по
Man and Culture
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Man and Culture" > Contents of Issue № 06/2015
Contents of Issue № 06/2015
Culture and Cult
Skorobogacheva E.A. - The problem of correlation between the vector and archetypical in the culture of the Vyg wilderness pp. 1-27

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16862

Abstract: The subject of study is fine art the Vyg wilderness. The object of study is the fenomen of the old believers in the culture of the Russian North. During the work particular attention is paid to identifying the concepts of sustainability and modernization of the old believer traditions in the art of the North. It is proved that for all the controversy, the impact of old believers ' environment on the culture of Northern Russia has been positive, in particular, expanding the range of artistic traditions of the region. We have studied the factors contributing to the spread of Northern art beyond the marginal land: in the Urals, Siberia, the Volga region, Central Russia. In this article it is necessary to use an integrated and multidisciplinary approach. As a special methodology of study chosen by a holistic approach, which is based on the ideas of system analysis. When working on specific research tasks, the author relied on the following methods of research:1. art criticism analysis of works that it is important to understand figurative, ideological solutions, to identify their artistic language; 2. in matters of attribution and significant comparative technical and technological methods, allowing to reveal the typology and the specifics of a particular monument. 3. historical-ethnographic method promotes the study of old believers ' art samples and identify them all-Russian traditions, symbolic meanings. The main conclusions of the research are: 1. the importance of the Vyg desert as an artistic centre of the Russian North; 2. determination of the uniqueness of the phenomenon of the old believers in the historical-cultural and religio-philosophical environment, both the North and far beyond its borders; 3. identify the significant role of the old believers in the distribution of the Northern traditions in most regions of Russia.
Ethnology and cultural anthropology
Lebedev S.V., Maksimovich V.F. - Russian North: historical and ethno-cultural peculiarities of formation of the Russian region pp. 28-63

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.15788

Abstract: The Subject of research is the study of historical and cultural phenomenon of the Russian North. The Russian North is a unique historical and cultural region of Russia. The history, particular social conditions, isolation from the Central Russia, which contributed to the preservation of arts and crafts, gave it special features. However Northern conditions contributed to the initiative, persistence, widespread literacy, which led to the fact that the North did not become a living ethnographic Museum, and remains a modern, highly urbanized Russian region in which not only preserved but also developed many kinds of folk art. The following methodological approaches are used in the paper: cultural and anthropological, historical and cultural. The main research methods are specifically historical, dialectical, comparative analysis. The main conclusions of the research are: the explanation of the phenomenon of the Russian North by the presence of the geographic remoteness of the region from the Central Russia; the absence of serfdom in the history of the North; the predominance of old believers among the population in the past; late industrialization and urbanization of the Russian North. All the factors favoured the creation of a unique cultural space, in which different Russian Northern folk arts and crafts (Kholmogory bone carving, Severodvinsk painting on wood, Vologda lace-making, Veliky Ustyug blackening of silver and more) received the development, in the Russian North. Majority types of folk art in the North continue to evolve in the XXI century. The study materials can be used in the development of training courses on Russian History of Art and also Ethnology in educational institutions of professional education.
Symbol, word, speech, language
Griber Y.A., Mylonas D. - Colour Mapping: Empirical Analysis of Colour Names in the Russian Language pp. 64-94

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16636

Abstract: The subject of the research is the usage of denotative samples in empirical researchesh of colour terms. The authors of the article view the history and prospects of the empirical research of colour names using colour tables and fixed colour samples in the Russian language. The authors aldo privide the results of their own research. Special attention is paid to the description of the analysis procedure.  The authors analyze the quantity and structure of obtained colour names, distribution of the main colour names in the Russian language, structure of psychologically defined colour names, the most common models of the names of shades, the degree of standardization of fixed colour names. The research method is the experiment allowign to compare colour names used in the Russian language with the Munsell and RGB colour systems. The main results of the research prove that there is a number of non-derivative minor words of the Russian language have been commonly used in the Russian language and therefore should be taken into account when creating all kinds of classifications. 
Cultural heritage, tradition and innovation
Rusanov V.V. - Confessional Challenge as a Mean of Self-Identification (the Case Study of the Altaian Nation) pp. 95-104

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16888

Abstract: In the present article the author considers ways of national self-determination of the Altai people within the movement of Burkhanism. Under the influence of historical events, the national choice of Mountain Altai moved from aspiration to ethnic self-determination on the religious base, to national politically registration of idea of independent Mountain Altai. The author, considers the deep reasons and a confessional situation in the foreign environment. Specifics of the public relations of the population of Mountain Altai at the beginning of the XX century are opened. The interrelation of events in the context of historical memory and national and cultural mentality of the Altai people is shown. Proceeding from nature of modern historical and legal knowledge, the author aspired to organic compound of elements of the social analysis, cultural and anthropological approach. The general scientific principles of historicism and objectivity were the basis for research. Scientific novelty is that in the offered research, the religious way of self-identification in the territory of Mountain Altai, is presented as uniform - continuous ethnonational search. Ways of national self-determination of the Altai people at the beginning of the XX century, are considered not only in a complex that earlier wasn't undertaken, but the main thing – with reflection of internal essence of the occurring events and the phenomena.
Music and music culture
Sineokii O.V. - Rock as a Multi-Genres Reflection of the High-Tech Recording Era pp. 105-161

