Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2015
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 26-07-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2015
Культура и культуры
Фаритов В.Т. - А.С. Пушкин и Ф. Ницше в контексте идеи нового Возрождения c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15511

Аннотация: В статье рассматривается философское и культурное значение наследия А.С. Пушкина в контексте идеи нового Возрождения. Проводится сравнительный анализ философского содержания творчества А. С. Пушкина с идеями Ф. Ницше. Эксплицируется традиция рассмотрения значимости Пушкина и Ницше в одном контексте в русской философской мысли рубежа XIX-XX вв. Разрабатывается концепция нового Возрождения как центральной идеи русской философской мысли Серебряного века и одной из основополагающих идей Ф. Ницше. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Основным результатом исследования является экспликация значимости творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше в качестве провозвестников нового Возрождения. Предложены концепты пракультурного и посткультурного хаоса. Разработана идея нового Возрождения с опорой на положения учения Ф. Ницше. Выявлен и обоснован факт общности культурных задач жизни и творчества Пушкина и Ницше.
Куликовская И.Э. - Семиосфера содержания дошкольного образования c. 18-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15870

Аннотация: Предметом исследования является семиосфера содержания современного дошкольного образования. Автор статьи подробно рассматривает знаково-символическую основу развития детей дошкольного возраста, представленную в программе «Мировидение». Её семиосферой выступают знаки, символы, ценности, отражённые в мифопоэтической, натурфилософской, универсально-символической и научной картинах мира. Содержание данной программы включает в себя знаки и символы различных областей жизни – природы, социума, искусства. Объединение их в целостную картину мира происходит благодаря переводу, выступающему основным механизмом сознания, в котором происходит постоянный перевод с одного культурного языка на другой: с языка ощущений – на язык понятий, с языка природы – на язык искусства и т.д. Методологической основой исследования является понимание культуры как философской категории, обусловливающей изменения целостной модели образования и системы дошкольного образования в частности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган, Ю.М.Лотман, Л.П.Печко, В.Н.Столович и др.); семиосферы как знаково-символического пространства культуры (Ю.М.Лотман); осознание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребёнка и всестороннего познания окружающего мира (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Г.Гогоберидзе, А.В.Запорожец, М.В.Корепанова, В.Т.Кудрявцев, Е.А.Тупичкина, Р.М.Чумичева и др.). Основные выводы проведённого исследования: определена семиосфера содержания дошкольного образования, которое раскрывает целостную картину мира. Развивающий эффект содержания обеспечивается принципами: единства фило- и онтогенеза; интеграции мифологии, философии и науки; целостности и дифференцированности относительно возрастной периодизации; культуросообразности знаний и способов познания знаков и символов культуры. Содержание дошкольного образования, обеспечивающего развитие целостной картины мира дошкольников, представлено в программе Мировидение», включающей подпрограммы: «Стихии мира», раскрывающей знание о знаках и символах природы, отраженных в фольклорных произведениях, и знание о способах познания реальных объектов природы (4-5-й год жизни); «Азы грамоты», отражающей знание о знаках и символах культуры, представленных в обобщенном, свернутом виде в буквах русского алфавита и литературных текстах (6-7-й год жизни), «Категориальное видение мира: Цветы России», представляющей знаки и символы флористики, самоценность природы, многообразные взаимосвязи ребёнка и окружающего мира (6-7-й год жизни).Новизна проведённого исследования заключается в определении семиосферы дошкольного образования и создании программы «Мировидение», в которой целостно представлена картина мира во всей совокупности её признаков (культурный, природоведческий, эколого-культурный, речевой, двигательный). Целостность содержания программы обеспечивается единством знаково-символической системы, нашедшей отражение в её подпрограммах и тематических блоках. Особенность содержания заключается в его интеграции на культуросообразном принципе, представлении в дошкольной дидактике целостной картины мира, включающей в себя мифопоэтическую, натурфилософскую и универсально-символическую, которые соответствуют образному типу восприятия и мышления ребёнка. Семиосфера содержания дошкольного образования обозначена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в части критериев по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
Социология культуры, социокультура
Бакуменко Г.В. - Символизация успеха как социокультурная рефлексия c. 58-71

