Статья 'Вещь в интерьере как концепция интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Вещь в интерьере как концепция интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений

Михайленко Анастасия Юрьевна

дизайнер, директор студии дизайна "Креатив маркет", мастер и преподаватель декоративно-прикладного искусства, член Профессионального Союза Художников России.

390027, Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Быстрецкая, 11

Mikhailenko Anastasiia

designer, director KREATIVE Market design studio, master and teacher of decorative and applied arts, member of the professional Union of Artists of Russia.

390027, Russia, Ryazan region, Ryazan, Bystretskaya str., 11

kreativ-market@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2024.1.69671

EDN:

FGOWXY

Дата направления статьи в редакцию:

25-01-2024


Дата публикации:

13-02-2024


Аннотация: Предметом исследования выступает дизайн помещений. Автор подробно рассматривает связь декоративно-прикладного искусства с дизайном интерьера жилых и общественных помещений. Особое внимание уделяется тому, что в современном дизайне помещений широкое распространение получает тенденция преобразования интерьерного пространства с использованием предметов декоративно-прикладного искусства, которые и определяют общую стилистику помещения, несмотря на применяемый в проекте тот или иной академический дизайнерский стиль. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как влияние авторской вещи на эксклюзивность проекта, придание типовому интерьеру индивидуальности за счет включения предмета декоративно-прикладного искусства, сделанного специально для этого помещения, либо грамотно подобранного специалистом с учетом специфики и назначения помещения, трансформация проекта от типового к индивидуальному. Автором были проанализированы и систематизированы современные методы и техники внедрения авторского искусства в дизайн интерьеров помещений различного назначения. По результатам исследования была сформирована и предложена общая методика по интегрированию вещи в интерьер предлагаемых пространств, концепция преобразования помещений с использованием объектов и техник декоративно-прикладного искусства. Основным выводом приведенного исследования является то, что определенным образом созданный и интегрированный в дизайн интерьера авторский арт-объект декоративно-прикладного искусства позволяет формировать определенную концепцию вещи в интерьере, философию или даже свой неповторимый и узнаваемый авторский стиль. Новизна исследования заключается в определении современной тенденции интеграции предметов ручной работы в интерьеры и пространства жилых и коммерческих помещений различного назначения с целью придания неповторимости что способствует развитию индустрии дизайна и художественного искусства в целом.


Ключевые слова:

декоративно-прикладное искусство, дизайн, интерьер, дизайн проект, арт-объект, авторское произведение, мебель, светильник, ручная работа, предмет

Abstract: The subject of the research is the types of decorative and applied art, the connection of decorative and applied art with the interior design of residential and public spaces. Special attention is paid to the fact that in modern interior design, the tendency to transform interior space using decorative and applied art objects is widespread, which determine the overall style of the room, despite the particular academic design style used in the project. The author examines in detail such aspects of the topic as the influence of the author's thing on the exclusivity of the project, giving a typical interior individuality by including an object of decorative and applied art made specifically for this room, or competently selected by a specialist taking into account the specifics and purpose of the room, the transformation of the project from a typical to an individual one. The author analyzed and systematized modern methods and techniques of introducing the author's art into the interior design of premises for various purposes. Based on the results of the study, a general methodology was formed and proposed for integrating things into the interior of the proposed spaces, the concept of transforming rooms using objects and techniques of decorative and applied art. The main conclusion of the research is that the author's art object of decorative and applied art, created in a certain way and integrated into the interior design, allows to form a certain concept of a thing in the interior, a philosophy or even your own unique and recognizable author's style. The novelty of the research lies in determining the current trend of integrating handmade objects into the interiors and spaces of residential and commercial premises for various purposes in order to give uniqueness, which contributes to the development of the design industry and art in general.


Keywords:

decorative and applied art, design, interior, design project, art object, author's work, furniture, lamp, handmade work, object

Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает многие разновидности профессиональной и самодеятельной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. Произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое, а значит прикладное употребление, или служить украшением в широком смысле этого слова, а значит декоративное искусство. В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. Таким образом, декоративно-прикладное искусство наряду с архитектурой и дизайном, относится к роду бифункциональных искусств [1].

