Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-2-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
Культура и культ
Арапов А.В. - Метафорический язык в священных текстах c. 1-16

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10757

Аннотация: Предметом исследования является метфорический язык в священных текстах. Термин «метафора» имеет давнюю историю. Аристотель определял метафору как фигуру речи подобную сравнению, но в которой отсутствуют связки «как», «подобно» выражающие суть сравнения.Метафора, в отличие от аллегории, не предназначена для поэлементной расшифровки, она может быть понята только как целое. Она не имеет однозначного ключа, позволяющего получить один единственный параллельный расшифрованный текст, целиком и полностью выражающий смысл метафоры. Метафора хранит в себе многообразные потенции смыслов, актуализирующихся в процессе ее восприятия и толкования. В работе использованы социально-философский анализ, сравнительный анализ, психологический анализ, а также общенаучные методы. Сравнительный анализ позволил определить общее и особенное в структуре и содержании сакральных текстов. Благодаря его применению были выявлены основные типы метафор и символов, являющихся универсальными для сакральных текстов различных традиций, а также определить специфику их реализации в различных текстах. Возможность использования метафор для описания Сакрального, основывается на аналогии между Священным и мирским, Богом и человеком. Метафора опирается на известное из эмпирического опыта, так же как метафизический дискурс – на известное из рационального рассуждения. Метафора и метафизика исходит из того, что отношения Бога и человека, Бога и мира могут быть описаны в терминах взятых из человеческой жизни. Такая возможность, во-первых, опирается на аналогию между Творцом и его творением, которая в средневековой философии именовалась «Analogia entis» - «аналогия бытия». Если человек - образ и подобие Бога, значит и Бога можно в определенной степени рассматривать по образу и подобию человека. Во-вторых, возможность метафоры базируется на возможности диалога между человеком и Богом, осуществляемого посредством молитвы и чтения Священного Писания. Если с Богом можно вести диалог, значит, он хотя бы в определенном аспекте является личностью. Для авраамических религий личностность Бога является само собой разумеющейся. Но даже в адвайта-веданте Брахман выступает не только как безличный абсолют, но и как личный Бог (Ишвара). А в тех религиях, где не предполагается существования единого личного Бога, возможен диалог между человеком и отдельными божествами. Нас не должен смущать известный антропоморфизм метафор. Действия Бога понимаемого как «Ты» или «личный Бог», понимаются также как человеческие действия, осмысливаются через парадигмы человеческой деятельности. Для религиозного человека эти парадигмы заданы действиями Бога и других протогонистов, принадлежащих к трансцендентному миру. Для критически настроенного мыслителя напротив, описание действий Божества есть перенос в трансцендентную сферу человеческих отношений. В любом случае правомерно выделение таких парадигм межличностного взаимодействия с помощью которых описываются отношения Бога и мира. Мы не претендуем на решение метафизических вопросов и ограничиваемся лишь утверждением о наличии корреляции между парадигмами человеческой деятельности и человеческих отношений с одной стороны и описанием действий божественных лиц сакральных текстов и их отношений с людьми – с другой.
Этнология и культурная антропология
Копцева Н.П. - Современные культурные практики сохранения этнической идентичности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Республике Бурятия c. 17-30

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10989

Аннотация: Предмет исследования - процессы этнической и культурной идентификации и самоидентификации, характерные для коренных народов Севера и Сибири, проживающих в Республике Бурятия. Ставится проблема исследования специфических постсоветских практик сохранения уникального культурного наследия коренных малочисленных народов. Рассматриваются правовые механизмы, информационные культурные практики, художественные культурные практики. Высказывается предположение о том, что современные практики сохранения этнокультурной идентичности коренных народов Севера и Сибири генетически связаны с советской культурной политикой. По-прежнему ключевая роль принадлежит государственному регулированию, которое осуществляется не столько посредством правотворчества, сколько посредством деятельности исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации. Основной метод - полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока под руководством автора в 2010-2013 гг. Важными методами выступают опрос и анкетирование, обработка результатов анкетирования, фокус-группы, экспертные интервью. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы, содержание элементы научной новизны:1. В Республике Бурятия меры государственной поддержки этнокультурных идентичностей коренных малочисленных народов с помощью правовых механизмов носят «вторичный» по отношению к федеральному законодательству характер. Республика не имеет собственного уникального регионального законодательства, связанного с сохранением уникального культурного наследия коренных народов, мерами государственной поддержки родных языков этих народов. Однако данная ситуация означает, что поддержка процессов этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в этом субъекте Российской Федерации осуществляется с помощью других механизмов, которые, видимо, не особенно нуждают в специальных правовых гарантиях.2. Для государственной политики по поддержке этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов в Республике Бурятия характерны специфические постсоветские практики, связанные с тем, что исполнительный орган государственной власти – Министерство культуры – берет на себя организацию, координирование, бюджетное финансирование ряда мероприятий, истоки проведения которых коренятся в советской культурной политике. Это календарные национальные праздники, поддержка народного творчества, художественной самодеятельности. Сложно сказать, какими были бы процессы этнокультурной идентичности без данных активных действий государства. Можно предположить, что процессы ассимиляции, которые фиксируют демографы, были бы гораздо более интенсивными, чем в настоящее время.3. Государственная языковая политика в Республике Бурятия по отношению к родным языкам коренных народов также связана не с правотворчеством, а с поддержкой существующих педагогических и информационных практик по преподаванию родных языков в школах, а также по функционированию информационных ресурсов на эвенкийском языке. Сойотский язык находится в более сложной ситуации, чем эвенкийский. Очевидно, что культурное наследие сойотов нуждается в более интенсивной государственной защите, чем в настоящее время.
Прикладная культурология
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Русский язык эмигрантского зарубежья «первой волны» как средство сохранения национальной самоидентификации c. 31-57

