Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2014
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 23-10-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2014
Философия культуры
Фаритов В.Т. - Герменевтика и трансгрессия в современном кинематографе c. 1-22

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.13391

Аннотация: В статье рассматриваются специфические характеристики эстетики современного кинематографического искусства на примере философского анализа фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» (2001). Исследуются два противоположных способа прочтения фильма: герменевтика и трансгрессия. Первый путь предполагает интерпретацию, сводящую гетерогенные сюжетные линии и единому смысловому и сюжетному центру. Второй путь предполагает отказ от возможных истолкований и утверждение открытости, множественности и трансгрессивности произведения. Философское и эстетическое обоснование второго подхода было осуществлено такими авторами, как М. Бахтин и Ж. Делёз. Наряду с традиционной методологией в статье используется методологический арсенал неклассической философской мысли: семиотики, постструктурализма и деконструктивизма. В статье обосновывается преимущество трансгрессии перед герменевтическим подходом для исследования эстетики современного кинематографа. Герменевтика отсылает к оппозиции «означающее-означаемое», к репрезентации и, в конечном итоге, к метафизике и трансценденции. Фильмы Линча основаны на эстетике иного характера: на трансгрессии, устраняющей порядок репрезентации и раскрывающей несводимую к единству множественность гетерогенных линий. Эти линии постоянно пересекаются друг с другом, переходят одна в другую, образуя сложный контрапунктический узор. Искусство Линча помещает нас в трансгрессивное пространство чистых сингулярностей и событий.
Прикладная культурология
Копцева Н.П. - К вопросу о культурных основаниях коррупционного поведения в современной России c. 23-50

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12905

Аннотация: Предмет исследования - стратегии коррупционного поведения современных россиян и возможные культурные глубинные основы этих стратегий. На материале анализа современных теорий коррупционного поведения и культурных текстов советских литераторов, кинематографистов, современных российских писателей рассматриваются культурные основания социальных коммуникаций, укорененные в архаическом и традиционном русском культурном пространстве. Современные российские социальные коммуникации содержат культурные практики, связанные с дарением и пированием. Различие между стратегиями коррупционного поведения и культурными практиками дарения и пирования имеет принципиальный характер и должно быть учтено в современном российском социальном управлении. Методология исследования связана с концептуальным анализом текстов культурных антропологов, в том числе изучающих экономические и социальные аспекты дарения. Применялась герменевтика культурных текстов, художественных репрезентантов советской мифологической картины мира и русского национального образа мира. Научная новизна исследования связана с выявлением взаимообусловленности советской мифологической картины мира, русского национального образа мира с экономикой и социальными коммуникациями дара, пира. Показывается, что правовые механизмы преодоления негативных последствий коррупционного поведения недостаточны. Необходимо внедрять культурные практики, основанные на архаичных и традиционных ценностях, но трансформированные к новым социальным коммуникациям и новым стратегиям социального управления.
Историческая культурология и история культуры
Арапов А.В. - Изображения в митреумах и их интерпретация c. 51-63

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12881

Аннотация: Предметом исследования являются изображения в митреумах - местах, гдн совершались мистерии Митры. Автор утверждает, что в каждом митреуме центральное место занимало изображение Митры, убивающего священного быка, а также что вторым по значению после тавроктонии изображением в митреуме является изображение пира. На этом изображении показаны Митра и Солнце пирующие над убитым быком, вкушая различные части его тела. Еще одно часто встречающееся изображение по мнению автора: рождение Митры из камня. Митра изображен юношей появляющимся из камня, с кинжалом в одной руке и с факелом в другой. В статье также утверждается что одним из наиболее характерных митраистских изображений является также леонтоцефал: обнаженная мужская фигура с львиной головой, обвитая змеей или двумя змеями, как кадуцей. В исследовании используются сравнительный анализ, рассматриваются классические и современные исследования митраистского символизма. Статья показывает современное состояние проблемы интерпретации изображений из митреумов. Автор делает вывод что, единственное, что надежно устанавливается при интерпретации тавроктонии – это то, что бык является жертвенным животным. Классической и до середины 1970-х господствующей была выдвинутая Франсом Кюмоном концепция «переноса». В статье также исследуются выводы Кюмона, который пологал, что митраизм представлял собой перенос персидского культа на римскую почву. Мистерии Митры были по его словам «римской формой маздеизма». Автор констатирует, что во второй половине XX века на первое место выдвинулась интерпретация, согласно которой астрономический и астрологический символизм имеют ключевое значение в мистериях Митры в целом и в тавроктонии, в частности. Юлэнси предположил, что Митра символизирует созвездие Персея, которое на звездном небе расположено непосредственно над созвездием Быка. Микаэль Шпайдель предложил другую интерпретацию в рамках астрономического подхода. По его мнению, Митра соответствует созвездию Ориона. Роджер Бек подверг критике Шпайделя и Юланси за буквалистскую картографическую логику их интерпретаций. По мнению Бека Митра является солнцем, которое проходит через созвездия. В настоящее время среди академических исследователей нет консенсуса относительно интерпретации тавроктонии.
Экранная культура и экранные искусства
Жданова В.А. - Соцветие мифа. Проблемы идеологического реформирования 1920-х гг.: отражение в советском кинопроцессе c. 64-85

