Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue 04/2016
Contents of Issue 04/2016
Theory and methodology of communication
Simbirtseva N.A. - Media activity as a personal quality of the postindustrial culture: on the way to solution of the problem pp. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19826

Abstract: The subject of this research is the media activity as a personal quality of a modern man. The object of this research is the modern subject of culture as creator, as well as consumer of diversified information. The author reviews the activity of an individual as manifestation in various forms of behavior, lifestyle, and way of thinking. Special attention is given to the peculiarities of the path from adjustment to the circumstances of existence in the technogenic world till the critical understanding of reality; it requires demonstration of specific qualities and skills regarding the work with media information, represented by the content of the Internet resources, communication ties, and sociocultural practices. Media competence of a modern man is the key condition for the successful and accomplished self-realization in career, life, and creative work. The scientific novelty consists in determination of media activity as a fundamental characteristic of an individual of the postindustrial era. Familiarization with the media spaces opens opportunities for the new methods of work with information and preservation of humanistic ideologies within the sociocultural reality.
Culture and cultures
Napso M.D. - Fashion as a sociocultural phenomenon pp. 9-14

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20129

Abstract: The object of this research is fashion, and the subject is fashion as a sociocultural phenomenon. The author analyzes the social nature of fashion, its properties, and correspondence with the orientations of consumer society. Various aspects of fashion, its universality, timely character, fluidity, and correspondence with the socio-historical context are being reviewed. The author examines the connection between fashion and economy, impact of fashion upon public relations, as well as processes of establishment of mass consciousness and choice of behavioral strategies. Fashion is presented as a multifunctional phenomenon, as contradictory unity of the positive and negative. The scientific novelty consists in the substantiation of a thesis on the demand of fashion by the modern society. As the methodological foundation for this article, the author uses gnoseological and ontological principles of dialectics, as well as the analysis of the fashion phenomenon as an integral phenomenon. The problematic field of the article allows formulating a number of statements: 1) fashion is an imperative sociocultural phenomenon, which captures social space and the entire multiplicity of human relations; 2) consumer society endows fashion with the features of universality and individuality.
Culture and civilization
Tsurikov V.I. - The influence of the geographical and natural environmental factors upon Russian mentality pp. 15-32

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20350

Abstract: The subject of this research is the impact of the natural conditions, in which the Eastern Slavic people have live and cultivated land, upon the formation of certain features of the Russian economic mentality. The author analyzes the role of the landscape specificities and geographical factors of the Eastern Europe concerning the establishment of peculiar attitude of the first settlers towards the surrounding space, as well as their place of residence and property. The specific environmental conditions necessitated the farmers towards the unequal work rhythm in the course of year, which later spread over the entire lifestyle of their descendants. Nature and climate dictated to the first settlers and their successors the difficult living conditions in the woody and swampy lands, forcing them to concentrate on farming and husbandry, which impeded development of the trade-economic relations, thus prolonging the economic lag behind Western Europe. The research is conducted primarily within the framework of the historical method, which allows determining the inner logic and prerequisites for education and strengthening of the certain mental characteristics. The main conclusion consists in the following: the popular among Eastern Slavic people fire–fallow form of cultivation forced the farmers to lead the migrating lifestyle, under the influence of which the mental characteristics of the migrants have formed.  
Culture and authority
Aleksandrov N.N. - The regularities of change of power in the XX century4 pp. 33-50

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19180

Abstract: The subject of this research is the regular succession of the change of types of power. It is being viewed with regards to the cycles of the change of elites in the XX century. The author primarily touches upon Russia, but also the questions of parallelism with multiple countries. The same combination of regularities could be observed in the number of other countries, but only concering separate historical periods. The examined regularity carries a rather universal character and manifests on the cycles of various level, although it can be more or less certain. The research is based on the existential systemogenetic approach, as well as theory of cycles. Both of these directions were developed by the author, as well as applied in examination of other topical areas back in 1990’s.  The conducted analysis of the forms of power in the XX century in Russia along with the extensive global context, establishes a new point of view upon the dependence of politics upon the mentality and culture. It manifests as a rigid mental program. This article contains the analysis of the past and present, as well as creates opportunities for the cyclic forecast.
Yakimov K.A. -
A brief course of the history of All-Union Communist Party as a factor of evolution of public moods of the youth of the late 1930s
pp. 51-65

