Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2014
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 21-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2014
Теоретическая культурология и теория культуры
Чистякова В.О. - Le cinéma в категориях "места" и "времени" культуры (опыт теоретического анализа) c. 1-20

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14737

Аннотация: Предметом исследования выступают категории "места" (пространства) и "времени" как категории культуры. Будучи качественно окрашенными, они меняются в контексте тех или иных технологий коммуникации (медиа). Важнейшей технологией такого рода является кинематограф: именно он моделирует пространство и время в восприятии аудитории. Об изменившемся переживании субстанции времени в связи с кино писали многие исследователи. В настоящей статье делается попытка соединить понятия "местонахождения" и "темпоральной структуры" в точке кино как феномена культуры. В статье применяется метод феноменологии, позволяющий описать феномен кино в качестве данных опыта воспринимающего сознания. В числе основных выводов проведенного исследования находится тезис о кино как чувственном выражении возможности мира как целого. Кино в определенном смысле "дарит время" - момент настоящего, "здесь и сейчас", дающих ощущение целостности. Оставаясь частью "пространства" культуры, то есть занимая в ней свое "место", кино создает образ мира как целостности такого рода, в которой невозможно "принять участие" и, следовательно, сделать ее "частью" более широкого культурного ряда.
Социология культуры, социокультура
Бакуменко Г.В. - Перцепция в социокультурном процессе символизации успеха c. 21-28

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14731

Аннотация: Объект нашего внимания в данной статье - социокультурный процесс символизации успеха. Для нас важно рассмотрение всех составляющих обозначенного процесса. И на этом этапе исследования интересен перцептивный его аспект, что и является нашим предметом. Актуальность рассмотрения перцепции успеха продиктована необходимостью формирования методологии комплексного культурологического анализа социокультурного процесса символизации успеха в социальных практиках и артефактах художественной культуры. В данной статье мы затрагиваем проблематику практики межкультурной коммуникации, в которой процесс символизации успеха выступает как фактор интеграции или конфликтного столкновения культур. Метод философского анализа и синтеза позволяет актуализировать чувственный аспект символизации успеха, опираясь на достижения современной науки и философии. Основным выводом исследования является положение о синкретичной сущности образа-символа успеха, формирующегося в сознании индивида путем компиляции транслируемых окружающей средой культурем. Формирование образа-символа успеха и его апробация в социальных практиках сопровождается положительными психосоматическими ощущениями субъектов социальной коммуникации. Для более точного описания чувственной данности культуры мы предлагаем использовать понятие аффектемы как атомарного элемента по аналогии с разработанными в культурологической литературе категориями семантемы, мифемы, морфемы.
Этнология и культурная антропология
Трушкина Е.Ю. - Антропология визуальной коммуникации: история и методология c. 29-43

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14764

Аннотация: Статья исследует историю становления и развития, в также теоретические и методологические основания антропологии визуальной коммуникации на примере работ С.Уора и Дж.Адера. Исследуются связи между кинематографическими технологиями и методами культурной антропологии второй половины XX века. Рассматриваются различные аспекты съемок этнографического кино. Анализируются трансформации теоретико-методологических установок антропологов на различных этапах формирования дисциплины. Подробно рассматриваются отдельные понятия визуальной антропологии, в первую очередь - понятия биодокументального и индигенного кино. В статье используются отдельные подходы философии и методологии науки, феноменологии, приемы источниковедческого анализа аудиовизуальных документов. Основным вкладом автора в исследование темы является выявление способов понимания антропологами того, что такое фильм и в чем именно заключается функция фильма как средства коммуникации. Было установлено, что оба рассматриваемых исследователя, C. Уорт и Дж. Адейр, занимались базовыми вопросами о природе визуальных средств (медиа) и о роли визуальных образов в формировании и структурировании реальности. Их идеи легли в основу теории этнографической семиотики и заложили фундамент для формирования антропологии визуальной коммуникации, направления, которое на сегодняшний день определяет развитие визуально-антропологической теории и практики.
Историческая культурология и история культуры
Синеокий О.В. - Рок как символический элемент «югоностальгии» – в нашей интерпретации через призму концепции словенского профессора-культуролога М. Великоня c. 44-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14624

Аннотация: В статье представлен анализ истории рок-культуры в Югославии c позиции развития социокультурных коммуникаций. Предметом данной статьи выступает социокультурный анализ развития югославского рока, а целью – ретроспективное обобщение исторического опыта в данной сфере с позиции концепции о коммуниктивно-символической природе «югоностальгии», изложенной в работах современного словенского культуролога, профессора Мити Великоня. Автор подробно освещает малоизученные страницы истории югославской рок-музыки. Определено место рока как особой институции в системе социокультурных коммуникаций. Охарактеризована социально-коммуникационная сущность системы рекординга. Особое внимание уделяется изучению закономерностей развития звукозаписывающих учреждений в системе социальных коммуникаций во времена социализма. Проанализирована бизнес-модель музыкально-издательских корпораций Югославии во второй половине ХХ столетия. В статье c позиции гуманитарного знания рекординг исследован как социальный конструкт в широком поликультурном медиапространстве. Автор ведет научный поиск, используя сравнительно-историческую методологию и опираясь на наиболее значимые идеи концепции М. Великоня о коммуникативно-символической природе феномена югоностальгии. Географические границы исследования составляет Социалистическая Федеративная Республика Югославия (позже – республики Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина). Новизна исследования заключается в обозначении приоритетов информационных стратегий по продвижению фонографических релизов, среди которых особая роль в музыкальном бизнесе отводится PR-технологиям и «обратной связи». В результате проведенного исследования автором предложено понимание рекординга как сложного кластера медиасферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы.
Электронная культура и интернет
Клюева Н.Ю. - Электронная культура и коммуникация c. 107-120

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.6.14763

Аннотация: Статья посвящена вопросу взаимозависимости культуры и современных ей технологий коммуникации. Она является продолжением и развитием дискуссии, инициированной в 1960-х годов представителями Канадской школы культурологии относительно взаимозависимости технологий и механизмов и форм коммуникативной деятельности. На современном этапе данный вопрос оказался помещен в новые контексты. Возник феномен электронной культуры, которая представителями Канадской школы (в частности, Г.М.Маклюэном) был исследован лишь частично и на примере ранних образцов. В центре внимания автора настоящей статьи находится тест Тьюринга как специфический феномен, позволяющий сделать широкие выводы относительно современных форм коммуникации. В качестве базовой методологии взята теория технологического детерминизма Маршалла Маклюэна и его концепция деления культуры на эпохи в зависимости от технологии коммуникации. В качестве вывода предлагается положение, согласно которому современные коммуникационные технологии меняют как таковые принципы коммуникации между людьми. В ситуации, когда оказывается практически невозможно определить автора сообщения, единственным условием успешной коммуникации является само сообщение, его стиль, смысловая связанность, понимание целей и задач собеседника. Коммуникация, опосредованная компьютером, является важным компонентом современной электронной культуры, а мыслительный эксперимент Тьюринга помогает лучше понять ее специфику.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"