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10686

Аннотация: Рассматриваются конкретные особенности русской эмигрантской речи представителей первой «волны» русской эмиграции в иностранном окружении, свидетельствующие о глубоких изменениях в русском языке и национальном самосознании потомков этой «волны» в конце ХХ века.Сегодня многими исследователями ощущается определенный концептуальный вакуум, и они все громче говорят о необходимости пересмотра и переосмысления старых концептуальных подходов к анализу феномена «русская эмиграция». Этот вакуум не в последнюю очередь связан с вопросом, в каких терминах и категориях описывать культурно-исторический феномен диаспоры – в категориях национальной истории и / или коллективной памяти – общей и параллельной, или в категориях развиваемой ныне транснациональной истории? Установка на возвращение в Россию предопределила постоянную и разнообразную по формам и методам борьбу Русского Зарубежья за сохранение национального самосознания, одним из самых очевидных проявлений которого является осознание своей этнической принадлежности. В этой борьбе культура в целом и ее языковые аспекты, в частности, имели первостепенное значение. Стремление к сохранению русской диаспорой своей этнокультурной идентичности способствовало оформлению идеи национального возрождения. Эта идея была нацелена на возрождение прежней, дореволюционной России и содержала сильную социокультурную доминанту, включающую в себя: понятие единства (в православии опирающееся на понятие соборности); служения обществу (в данном случае – эмигрантскому сообществу, которое понималось как «малая Родина»); жертвенности; сохранения прежних национально-культурных традиций.
Культура тела
Попова О.В. - "Быть телом" или "иметь тело", "быть проектом" или "иметь проект" c. 58-76

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10961

Аннотация: В статье рассматриваются основные модели репрезентации телесности в этико-философской перспективе. В частности, проанализированы три подхода к изучению феномена телесности, условно названных парадигмами: «парадигма» бытия (экзистенциальный, холистический подход к телу); 2) «парадигма» обладания (инструментальное, функциональное понимание телесности); 3) «парадигма» конструирования (тело как проект, артефакт технологий). Каждая из данных моделей скрывает определенный нормативный контекст и за каждой из них стоит свой способ понимания самого себя в мире и отражения мира в плоти собственного тела. Применяя историко-философский подход и этический анализ автор демонстрирует, как в жизни современного человека «разыгрывается» диалектика бытия, обладания и конструирования. Автор приходит к выводу, что в эпоху интенсивного технологического развития «техники тела» как результат внешнего социокультурного преобразования биологического субстрата (телесности) постепенно трансформируются в техники тела как результат симбиоза жизни и технологии. Инструментализация человеческого тела с помощью технических приборов и использования биотехнологий смещает процесс конституирования субъективности в область конструирования его телесности средствами биотехнологий.
Архитектура и дизайн
Назарова Л.Р. - Современные тенденции стилеобразования в дизайне музейных веб-сайтов c. 77-90

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.11061

Аннотация: Композиционная деятельность по созданию музейного веб-сайта направлена на организацию элементов художественной формы (текста, двухмерной и трёхмерной графики, аудио- и видеоматериалов) и соподчинения друг другу его компонентов. Это позволяет достичь определенной гармонизации пространства мультимедийного продукта как творческого продукта, сформулировать и уточнить эмоционально-образную структуру и характер звучания и планировать особенности потребительской культуры.Для дизайнера важно умение выразить свой замысел с помощью изобразительных средств, сделать его доступным и понятным зрителю. Объектом проводимого автором данной статьи исследования выступает дизайн-проектирование музейного веб-сайта как мультимедийного продукта.Предметом исследования является процесс проектирования музейного веб-сайта ка мультимедийного продукта. Критерии оценки дизайна музейного веб-сайта как мультимедийного продукта: структура сценария мультимедийного продукта (многовариантная, нелинейная), функциональность (удобство навигации, эргономичность при просмотре), адекватная режиссерскому замыслу композиционная цельность дизайна мультимедийного продукта, соответствие стилистическим признакам одной из трёх парадигм развития искусства (классика, модернизм, постмодернизм).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"