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19647

Abstract: This article examines the main components of propaganda of the study of the “Brief course of the history of All-Union Communist Party ” inside the organization, as well as among the youth outside the union in Tambov Oblast. The author analyzed the fundamental methods of the study of the “Brief course” among the young generation, as well as the attitude of young men and women towards the history of the All-Union Communist Party, and the consequences of the influence of the falsified history upon the consciousness and public moods of the youth. The relevance of this topic is substantiated by the necessity to cover the historical role of Komsomol in propagandaof the “Brief course of the history of All-Union Communist Party” in the youth environment, as well as the importance of considering the experience of establishment of public consciousness in the conditions of the cult of personality. The geographical framework of the research include the territory of Tambov Oblast. The scientific novelty consists in the fact that for the first time the study of the attitude of the youth towards the “Brief course of the history of All-Union Communist Party” is built upon the resource base of the State Archive of Sociopolitical History of Tambov Oblast. The author makes a conclusion that the examination of the “Brief course of the history of All-Union Communist Party” produced a significant effect upon the establishment of mass interest of the youth in the reading of the history of the All-Union Communist Party, behind which there was often the lack of need for studying the “Stalin encyclopedia”.
Philosophy of culture
Krasikov V.I. - Ordinary and extraordinary pp. 66-79

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19707

Abstract: The object of this research is the processes of meaning-making, which emerge in the existentially important life situations. The subject of this research is the emotions, contemplation, and self-esteem of a person, which are marked as “ordinary” and “extraordinary”. The author attempts to determine the place of ordinary and extraordinary in human life, as well as define their importance for existential wellbeing and meaning-making. He claims that all most serious and extraordinary transforms into ordinary and absurd, in are constantly renewed by one and the same existential subject. In the conclusion the author determines the following: the meanings of ordinary and extraordinary in human life, as well as their importance for existential wellbeing;The author reveals and describes the causes and dynamic of routinization of the meanings in the daily existence of a human;the phenomenon of “extraordinary” in its objective and subjective dimensions. 
Sociology of culture, social culture
Bleikh N.O. - Progress in the sociocultural development of North Caucasus (second quarter of the XIX beginning of the XX century) pp. 80-89

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19679

Abstract: The subject of this article is the progress in the sociocultural and economic development of North Caucasus (second quarter of the XIX – beginning of the XX century). Based on the archive and documental materials the author narrates that by the end of the XVIII century the lengthy and gradually developing process of voluntary entrance of the Caucasian people into the composition of the Russian State was completed. The changes occurred in life of the highlanders after this historical act under the influence of the cultural figures of Russia and inclusion of the North Caucasus into the orbit of the capitalist relations, initiated the spread of education and literacy among them. The historical-comparative method allowed analyzing the comparable facts and based on that determine the regularities and specificities of the path of regional processes in sociocultural sphere. The article proves that the progress in sociocultural development of the aforementioned period led to the social-spiritual and political-economic revival of the highlander tribes, although there was still lack of educated people and schools. The national intelligentsia has just recently began its inception. Certain improvements in the school system, which emerged by the beginning of the XX century, primarily was determined by the active positions of the residents themselves. The reformation period became the time of future discoveries on the multinational Caucasian Krai and the unique culture of its people.
Slezin A.A. - United by the common cause? (Towards the understanding of sociocultural phenomenon of Komsomol) pp. 90-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20076

