Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 27-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
Культура и культуры
Литвинцева Г.Ю. - К проблеме восприятия и оценки постмодернизма российской аудиторией c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.13493

Аннотация: В статье выявляются причины отрицательного отношения российской аудитории к постмодернизму. На конкретных примерах раскрывается ее неподготовленность к восприятию постмодернистских текстов литературы и искусства, связанная с применением к ним оценочных критериев эпохи модерна (критического и социалистического реализма). Так же раскрываются критерии, с помощью которых возможна адекватная оценка постмодернистских художественных текстов. Рассматриваются тексты, в которых художники и писатели создают абсурдные ситуации, прибегает к патологиям и кощунству для того, чтобы показать абсурдность окружающей жизни. Анализ заключений по исследованию произведений искусства позволил выявить отсутствие знания у экспертов языка постмодернизма и критериев его оценки. В то же время в статье выделяются исследования теоретического и художественного постмодернизма, в которых осуществляется его объективная оценка. Автор приходит к выводу о том, что постмодернизм пытается критически осмыслить кризис современной культуры. Знание его языка позволяет осуществить адекватную оценку текстов литературы и искусства. Постмодернистские тексты следует воспринимать как попытку исследования таких непростых для современного общества вопросов, как толерантность, конформизм, табуированность, свобода творческого самовыражения и недопустимость отождествления искусства с религией и реальной жизнью.
Теоретическая культурология и теория культуры
Портнова Т.В. - Балет и скульптура (теоретическое описание выразительного языка пластических искусств посредством синхронного анализа) c. 16-31

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.13544

Аннотация: В качестве исследования избрана наиболее показательная пара пластических искусств-балетное искусство и скульптура. Осмысливается характер взаимодействия скульптуры и танца в аспекте деления её на виды и типы. Рассматриваются важные элементы взаимосвязей балета и скульптуры: объем и контробъем, силуэт и невидимые границы, ракурс и композиция, светотень и форма, пространственный интервал и пластический образ. Раскрывается эстетическая природа пластического начала в некоторых постановках известных хореографов XIX и XX вв. Понятия пластический язык, скульптурная драматургия, визуальный стиль, введенные автором в исследование, позволяют воспринимать элементы хореографической выразительности, хорошо чувствовать весь объём сценической и изобразительно-пластической информации. Cтатья ориентирована на ознакомление с концептуальным аппаратом и методологией синтетического исследования, применительно к исследованию смежных искусств. Типологически- системный метод позволил выявить особенности выразительного языка балетного искусства и скульптуры, а сравнительный анализ обозначить точки пересечения между ними. Впервые дается сравнительный анализ языковых аналогий этих видов творчества, идентичность выразительных средств, параллели в создании художественных образов посредством схожих композиционных приемов, пластических форм, технических средств и стилевых решений. Авторская концепция статьи сводится к выводам о значимости работы хореографа и художника с пространством и трехмерным изображением, визуальной драматургией и динамикой актерского мастерства, подтвержденная рядом высказываний из архивных источников и мемуарных материалов.
Социология культуры, социокультура
Полищук В.И. - Вечно юное и неуёмное славянство c. 32-44

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.14129

Аннотация: Статья посвящена идее славянства, славянской идентичности, которая для многих остаётся по-прежнему притягательной, волнующей и обязывающей искать пути своей реализации. Автор ставит вопросы: в чём её сила, почему к ней возвращаются вновь и вновь? И почему, несмотря на её довольно почтенный возраст, в ней по-прежнему ощущается налёт чего-то надуманного, искусственного и безосновательного? Идея славянского единства иллюзорна, полагает автор, это единство если и сможет осуществиться, то лишь по инициативе власти. Используется аналитический и компаративистский методы исследования, что обусловлено необходимостью выявления идейной сущности в понимании действительной ценности и выяснения исторического статуса славянства. Особым выводом статьи является утверждение автора о связи славянства с идеями романтизма. Сегодняшние события в России, да и не только в России, вовсе не противоречат выводу об иллюзорности славянского единства. Оно если и существует в границах российской государственности, то во многом благодаря инициативе и бдительности Кремля, упрочению так называемой «вертикали власти».
Теория коммуникации и медиалогия
Трофимова Г.А. - Культура телевидения: плюсы и минусы c. 45-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.14062

Аннотация: Субъектом культурного процесса всегда с момента своего появления было телевидение. Немаловажную роль играет оно и сейчас. Между тем, как представляется, само телевидение как культурное сообщество должно отвечать определенным принципам: проявлять должное уважение к зрителям, к истории страны, традициям и нравам народов, проживающих в ней, к родному языку.Однако культурный облик современного телевидения имеет как положительные, так и отрицательные черты. Именно их изучению и посвятил автор свою статью. Для осуществления поставленной цели применялись различные общенаучные методы: формального анализа, сравнения, моделирования, наблюдения; лексико-грамматический. В результате исследования автором были определены основные достоинства современного телевидения и названы его дефекты, связанные с качеством показа, выбором тематики передач и фильмов, использованием произведений литературы и кинематографа, давно ставших культурным достоянием народа. Был сделан вывод о необходимости устранения недостатков телевизионного показа. И предложено в качестве необходимого действия создание своеобразного Кодекса уважения интересов зрителей и следования ему, а также должного соблюдения отечественного законодательства.
Культурное наследие, традиции и инновации
Щупленков Н.О. - Сохранение национально-культурной идентичности и поиск новых ее форм в эмиграции «первой волны» c. 58-84

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.14130

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления деятельности по сохранению национально-культурный идентичности российскими эмигрантами 1920–1930-х годов. Оказавшись в инокультурной среде, российская диаспора была вынуждена создавать новые модели поведения, зачастую конфликтующие с прежним укладом жизни, что грозило социальной разобщенностью, конфликтами с представителями других стран, денационализацией. Глубокая обеспокоенность мыслящей частью российской диаспоры утратой национальных идеалов, национально-культурных традиций предопределили активный поиск духовных скреп. В условиях современной России историческая память о недавнем опыте сохранения национально-культурной идентичности российскими эмигрантами 1920–1930-х годов может помочь понять наилучшие пути развития общества. Ретроспективный метод позволяет восстановить историческое пространство, на фоне которого происходил процесс сохранения национально-культурной идентичности. Показана роль русских традиций, русской православной церкви в формировании и поддержании национально-культурной идентичности эмигрантов. Выделены несколько уровней, составляющих самосознание российских эмигрантов, позволивших им долгое время сохранять идентичность в условиях инокультурной среды: вербальный, психолого-конструктивный и уровень культурно-ценностной осознанности. Выявлена роль российской эмиграции «культурного моста» между западной цивилизацией и Россией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"