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15609

Аннотация: Предметом внимания данной статьи выбрана научно-философская и общественно-политическая дискуссия, инициированная НИИ прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета в 1990-х гг. в рамках общественной экспертизы проекта «доктрины успеха» группы авторов периодического издания «Этика успеха». В рамках концепта социокультурного процесса символизации успеха есть основания рассматривать эту дискуссию как форму социокультурной рефлексии, понимаемую нами как реакцию социокультурной системы на меняющиеся условия развития, проявляющуюся в переоценке аксиологического капитала общества, выражаемого в устоявшихся повседневных социокультурных концептах, таких, например, как «успех». Социокультурный подход, распространенный в социальной философии, в психологии, в социологии применим и в культурологии как метод анализа социальных явлений в историко-культурном контексте в плане выявления универсальных способов и образцов деятельности людей. Апробация предлагаемого метода носит проблемный характер, поскольку ориентирована на анализ в историко-культурном контексте современных явлений. Новизна исследования раскрывается в авторском синтезе социокультурного подхода с семиотико-когнетивными методами, позволяющем расценивать текстуально выраженные тенденции социального развития в качестве имеющих культурные основания системных рефлексий. Подмеченная нами идентичность модернистских проектов трансформации социокультурной реальности путем тоталитаризации идеи воспитания нового типа личности россиянина в начале и в конце XX века касается целого ряда спорных и мало изученных вопросов, пристальное внимание научного сообщества к которым обосновано в силу их актуальности в аспекте управления социокультурными процессами.
Знак, слово, речь, язык
Пустовойтов Ю.Л. - Основные критерии эффективности подготовки учащихся высшей школы к профессиональной кросс-культурной коммуникации c. 72-96

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15486

Аннотация: Объектом исследования в статье является процесс подготовки студентов вуза к профессиональной кросс-культурной коммуникации. Предмет исследование – основные критерии эффективности такой подготовки. Автор подробно анализирует данные педагогический процесс в контексте лингводидактической, социальной и культурологической проблематики, а также в контексте последних реформ в отечественной высшей школе. При этом кросс-культурная коммуникация предстаёт в статье многогранным и многоаспектным феноменом. Особое внимание уделяется обоснованию критериев эффективности подготовки к ней коммуникации в современных социально-экономических условиях. Методом исследования в статье является комплексный социокультурный и лингводидактический анализ, а также выделение на этой основе критериев эффективности рассматриваетмого процесса. Основные выводы автора сводятся к тому, что на эффективность подготовки студентов к профессиональной кросс-культурной коммуникации влияют не только дидактические, но и организационные, а также социальные факторы. Только в комплексе они могут обеспечить эффективность рассматриваемого процесса. Новизна статьи состоит в том, что процесс подготовки студентов к профессиональной кросс-культурной коммуникации рассмотрен в ней в контексте весьма широкой смежной проблематики, в том числе и сквозь призму современной конъюнктуры рынка труда.
Музыка и музыкальная культура
Синеокий О.В. - Филофония как особый социальный феномен: коммуникативные аспекты собирательско-коллекционерской деятельности в рекреативном пространстве культуры досуга c. 97-121

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15815

Аннотация: В статье рассмотрены историко-культурные аспекты развития филофонии в плоскости коллекционирования грампластинок и других музыкальных аудионосителей. Вопрос об исследовании причин и условий становления и развития филофонии в системе социокультурных коммуникаций при социализме является актуальной научной проблемой. Исходя из этого, предметом публикации выступают социально-коммуникативные аспекты собирательско-коллекционерской деятельности артефактов музыкальной звукозаписи в рекреативном пространстве культуры досуга. Цель проведенного исследования заключается в изучении социальной инфраструктуры филофонии и ее культурно-рекреативных функций. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов в социально-гуманитарной науке на феномен филофонии. Автор пришел к выводу о том, что введение категории «филофония» преобразит не только теорию культуры, но и науку коммуникавистики: типология системы массовой коммуникации в сфере досуга невозможна без учета опыта создания аудиовизуальных коллекций. Особое внимание уделено анализу инфраструктуры филофонии как социокоммуникативного феномена в условиях социализма. Охарактеризованы рекреативные функции филофонии в досуговом культурном пространстве. Обоснована гипотеза, согласно которой филофония является уникальным институтом социокультурной коммуникации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"