по
Человек и культура
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 11-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения, shvydkoy.me@gmail.com
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Экранная культура и экранные искусства
Быкова Н.И. - Игра как сюжетообразующий и эстетический феномен игрового кинематографа c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.2.22680

Аннотация: Предметом исследования является игра как художественный прием в современном кинематографе. Объект исследования – современное киноискусство. Изучается вопрос о том, что такое игра с точки зрения философии и искусствоведения. В исследовании анализируются экранизации известных произведений мировой литературы, в основе сюжета которых используется игра в различных ее проявлениях. Интерес представляют в этом аспекте несколько кинематографических произведений, среди них отечественная экранизация повести Ф. Дюрренматта «Авария», режиссер В. Жалакявичюс, и экранизации пьесы Э. Шеффера «Сыщик». Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Сопоставительный анализ кинематографического материала разных лет позволяет проследить динамику изменения кинематографических художественных приемов. В исследовании впервые анализируются фильмы, в которых игра становится одним из главных сюжетообразующих, эстетических или смысловых компонентов, через осмысление которых происходит понимание смысла художественного произведения. Игра интересна как художественный прием в киноискусстве, так как позволяет включать в пространство фильма множество кинематографических приемов, которые позволяют разнообразить и усовершенствовать язык кино.
Сценические искусства
Полякова А.С. - Постмодернистские русалии: в поиске созидательной энергии c. 11-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.23027

Аннотация: Предметом исследования является спектакль Геннадия Абрамова (1939-2015), создателя экспериментальной труппы «Класс экспрессивной пластики» (при театре Анатолия Васильева «Школа драматического искусства») «О-У-А!» (2005), созданный совместно со студентами факультета современного танца Гуманитарного университета как синтез традиционных архаических элементов и тематики, лексики contemporary dance. Объектом исследования являются произведения современного искусства во взаимодействии с архаическими формами танцевального фольклора. В исследовании рассматриваются так называемые «русалии» в связи с возможностью обретения новых образов и, вместе с ними, новых витальных сил в танцевальном искусстве. Приводятся различные примеры поиска новых способов движения начала XX века в контексте представленного взаимодействия. Основными методами данного исследования являются сравнительно-исторический и аналитический. Рассматриваемый спектакль исследуется с точки зрения сопоставления с работами хореографов-модернистов XX века. В то же время, автор усматривает и существенные различия между произведениями, созданными в разные культурно-художественные периоды. Новизна исследования заключается в отнесении спектакля Геннадия Абрамова к кругу еще недостаточно изученных явлений в современном танце, которые автор предлагает обозначать как "танец постфолк". Особенность последнего – с одной стороны, принадлежность (пост)современной культуре (посткультуре), и связанным с ней ироничным переосмыслением уже существующих тем, образов и смыслов; с другой – нацеленность на обнаружение новых смыслов и ценностей, в связи с включением фольклорных элементов в ткань (пост)современного произведения. В работе Абрамова, архаические фольклорные элементы подвергаются переосмыслению и рефлексии, но, одновременно, наделяют произведение энергией и витальностью.
Культура и культуры
Царёва Е.С. - Роль музыкального образования в распространении системы академических традиций и сложении её регионального варианта: в контексте проблемы «центр–периферия» (на примере Енисейской губернии) c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22962

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают процессы зарождения и становления музыкального образования в Красноярье в годы существования Енисейской губернии (1822–1925), призванные обеспечить на этой территории сохранение, трансляцию, преемственность и воспроизводство новых для азиатской части России – общеевропейских академических традиций. Особое внимание автор уделяет рассмотрению участия профессионального музыкального образования в «строительстве» и успешном функционировании регионального варианта системы академического искусства, его адаптации к условиям в провинции на примере Енисейской губернии. Методологическую основу статьи составляет комплексный междисциплинарный подход, опора на исследования отечественных учёных в области музыкознания (в том числе музыкального краеведения), истории, регионоведения, социологии, культурологии, философии. В частности, автор обращается к вопросам межкультурного взаимодействия и распространения культуры одного типа на широкие географические ареалы, освещаемым в трудах Д.С. Лихачёва и Ю.М. Лотмана, осмысляя страницы красноярской музыкальной летописи сквозь призму их некоторых идей. Анализ краеведческого материала в социокультурологическом ракурсе приводит к новым выводам в изучении исторических событий. Рассмотрение роли профессиональных музыкальных образовательных учреждений в освоении общеевропейских традиций и сложении академической модели в провинции в контексте бинома «центр-периферия» существенно расширяет методологическую базу историко-краеведческих исследований и намечает новые актуальные пути в осмыслении проблем региональной культуры.
Философия культуры
Дёмин И.В. - Проблема единства истории в философско-культурологических концепциях К. Ясперса и С. Л. Франка c. 27-40

