают День освобождения Шуши и День формирования Армии обороны, память о Великой Отечественной войне приобрела национальное содержание и потеряла свое прежнее доминирующее символическое значение в общественной памяти. С другой стороны, благодаря появлению новых пантеонов на территориях памятников Отечественной войны, многие из них возродились, привелись в порядок и стали активными субъектами коммеморативных практик последних лет.
Музыка и музыкальная культура
Малютин А.С. - Эволюция служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров в послевоенный период СССР (1945 – 1985 гг.) c. 7-15

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26112

Аннотация: Объектом данного научного исследования являются представители отечественного музыкального искусства – военные духовые оркестры. Целью статьи является рассмотрение и изучение проблемы формирования служебно-строевого репертуара отечественных военных оркестров в военный и послевоенный периоды СССР (1945 – 1985 гг.) в историко-культурном контексте. Актуальность статьи заключается в раскрытии общих особенностей и принципов репертуарного отбора, а также закономерностей его изменения и дальнейшего развития. Дается оценка роли советских композиторов в развитии отечественной маршевой музыки рассматриваемых периодов. Анализ проблемы производится через призму исторических событий, количественно-качественных характеристик произведений служебно-строевого репертуара. Данный анализ необходим для более полного понимания тех факторов, на основе которых и был сформирован репертуар отечественных военных оркестров в послевоенное время – 1945 – 1985 гг. Особым вкладом автора в исследовании является рассмотрение характерных образцов произведений для военных оркестров, относящихся к тому или иному временному отрезку как с художественной, так и с композиционно-технической стороны. В заключении статьи подводятся итоги композиторской работы в направлении расширения и обогащения репертуара военных оркестров в послевоенный период.
Культура и власть
Завьялова Н.А. - Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней c. 16-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26374

Аннотация: Статья посвящена культурному феномену агональности – состязательности – который мы рассматриваем как необходимый компонент филогенеза, онтогенеза и культурогенеза. Объектом исследования являются соревновательные практики и стратегии Китая с древнейших времен до современности. Предмет исследования – специфика конкурентного преимущества Китая, его роль в осуществлении культурной преемственности. В ходе исследования автор рассматривает китайскую легенду о происхождении лунного календаря, трактат «Искусство войны» Сунь-цзи, культурную доктрину современного лидера КНР Си Цзипиня «Китайская мечта», а также карикатуры современных китайских художников. В статье присутствуют элементы сопоставительного исследования, направленные на то, чтобы вскрыть общие механизмы состязательности в культуре Древней Греции, Рима и Китая. Основной метод работы – системно-аналитический подход к культуре, позволяющий вскрыть стратегии агональности, проявляющиеся на разных уровнях культуры. Значимым представляется вывод автора о том, что агональность является мощным способом освоения мира, проявляющим себя не только в условиях борьбы за жизнь, но и в театре, произведениях устного народного творчества, изобразительном искусстве. Представляется чрезвычайно важным подготовить к состязательности во взрослом мире подрастающее поколение, поскольку даже в минуты отдыха человек прибегает к состязанию, желая доказать свое превосходство над остальными.Результаты исследования применимы к различным областям культурологии, поскольку они позволяют изучить детерминанты китайского национального самосознания.
Культура и культуры
Костюк И.С. - Критический дизайн. Современное концептуальное проектирование идей, рождающих дискуссии c. 24-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26315

Аннотация: Объектом представленного в данной статье исследования является современное состояние концептуальных дизайн-практик, их форма репрезентации и междисциплинарная корреляция. Предметом исследования в работе выступает практика Критического дизайна, как основополагающего направления современного концептуального проектирования. Цель данной работы – выявление основных методологических установок современного концептуального дизайна, определение принципов эстетизации и формообразования концептуальных дизайн-объектов, исследование характера взаимодействия между пользователем и концептуальным дизайн-объектом в контексте практик Критического дизайна. При проведении исследования применялся персонологический метод в совокупности с системным подходом, а также принцип историзма и междисциплинарный анализ. Новизна научного исследования заключается представлении современных точек зрения зарубежных теоретиков и практиков дизайна, исследующих вопрос концептуальности в дизайне в контексте интеллектуальной практики, сконцентрированной на производстве и совершенствовании дискуссионных идей. Основными выводами проведенного исследования являются: выявленный метод критического проектирования, основанный на принципе «пост-оптимальности» и «пара-функциональности»; ключевые практики критического дизайна – дизайн-фикция, спекулятивный дизайн и дизайн критического воплощения, а также контексты их применения; неоднозначный характер критического дизайн-объекта, направленный на рождение дискуссий и размышлений.
Культура тела
Чуркина Н.А. - Социокультурный аспект женской телесности c. 36-42

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26608

Аннотация: Автор статьи отмечает, что на становление человека как личности оказывают влияние как социокультурные, так и природные факторы. Объектом исследования в данной статье является человеческая телесность, в которой соединяются биологическое тело человека и его социокультурное содержание, определяющие миропонимание и поведение личности. Телесность выступает фактором формирования представлений о важнейших характеристиках и функциях человека как представителя пола, которые закрепляются в социальной памяти и гендерной ментальности. В статье особое внимание уделяется телесности человека с точки зрения ее гендерного аспекта. Методологической основой данного исследования выступают работы представителей так называемого телесного подхода, в которых утверждается единство телесности и сознания человека. Новизна исследования заключается в рассмотрении женской телесности в качестве источника феминной ментальности и проявления субъектной целостности женщины. Телесность выступает природной основой формирования представлений женщин о самих себе и окружающей действительности. Женская телесность определяется многочисленными стереотипами, которые формируют образ женщины в первую очередь с точки зрения патриархальной системы ценностей. В условиях современного общества происходит постепенное ослабление действия патриархальных стереотипов и формирование более объективного представления женщин о себе.
Культурология и cultural studies
Онегин Н.С. - Музеефикация комнат Николая II в Зимнем дворце как культурно-политический проект 1920-х гг. c. 43-51

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26643

Аннотация: В свете современных попыток реконструировать во дворцах России апартаменты императора Николая II, с последующей их музеефикацией, кажется актуальным обратиться к историко-бытовой экспозиции, существовавшей в комнатах царской фамилии в Зимнем дворце в 1922-1926 гг., которая является объектом исследования в предложенной статье. Предметом изучения оказываются те факторы культурного, социального и политического характера, которые повлияли на открытие музея, его деятельность в Зимнем дворце наряду с Государственным Эрмитажем и Музеем Революции, а также на последующее поспешное закрытие данной экспозиции. Изучение вновь выявленных архивных материалов и сопоставление их с мемуарами по данной теме позволило тщательнее исследовать и во многом пересмотреть специфику работы «Исторических комнат» в Зимнем дворце, а также выявить особенности данной экспозиции в контексте развития музейного дела в 1920-е гг. Как следует из документов, открытие музея «Исторические комнаты Александра II и Николая II» стало возможным в силу важных факторов политического, социального, культурного и административного характера, и может рассматриваться как агитационный проект советской власти. В ходе исследования были определены причины открытия этой экспозиции, описаны административные проблемы, особенности работы экскурсоводов и факторы, ставшие определяющими для закрытия музея в Зимнем дворце.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"