Фактически декоративно-прикладным искусством называется творчество людей, направленное не только на украшение, но и на использование в быту. Оно имеет не только эстетический, но не художественный характер. Декоративно-прикладное искусство органично соединяется с понятием дизайна интерьера, а эстетическая функция и образное решение являются приоритетными [2]. Из этого следует, что интеграция вещей и предметов авторской ручной работы в дизайн интерьера жилых и общественных помещений является правильным направлением развития дизайна и бифункциональных искусств. В настоящее время широкое применение получает тенденция создания интерьерных пространств с использованием объектов и техник декоративно-прикладного искусства. Проводя комплексное исследование этого направления, в статье были сформулированы основные принципы интеграции объектов в интерьер и разработана концепция «вещи в интерьере», применяемая для придания интерьеру определенной дизайнерской стилистики.

«Дизайн интерьера в современном мире строится на фундаменте целого ряда особенностей, которые служат для обеспечения комфортного существования в помещении» [10]. Предназначение интерьера может быть различным, и именно от этого зависит его стилистика и оформление. Если говорить о помещениях, предназначенных для проживания, то основная задача пространства обеспечить удобство и уют. Зачастую именно индивидуальные особенности личности должны найти свое отражение в дизайн-проекте такого интерьера. Основываясь на предпочтениях заказчика, дизайнер выбирает ту или иную стилистику проекта. Однако правильный выбор академического стиля в дизайне никогда не сможет привнести индивидуальность, а чаще даже сводится к однотипности. Кроме того воплощение стилистики такого проекта ограничено выбором стандартных изделий, в частности: мебели, отделочных материалов, декора, текстиля. Такого рода обезличивание пространства можно наблюдать долгие годы. Меняется мода на колористику, материалы и стили. Все интерьеры подгоняют под эту своеобразную моду. Помещения становятся одинаковые, не интересные и скучные. Проведенные исследования и наблюдения показали, что именно включение в такие однотипные проекты произведений авторского декоративно-прикладного искусства позволяют существенно оживить интерьер и придать ему индивидуальность. Такая ручная работа мастера, как правило, созданная в единственном экземпляре делает интерьер уникальным и неповторимым. Симбиоз академически правильно созданного дизайна интерьера с предметом авторского искусства является новаторским направлением современного искусства. Например, для придания индивидуальной авторской уникальности дизайну помещения самого обычного типового детского сада или детского отделения клиники используется авторская живопись на стенах, фрески, декоративные панно. Только практикующий художник сможет подобрать стилистику, цвета, размеры. Оформить такой проект с использованием промышленно созданных картин и других предметов интерьера практически невозможно.

Главной особенностью декоративно-прикладного искусства, в отличие от станкóвых, массовых видов (живописи, графики, скульптуры), является органичная связь его произведений с окружающей предметно-пространственной средой, потребностями жизни обычных людей в обыденной жизненной обстановке жилого пространства, а не созерцание прекрасного в музеях [3].

Различается множество разновидностей декоративно-прикладного искусства, основанных на использовании различных техник, методик, материалов и технических приёмов, многие из которых шлифовались веками в народном и профессиональном художественном творчестве. Так, в обработке камня, дерева, кости используется резьба: резьба по камню, резьба по кости, резьба по дереву. В работе с тканями: ткачество, вязание, шитьё, лоскутное шитьё, ковроткачество, кружево, аппликация, батик и многое другое. В стеклоделии: выдувание, шлифование, гравировка, роспись. В металле: выколотка, чеканка, гравировка, ковка [4,5]. Однако в силу различных особенностей арт-пространства отнюдь не все формы существования предметов декоративно-прикладного искусства подходят к использованию в дизайне интерьеров. Предлагаемая концепция вещи в интерьере подразумевает существование вещи или предмета декоративно-прикладного искусства в дизайне интерьера всего лишь в нескольких формах.