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16839

Abstract: The article described the social and communication essence of rock music. The author presents a recording of rock music as a special social and communication construct (twofold institution) in global cross-cultural space. The varied picture of rock music is interpreted in the framework of the communication recording system. The features of the regional-subgenres of rock music in the Social Communications. Analyzed the social and communicative origins of rock and roll, showing the diversity of the England-American Rock. Particular attention is paid to the identity of the African, Asian and Latin Rock. In the analysis of the origin and variety of the meaning of «Rock Music» is used historical-genetic method. To determine the characteristics of the genre of rock music and its constituent used musicological method. In the study of individual features of the music industry it used a structured approach that has allowed to reveal the multidimensionality and diversity of communicative performance recording rock music. In addition, the use of comparative-historical method and the phenomenological approach made it possible to identify and characterize the main stages of evolution of the recording of rock music as a communication and communication categories. Terminology method has provided an opportunity to clarify the conceptual apparatus. Method Internet-survey revealed trends in the genre among the priorities of the regular visitors to music sites. The author concluded that the rock is a reflection of social and communication the era of high-tech audio. The study offer insight into the recording of rock music as a complex cluster of socio-cultural sphere, where he formed a stable rules appear certain historical patterns, as well as specific principles apply. The novelty of the research is to establish a communication system elements of rock, since the origins of the universality of this musical roots in the music industry and in the phenomena of a wide public plan.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2015
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 28-12-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2015
Культура и культ
Скоробогачева Е.А. - Проблема соотношения векторности и архетипичности в культуре Выговской пустыни c. 1-27

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16862

Аннотация: Предметом исследования является изобразительное искусство Выговской пустыни. Объект исследования - феномен старообрядчества в культуре Русского Севера. В ходе работы особое внимание уделено выявлению понятия устойчивости и модернизации старообрядческих традиций в искусстве окраинных земель. Доказано, что при всей противоречивости, влияние старообрядческой среды в культуре Северной Руси позитивно, в частности, способствует расширению диапазона художественных традиций региона. Изучены факторы, способствующие распространению Северного искусства за пределы региона: на Урале, в Сибири, Поволжье, Центральной России. В данной статье необходимо использование комплексного междисциплинарного подхода. В качестве специальной методологии исследования избран целостный подход, который базируется на идеях системного анализа. При работе над конкретными исследовательскими задачами автор опирался на следующие методы исследования: 1. искусствоведческий анализ произведений, что важно в обозначении образных, идейных решений произведений, выявлении их художественного языка; 2. в вопросах атрибуции важен сравнительный метод технической и технологической специфики, позволяющий выявить типологию и самобытность конкретного памятника. 3. историко-этнографический метод способствует изучению старообрядческих художественных образцов и их символических смыслов. Основные выводы исследования: 1. подтверждение значимости Выговской пустыни как художественного центра Русского Севера; 2. определение уникальности феномена старообрядчества в историко-культурной и религиозно-философской среде, как на Севере, так и далеко за его пределами; 3. выявление важной роли старообрядцев в распространении северных традиций в большинстве регионов России.
Этнология и культурная антропология
Лебедев С.В., Максимович В.Ф. - Русский Север: исторические и этнокультурные особенности формирования российского региона c. 28-63

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.15788

Аннотация: Предметом исследования является изучение историко-культурного феномена Русского Севера. Русский Север является уникальным историко-культурным регионом России. Его особые черты придала ему история, особые социальные условия, оторванность от центральной России, которая способствовала консервации художественных ремесел. Вместе с тем северные условия способствовали инициативности, упорству, широкому распространению грамотности, что привело к тому, что Север не стал живым этнографическим музеем, а остается современным, высоко урбанизированным российским регионом, в котором не только сохраняются, но и развиваются многие виды народного искусства. В работе применяются следующие методологические подходы: культурно-антропологический, историко-культурологический. Основными методами исследования являются конкретно исторический, диалектический, сравнительный анализ. Основными выводами проведенного исследования являются: объяснение феномена Русского Севера наличием географической отдаленности региона от центральной России; отсутствием крепостного права в истории Севера; преобладанием в прошлом среди населения старообрядцев; поздняя индустриализация и урбанизация Русского Севера. Все перечисленные факторы способствовали созданию на Русском Севере уникального культурного пространства, в котором получили развитие различные русские северные народные художественные ремесла (холмогорское косторезное, северодвинская роспись по дереву, вологодское кружевоплетение, великоустюжское чернение по серебру и другое). Большинство видов народного искусства на Севере продолжают развиваться в XXI веке. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по отечественной истории. истории искусства, этнологии в учебных заведениях профессионального образования.
Знак, слово, речь, язык
Грибер Ю.А., Милонас Д. - Картография цвета: эмпирический анализ цветонаименований русского языка c. 64-94

