по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue № 01/2018
Contents of Issue № 01/2018
Culture and cultures
Shulin V.V. - Specificity of the musical language of jazz and pop pp. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25294

Abstract: The subject of this research is the musical language of jazz and allied styles of pop music. The basic material of the article consists of the analysis of jazz elements that most extensively reflect the performance specificity: rhythm, harmony, texture, intonation and articulation features. However, any analytical examination of jazz will not be complete if viewed strictly within the framework of music system, not taking into account its position within the overall musical space. The specificity of jazz harmony is revealed through the peculiarities of compound the European harmonious system and modal principles of blues intonations. Methods applied in this work suggest the system, genre, and hermeneutic approaches that allow most adequately reflect the theme, because jazz is not subjected to full comprehension within the boundaries of categorical grid of academic science, which conclusions are mostly based on the score. The article determines the key specificities of the musical language of jazz and allied styles of pop music. The main peculiarity implies its rhythmic specificity that manifests in any jazz period through the interpretation of the eighths within beat or the eights with the dot and sixteenth, as well as correlation in using of these metrical figures between the instruments during performance. Alongside the rhythmic peculiarities, the author underlines the harmonious component, expressed in the phonic aspect – in overall dissonance of jazz sounding, and in technical, as resulting from the previous, in specificities of the texture, structure, and interaction of the sounds of chords.
Art and Art History
Shirieva N.V., Kovrikova E.V. - Principles of musical cosmogony of S. Gubaidulina (on the example of the cycle “Dedication to Marina Tsvetaeva” pp. 10-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25595

Abstract: The subject of this research is the peculiarities of manifestation of ontologization of musical thinking of Sofia Gubaidulina, through which mythology, religiosity, and “bivalence” in unity of the alternative worlds allow experiencing the logics of sensemaking of the composer within the paradigm of cosmogenic myths and natural beginning. It justified the authors’ attention to the examination of differentiation of sonoristic fabric of the choral oeuvres of the composer and two methods of vocal intoning – pure and with a savor of inhale – through amounting them to the categories of Cosmos and Chaos, characteristic to the artistic credo of Sofia Gubaidulina. The religious component of musical content of the composer substantiated the perception of dramaturgy of S. Gubaidulina’s works from the perspective of eschatological myths. However, the “bivalence” of S. Gubaidulina’s allows tracing the result of combining the diverse mythological models: “translucency” through the structural basis of the plot that requires determination of the own ontological status and system of myths of the cosmogenic type. Examination of S. Gubaidulina’s within the paradigm of cosmogenic myths enables adjusting the global opposition of the immanent and the transcendent, opposition of Chaos and Cosmos that is the basic ground for the structural logics of cosmogenic myths. Clarification of the ontological status of structural model of mythological thinking of S. Gubaidulina allows correcting the analytical parameters of interpretation of her musical compositions (on the example of the choral cycle “Dedication to Marina Tsvetaeva”) from the standpoint of the ancient cosmogenic models, manifesting in their sounding matter and structural methods of its organization the system of oppositions, within the foundation of which underlies the mytheme of natural-artificial (or natural-cultural).
Culture and science
Seleznev A. - Periodization of history of the All-Union Society “Knowledge” based on the comparative and functional analysis of evolution of its target orientations, organizational foundations and structure pp. 17-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25597

Abstract: The subject of this research is the evolution of target orientations of the cultural-educational activity of the All-Union Society “Knowledge”, transformation of the conceptual approaches towards integration of the Soviet intelligentsia into nonprofit organization that was called to raise the general cultural level of population, distribute the political and scientific knowledge in Soviet Union. Special attention is given to the question of the impact of target orientations upon the functions realized by the indicated nonprofit organization in Soviet society, as well as upon the organizational foundations and structure of the All-Union Society “Knowledge” itself. Leaning on the analysis of transformation of the goals and tasks, organizational foundations and structure of the All-Union Society “Knowledge”, established in various editions of the Charter of the organization, the author defines the key periods in the history of one or another cultural-educational organization. The author developed the theoretical concept of analysis of the activity of All-Union Society “Knowledge”, having suggested the original periodization of its history divided into three periods: 1947-1954; 1954-1982; 1982-1991. In accordance with the highlighted periods, took place the changes in conceptual approaches towards the educational and organizational activity of the All-Union Society “Knowledge”, understanding of its goals and tasks, which leads to transformation of the organizational foundations and structure of this Society.
Art and Art History
Matyunina D.S. - To the question of portrait concept of K. A. Somov of the mid 1890’s: portrait of N. F. Auber pp. 34-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25685

