Человек и культура
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 1-6-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Швыдкой Михаил Ефимович, доктор искусствоведения
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Культура и культуры
Корень Р.В. - Философские исследования концепта "культура" c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.824

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу философского исследования концепта «культура и его сопряжениям. Представлен ретроспективный взгляд на онтологию культуры, отраженный в работах В.И.Плотникова и В.С.Чупов; показано, что эти работы корреспондируются с учением В.И.Вернадского о живом веществе, а культура проявляется как естественноисторическое проявление жизни. Расширено предметное пространство концепта «культура» и показано, что обобщения и аналогии в Природе закладывают основу Всеобщего определения культуры. Впервые в мире, на основе Всеобщего принципа максимума информации, представлены две формы Всеобщего определения культуры, которая предстает как системообразующая и управляющая энергоинформационная система. Первая форма рамочная, определяющая культуру как управляющую энергоинформационную систему. Вторая форма – развернутая, определяющая цель и основной механизм функционирования. Предложен принцип построения системной иерархии существующих определений культуры, 99 процентов которых предлагается отправить в архив.
Культура и власть
Чернявская Е.Н. - Явное и тайное в архитектурной символике Москвы c. 18-34

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.2310

Аннотация: Рассматриваются сменявшие друг друга символы государственности, воздвигнутые в Москве как столице Руси-России-РФ: Кремль (несменяем) с Иваном Великим, храм Покрова на рву, храм Христа Спасителя, башня Татлина, Дворец Советов с системой высотных зданий, Международный деловой центр Москва-Сити. Отмечается отсутствие значимых символов государственности в архитектуре Москвы 1920-е и 1960-1980-е гг. – времени господства демократических идей и функциональной архитектуры. Уточняется заключенная в каждом из архитектурных символов идея о международной роли государства. Устанавливается смысловая нагрузка композиционно-планировочных связей символов, в том числе связей Ивана Великого с соседними городами и значительными подмосковными дворянскими усадьбами; Дворца Советов с остальными высотками и другими сталинскими новостройками. Традиционная для градостроительства смысловая значимость осевых построений позволяет предложить объяснение принятого сегодня юго-западного направления развития Москвы.
Философия культуры
Чиндин И.В. - Трансцендирующий разум: философия, фантастика или целостность мифовосприятия? c. 35-63

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.5010

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о трансрациональности в русской религиозной философии конца 19-го – нач.20-го веков. Желание преодолеть «отвлеченные начала» характеризует не только философию Вл.Соловьева, но и других ярких представителей русского «религиозного ренессанса».
Музыка и музыкальная культура
Синеокий О.В. - Рекорд-лейблы стран Центральной и Юго-Восточной Европы в системе социальных коммуникаций второй половины ХХ столетия: документально-информационный обзор c. 64-113

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.384

Аннотация: В статье рассматривается история организации звукозаписывающей индустрии стран Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине ХХ столетия. «Эра демократов» тридцатилетней длительностью целиком укладывается во временные рамки 1945-1995 годов и является настолько особенным, самобытным феноменом в социальной структуре отечественной филофонии, что, несмотря на формальное ее окончание, продолжает волновать многих ввиду недостаточной изученности вопроса. Автором представлена концептуальная модель института грамзаписи как специфического социального и коммуникационного явления и обосновано его место в системе массовых коммуникаций. Особое внимание автором уделено правовым и коммуникативным особенностям развития грамзаписи поп- и рок-музыки в странах «Восточного блока» при социализме.
Розин В.М. - Становление и теоретическое осмысление в культуре Нового времени классической музыки c. 114-184

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.9458

Аннотация: В статье рассматривается становление классической музыки, начиная от её предпосылок в средние века, когда она представляла собой «звучащий космос», связывающий человека с Богом, заканчивая теоретическим осознанием музыки в наше время. Важную роль в этом процессе сыграло появление новоевропейской личности, которая в рамках самостоятельного поведения искала средства для реализации своих желаний и эмоций. Исследование последних предполагает анализ двух взаимообусловленных планов жизни человека ‒ искусственного, деятельностного и естественного, конкретно, процессов претерпевания. При этом автор использует свою концепцию "психических реальностей", а также учение о знаках и схемах. Делается вывод, что классическая музыка и определенные стороны личности человека Нового времени формировались одновременно, причем необходимым условием становления классической музыки выступает складывающаяся новоевропейская личность и, наоборот, необходимым условием становления рассмотренных в статье сторон новоевропейской личности выступает классическая музыка.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"