- 3 2016 . - - . ISSN: 2409-8744 - NotaBene
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue 03/2016
Contents of Issue 03/2016
Culture and authority
Ovanesyan I.G. - Cults of Lenin and Stalin in Komsomol of the 1950s pp. 1-25

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.19493

Abstract: The subject of this research is the policy and public work of Komsomol and manifestations of the cults of V. I. Lenin and I. V. Stalin during its implementation in the 1950’s. The author examines their influence upon the political culture of the Soviet youth. Special attention is given to the manifestations of cult in literature and visual art. At the same time, the author took into consideration the specificity of the youth consciousness justified by the age, as well as by the status of youth as a social group. It is highlighted that as a rule, young men and women stood out in their lack of life goals, indecisiveness of social orientations, and incompleteness of the process of formation of their own ideology. The Komsomol is being viewed as a sociocultural phenomenon. It is demonstrated that in fight against cult of personality, Komsomol (as well as the government) was not consistent. Not denying the direction of disenchantment of the personality cult itself, in the late 1950’s, Komsomol more often expressed intolerance towards the supporters of a radical rejection from the cult political behavior. Unlike the previous years, Lenin’s cult did not serve as an instrument of strengthening the cult of Stalin, but rather contributed into the strengthening of the Komsomol political leadership, as well as added “sacredness” to the political regime.
Culture and Cult
Limanskaya L.Y. - Faith, fear, laughter, and enthusiasm as the elements of cultural archetype in the history of Soviet art pp. 26-37

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.16718

Abstract: The subject of this research is the socio-psychological functions of faith, fear, laughter, and enthusiasm in the semantic inversion of imageries of social realism, social art, and conceptualism. The goal of this work is to follow the dynamics of a cultural archetype within the history of the Soviet art, its historical links and transformations. The author pursues correlation between the images of faith, fear, laughter, and enthusiasm as the semantic codes that define the ideological orientation of development of art systems in the history of Soviet art. The method of semantic analysis of the cultural codes of social realism, social art, and conceptualism allows cognizing the role of the collective unconscious in establishment and transformation of the cultural archetypes in Soviet art. In this article the author poses a question about the role of emotional expressiveness of images in the Soviet art in a new way. The author demonstrates how the fear, laughter, and enthusiasm in the art of social realism and post-Soviet avant-garde unite into the symmetrically-opposing semiotic-culturological projections. The issue of semantic inversion in art from social realism to conceptualism the author associates with the analysis of the role of ideological reforms in establishment and development of a cultural archetype.
Theoretical culturology and the theory of culture
Dzekh A.V. - Culturological potential of environmental ideas pp. 38-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18055

Abstract: This article examines the influence of environmental ideas upon culturology and the definition of culture itself. The author briefly describes the process of establishment of environmentalism as an interdisciplinary approach, as well as to its key principles. Special attention is given to the research which can serve as an example of a successful integration of environmentalism into humanitarian sciences, as well as to the analysis of their heuristic value. The author demonstrates how overcoming the traditional thinking opposition of nature and culture, implemented within the framework of environmentalism, clarifies the methodological orientations of the cultural research and leads to formation of the new scientific directions and disciplines. The conclusion is made that the traditional conceptualization of the notion of culture through comparison with nature, decreases its relevance under the influence of the environmental concepts. An active process of search and formation of the new approaches towards the study of culture, which suggest the new ways of understanding of the human-nature relations, is taking place in the context of environmentalism.
Philosophy of culture
Iakovleva E. - Absurd in the glamorous social pp. 49-62

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18665

Abstract: The subject of this research is the analysis of the absurd as a spatial constant of glamorous social from the perspective of philosophical reflection. In modernity, absurd turned into a universe by capturing all of the spheres of social and subjecting human life to its logic. Having claimed itself ontologically, the absurd affected the gnoseological and axiological constants of the being of personality, which significantly transformed both, the subjective and objective. In the social we can observe dual strategies, where the priority belongs to the Nothing. Moreover, the ideology of glamor itself turns out to be absurd because of postulating the endlessness of beauty, youth, and wealth within the limits of human life. The author determines that the absurd has many modi of manifestations in modernity, being born in the gaps of being between the Something and the Nothing. The existence of the absurd has initially been set; however in a positive aspect, illustrating the Nothing, it contributes into development (by contradiction), while in negative aspect – leads to chaos, nonsense, and crisis. Glamorous format of the absurd encourages essences and actions, covering them with an alluring fleur, which results in the failures in the functionality of the consciousness and a routine situation of the eternal. The analysis of the absurd demonstrated its multifacetedness and expanding scale, which allows speaking about a universe of the absurd in the space of the glamorous. The subjective and objective of the absurd are dialectically connected with each other, as well as they justify each other. The paradoxicality of this situation consists in the fact that the Nothing in a form of the absurd acquires a status of the real, beginning to live its own life.
Applied culturology
Tropina I., Zhdankina G., Odintsov A. - The experience of film festival in the province: case-study on the example of Volgograd pp. 63-91