Арт-объект - это авторский предмет декоративно-прикладного искусства, как форма декорирования интерьера. Арт-объект является произведением искусства, рассчитанным на эмоциональную реакцию человека. Он может иметь монументальную структуру и быть крупногабаритным, не подходящим для интеграции в интерьер. Для использования в дизайне интерьера подойдут объемно-пространственные арт-объекты композиции малых форм, мелкая пластика, малогабаритная скульптура, настенные декоративные панно и другие произведения декоративно-прикладного искусства, а также формальные вещи, выполненные в различных техниках и материалах, передающие творческий замысел художника [6]. Существенное влияние на формирование современных арт-объектов оказывают процессы и технологии активного обновления древнейших видов искусств и ремесел. На сегодняшний день широко применяется художественная обработка металлов и дерева, роспись, эмальерное искусство [11]. Впрочем, следует отметить, что включение в дизайн интерьера авторских произведений декоративно-прикладного искусства не столь простое дело как может показаться. Непродуманный выбор арт–объекта не даст желаемого результата. Произведение, прежде всего, должно соответствовать назначению помещения, его колористики, стилю, мебели и освещению. Выбор объекта и его изготовление зачастую производится уже после формирования основного направления дизайн-проекта интерьера. Кроме того, если в качестве примера рассматривать жилые помещения, то нельзя не учитывать увлечения, интересы и даже профессии людей для которых они предназначены. Например, для дизайна интерьера детской комнаты был изготовлен арт-объект ручной работы, напоминающий подростку персонажа из любимого фильма. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Михайленко А.Ю. Настенное декоративное панно «Я вернулся». 2022 г.

Мы живем в век стремительного развития нейросетей и инновационных технологий. Подходы к решению и моделированию тех или иных дизайнерских задач стремительно меняются. Однако отделочные материалы в дизайне интерьера каждый человек видит по-своему, что объясняется разными предметными взглядами и подходами к пространственной среде. Представление о качествах пространства формируется у человека не только при визуальном взаимодействии с ним, но и при участии всех остальных рецепторов организма [12,14]. Поскольку человек воспринимает объекты окружающего мира не только визуально, но и тактильно, то ключевое значение в изделии имеет фактура и натуральность материала. Продуманный синтез материалов не является противоречивым при восприятии объектов. Для усиления художественно-образной концепции арт-объекта необходимо умение соединять не только рациональность и красоту, но и материалы. Наиболее интересно смотрятся изделия, которые сочетают в себе гладкую и шероховатую, блестящую и матовую фактуру, помогающие раскрыть характерные особенности и свойства материала [7].

Стремительное развитие в XXI получает такое стилистическое направление в дизайне интерьера, как экологический дизайн. Он, прежде всего, характеризуется использованием натуральных материалов, рациональным потреблением ресурсов, безопасной утилизацией отходов и грамотным использованием вторичного сырья в современном дизайне. Эко-дизайн призывает авторов к воссозданию природного окружения в жилых и общественных помещениях, барах, ресторанах, торговых центрах. [13]. Вещь в интерьере – это, прежде всего, концепция создания и интеграции арт-объекта в интерьер. Отличительной чертой такого подхода является натуральность используемых материалов в изготовлении внедряемых предметов. В основе процесса по созданию предмета декоративно-прикладного искусства лежит использование такого материала как древесина. Натуральное дерево широко распространено в декоративно-прикладном творчестве. Оно привлекает в первую очередь своей экологичностью, что соответствует современным тенденциям. Его универсальность, легкость обработки и покраски делают его незаменимым. Обжиг, браширование, тонирование, резьба, лакирование, патирование и покраска сотнями различных составов позволяет использовать этот материал в различных сферах декоративно-прикладного искусства. Учитывая это, арт-объект из дерева можно вписать в любой интерьер, точно подчеркнув стилистику помещения.

Также наиболее значимым форменным объектом для интеграции в интерьер является мебель. Существуют сугубо функциональные виды мебели, служащие людям по своему прямому назначению и не отличающиеся глубоким творческим замыслом. При этом для использования в дизайне интерьера следует рассматривать не только функционал мебели, как предмета быта, но и как эстетическое украшение жилого или общественного помещения [15].