Abstract: The subject of this article is the picturesque portrait of Natalia Frantsevna Auber by Konstantin Andreevich Somov that refers to the early period of his works – mid of 1890’s. The portrait is viewed in the context of the scenic pursuits of the painter of the prior to “World of Art” stage. The scenic manner alongside the portrait concept are also analyzed with consideration of the impact upon the works of K. A. Somov of the relevant trends of Russian and European portrait paining of the turn of the XIX-XX centuries: traditions of the Russian realistic portrait, European and Scandinavian lines of impressionism and salon. The author applies the method of comparative art analysis, viewing the portrait of N. F. Auber made by K. A. Somov in contrast with other works of the painter and his contemporaries. A particularly valuable contribution into the research of Somov’s portrait concept is defined by the analysis of the new trends emerging in the portrait of N. F. Auber: compositional structure, decorativeness of painting, specificity of spatial structure, and color specificities. All of the listed features are emphasized by the author of the article as the key for establishment of iconography of Somov’s portrait of the “mature” period.
Styles, trends, schools
Sokolova M.V. - Style issues in suburban architecture of Richard Norman Shaw pp. 40-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25624

Abstract: The object of this research is the style issue in the works of British architect of the late Victorian era Richard Norman Shaw. The subject of this research is the area that holds an especially important place in Shaw’s works – the suburban homes, because namely the suburban architecture becomes a so-called litmus paper that allows determining the processes that take place in British architecture over the last decades of the XIX century. The article also analyzes the projects of his contemporary and colleague George Devey. The elements of volume-spatial composition, façade composition, and architectural décor of the suburban homes of British architect are subjected to a comprehensive art analysis. The following conclusion was made: in the end of the Victorian Era, the suburban architecture in England experiences a crisis associated with the loss of value of the land property for social status of its owner. Thus, property sized become smaller and suburban homes turn into the new role model. A modest farm cottage rather that a manor house inspires the new-generation architects, particularly R. N. Shaw, which inevitably leads to the substantial transformation of the stylistics of suburban homes.
Fine arts
Demenev D.N. - Life-affirming art of Aleksandr Deyneka as a synthesis of truth of art and life pp. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25427

Abstract:  The subject of this research is the art of Aleksandr Deyneka that manifests as a fundamental ethical and aesthetical idea – the idea of beauty, labor, and peace; the idea meant for reflecting not only ideological and social ideals, but also the contemporary to it creative ideals. It becomes a guide of his ideas in the grasped and luminous as a “daylight” images alike his creative-methodological reasoning or the ordinary daily observations and thoughts. The core of examination of the works of the most remarkable representative of social realism lies in the concept of the “ideal” as a certain dialectical relation of the ideas and reality applicable to the link of art – life. The scientific novelty consists in interpretation of the existing approaches towards visual art of Aleksandr Deyneka from the perspective of a direct impression of the artist-practitioner (the author of this article). Most of the art material is dedicated to analysis of the works of Aleksandr Deyneka from the standpoint of supremacy of the ideological over the creative. A conclusion is made on the distinct, equal interweaving of the truth of art and life in his works that allows speaking of the latter not only in the context of his ideology, but also the perspective of the moral-ethical and aesthetical influence on the audience. Such interweavement greatly contributes into the life-affirming reflection of the establishing new, socialist life.  
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 19-03-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Культура и культуры
Шулин В.В. - Специфика музыкального языка джаза и эстрады c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25294