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.17102

Abstract: This article presents the study the two cases of film festivals in Volgograd (Arthouse festival “Films with No Limits” in 2009-2015, and days of German and Russian featured films “Briefly!” in 2013-2015), as well as the analysis of experience of holding these festival for the purpose of determining their role for the sociocultural environment and demand among the targeted audience. This work contains a historical review of film festivals since 2000’s, their evaluation as the sociocultural projects (goals, contents, management aspects) in the context of the urban cultural environment. The authors of this article have a direct connection to the organization and hosting of these projects, thus they resort to self-description of the activity and reflection of their personal experience, as well as conduct a cross-reference analysis. The authors make conclusions on the social and cultural importance of the film festivals, their conceptual peculiarities and their role in the province. Among the most significant roles, the author highlight the humanitarian, which consists in formation of the value orientations, professional communicative and other cultural competencies of the audience, and also contribute into the reproduction of the urban cultural environments. This article is relevant from the perspective of its contribution into the chronicle of the cultural life of the city of Volgograd, as well as practical application of the presented results in sociocultural development.
Globalization, glocalization, mass culture
Shapinskaia E.N., Ivanov S.V. - Youth music subcultures in globalized world: aesthetic values and search of identity pp. 92-104

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.17809

Abstract: The subject of this research is the youth subcultures based on the commonality of tastes in music and the existing various forms of music activity. This problem is relevant to the modern world with neighboring globalization strategies and the effort of cultures to preserve identity. These processes in many cases are outspoken in creative practices, including subcultural. Namely through subcultural practices the youth finds the application to the strive for self-expression, which often cause rejection by the dominant culture. The main conclusion consists in the acknowledgment of the necessity of careful attention to the youth subcultural practices as an expression of aesthetic values and identification strategies of the modern youth. The authors note the importance of comparison of the subcultural practices with the basic aesthetic values, as well as of inclusion of the forms of subcultural activity into the more extensive sociocultural context for the purpose of encouragement of the creative skills and self-expression among the youth.
Audiovisual culture and art
Golubkina S.E. - India in British cinematograthy of the late 1930early 1940s (based on the films of Brothers Kordas creative union) pp. 105-115

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18279

Abstract: Based on the analysis of several films made by the brothers Kordas creative union in the late 1930s early 1940s, the author considers the method of formation in them the image of India and its inhabitants, highlighting the stereotypes inherent in the discourse of Orientalism and the traditions of colonial binary logic. In a broad sense, the work refers to the ideology of British colonialism, which in Russian historiography developed primarily from written sources of the second half of the nineteenth century. A correlations between the film images and the previous literary tradition, the political strategies of the British Empire on the sunset of the colonial period and the official propaganda are traced. The author concludes that the approach to Indian theme meant the use of scenes, which would have been impossible to imagine in the European world. The exotic played the main role in escapistic in spirit, fantastic and adventure films Elephant Boy 1937, the Drum 1938, The Thief of Bagdad 1940 and The Jungle Book 1942. As a result, the image of India represented an image of the Other that did not imply compulsory negative characteristics. India in the Kordas films is a special world with its own history, visual code and dictionary, which is far from the image of the country ready to obtain the independence from the British Empire.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 25-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Культура и власть
Ованесян И.Г. - Культы Ленина и Сталина в комсомоле 1950-х годов c. 1-25

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.19493

Аннотация: Предмет исследования составляют политико-массовая работа комсомола и проявления при ее осуществлении в 1950-е годы культов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Изучается их влияние на политическую культуру советской молодежи. Большое внимание уделено проявлениям культов в литературе и изобразительном искусстве. При этом автор старался учитывать специфику молодежного сознания, обусловленную как возрастом, так и положением молодежи как социальной группы. Прежде всего, обращалось внимание на то, что юноши и девушки, как правило, отличаются недостаточной твердостью жизненных установок, неопределенностью социальных ориентаций, незавершенностью процесса формирования собственных убеждений. Используется общесоюзный материал, но при этом главное внимание уделено деятельности комсомольских организаций РСФСР. Основные группы источников составили архивные документы, в первую очередь, документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и публикации периодической печати 1950-х годов. Комсомол рассматривается как социокультурный феномен. Как показано в статье, в борьбе с культом личности комсомол (вслед за властью) не был достаточно последователен. Не отказываясь от самой линии на развенчание культа личности, в конце 1950-х годов ВЛКСМ все больше проявлял непримиримость по отношению к сторонникам радикального отказа от культового политического поведения.В отличие от прежних лет культ Ленина уже не служил инструментом укрепления культа Сталина, но с еще большей силой работал на укрепление партийного руководства комсомолом, придавал «святость» политическому режиму.
Культура и культ
Лиманская Л.Ю. - Вера, страх, смех и энтузиазм как элементы культурного архетипа в истории советского искусства. c. 26-37