Abstract: The subject of this research is the impact of the World Festival of Youth and Students of 1957 and the Stilyagi movement upon the activity of the Komsomol. Having studied the archive materials along with the memories of the veterans as former members of Komsomol and the participants of the informal youth movement, the author overviews the established within the historical science stereotypes. The relevance of this material in many ways is connected with the upcoming in 2017 World Festival of Youth and Students and 100th Anniversary of the Komsomol (October 29, 2018). The experience of the work of the most influential and mass organization within the Russian history is being assessed from the general human and national perspectives. It is demonstrated that despite the hopes of the party and Komsomol leadership, the attitude of the regular members of Komsomol towards the Stilyagi movement was rather ambiguous. The direct measures of the Komsomol members against the Stilyagi movement at times just aroused interest towards the forbidden among the rest of the youth. The implementation into the Soviet daily life of the Western lifestyle elements encouraged Komsomol lean towards an aesthetic upbringing. The Moscow Festival of Youth and Sudents destroyed the stereotype image of a foreigner in the eyes of the youth even more. The festival is assesses as one of the very first lessons of democracy. The author underlines that there were prerequisites for the formation of dissenting views among the participants of the Komsomol themselves.
History of art
Khripkova E. - Image of the invisible world in iconographic program of the mosaic of oratory in Germigny-des-Prés pp. 100-109

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19960

Abstract: The subject of this work is the iconographic program of the mosaic of apse of oratory of the Abbey Theodulf in Germigny-des-Prés. The object of this research is the oratory of the Abbey Fleury and Bishop of Orleans Theodulf in Germigny-des-Prés – a unique heritage of the Carolingien era, which not only allows touching the historical source as a priceless document and witness, but also raises multiple questions. The discussion field consists not only from the aspects of preservation of heritage, state and dating of the fragments of its decoration, but also the program of mosaic which is noted for a unusual iconographic and style of performance. In the presented research based on the iconographic method and interdisciplinary approach, the author analyzes the Old Testament images of Theodulf’s mosaic, comparing them with the texts of the Holy Scripture. The author examines the modern perception on the discussion iconographic program of the mosaic of apse of the oratory in Germigny-des-Prés and suggests its own version of explanation of Theodulf’s iconographic scheme, which complements the already existing interpretational picture. It is demonstrated that the Ark of the Covenant is the main conceptual object of this program, and the invisible Glory of the Lord that is present between the cherubs of the Ark is closely connected to the liturgical symbolic.
Tradition and innovation
Kaplunov V.A., Rodionova D.D., Nasonov A. - The role of the archeological open-air museum in development of domestic tourism pp. 110-117

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20349

Abstract: The object of this research is the complex archeological open-air museums in the area of development of the domestic cultural-educational tourism. The authors introduce into the scientific discourse the notion “complex archeological open-air museum”, as well as reveal its content through the analysis of activity of the historical-cultural and natural open-air museum “Tomskaya Pisanitsa”, which is located on the territory of Kemerovo Oblast. The authors underline that the comprehensive approach is the most efficient and promising method of musefication of the material and immaterial heritage. Using the structural-functional method, the authors examine the combination of the activity on preservation of the objects of heritage with the efforts on their implementation within the framework of the development of national tourism. In particular, the authors characterize the experience of the open-air museum in development of the event and religious tourism, as well as review the problem of implementation and improvement of the information-communication technologies into the work of the museum. The authors make a conclusion that the complex archeological open-air museum manifests as a center of research, preservation, and presentation of heritage, although these functions could be realized for the purpose of development of the national cultural-educational tourism only on the basis of the project approach and application of the advanced information-communication technologies.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 17-09-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
Теория коммуникации и медиалогия
Симбирцева Н.А. - Медиаактивность как личностное качество человека постиндустриальной культуры: на пути решения проблемы c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19826

Аннотация: Предметом исследования является медиаактивность как личностное качество человека XXI века. Объектом исследования − современный субъект культуры как создатель, и потребитель разнокачественной информации. Автор рассматривает активность личности как проявление себя в разных формах поведения, образе жизни и мышления. Особое внимание уделяется особенностям пути от адаптации к условиям существования в техногенном мире до критического осмысления реальности требует от человека проявления особых качеств и навыков работы с медиаинформацией, представленной содержанием Интернет-ресурсов, коммуникативных связей, социально-культурными практиками. Медиаграмотность современного человека есть ключевое условие успешной и состоятельной самореализации в профессии, творчестве, жизни. В работе используется метод комплексного, эмпирического, аксиологического анализа проблемы медиаактивности как качества субъекта XXI века в социокультурной среде с целью выявления его значимости и потенциала. Новизна исследования состоит в определении медиаактивности как ключевой характеристики человека постиндустриальной эпохи. Рассматривается особенность проявления реакционной активности человека, а также условия, при которых медиаактивность носит осмысленный, творческий характер и способствует самореализации личности. Освоение медиапространства открывает перспективы новых методов работы с информацией и сохранения гуманистических основ в пределах социокультурной реальности.
Культура и культуры
Напсо М.Д. - Мода как социокультурный феномен c. 9-14