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.19201

Аннотация: Рассматриваются и сопоставляются философско-культурологические концепции Франка и Ясперса. Основное внимание уделяется проблеме единства всемирной истории и культуры. Выявляется место историософской проблематики в контексте метафизики всеединства Франка и в экзистенциальной философии Ясперса. Франк, отрицая телеологический способ конструирования смысла всемирной истории, не ставит под сомнение саму возможность философского созерцания вечного и всеобщего в культуре (социально-историческом бытии) и необходимости выявления вневременных аспектов общественной жизни. Ясперс же исходит из того, что исторический кругозор конечного человеческого существа всегда ограничен, а единство человечества может мыслиться лишь в качестве постулата философской веры. В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. Единство всемирной истории в концепциях Франка и Ясперса не может быть постигнуто через приписывание всем народам и культурам одной, общей для них цели. В обеих концепциях история понимается как путь к надысторическому. История (культура) как специфическая реальность возможна благодаря соотнесённости человека с надысторическим. Человек способен творить историю и существовать в истории благодаря тому, что он испытывает «неудовлетворённость историей», стремится выйти за её границы.
Социология культуры, социокультура
Мельникова Н.А., Васильева Э.В. - Управление социокультурными проектами в современном университете c. 41-48

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22458

Аннотация: Предметом исследования являются социокультурные практики университета и их влияние на культурную повестку города. В работе рассмотрены новые функции современных университетов, которые призваны поддерживать развитие культурной деятельности в разнообразных формах социокультурных практик и экспериментальных, благодаря которым открываются потенциалы для самореализации и самоидентификации студентов и горожан. Авторы подчеркивают, что в образовательном учреждении молодые люди приобретают продуктивный социально-культурный опыт, который в последствие не только будет существенно влиять на формирование ценностной системы человека, но и, усвоенный, будет транслироваться в дальнейшей деятельности, в том числе профессиональной. Статья обобщает и анализирует опыт управлением социокультурных проектов в Омском государственном техническом университете и продемонстрирован опыт использования народной культуры в модных проектах. Авторы основываются на использовании социокультурного подхода: исследовании институциональных и внеинституциональных сторон социальной жизни. В основе социокультуроного подхода - системность, единство и многообразие социальной жизни, комплексность (комплексный подход), аксиологическая (ценностная) ориентация и др. Культура рассматривается как основная предпосылка и условие развития институтов, а личность – как предпосылка формирования ее внеинституциональных структур. К основным результатам исследования можно отнести следующие:социокультурные практики и проекты университета должны быть «обращены» в региональное и городское сообщество, поскольку университеты в современном мире серьезно влияют на развитие городских активностей, призваны формировать активные сообщества и изменять культурную повестку. Создание актуальных социокультурных событий требует обращения к существующему содержанию мировой культуры и актуализации культурных кодов, что позволяет определить их значимость в повестке развития молодежных субкультур. Перспектива исследований в данном направлении заключается в выявлении механизмов влияния подобных изменений на городскую культуру.
Культура тела
Лестев А.Е. - Аспекты медицинских знаний в системе обучения японским боевым искусствам c. 49-55

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.16549

Аннотация: Среди наследия японской воинской культуры, сохранившегося в школах боевых искусств, можно выделить особую систему медицинских знаний. Эти знания применялись как для лечения, так и для выработки более эффективных методов уничтожения врага. Взяв за основу китайскую медицину и знания о лечебных растениях, японцы дополнили их уникальными знаниями, основанными на практике, полученной в военно-полевых условиях и в ходе тренировок в области боевого искусства. Даже сегодня можно научиться им у носителя традиции, т.к. многие школы боевых искусств сохранили их до нашего времени. В работе использовались общие методы культурологических исследований, в частности, системный, структурно-функциональный и типологический, а также исторический. Результаты исследования вносят вклад в знания о структуре, развитии и наследии воинских культур и школ японских боевых искусств, а также в общую историю медицины. В результате школы боевых искусств представляются в качестве сложного культурного феномена, представляющего многофункциональный институт воспитания феодального воина.
Историческая культурология и история культуры
Брыкина Ю.Я. - Супружеские отношения в купеческой семье в ранних произведениях А. Н. Островского c. 56-63