С точки зрения концепции вещи в интерьере, рассматривается мебель как авторское произведение декоративно-прикладного искусства. Изначально мебель по своей природе относится к объектам, созданным вручную, без применения технологий массового серийного производства. Она украшается резьбой по дереву, инкрустацией и росписью. В качестве материала используется мягкая и легкая в обработке древесина, позволяющая органично применять, популярный на тот момент, весь арсенал декоративных средств: растительные и геометрические мотивы, орнаментные узоры, листья аканта и другие. Русская мебель — собирательное обозначение изделий мебели, производимых на территории России с начала XVI века до современности. В истории искусства русская мебель этого периода рассматривается как одна из историко-региональных разновидностей декоративно-прикладного искусства. Столетиями русские плотники делали традиционные для крестьянских ремёсел сундуки, скамьи, табуреты, небольшие шкафчики и стулья. В конце XVII века при московском дворе царя Алексея Михайловича появлялись «столы немецкие и польские» с резьбой и росписью по чёрному, золотому и серебряному фону. Причём роспись выполняли русские мастера. С 1660-х годов в мастерских Оружейной палаты в Москве работали иностранные мастера, которые вручную изготавливали дорогую мебель с применением техники фанерования, интарсии и орнаментальной резьбы. Их штат включал целый ряд мастеров декоративно-прикладного искусства, среди которых был рисовальщик-орнаменталист и резчик по дереву [8,9]. Мебель, изготовленную по канонам декоративно-прикладного искусства, и в наши дни легко идентифицировать благодаря традиционным техникам. Она, как и прежде, изготавливается преимущественно из дерева и идеально впишется в интерьеры квартир и дома людей, которые предпочитают экологичность натуральных материалов, отражающих сдержанную красоту окружающего мира. Современная мебель, изготовленная в техниках декоративно-прикладного искусства (Рисунок 2) демонстрирует не только опору на традиции, но и новаторские решения в работе с таким материалом как дерево, помогает оживить статичный интерьер помещения и является важным стилистическим акцентом.

Рисунок 2. Михайленко А.Ю. Навесная декоративная полка «Сосновый бор». 2019 г.

В работе «Вешалка для одежды из кованных гвоздей», как части дизайн проекта "House forest view" органично сочетаются такие материалы как, металл и дерево. (Рисунок 3)

Рисунок 3. Михайленко А.Ю. Вешалка из кованных гвоздей «Дым паровоза». 2021 г.

Важнейшей частью в дизайне интерьера является свет. «Сегодня свет-инструмент формообразования и моделирования пространства в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне на уровне экспериментального и реального проектирования» [16]. Правильный выбор света создает атмосферу, подчеркивает пространство, раскрывает его. Освещение играет важную роль при оформлении помещения, так как от него зависит впечатление от дизайна интерьера, складывающееся при входе в комнату, а также настроение и самочувствие человека при нахождении в ней. А вот как раз, эстетическая свобода интерьера выражается в эффектных, функциональных и креативных светильниках и люстрах, полных инноваций и креативного дизайна, которые помогут оформить стильный интерьер. Однако современный масс-маркет не в силах предложить покупателю достойный ассортимент такого товара. Осветительные приборы, производимые массовым производством, ограничены по эстетичной форме и содержанию. Новаторские стили в дизайне интерьеров требуют более интересных дизайнерских решений в освещении, а интеграция в интерьер осветительных приборов, изготовленных в техниках декоративно-прикладного искусства, как никогда уместна. Ведь помимо прочего, дизайнерский светильник — это достойная инвестиция в интерьер. Всегда чувствуется ручная работа мастера декоративно-прикладного искусства в созданном им авторском произведении. (Рисунок 4) Добавление иногда неожиданного и увлекательного акцента в дизайн академического интерьера определенной стилистики - верный способ создать уникальную, индивидуальную атмосферу в помещении.

Рисунок 4. Михайленко А.Ю. Деревянная канатная люстра «Поинт-Гнездо Х». 2020 г.

Все перечисленные объекты, характерные для концепции вещи декоративно-прикладного искусства в интерьере, такие как: арт-объект, мебель, осветительный прибор являются основными предметами концепции интеграции авторских произведений в дизайн интерьеров. Однако не всегда уместно добавлять в интерьер объект искусства как материальный предмет. Зачастую уместней применять в интерьере саму технику изготовления предметов декоративно-прикладного искусства. Иногда проектные изыскания требуют преобразования стандартных предметов. Например, художник может нарисовать картину на холсте, а может и на старом холодильнике, преобразив его в предмет искусства, который к тому же будет играть не только функциональную, но эстетическую роль в дизайне данного интерьера. Технику резьбы по дереву можно применять на любом существующем деревянном предмете, будь то мебель, дверные наличники, плинтуса и даже стены помещения, отделанные деревянными панелями.