Аннотация: Предметом исследования является музыкальный язык джаза и близких к нему стилей эстрадной музыки. Основной материал статьи составляет анализ элементов джаза, в которых наиболее отражена его исполнительская специфика: ритм, гармония, фактура, интонационно-артикуляционные особенности. Однако любое аналитическое исследование джаза будет не полным, если его рассматривать лишь в рамках сугубо музыкальной системы, без учета его местоположения в обще музыкальном пространстве. Специфика джазовой гармонии раскрывается через особенности соединения европейской гармонической системы и ладовых принципов блюзового ин-тонирования. Методы, применяемые в работе, предполагают системный, жанровый и герменевтический подходы, позволяющие наиболее адекватно отразить тему, так как джаз не поддается полному осмыслению в границах категориальной сетки академической науки, выводы которой, главным образом, базируются на основе нотного текста. Основными выводами и, одновременно, новизной проведенного исследования можно признать выявленные ключевые особенности музыкального языка джаза и сопряженных с ним стилей эстрады. Важнейшей особенностью следует признать его ритмическую специфику, выражающуюся в любом периоде джаза через трактовку восьмых внутри доли, балансирующую между равнометричностью, триольностью или восьмой с точкой и шестнадцатой, а также соотношение в использовании этих метрических фигур между инструментами во время исполнения. Наряду с ритмическими особенностями следует выделить и гармоническую составляющую, выраженную в фоническом отношении – в общей диссонантности джазового звучания, а в техническом, как вытекающее из предыдущего, в особенностях фактуры, строения и взаимодействии голосов аккорда.
Искусство и искусствознание
Шириева Н.В., Коврикова Е.В. - Принципы музыкальной космогонии С. Губайдулиной (на примере цикла «Посвящение Марине Цветаевой») c. 10-16

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25595

Аннотация: Предметом исследования являются особенности проявления онтологизированности музыкального мышления Софии Губайдулиной, которые через мифологичность, религиозность и «бивалентность» в единстве взаимоисключающих друг друга миров позволяют ощутить логику смыслообразований композитора в «парадигме» космогонических мифов» и «природного начала». Это обусловило особое внимание авторов к исследованию дифференциации сонористической ткани хоровых сочинений композитора и двух способов вокального интонирования – чистого и с примесью дыхания - посредством приравнивания их к категориям Космоса и Хаоса, свойственных творческому кредо Софии Губайдулиной. Методы: Религиозная составляющая содержания музыки композитора обусловила восприятие драматургии сочинений С. Губайдулиной с позиции эсхатологических мифов. Однако «бивалентность» стиля С. Губайдулиной позволяет усмотреть в нем результат объединения разных мифологических моделей: «просвечивание» сквозь структурную основу сюжета эсхатологического мифа контура более ранней мифологической системы, которая требует определения собственного онтологического статуса и системы мифов космогонического типа. Выводы:1. Рассмотрение музыкальной системы С.А. Губайдулиной в парадигме космогонических мифов, во-первых, дает возможность откорректировать глобальную оппозицию имманентного и трансцендентного, оппозиция Хаоса и Космоса, являющаяся базисным основанием структурной логики космогонических мифов.2. Уточнение онтологического статуса структурной модели мифомышления Губайдулиной дает возможность откорректировать аналитические параметры интерпретации ее музыкальных сочинений (на примере хорового цикла«Посвящение Марине Цветаевой») с точки зрения древних космогонических моделей проявляет в их звуковой материи и структурных способах ее организации систему оппозиций, в основе которых лежит мифема «природное-искусственное» (или «природное-культурное).
Культура и наука
Селезнев А.В. - Периодизация истории Всесоюзного общества «Знание» на основе сравнительного и функционального анализа эволюции его целевых установок, организационных основ и структуры c. 17-33

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25597

Аннотация: Предметом исследования является эволюция целевых установок культурно-просветительской деятельности Всесоюзного общества "Знание", изменение концептуальных подходов к объединению советской интеллигенции в общественную организацию, которая была призвана поднять общекультурный уровень народных масс, распространять политические и научные знания в Советском Союзе. Особое внимание уделяется вопросу влияния целевых установок на функции, которые осуществляла эта общественная организация в советском обществе, а также на организационные основы и структуру самого Всесоюзного общества "Знание". На основе анализа изменения целей и задач, организационных основ и структуры Всесоюзного общества "Знание", закрепленных в разных редакциях Устава организации, автор определяет основные периоды в истории той культурно-просветительской организации. Исследование строится на сравнительном и функциональном анализе норм, закрепленных в уставных документах Всесоюзного общества "Знание", данных о деятельности организации. Автор разработал теоретическую концепцию анализа деятельности Всесоюзного общества «Знание», на основе которой предложил свою периодизацию истории Всесоюзного общества "Знание", выделив три периода в деятельности организации: 1947-1954 годы; 1954-1982 годы; 1982-1991 годы. В указанные периоды меняются концептуальные подходы к просветительской и организационной деятельности Всесоюзного общества «Знание», понимание его целей и задач, что ведет к изменению организационных основ и структуры Общества.
Искусство и искусствознание
Матюнина Д.С. - К вопросу о портретной концепции К. А. Сомова середины 1890-х гг.: портрет Н. Ф. Обер. c. 34-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25685

