Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2015
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 05-10-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2015
Философия культуры
Цендровский О.Ю. - Культурно-мировоззренческие основания глобального сетевого общества XXI в. c. 1-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16316

Аннотация: Предметом данного исследования являются социально-экономические и, главным образом, мировоззренческие предпосылки складывания на рубеже XX – XXI вв. принципиально нового типа общества: постиндустриального по своей материальной базе и постмодернистского с точки зрения культурного кода. Автор подробно исследует новую цивилизационную парадигму, сопоставляя ее с индустриальной и аграрной моделями, вычленяет и описывает её основные системы (техносфера, социосфера, инфосфера) и лежащие в их основе институты и идеологемы. Особый акцент делается на изучении новой, горизонтальной и сетевой по своей геометрии социальной коммуникации в условиях глобализации, расцвета масс-культуры и конвергенции масс-медиа. Методология и в то же самое время новизна данной работы состоит в том, что в ней на основе осмысления богатого научного наследия делается попытка представить общую картину происходящих в социуме процессов и их генетическую связь с предшествовавшими цивилизационными моделями, а не описать лишь отдельные его сферы и аспекты. С содержательной точки зрения, автор основывает работу на ставшем уже классическом трехчленном делении исторического процесса: премодерн – модерн – постмодерн; аграрная – индустриальная – постиндустриальная цивилизация. Основной научный вклад автора состоит в сведении воедино и анализе результатов, полученных в течение почти половины столетия исследований новой цивилизационной парадигмы. В результате, был сделан вывод, что постиндустриальное, информационное общество реализует плюралистскую доктрину постмодернистской философии в своей сетевой, децентрализированной структуре. Поток информации в нем не контролируется авторитарными формациями. Он наполняется из бесчисленного множества различных источников, а доминирующий теперь пользовательский контент распространяется вирусным образом. Экономика, все ее рынки и системы спаяны теперь в единую суперсеть и движутся за счет почти непрогнозируемой суммы действий акторов со всего земного шара.
Теория коммуникации и медиалогия
Синеокий О.В. - Рок в советской печати, «самиздате», постсоветских книгах и журналах (историко-культурологический анализ) c. 58-76

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.15280

Аннотация: Изучение закономерностей отражения рок-информации в различных документальных медиаисточниках является актуальной научной историко-культурной проблемой. Отражение истории восточно-европейской поп-культуры бывших стран «социалистического содружества» в музыкальной литературе, а также социальные последствия «цифровой революции» в сфере рок-журналистики остаются дополнительными малоизученными секторами. Предметом статьи является построение хронологической цепочки публикаций, связанных с зарубежной и отечественной рок-культурой в советской и постсоветской (российской и украинской) печати с целью проведения культурологического анализа. В статье автором раскрывается особая социально-информационная роль «рок-самиздата» (первых независимых публикаций) во времена социализма. Применялся методологический инструментарий ряда гуманитарных наук (исторический и культурологический методы). В качестве эмпирической базы выступают журналистские тексты из газетной и журнальной периодической печати, информационно-справочная литература, книги советских, российских и украинских авторов. Одним из основных выводов является то, что во времена социализма рок-пресса развивалась параллельно в двух информационно-правовых плоскостях – легальной (молодежные музыкальные журналы и газеты) и подпольной (печатный и рукописный «рок-самиздат»). «Рок-самиздат», публикации в официальной печати и множественные недокументные коммуникации во времена социализма выполнили социоинформационные функции как элементы особой медиакультурной системы средств связи.
Знак, слово, речь, язык
Флеров О.В. - Межкультурная коммуникация: к вопросу об истории феномена c. 77-91

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16553

Аннотация: В наше время о межкультурной коммуникации говорится в основном или применительно к обучению иностранному языку или как об относительно молодой, самостоятельной и "модной" в условиях многополярного мира области знания. Между тем она как процесс взаимодействия цивилизаций имела место ещё в глубокой древности даже до зарождения научного знания вообще, при этом многие современные процессы, взаимосвязанные с ней, обусловлены исторически и уходят корнями в отдалённые эпохи. В статье уделяется особое внимание историческим аспектам межкультурной коммуникации в контексте её современных проблем и течений. Методом исследования в статье является исторический анализ феномена межкультурной коммуникации и сопоставление его наиболее актуальных аспектов прошлого и современности Основные выводы автора сводятся к тому, что сегодня в отличии от прежних эпох, когда существует стремление максимально эффективно организовать межкультурные контакты на всех уровнях, невозможно обойтись без теоретического обоснования межкультурной коммуникации, построения её концепций с тем, чтобы затем применить их в практике межнационального взаимодействия. Новизна статьи состоит в том, что в коротком обзоре в ней представлены исторические аспекты межкультурной коммуникации, которые изложены в контексте современных проблем данной области знания, что дает возможность сделать вывод об исторической обусловленности межкультурной коммуникации как феномена и как области знания.
Memory studies
Грязнова Е.В. - Социальная память как элемент культуры c. 92-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16366

Аннотация: Предметом данного исследования является социальная память в системе культуры. Цель исследования - выявление места и роли социальной памяти в системе культуры. Данная цель реализуется путем решения ряда задач:1. Анализ понятия социальной памяти.2. Исследование типологии социальной памяти.3. Определение места и роли социальной памяти в системе культуры. В работе дается обзор и анализ различных подходов к изучению социальной памяти. Основной акцент в работе сделан на типологизации социальной памяти на основе информационного подхода. В качестве основных методов исследования использовался метод анализа, обобщения, типологизация, структурно-функциональный метод, информационный подход, деятельностный подход. Основными выводами проведенного исследования являются:1. Изучение понятия "социальная память" показало, что его содержание различается в зависимости от подхода, применяемого в исследовании.2. Применение информационного подхода в изучении социальной памяти как понятия и как феномена позволило определить:- социальная память является носителем культуры;- наиболее полной типологией социальной памяти оказывается типология, построенная на основе информационного подхода, где она рассматривается как вид социальной информации.
Электронная культура и интернет
Грязнова Е.В. - Информационное пространство корпоративной культуры в здравоохранении c. 107-126

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.15978

Аннотация: Предметом исследования является изучение роли информационного пространства корпоративной культуры как фактора эффектитвного развития здравоохранения.Данная статья является продолжением исследования автором проблем информатизации здравоохранения, опубликованных NotaBene. Автор подробно рассматривает структурные элементы информационного пространства корпоративной культуры и их роль в развитии здравоохранения. В работе особое внимание уделяется такому элементу корпоративной культуры как информационная подсистема человека. В частности рассматривается проблема формирования информационной культуры в системе здравоохранения на уровне подготовки и переподготовки кадров. В качестве основных методов исследования в работе используется аналитический метод, деятельностный подход, информационный подход, типологизация, обобщение. В ходе исследования было показано, что одной из проблем информатизации здравоохранения является низкий уровень информационной культуры кадрового потенциала здравоохранения.Информационноe пространство, формируемое на базе информационной корпоративной культуры, позволит в дальнейшем перейти на принципиально новый уровень управления в системе здравоохранения. Это, в свою очередь, позволит выстраивать медицинскую деятельность как саморегулирующуюся систему, как систему с устойчивым развитием.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"