Для каждого проекта соотношение между визуальным оформлением и дизайном распределяется в зависимости от задач и предпочтений заказчика. При проектировании согласно концепции интегрирования предмета декоративно-прикладного искусства в интерьер следует руководствоваться тремя основными форматами внедрения творческих произведений: создание и интерьера, и предметов декоративно-прикладного искусства одновременно в рамках стилистических решений конкретного дизайн-проекта; создание интерьера вокруг предметов декоративно-прикладного искусства; создание объектов искусства с целью интеграции их в уже воплощённый дизайн.

В первом случае происходит практически полное слияние творчества и дизайна. Дизайнеру не сложно организовать симбиоз декоративно-прикладного искусства и дизайна интерьера, стереть грани между ними. Стены, потолок и пол становятся чистыми холстами. Дизайнер пишет интерьер! Данный подход встречается крайне редко, но предоставляет исполнителю проекта максимум свободы.

Второй способ интеграции искусства в интерьеры - выстраивание композиции вокруг авторских произведений, арт-предметов. В этом случае дизайнер создает проект, опираясь на конкретные элементы коллекции заказчика. Основополагающая цель такого подхода - подчеркнуть важность предмета, сконцентрировать на нем внимание. При этом интерьер не должен отвлекать внимание от произведения или находиться с ним в конфликте.

Третий способ интеграции декоративного искусства в интерьер-придание стилистики уже готовому помещению при помощи внедрения в интерьер специально созданных предметов декоративно-прикладного искусства. Этот метод является сегодня наиболее популярным среди клиентов дизайнерских бюро. В этом случае дизайнер может задать пространству необходимую, нужную атмосферу, используя всего несколько арт-объектов. Но таких, которые визуально обогатят пространство и зададут правильную динамику, отталкиваясь от характера будущего владельца и стилистики в которой создается проект.

Если говорить о формировании собственного стиля, то, прежде всего, следует понимать, что интерьер не может быть полностью авторским. Как правило, за основу проекта берется академический художественный стиль или смесь стилей из прошлого или настоящего. А вот индивидуальные решения и способы их воплощения, которые дизайнер придумывает сам, как раз таки и формируют авторскую и узнаваемую составляющую дизайна интерьера. Так, определенным образом, созданный и интегрированный в дизайн интерьера авторский арт-объект декоративно-прикладного искусства позволяет формировать определенную концепцию вещи в интерьере, философию или даже свой неповторимый и узнаваемый авторский стиль. Интеграция предметов ручной работы в интерьеры и пространства жилых и коммерческих помещений способствует развитию индустрии дизайна и художественного искусства в целом. Ведь проявив каплю изобретательности, даже дизайнер-любитель сможет создать уникальный проект и повысить художественное качество пространства.