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20129

Аннотация: Объектом рассмотрения настоящей статьи является мода, а предметом – мода как социокультурное явление. Автор анализирует социальную природу моды, ее свойства, соответствие установкам общества потребления. Рассматриваются различные аспекты моды, ее универсальность, изменчивость, временной характер, соответствие социально-историческому контексту. Исследуются связь моды и экономики, влияние моды на социальные отношения, на процессы формирования массового сознания и выбор поведенческих стратегий. Мода представлена как многофункциональное явление, как противоречивое единство позитивного и негативного. В качестве методологической основы статьи выступили гносеологические и онтологические принципы диалектики, анализ феномена моды как целостного явления. Научная новизна состоит в обосновании тезиса о востребованности моды современным обществом. Проблемное поле статьи позволяет сформулировать ряд тезисов: 1) мода – важнейший социокультурный феномен, охватывающий пространство социума и все многообразие человеческих отношений; 2) общество потребления придает моде черты универсальности и индивидуальности.
Культура и цивилизация
Цуриков В.И. - Влияние географических и природно-климатических факторов на русский менталитет c. 15-32

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20350

Аннотация: Предметом исследования является влияние природных условий, в которых протекала жизнь и хозяйственная деятельность восточных славян, на формирование некоторых характерных особенностей русского экономического менталитета. Анализируется роль особенностей ландшафта и географических факторов Восточной Европы в формировании специфического отношения первых поселенцев к окружающему пространству, своему жилищу и личной собственности. Особенности климатических условий вынуждали земледельцев к неравномерному в течение года трудовому ритму, который впоследствии распространился на весь жизненный уклад потомков. Природа и климат диктовали первым поселенцам и их потомкам тяжелые условия выживания в заболоченной, лесистой местности, вынуждая вести натуральное хозяйство, являющееся тормозом на пути развития товарно-денежных отношений, и тем самым консервирующим экономическую отсталость от Западной Европы. Исследование осуществлено преимущественно в рамках исторического метода, позволяющего выявить внутреннюю логику и предпосылки для образования и укрепления определенных ментальных характеристик. Основной вывод состоит в следующем. Распространенная среди восточных славян в силу природных, порожденных в первую очередь особенностями климата и ландшафта, и исторических причин подсечно-огневая форма земледелия вынуждала земледельцев вести кочевой образ жизни, под влиянием которого формировались и укреплялись ментальные характеристики кочевников.
Культура и власть
Александров Н.Н. - Закономерности смены власти в ХХ веке c. 33-50

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19180

Аннотация: Предметом исследования является закономерная последовательность смены типов власти. Она рассматривается по отношению к циклам смены элит в ХХ веке. Преимущественно речь идет о нашей стране, но при этом затрагиваются вопросы параллелизма с многими странами. Такая же связка закономерностей наблюдалась в ряде других стран, но только на отдельных отрезках истории. Рассматриваемая закономерность носит достаточно универсальный характер и действует на циклах разного уровня, хотя проявляется на разных уровнях циклов то более, то менее определенно. Методом исследования является экзистенциальная системогенетика и теория циклов. Оба этих направления были разработаны автором и применены для исследования других предметных областей еще в 1990-х годах. Проведенный анализ форм власти в ХХ веке в нашей стране, и в широком мировом контексте создает новую точку зрения на зависимость политики от менталитета и культуры. Она предстает как жесткая ментальная программа. Статья содержит анализ прошлого и настоящего времени, она задает возможности для циклического прогноза.
Якимов К.А. - «Краткий курс истории ВКП(б)» как фактор эволюции общественных настроений молодежи конца 1930-х годов c. 51-65