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22564

Аннотация: Предметом исследования статьи стали супружеские отношения разных поколений в купеческой семье, описанные в ранних произведениях А. Н. Островского. В литературном мире А. Н. Островскому отведена роль «бытописателя» купеческого сословия. Еще современники воспринимали пьесы драматурга не только в качестве художественных произведений, а как «картины жизни». Откликнувшись на появившийся в обществе интерес к жизни различных сословий, А. Н. Островский, прекрасно знакомый с разными сторонами купеческого быта, сделал его открытым для широкой читательской и зрительской аудитории. Пьесы драматурга воспринимались как зарисовки из повседневной жизни и формировали новый стереотип в восприятии купечества.Цель работы состоит в определении степени достоверности в изображении одной из сторон частной жизни купеческой семьи, а именно супружеских отношений. Для достижения поставленной цели были изучены описания взаимоотношений мужа и жены в ранних произведениях А. Н. Островского («Записки Замоскворецкого жителя», «Картина семейного счастья», «Свои люди – сочтемся!», «Утро молодого человека», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «В чужом пиру похмелье», «Праздничный сон – до обеда», «Гроза»). Далее были отобраны и изучены воспоминания представителей купечества середины XIX в. Мемуарное наследие, фиксирующее жизнь московского купечества 1845-1860-х гг. невелико. Для исследования были взяты воспоминания Н. П. Вишнякова, А. И. Волковой. Новизна исследования заключается во-первых, в использовании произведений драматургии в качестве исторического источника, во-вторых, в попытке раскрыть характер супружеских отношений старшего и младшего поколений купечества 40-60-гг. XIX в., используя произведения художественной литературы.Проведенное исследование показало, что семейный уклад купечества старшего поколения, описанный в ранних произведениях А. Н. Островского был основан на традиционных принципах, ведущих начало от «Домостроя». Семейные отношения молодых представителей купечества намного разнообразнее, чем у их родителей. Изображая отношения старшего поколения, А. Н. Островский использует одну и ту же схему – полная власть главы семьи и рабское подчинение супруги, не имеющей возможности отстаивать свои права. Дух времени проникает за высокие заборы купеческих усадеб и вносит изменения в семейный уклад, господствовавший десятилетиями. Мемуары представителей купечества этого периода крайне скупы в описании взаимоотношений между супругами, что можно объяснить либо желанием сохранить тайну частной жизни, либо отсутствием ярких воспоминаний. Поскольку за А. Н. Островским еще при жизни закрепилась слава бытописателя купечества, и в виду незначительного внимания мемуаристов к супружеским отношениям, произведения драматурга можно использовать в качестве дополнительного источника информации для исследования этой стороны сословного быта.
Культурное наследие, традиции и инновации
Блейх Н.О. - Просветительские тенденции в творчестве основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова c. 64-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.23080

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является творческое наследие Коста Левановича Хетагурова. На основе архивных, научных и документальных материалов анализируются его жизненный путь и просветительское наследие. Автор подробно останавливается на педагогических воззрениях мыслителя, который сам, не будучи педагогом, внес весомый вклад в духовное наследие кавказских народов. Особое внимание уделяется его взглядам по вопросам постановки народного образования в Осетии: расширению сети школ, дидактическим принципам обучения, воспитания национальных кадров. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и образования, о историко-социальной конситуации педагогической мысли, о роли личности в истории. Проведенное исследование показало, что Коста Леванович Хетагуров являлся критиком существующей системы образования и воспитания молодых сограждан, предлагая свой взгляд на устройство новой школы. Делаются выводы, что идеи Коста по развитию школьного обучения актуальны и до сих пор имеют большую практическую ценность.
Культура повседневности
Сиюхова А.М., Кубова А.А. - Дресс-код как элемент профессиональной культуры преподавателя вуза c. 73-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.17964

