Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 25-06-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Культура и власть
Ованесян И.Г. - Культы Ленина и Сталина в комсомоле 1950-х годов c. 1-25

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.19493

Аннотация: Предмет исследования составляют политико-массовая работа комсомола и проявления при ее осуществлении в 1950-е годы культов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Изучается их влияние на политическую культуру советской молодежи. Большое внимание уделено проявлениям культов в литературе и изобразительном искусстве. При этом автор старался учитывать специфику молодежного сознания, обусловленную как возрастом, так и положением молодежи как социальной группы. Прежде всего, обращалось внимание на то, что юноши и девушки, как правило, отличаются недостаточной твердостью жизненных установок, неопределенностью социальных ориентаций, незавершенностью процесса формирования собственных убеждений. Используется общесоюзный материал, но при этом главное внимание уделено деятельности комсомольских организаций РСФСР. Основные группы источников составили архивные документы, в первую очередь, документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и публикации периодической печати 1950-х годов. Комсомол рассматривается как социокультурный феномен. Как показано в статье, в борьбе с культом личности комсомол (вслед за властью) не был достаточно последователен. Не отказываясь от самой линии на развенчание культа личности, в конце 1950-х годов ВЛКСМ все больше проявлял непримиримость по отношению к сторонникам радикального отказа от культового политического поведения.В отличие от прежних лет культ Ленина уже не служил инструментом укрепления культа Сталина, но с еще большей силой работал на укрепление партийного руководства комсомолом, придавал «святость» политическому режиму.
Культура и культ
Лиманская Л.Ю. - Вера, страх, смех и энтузиазм как элементы культурного архетипа в истории советского искусства. c. 26-37

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.16718

Аннотация: Предметом исследования данной работы является социально-психологические функции веры, страха, смеха и энтузиазма в смысловой инверсии художественных образов соцреализма, соц-арта и концептуализма. Задача статьи - проследить динамику культурного архетипа в истории советского искусства, его исторические связи и трансформации. Используя метод семантического анализа культурных кодов соцреализма, соц-арта, концептуализма автор проводит сопоставление образов веры, страха, смеха и энтузиазма как семантических кодов, определявших идеологическую направленность развития художественных систем в истории советского искусства . Метод семантического анализа культурных кодов соцреализма, соц-арта, концептуализма позволяет уяснить роль коллективного бессознательного в формировании и трансформации культурных архетипов в истории советского искусства . В статье по новому ставится вопрос о роли эмоциональной выразительности образов в истории советского искусства. Автор показывается как страх, смех и энтузиазм в искусстве соцреализма, постсоветском авангарде, объединяются в симметрично-противоположные семиотико-культурологические проекции. Проблему инверсии смыслов в искусстве от соцреализма до концептуализма, автор связывает с анализом роли идеологических преобразований в становлении и развитии культурного архетипа.
Теоретическая культурология и теория культуры
Дзех А.В. - Культурологический потенциал энвайронментальных идей c. 38-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18055

Аннотация: В статье рассматривается влияние энвайронментализма на культурологию и на само понятие культуры. Кратко описан процесс формирования энвайронментализма как междисциплинарного подхода и его основные принципы. Показано как преодоление традиционной мыслительной оппозиции природа-культура, предпринимаемое в рамках энвайронментализма, уточняет методологические установки исследований культуры и ведет к формированию новых научных направлений и дисциплин. Особое внимание уделено исследованиям, которые могут служить примером успешной интеграции энвайронментализма в гуманитарные науки и анализу их эвристической ценности. В работе используются сравнительный метод, системный метод, исторический подход, социально-философский анализ, а также общенаучные методы. Сделан вывод о том, что традиционная концептуализация понятия культуры через противопоставление природе утрачивает свою актуальность под влиянием энвайронментальных концепций. В рамках энвайронментализма идет активный процесс поиска и формирования новых подходов к исследованиям культуры, предполагающих новые способы понимания отношений человек-природа. Новизна работы состоит в актуализации и описании перспектив интеграции энвайронментальных идей в культурологию и смежные гуманитарные дисциплины.
Философия культуры
Яковлева Е.Л. - Абсурд в гламурном социальном c. 49-62

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18665

Аннотация: Предметом исследования является анализ абсурда как пространственной константы гламурного социального с точки зрения философской рефлексии. В современности абсурд превратился во вселенную, завладев всеми сферами социального и подчинив своей логике жизнедеятельность человека. Абсурд, заявив о себе онтологически, повлиял на гносеологическую и аксиологическую константы бытия личности, что в значительной степени трансформировало не только субъективное, но и объективное. В социальном начинают высвечиваться двойные стратегии, где первенство принадлежит Ничто. Более того, сама идеология гламура оказывается абсурдной ввиду постулирования вечности красоты, молодости и богатства в пределах человеческой жизни. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенционального анализа, помогающих раскрыть специфику абсурда в гламурном социальном на субъективном и объективном уровнях. Выявлено, что абсурд в современности имеет множество модусов проявления, рождаясь в зазорах бытия между Нечто и Ничто. Существование абсурда диалектически задано изначально, при этом в позитивном аспекте он, иллюстрируя Ничто, способствует развитию (от противного), а в негативном аспекте – приводит к хаосу, бессмыслице и кризису. Гламурный формат абсурдного симулирует смыслы и действия, окутывая их глянцевым флером, что приводит к сбоям в работе сознания и рутинной ситуации вечного теперь. Выходом из абсурда может стать бунт в виде включенности в бытие, характеризуемой рефлексивностью, интенциональностью, творческим подходом и нравственными проявлениями. Научная новизна: анализ абсурда показал его многогранность и расширяющуюся масштабность, что позволяет говорить о вселенной абсурдного в пространстве гламурного. Субъективное и объективное абсурда диалектически взаимосвязаны между собой, обуславливая друг друга. Парадоксальность ситуации заключается в том, что Ничто в виде абсурда получает статус реального, начиная жить собственной жизнью. Практическая значимость: Положения и выводы исследования можно использовать при дальнейшем исследовании абсурда и его проявлений в различных сферах современного социокультурного пространства, подверженного идеологии гламура.
Прикладная культурология
Тропина И.Г., Жданкина Г.И., Одинцов А.В. - Опыт кинофестиваля в провинции: case-study на примере Волгограда c. 63-91