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19647

Аннотация: В данной статье на основе архивных материалов рассматриваются основные компоненты пропаганды изучения «Краткого курса истории ВКП(б)» внутри комсомола и среди несоюзной молодежи Тамбовской области. Исследуются основные методы изучения «Краткого курса» среди молодого поколения, подробно анализируются отношения юношей и девушек к истории ВКП(б), а также последствия влияния фальсифицированной истории на сознание и общественные настроения молодежи. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью освещения исторической роли комсомола в пропаганде «Краткого курса истории ВКП(б)» в молодежной среде, а также важностью изучения опыта формирования общественного сознания в условиях культа личности. Географические рамки исследования включают в себя территорию Тамбовской области. Основными принципы, которыми руководствовался автор при написании статьи, являются: историзм, объективность, социальный подход. Среди общенаучных методов, использованных при написании исследовательской работы: анализ, синтез, дедукция. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые изучение отношения молодежи к «Краткому курс истории ВКП(б)» построено на ресурсной базе Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что изучение «Краткого курса истории ВКП(б)» оказало существенное воздействие на формирование специфических черт массового сознания молодого поколения. Тем не менее, во многих районах Тамбовской области создавалась лишь видимость массовой заинтересованности молодежи чтением истории ВКП(б), за которой нередко скрывалось отсутствие потребности в изучении «сталинской энциклопедии».
Философия культуры
Красиков В.И. - Заурядное и незаурядное c. 66-79

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19707

Аннотация: Объектом исследования в статье полагаются процессы смыслообразования, которые возникают в экзистенциально значимых жизненных ситуациях. Предметом исследования являются переживания, осмысления и самооценки человека, обозначаемые маркерами "заурядное" и "незаурядное". Автор пытается выявить место заурядного и незаурядного в человеческой жизни, определить их значимость для экзистенциального самочувствия и смыслообразования. Он утверждает, что все самое серьезное и незаурядное превращается, при своем постоянном возобновлении одним и тем же экзистенциальным субъектом, в заурядное и фарс. В статье используется ряд методологических средств. Это рефлексия субъективного опыта, экзистенциально-аналитический и феноменологический методы, аксиологический подход. Основными результатами исследования можно признать следующее:- определены смыслы заурядного и незаурядного в жизни человека, их значимость для экзистенциального самочувствия;- выявлены и описаны причины, динамика рутинизации смыслов в повседневности человеческого существования;- описан феномен "незаурядного" в его объективном и субъективном измерениях.
Социология культуры, социокультура
Блейх Н.О. - Прогресс в социокультурном развитии Северного Кавказа (вторая четверть XIХ – начало XX вв.) c. 80-89

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19679

Аннотация: Предметом анализа в данной статье явился прогресс в социокультурном и экономическом развитии Северного Кавказа (вторая четверть XIХ – начало XX вв.) В ней на основании архивных и документальных материалов повествуется, что к концу XVIII века завершился длительный поэтапно развивающийся процесс добровольного вхождения кавказских народов в состав Российского государства. Перемены, начавшиеся в жизни горцев после этого исторического акта под влиянием деятелей культуры России, включение Северного Кавказа в орбиту капиталистических отношений положили начало школьному делу и распространению грамотности среди них. Методологическая база исследования представлена историко-сравнительным, структурным, абстрактно-логическим методами исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Так, историко-сравнительный метод позволил проанализировать сопоставимые факты и на этой основе выявить как закономерности, так и особенности протекания региональных процессов в социокультурной сфере. Метод структурного анализа был необходим ввиду того, что изучать сложные структуры, не расчленяя их на отдельные составляющие элементы, невозможно. Поэтому он также широко использовался в работе. Абстрактно-логический метод дал возможность обобщения, синтеза и интеграции выводов по теме исследования в целом. В статье доказывается, что прогресс в социокультурном развитии, начавшийся во второй четверти XIХ – начала XX вв.), привёл к социально-духовному и политико-экономическому возрождению горских племен, правда, количество школ и образованных людей явно не хватало. Национальная интеллигенция только-только начала зарождаться. Некоторое улучшение в школьной системе, наметившееся в первой четверти XX миллениума, в основном детерминировалось активной позицией самих жителей. Пореформенный период стал временем дальнейшего открытия и изучения многонационального Кавказского края и самобытной культуры его народов.
Слезин А.А. - "Скованные одной цепью"? (К постижению социокультурного феномена ВЛКСМ) c. 90-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20076