Библиография
1. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Власов В. Г. CПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. С. 11-14 c.
2. Пронина И. А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII-первой половины XIX века [Текст]. М: Изобразительное искусство, 1983. 311 c.
3. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство [Текст]. М: Просвещение, 1969. 296 c.
4. Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства.  [Текст] / Каган М. С. Л: Искусство, 1972. C. 270-322.
5. Власов В. Г Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в X томах: Художественные ремесла  [Текст] / Власов В. Г. Том X. СПб: Азбука-Классика, 2010. 362-363 c.
6. Сес, Н. А., Щирова, А. Н.  Арт-объект как специфичная художественная форма  [Текст] / Н. А. Сес, А. Н. Щирова // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 23-24.
7. Герасимова А. А. Цветоведение: колористические возможности при проектировании художественных изделий из металла : учебно-методическое пособие [Текст] / Герасимова А. А. Магнитогорск: ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова", 2017.
8. Власов В. Г Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства в X томах: Русская мебель  [Текст] / Власов В. Г. том VIII. СПб: Азбука-Классика, 2008. 319-320 c.
9. Ботт И. К., Канева М. И.  Русская мебель: История. Стили. Мастера [Текст] / Ботт И. К., Канева М. И.  СПб: Искусство, 2003. 507 c.
10. Лопасова В. С, Василенко Е. В. Значение цвета в дизайне интерьерного пространства [Текст] / Лопасова В. С, Василенко Е. В. // Modern Science. 2020. № 4. С. 10-13.
11. Герасимова, А. А., Гаврицков, С. А., Розенцвейг, Б. Л. Использование арт-объектов в технике художественного эмалирования при декорировании интерьера [Текст] / А. А. Герасимова, С. А. Гаврицков, Б. Л. Розенцвейг // Культура и искусство. 2019. № 5. С. 8-19.
12. Петров О. В.  Современные отделочные материалы в дизайне интерьера [Текст] // Инженерные исследования. 2021. — № 3(3). С. 22-27.
13. Смирнова, М. А., Маслов, М. М. Современные тенденции в проектировании интерьера квартир для творческих людей [Текст] / М. А. Смирнова, М. М. Маслов // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 4 (20). С. 9.
14. Василенко П. Г, Василенко Е. В Эргономический аспект создания среды обучения и проектирования учебного пространства [Текст] / Василенко П. Г, Василенко Е. В // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № ежегодник. С. 723-725.
15. Маъруфов Ф. О Стиль мебели в современных квартирах [Текст]. Academy. 2021. № 1. С. 69-73.
16. Заева-Бурдонская Е. А, Назаров Ю. В Новые формы освещения музейной экспозиции. Пути поиска и решения [Текст] / Заева-Бурдонская Е. А, Назаров Ю. В // Светотехника. 2022. № 6. С. 18-24.
References
1. Vlasov, V. G. (2012). Fundamentals of the theory and history of decorative and applied art. Educational and methodical manual. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University.
2. Pronina, I. A. (1983). Decorative art at the Academy of Arts. Mоscow: Fine Arts.
3. Saltykov, A. B. (1969). The closest art. Moscow: Enlightenment.
4. Kagan, M. S. (1972). Morphology of art: Historical and theoretical study of the internal structure of the world of arts. Leningrad: Iskusstvo.
5. Vlasov, V. G. (2010). Art crafts. New encyclopedic dictionary of fine arts. In Х volumes. St. Petersburg: ABC Classics.
6. Ses, N. A., & Shchirova, A.N. (2012). Art object as a specific art form. Uspekhi of modern natural science, 5, 23-24.
7. Gerasimova, A. A., & Kagan-Rosenzweig, B. L. (2017). Color science: coloristic possibilities in the design of artistic metal products. Magnitogorsk: FGBOU VO "Magnitogorskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. G. I. Nosova".
8. Vlasov, V. G. (2008). Russian furniture / New encyclopedic dictionary of Fine Arts. In 10 volumes. St. Petersburg: ABC Classics.
9. Bott, I. K., & Kaneva, M. I. (2003). Russian furniture: History. Styles. The masters. St. Petersburg: Iskusstvo.
10. Lopasova, V. S., & Vasilenko, YE. V. (2020). Znacheniye tsveta v dizayne inter'yernogo prostranstva. Modern Science, 4, 10-13.
11. Gerasimova, A. A., Gavritskov, S. A., & Rozentsveyg, B. L. (2019). Ispol'zovaniye art-ob"yektov v tekhnike khudozhestvennogo emalirovaniya pri dekorirovanii inter'year. Kul'tura i iskusstvo, 5, 8-19.
12. Petrov, O. V. (2021). Sovremenn·yye otdelochn·yye materialy v dizayne inter'yera. Inzhenern·yye issledovaniya, 3(3), 22-27.
13. Smirnova, M. A., & Maslov, M. M. (2020). Sovremenn·yye tendentsii v proyektirovanii inter'yera kvartir dlya tvorcheskikh lyudey. Biznes i dizayn revyu, 4(20), 9.