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.16718

Аннотация: Предметом исследования данной работы является социально-психологические функции веры, страха, смеха и энтузиазма в смысловой инверсии художественных образов соцреализма, соц-арта и концептуализма. Задача статьи - проследить динамику культурного архетипа в истории советского искусства, его исторические связи и трансформации. Используя метод семантического анализа культурных кодов соцреализма, соц-арта, концептуализма автор проводит сопоставление образов веры, страха, смеха и энтузиазма как семантических кодов, определявших идеологическую направленность развития художественных систем в истории советского искусства . Метод семантического анализа культурных кодов соцреализма, соц-арта, концептуализма позволяет уяснить роль коллективного бессознательного в формировании и трансформации культурных архетипов в истории советского искусства . В статье по новому ставится вопрос о роли эмоциональной выразительности образов в истории советского искусства. Автор показывается как страх, смех и энтузиазм в искусстве соцреализма, постсоветском авангарде, объединяются в симметрично-противоположные семиотико-культурологические проекции. Проблему инверсии смыслов в искусстве от соцреализма до концептуализма, автор связывает с анализом роли идеологических преобразований в становлении и развитии культурного архетипа.
Теоретическая культурология и теория культуры
Дзех А.В. - Культурологический потенциал энвайронментальных идей c. 38-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18055

Аннотация: В статье рассматривается влияние энвайронментализма на культурологию и на само понятие культуры. Кратко описан процесс формирования энвайронментализма как междисциплинарного подхода и его основные принципы. Показано как преодоление традиционной мыслительной оппозиции природа-культура, предпринимаемое в рамках энвайронментализма, уточняет методологические установки исследований культуры и ведет к формированию новых научных направлений и дисциплин. Особое внимание уделено исследованиям, которые могут служить примером успешной интеграции энвайронментализма в гуманитарные науки и анализу их эвристической ценности. В работе используются сравнительный метод, системный метод, исторический подход, социально-философский анализ, а также общенаучные методы. Сделан вывод о том, что традиционная концептуализация понятия культуры через противопоставление природе утрачивает свою актуальность под влиянием энвайронментальных концепций. В рамках энвайронментализма идет активный процесс поиска и формирования новых подходов к исследованиям культуры, предполагающих новые способы понимания отношений человек-природа. Новизна работы состоит в актуализации и описании перспектив интеграции энвайронментальных идей в культурологию и смежные гуманитарные дисциплины.
Философия культуры
Яковлева Е.Л. - Абсурд в гламурном социальном c. 49-62

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18665

Аннотация: Предметом исследования является анализ абсурда как пространственной константы гламурного социального с точки зрения философской рефлексии. В современности абсурд превратился во вселенную, завладев всеми сферами социального и подчинив своей логике жизнедеятельность человека. Абсурд, заявив о себе онтологически, повлиял на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, что в значительной степени трансформировало не только субъективное, но и объективное. В социальном начинают высвечиваться двойные стратегии, где первенство принадлежит Ничто. Более того, сама идеология гламура оказывается абсурдной ввиду постулирования вечности красоты, молодости и богатства в пределах человеческой жизни. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда в гламурном социальном на субъективном и объективном уровнях. Выявлено, что абсурд в современности имеет множество модусов проявления, рождаясь в зазорах бытия между Нечто и Ничто. Существование абсурда диалектически задано изначально, при этом в позитивном аспекте он, иллюстрируя Ничто, способствует развитию (от противного), а в негативном аспекте – приводит к хаосу, бессмыслице и кризису. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации вечного теперь. Выходом из абсурда может стать бунт в виде включенности в бытие, характеризуемой рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Научная новизна: анализ абсурда показал его многогранность и расширяющуюся масштабность, что позволяет говорить о вселенной абсурдного в пространстве гламурного. Субъективное и объективное абсурда диалектически взаимосвязаны между собой, обуславливая друг друга. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Ничто в виде абсурда получает статус реального, начиная жить собственной жизнью. Практическая значимость: Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и его проявлений в различных сферах современного социокультурного пространства, подверженного идеологии гламура.
Прикладная культурология
Тропина И.Г., Жданкина Г.И., Одинцов А.В. - Опыт кинофестиваля в провинции: case-study на примере Волгограда c. 63-91