Аннотация: Предмет исследования составляет влияние Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. в Москве и движения стиляг на деятельность комсомола. Изучив архивные документы, а также воспоминания ветеранов как бывших комсомольцев, так и участников неформального движения молодежи, автор статьи пересматривает сложившиеся в исторической науке стереотипы. Актуальность материала во многом связана с предстоящим проведением в 2017 г. Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи и 100-летним юбилеем комсомола (29 октября 2018 г.). Опыт деятельности самой влиятельной и массовой в отечественной истории молодежной организации оценивается с общечеловеческих и государственных позиций. Показано, что вопреки надеждам партийного и комсомольского руководства, отношение рядовых комсомольцев к стилягам на практике оказалось неоднозначным. Прямолинейные меры комсомольских борцов со стилягами порой только подогревали интерес к запретному у остальной молодежи. Внедрение в советскую повседневность элементов западного образа жизни способствовало обращению комсомола к эстетическому воспитанию. Еще в большей степени стереотипный образ иностранца в глазах молодежи разрушил московский фестиваль молодежи и студентов. Фестиваль оценивается как один из первых уроков демократии. Обращается внимание на формирование предпосылок развития инакомыслия в рядах самого коммунистического союза молодежи.
История искусств
Хрипкова Е.А. - Образ «мира невидимого» в иконографической программе мозаики оратория в Жерминьи - де - Пре. c. 100-109

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19960

Аннотация: Предметом исследования данной работы является иконографическая программа мозаики апсиды оратория аббата Теодульфа в Жерминьи-де-Пре. Объект исследования - ораторий аббата Флери и епископа Орлеана Теодульфа в Жерминьи-де-Пре – уникальный памятник каролингской эпохи, который не только позволяет прикоснуться к историческому источнику как к бесценному документу и свидетелю, но и ставит немало вопросов. В поле дискуссионных тем входят не только аспекты сохранности памятника, состояние и датировка фрагментов его декорации, но и программа мозаики, отличающаяся весьма необычной иконографией и стилем исполнения. В представленном исследовании на базе иконографического метода и междисциплинарного подхода автор анализирует ветхозаветные образы мозаики Теодульфа, сопоставляя их с текстами Священного Писания. В настоящей статье автор рассматривает современные представления о дискуссионной иконографической программе мозаики апсиды оратория в Жерминьи-де-Пре и предлагает свой вариант объяснения иконографической схемы Теодульфа, дополняющий существующую интерпретационную картину. Автор показывает, что не Ковчег Завета, как таковой, является главным смысловым объектом этой программы, а незримая Слава Господа,присутствующая между херувимами Ковчега, что, в свою очередь, связано с литургической символикой.
Традиции и инновации
Каплунов В.А., Родионова Д.Д., Насонов А.А. - Роль комплексного археологического музея-заповедника в развитии внутреннего туризма c. 110-117

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.20349

Аннотация: Объектом исследования являются комплексные археологические музеи-заповедники, предметом – деятельность комплексных археологических музеев-заповедников в сфере развития внутреннего культурно-познавательного туризма. Авторы статьи вводят в научный оборот понятие «комплексный археологический музей-заповедник», раскрывая его содержание посредством анализа деятельности историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница», расположенного на территории Кемеровской области. Авторы указывают, что комплексный подход является наиболее эффективным и перспективным методом музеефикации материального и нематериального наследия. Используя структурно-функциональный метод, авторы изучают сочетание деятельности по сохранению объектов наследия с усилиями по их использованию в рамках развития внутреннего туризма. В частности авторы характеризуют опыт музея-заповедника в развитии событийного и религиозного туризма. Отдельно рассматривается проблема внедрения и совершенствования информационно-коммуникационных технологий в деятельности музея. Авторы статьи приходят к выводам, что комплексный археологический музей-заповедник выступает центром исследования, сохранения и презентации наследия, однако эти функции возможно реализовывать для развития внутреннего культурно-познавательного туризма только с опорой на проектный подход и использование передовых информационно-коммуникационные технологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"