Аннотация: Предмет исследования статьи - живописный портрет Натальи Францевны Обер работы Константина Андреевича Сомова, относящийся к раннему периоду творчества художника - середине 1890-х гг. Портрет рассматривается в контексте живописных исканий художника "до-мирискуснического" этапа. Кроме этого, живописная манера и концепция портрета анализируется с учетом влияний на творчество Сомова актуальных тенденций отечественной и европейской портретной живописи рубежа XIX-XX вв.: традиции русского реалистического портрета, европейской и скандинавской линий импрессионизма и салона. Автор статьи использует метод сравнительного искусствоведческого анализа, рассматривая портрет Н. Ф. Обер, написанный К. А. Сомовым в 1896 г., на фоне других портретных работ художника и его современников. Особенно ценным вкладом в исследование сомовской портретной концепции представляется анализ новых тенденций, появляющихся в портрете Н. Ф. Обер: композиционный строй картины, декоративность живописи, специфика пространственного построения и особенности колорита. Все эти черты отмечаются автором статьи как ключевые для формирования иконографии сомовского портрета "зрелого" периода.
Стили, течения, школы
Соколова М.В. - Проблемы стиля в загородной жилой архитектуре Р.Н.Шоу c. 40-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25624

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является проблема стиля в творчестве британского архитектора поздневикторианского времени, Р.Н.Шоу. Предметом исследования стала область, занимающие особенно важное место в творчестве этого мастера, а именно загородные дома, поскольку именно архитектура загородного жилища становится сейчас своего рода лакмусовой бумажной, позволяющей выявить новые процессы, происходящие в английской архитектуре в последние десятилетия девятнадцатого века. Также в статье анализируются в качестве материала для сравнения проекты его современника и коллеги, Дж.Девиз. Тщательному искусствоведческому анализу подвергаются элементы объемно-пространственной композиции, фасадной композиции и архитектурного декора загородных домов британского архитектора. Основным вывод, сделанный автором статьи: в конце Викторианского царствования архитектура загородного дома в Англии претерпевает кризис, связанный с утратой значимости земельной собственности для социального статуса ее владельца. В связи с этим земельные владения сокращаются, а загородный дом переориентируется на новые образцы для подражания. Не усадебный дом, а скромный фермерских коттедж вдохновляет архитекторов нового поколения, в частности, Р.Н.Шоу, что неизбежно ведёт к существенному видоизменению стилистики загородного жилища.
Изобразительные искусства
Деменёв Д.Н. - Жизнеутверждающее искусство Александра Дейнеки, как синтез художественной и жизненной правды c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25427

Аннотация: Предметом исследования является искусство Александра Дейнеки. Искусство Дейнеки предстаёт перед нами в качестве фундаментальной нравственно-эстетической идеи – идеи красоты, труда, мира; идеи, призванной отражать не только идеологические и общественные идеалы, но и художественные идеалы своего времени. Оно становится проводником его идей в таких же осознанных и «по-дневному» светлых образах, как и его художественно-методологические рассуждения или же обычные повседневные наблюдения и размышления. Ядром исследования творчества ярчайшего представителя соцреализма является анализ понятия «идеал» как определенного диалектического отношения идеи и действительности применительно к связке искусство – жизнь. Методология исследования строится на таких общенаучных методах как: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический метод, метод искусствоведческого изучения изобразительного материала; сравнительный принцип, принципы историзма, системного анализа, а также принцип аксиологической направленности искусства. Новизна исследования заключается в интерпретации существующих подходов к изобразительному искусству А. Дейнеки с точки зрения непосредственного впечатления художника-практика (автора статьи). Основная масса искусствоведческого материала посвящена анализу искусства Дейнеки с позиции примата идеологического над художественным. В результате проведённого исследования, автор приходит к выводу об уникальном, равноценном взаимосплетении художественной и жизненной правды в его творчестве, позволяющем говорить о последнем не только с точки зрения его идеологии, но и с позиции морально-нравственного и эстетического воздействия на зрителя. Данное взаимосплетение как нельзя лучше способствует жизнеутверждающему отображению строящейся новой, социалистической жизни.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"