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.17102

Аннотация: Статья представляет собой исследование двух кейсов фестивалей кино в Волгограде (Артхаус-фестиваль «Кино без границ», 2009–2015 гг., и Дни германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце!», 2013–2015 гг.), анализ опыта их проведения с целью выявления роли фестивалей для социокультурной среды и востребованности у целевой аудитории. Статья содержит исторический обзор кинофестивалей с 2000-х гг., их анализ как социокультурных проектов (цели, содержание, управленческие аспекты), рассмотрение их в контексте городской культурной среды. Авторы статьи имеют непосредственное отношение к организации и проведению анализируемых проектов, поэтому прибегают к самоописанию деятельности и рефлексии собственного опыта, перекрестному анализу. Результаты реализации проектов в региональном культурном контексте исследуются с социокультурной позиции, при анализе используется социологический инструментарий. Авторы приходят к выводам относительно социальной и культурной значимости кинофестивалей, сущностных особенностей, принципов организации и выполняемых функций фестивалей в провинции. Среди наиболее значимых ролей фестивалей выделяется гуманитарная, состоящая в формировании ценностных ориентаций, профессиональных, коммуникативных и иных культурных компетенций аудитории, а также воспроизводство культурной среды города. Статья значима как с точки зрения вклада в летопись художественной жизни Волгограда, так и для использования изложенных результатов в практике социокультурного проектирования.
Глобализация, глокализация, массовая культура
Шапинская Е.Н., Иванов С.В. - Молодежные музыкальные субкультуры в глобализованном мире: эстетические ценности и поиск идентичности. c. 92-104

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.17809

Аннотация: Предметом исследования являются молодежные субкультуры, основанные на общности музыкальных вкусов и практикующие различные формы музыкальной деятельности. Эта проблема является актуальной в современном мире, в котором соседствуют глобализационные стратегии и стремление культур к сохранению идентичности. Эти процессы во многом выражаются в художественных практиках, в том числе и субкультурных. Для молодежи музыка является не только выражением эстетических вкусов и предпочтения, но и средством самоидентификации. Именно через субкультурные практики молодежь находит применение стремлению к самовыражению, которые зачастую вызывают отторжение доминантной культурой. При подготовке статьи были использованы различные методы: анализ текстов, включенное наблюдение, дескриптивный метод, интервью, обобщение материала культурных практик. Основными выводами проведенного исследования является признание необходимости внимательного отношения к молодежным субкультурным практикам как выражению эстетических ценностей и идентификационных стратегий современной молодежи. Отмечается важность соотнесения субкультурных практик с базовыми эстетичекскими ценностями, включения форм субкультурной активности в более широкий социокультурный контекст с целью поощрения творческих способностей и самовыражения молодежи.
Экранная культура и экранные искусства
Голубкина С.Е. - Индия в английском кино конца 1930 – начала 1940-х гг. (по фильмам творческого союза братьев Корда) c. 105-115

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18279

Аннотация: На основе анализа нескольких кинофильмов, созданных творческим союзом братьев Корда в конце 1930-х – начале 1940-х гг., автор рассматривает способ конструирования в них образа Индии и ее жителей, выделяя стереотипные представления, присущие дискурсу ориентализма и традициям бинарной колониальной логики. В широком смысле, работа обращена к теме идеологии английского колониализма, которая в отечественной историографии разработана в первую очередь по письменным источникам второй половины XIX века. Прослеживается связь кинообразов с предшествующей литературной традицией, политическими стратегиями Британской империи на закате колониального периода и официальной пропагандой. Автор приходит к заключению, что обращение к индийской тематике означало использование сюжетов, действие которых невозможно было бы представить в европейском мире. Главную роль в эскапистcких по своему духу, фантастических и приключенческих фильмах «Маленький погонщик слонов» 1937 г., «Барабан» 1938 г., «Багдадский вор» 1940 г. и «Книга Джунглей» 1942 г. сыграла экзотика. В результате образ Индии представлял собой образ Другого, что не означало обязательных отрицательных характеристик. Индия в фильмах творческого союза представляла собой особый мир, имеющий свою историю, свой визуальный код и свой собственный словарь, который был далек от образа страны, готовой получить независимость от Британской империи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"