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16636

Аннотация: Предметом исследования является практика использования денотативных образцов в эмпирических исследованиях терминов цвета. Авторы рассматривают историю и возможности эмпирического изучения названий цвета с использованием цветовых таблиц и фиксированных цветовых образцов в русском языке и приводят результаты собственного исследования. Особое внимание уделяется характеристике процедуры анализа. Рассматриваются количество и структура полученных цветообозначений, распределение основных цветонаименований русского языка, структура психологически выделенных цветообозначений, наиболее распространенные модели обозначения оттенков, степень нормативности зафиксированной цветовой лексики. Метод исследования – эксперимент, инструментарий которого позволяет сопоставить цветовые термины русского языка с цветовыми шкалами RGB и Манселла. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что ряд непроизводных неосновных слов русского языка уже достаточно прочно вошли в речевой обиход и имеют широкое употребление, поэтому их нельзя игнорировать при построении разного рода классификаций. Природа экспериментальных образцов и использование особых процедур их компьютерной обработки позволили выделить основные категории цветонаименований русского языка, составить перечни слов для каждой категории и представить «смысл» категорий в виде графического распределения (поля) оттенков. Такой способ представления данных не только является более информативным по сравнению с традиционным, но и открывает более широкие перспективы для их последующего анализа, прежде всего сопоставительного. В долгосрочные задачи исследования входит создание универсальной модели цветообозначений, предназначенной для развития внутри- и кросскультурной цветовой коммуникации.
Культурное наследие, традиции и инновации
Русанов В.В. - Конфессиональный вызов как средство самоидентификации (на примере алтайского народа) c. 95-104

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16888

Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает пути национального самоопределения алтайского народа в рамках движения бурханизма. Под воздействием исторических событий, национальный выбор Горного Алтая двигался от стремления к этническому самоопределению на религиозном фундаменте, к национально-политическому оформлению идеи независимого Горного Алтая. Автор, рассматривает глубинные причины и конфессиональную ситуацию в инородческой среде. Вскрывается специфика общественных отношений населения Горного Алтая в начале XX в. Показана взаимосвязь событий в контексте исторической памяти и национально-культурного менталитета алтайского народа. Исходя из характера современного историко-правового знания, автор стремился к органическому соединению элементов социального анализа, культурного и антропологического подхода. В основу исследования были положены общенаучные принципы историзма и объективности. Научная новизна заключается в том, что в предлагаемом исследовании, религиозный путь самоидентификации на территории Горного Алтая, представлен как единый - непрерывный этнонациональный поиск. Пути национального самоопределения алтайского народа в начале XX в., рассмотрены не только комплексно, что ранее не предпринималось, но главное – с отражением внутренней сущности происходивших событий и явлений.
Музыка и музыкальная культура
Синеокий О.В. - Рок как мультижанровое отражение эпохи высокотехнологической звукозаписи c. 105-161

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16839

Аннотация: В статье охарактеризована социально-коммуникационная сущность рок-музыки. Автор представляет звукозапись рок-музыки как особый социально-коммуникационный конструкт (двуединая институция) в глобальном межкультурном пространстве. Многообразная картина рок-музыки интерпретируется в рамках коммуникационной системы звукозаписи. Выявлены особенности регионально-субжанрового развития рок-музыки в системе социальных коммуникаций. Проанализированы социально-коммуникативные истоки зарождения рок-н-ролла, показано многообразие развития англо-американского рока. Особое внимание уделено изучению самобытности африканской, азиатской и латинской рок-музыки. При анализе происхождения и различных значений понятий «рок-музыка» применен историко-генетический метод. Для выяснения жанровых особенностей рок-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. В изучении отдельных признаков музыкальной индустрии применялся структурный подход, что позволило раскрыть многомерность и разноплановость коммуникативных показателей звукозаписи рок-музыки. К тому же применение сравнительно-исторического метода и феноменологического подхода дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки как коммуникационной и коммуникативной категорий. Терминологический метод предоставил возможности уточнить понятийный аппарат. Метод Интернет-опроса позволил выявить тенденции в изменении жанровых приоритетов среди постоянных посетителей музыкальных сайтов. Автор пришел к выводу о том, что рок является социально-коммуникационным отражением эпохи высокотехнологической звукозаписи. В результате проведенного исследования предложено понимание звукозаписи рок-музыки как сложного кластера социокультурной сферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы рока, поскольку истоки универсальности этого музыкального направления коренятся в музыкальной сфере и в явлениях широкого общественного плана.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"