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.17102

Аннотация: Статья представляет собой исследование двух кейсов фестивалей кино в Волгограде (Артхаус-фестиваль «Кино без границ», 2009–2015 гг., и Дни германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце!», 2013–2015 гг.), анализ опыта их проведения с целью выявления роли фестивалей для социокультурной среды и востребованности у целевой аудитории. Статья содержит исторический обзор кинофестивалей с 2000-х гг., их анализ как социокультурных проектов (цели, содержание, управленческие аспекты), рассмотрение их в контексте городской культурной среды. Авторы статьи имеют непосредственное отношение к организации и проведению анализируемых проектов, поэтому прибегают к самоописанию деятельности и рефлексии собственного опыта, перекрестному анализу. Результаты реализации проектов в региональном культурном контексте исследуются с социокультурной позиции, при анализе используется социологический инструментарий. Авторы приходят к выводам относительно социальной и культурной значимости кинофестивалей, сущностных особенностей, принципов организации и выполняемых функций фестивалей в провинции. Среди наиболее значимых ролей фестивалей выделяется гуманитарная, состоящая в формировании ценностных ориентаций, профессиональных, коммуникативных и иных культурных компетенций аудитории, а также воспроизводство культурной среды города. Статья значима как с точки зрения вклада в летопись художественной жизни Волгограда, так и для использования изложенных результатов в практике социокультурного проектирования.
Глобализация, глокализация, массовая культура
Шапинская Е.Н., Иванов С.В. - Молодежные музыкальные субкультуры в глобализованном мире: эстетические ценности и поиск идентичности. c. 92-104

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.17809

Аннотация: Предметом исследования являются молодежные субкультуры, основанные на общности музыкальных вкусов и практикующие различные формы музыкальной деятельности. Эта проблема является актуальной в современном мире, в котором соседствуют глобализационные стратегии и стремление культур к сохранению идентичности. Эти процессы во многом выражаются в художественных практиках, в том числе и субкультурных. Для молодежи музыка является не только выражением эстетических вкусов и предпочтения, но и средством самоидентификации. Именно через субкультурные практики молодежь находит применение стремлению к самовыражению, которые зачастую вызывают отторжение доминантной культурой. При подготовке статьи были использованы различные методы: анализ текстов, включенное наблюдение, дескриптивный метод, интервью, обобщение материала культурных практик. Основными выводами проведенного исследования является признание необходимости внимательного отношения к молодежным субкультурным практикам как выражению эстетических ценностей и идентификационных стратегий современной молодежи. Отмечается важность соотнесения субкультурных практик с базовыми эстетичекскими ценностями, включения форм субкультурной активности в более широкий социокультурный контекст с целью поощрения творческих способностей и самовыражения молодежи.
Экранная культура и экранные искусства
Голубкина С.Е. - Индия в английском кино конца 1930 – начала 1940-х гг. (по фильмам творческого союза братьев Корда) c. 105-115

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.18279

Аннотация: На основе анализа нескольких кинофильмов, созданных творческим союзом братьев Корда в конце 1930-х – начале 1940-х гг., автор рассматривает способ конструирования в них образа Индии и ее жителей, выделяя стереотипные представления, присущие дискурсу ориентализма и традициям бинарной колониальной логики. В широком смысле, работа обращена к теме идеологии английского колониализма, которая в отечественной историографии разработана в первую очередь по письменным источникам второй половины XIX века. Прослеживается связь кинообразов с предшествующей литературной традицией, политическими стратегиями Британской империи на закате колониального периода и официальной пропагандой. Автор приходит к заключению, что обращение к индийской тематике означало использование сюжетов, действие которых невозможно было бы представить в европейском мире. Главную роль в эскапистcких по своему духу, фантастических и приключенческих фильмах «Маленький погонщик слонов» 1937 г., «Барабан» 1938 г., «Багдадский вор» 1940 г. и «Книга Джунглей» 1942 г. сыграла экзотика. В результате образ Индии представлял собой образ Другого, что не означало обязательных отрицательных характеристик. Индия в фильмах творческого союза представляла собой особый мир, имеющий свою историю, свой визуальный код и свой собственный словарь, который был далек от образа страны, готовой получить независимость от Британской империи.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"