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.13096

Аннотация: Предметом исследования является отражение в советском кино 1920-х гг. социальных перемен в обществе. Отражение – не всегда прямое, опосредованное, метафорическое, поэтическое. Например, Москва эпохи военного коммунизма, НЭПа – в фильме «Аэлита» Я.А. Протазанова. В статье анализируются отдельные аспекты советского кинопроцесса второй половины 1920-х годов. Исследуются некоторые идеологические составляющие творчества Дзиги Вертова. Рассматриваются с точки зрения отражения идеологии в кино фильмы «Аэлита» (1924, режиссер Я. Протазанов), «Третья Мещанская» (1927, режиссер А. Роом), «Поэт и царь» (1927, режиссер В. Гардин). Статья базируется на архивном материале (архивные фонды «Главискусство», «Совкино» РГАЛИ) и прессе этого периода («Советское кино», «Кино-Неделя», «Кино-Фронт» и др.). Применен сравнительный анализ источников. По данному периоду развития советского кино в последнее время опубликованы научные исследования Ю.И. Горячева, Н.М. Зоркой, В.С. Листова, Е. Марголита, А. Рубайло, В.И. Фомина и других киноведов. Новизной отличается постановка цели исследования: выявление проекций, систем отражения изменяющейся социальной действительности в советском кинопроцессе 1920-х гг. Характеристика в данном исследовании деталей отражения в кинопроцессе изменений социо-культурного облика страны позволит обнаружить подробности и узловые моменты кинопроцесса 1920-х гг. К научным результатам исследования следует отнести вывод о постепенном укреплении мифологем в советском кино, «укоренении» в пространстве фильма уже не поэтизированной реальности, а мифологической схемы функционирования социалистического общества.
Эстетика и теория искусства
Субботский Е.В. - Магический кристалл Рене Магритта c. 86-124

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.12113

Аннотация: В статье дается анализ произведений бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта с точки зрения исследований происхождения искусства в палеоантропологии и магического мышления в психологии. Эти исследования показывают, что у истоков искусства лежит вера древнего человека в то, что рядом с обычным, земным миром существует магический, сверхъестественный мир, в котором обитают души людей и животных. Для общения с этим сверхъестественным миром человек создает особые средства – рисунки, скульптуру, архитектуру, абстрактные знаки и символы. В ходе долгого исторического процесса, вера в магический мир уступает место официальной религии, а у многих современных людей – вере в науку. Чувство магического превращается в чувство эстетического, а средства общения со сверхъестественным – в современное искусство. Однако иследования магического мышления в психологии показали, что у современного городского обитателя вера в магическое не исчезла, а ушла на уровень бессознательного. Хотя наше сознание может отрицать факт существование сверхъестественного, наше бессознательное «верит», что за пределами знакомого мира науки кроется мир сверхъестественного. В этом невидимом мире действуют не законы природы, а законы магии. Полотна Магритта заставляют современного человека почувствовать наличие в нем остаточной веры в существование сверхъестественного мира, отрицаемого современной наукой. Новизна: Впервые живопись Магритта рассматривается в контексте современных экспериментальных исследований магического мышления в психологии. Новым является и анализируемая в статье связь произведений Магритта с наскальной живописью позднего палеолита.Выводы: (1) Полотна Магритта являются квинтэссенцией исторической памяти искусства, уводящей нас на десятки тысячелений в прошлое, к искусству позднего палеолита. Эти полотна обращены к подсознательной вере современного человека в сверхъестественное; (2) Скрытая глубоко в бессознательном вера в сверхъестественное, резонируя с полотнами Магритта, порождает в современном зрителе ощущения загадки и тревоги, а также чувство «уже виденного», заставляя его эмоционально признать отрицаемую рациональным мышлением веру в существование сверхъестественной реальности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"