Аннотация: Предметом изучения является отношение к дресс-коду в профессиональной деятельности. Дресс-код рассматривается как фактор формирования имиджа организации. На основании анализа научной литературы выявляются роль и значение дресс-кода в сфере образования. Определяются основные аспекты дресс-кода во взаимодействии организации и личности: коммуникативный, организационно-управленческий, психологический, экономический, правовой, гендерный, статусно-дифференцирующий. Выявляется мнение профессорского сообщества региона о возможности введения такой формы академической одежды как мантия. Методологией исследования является комплексный подход рассмотрения дресс-кода как фактора профессиональной культуры преподавателя вуза. Локально используется метод социологического опроса в форме интервью. В соответствии с результатами опроса профессорского сообщества по отношению к обязательному ношению мантии в университетах делается вывод о отсутствии необходимости введения обязательного ношения мантии в университете. Также делается вывод о дуальной функциональности дресс-кода, способного как увеличить, так и снизить эффективность труда, вследствие чего нежелательно вводить его в жесткой форме.
Глобализация, глокализация, массовая культура
Антипов Д.А., Костылев И.О. - Музейный сувенир: эволюция музея c. 82-91

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.17712

Аннотация: Объектом исследования является современная культура в глобализированном мире. Предметом исследования выступает музейный сувенир как образец для анализа процессов, происходящих в музейной отрасли, которая, в свою очередь, является частью институциональной культуры. Цель данного исследования состоит в определении основных причин, приводящих к изменениям в музейной отрасти. Поставленная цель реализуется через анализ феномена музейного сувенира в музейной практике. Авторами подробно рассмотрены причины эволюции современного музея. Проанализированы изменения, происходящие в музейной практике и их взаимосвязь с феноменом музейного сувенира. В ходе исследования авторами применялись методы системного анализа, что позволило рассмотреть предмет исследования в его взаимосвязи с тенденциями глобального развития. В результате исследования авторы приходят к выводу, что, начиная со второй половины XX в. человеческая цивилизация вступила в урбанистическую эру. Развитие промышленных городов изменило структуру социальных отношений, на первое место вышел индивид с его стремлением к максимальному комфорту. Достижение комфорта мыслится через потребление товаров и услуг, через желание и возможность «обладать». Человек общества потребления желает «обладать» всем, что его окружает, в том числе культурой. Культура переходит в разряд «развлечения», становиться массовой, понятной и доступной. Доступность культуры (её локальных вариантов) обеспечивается развитием туристической индустрии. Турист, соприкасаясь с различными культурами по всему миру, ожидает от них понятной и развлекательной формы. Для обеспечения «перевода» локальной культуры на язык массового потребления создаются «музеи для туристов». В них человек чувствует себя комфортно. Новые музеи не требуют от посетителей усилий для постижения «исторической памяти культуры», они предоставляют «образы» культуры, встроенные в глобальные, общепонятные категории. Музей превращается в «сувенирную лавку», центр развлечений и тем самым интегрируется в систему мирового рынка. В процессе этой интеграции особое место занимает музейный сувенир, он позволяет музею состояться как товарному бренду, адаптировать культурный код к общедоступному уровню восприятия и, наконец, получить прибыль. Вместе с сувениром посетитель получает маркер памяти места, где он пережил какие-либо ощущения, получил в «обладание» часть культуры. Эти процессы свидетельствуют об изменении базовой функции музея: он больше не нуждается в накоплении объектов исторической памяти, ему достаточно создавать «образы» культуры. Фиксация образов в сувенирах придаёт «образам» характер «подлинника» и переводит музей из разряда хранителя культуры в разряд её создателя.
Сценические искусства
Смирнова Е.А. - Спектакли В. С. Петрова в Севастопольском русском драматическом театре имени А. В. Луначарского c. 92-104

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.18723

Аннотация: Предметом исследования является поэтика спектаклей В. С. Петрова в Севастопольском русском драматическом театре имени А. В. Луначарского, созданных им с 1985 по 1989 гг. («Проводим эксперимент» В. Черных и М. Захарова, «Арена» И. Фридберга, «Чья шинель, товарищи?» Б. Кривошея, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Театр» М. Фрейна). Анализируются основные особенности творческой манеры режиссера: создание игровой атмосферы и романтического двоемирия, многослойность, ирония и др. Рассматриваются игровой способ и проживание как условия создания актерского ансамбля. Исследуется роль сценографии, пластики, музыки и прочих составляющих драматического действия. Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте ее автора и анализе прессы, посвященной спектаклю. Изучение творчества В. С. Петрова предпринимается впервые. Исследование его режиссерской манеры может стать показательным для выявления закономерностей, характерных для региональной театральной жизни, и восстановить страницы истории русского театра, выпавшие из контекста исследовательской деятельности. За небольшой период своей работы режиссеру удалось вывести театр из затяжного кризиса и добиться широкой известности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"