14. Vasilenko, P. G, & Vasilenko, YE. V. (2019). Ergonomicheskiy aspekt sozdaniya sredy obucheniya i proyektirovaniya uchebnogo prostranstva. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya, yezhegodnik, 723-725.
15. Ma"rufov, F. O (2021). Stil' mebeli v sovremennykh kvartirakh. Academy, 1, 69-73.
16. Zayeva-Burdonskaya, YE. A, & Nazarov, YU.V. (2022). Nov·yye formy osveshcheniya muzeynoy ekspozitsii. Puti poiska i resheniya. Svetotekhnika, 6, 18-24.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной для публикации в журнале «Человек и культура» статье, как автор несколько многословно отразил в заголовке («Вещь в интерьере, как концепция интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений различного назначения»), является интеграция произведения декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений. Соответственно, дизайн помещений выступает объектом исследования. Поскольку под интеграцией произведения декоративно-прикладного искусства (арт-объекта) в дизайн помещений автор понимает творческий процесс, статья носит методический характер, т. е. ориентирована на выработку методических рекомендаций для практикующих дизайнеров, применение которых подразумевает совершенствование уже сложившейся практики дизайна помещений.
Свою теоретическую позицию автор вполне обосновано раскрывает в критике общей тенденции современного дизайна, исключающей из практики элементы уникальности. Действительно, поставленная на поток дизайн-технология компиляции стандартных решений в оформлении помещений практически исключает богатый ресурс декоративно-прикладного искусства, что является серьезной практической и теоретической проблемой современного дизайна: такой с позволения сказать «дизайн», по существу, исключает собственные основания из практики оформления, подменяя уникальность творческого акта техникой типового копирования. Рецензент отмечает, что подобная подмена функции художественного произведения его тиражом (симулякром) стала очевидна уже в начале XX в., о чем писали многие теоретики (Х. Ортега-и-Гассет, Х.-Г. Гадамер, Ж. Бодрийяр и др.), указывая, в том числе, на то, что эта тенденция является логическим следствием идей европейского Просвещения, помноженных на потребительскую буржуазную идеологию. Дизайн в целом, как теория и практика эстетизации утилитарных вещей, крайне уязвим в плане подмены художественной уникальности типовой компиляцией, и исчезает там, где уникальность полностью стерта, превращаясь в шарлатанство. Человеку несведущему, рядовому потребителю/заказчику дизайна, крайне сложно отличить дизайнера от шарлатана, обманом обеспечивающего собственное существование. Поэтому, безусловно, представленная автором статья заслуживает внимания читателей журнала «Человек и культура». Продемонстрировав на примерах три основных способа интеграции произведения декоративно-прикладного искусства (арт-объекта) в дизайн помещений, автор подчеркнул значимость результата уникального художественного акта в дизайне помещений и предложил собственное решение проблемы тиражирования типовых проектов.
Таким образом, предмет исследования автором рассмотрен на достаточном для публикации в научном журнале теоретическом уровне.
Методология исследования основана на гармоничном синтезе элементов анализа конкретных уникальных объектов, представленных на иллюстрациях, с хорошо фундированными положениями теории дизайна. Автор особое внимание уделяет разъяснению категориально-терминологического аппарата исследования, исключая вероятность теоретических расхождений в базовых понятиях, прослеживает логику практики интеграции произведения декоративно-прикладного искусства (арт-объекта) в дизайн помещений и вполне аргументировано выделяет три способа подобной интеграции, предлагая их в качестве методических рекомендаций.
Актуальность темы исследования автор обосновано связывает с необходимостью сохранения в практике уникальности дизайн-решений помещений. Основной тезис автора действительно актуален в связи с нарастающей тенденцией обезличивания поставленного на поток дизайна вещей и помещений.
Научная новизна, состоящая в экспликации в теоретический дискурс оригинального эмпирического материала и хорошо аргументированной позиции автора в отношении ценности интеграции в дизайн помещений уникальных произведений декоративно-прикладного искусства, не вызывает сомнений.
Стиль текста в целом выдержан научный, но автору необходимо вычитать и скорректировать текст в плане пунктуации: в частности, рецензент обращает внимание автора, что квадратные скобки ссылок на источники и круглые скобки с примечаниями являются частью предложения, поэтому точка ставится не перед ними, а после; внимательнее нужно также проверить пунктуацию, связанную с вводными словами (не везде есть необходимые запятые, что усложняет прочтение мысли автора). Структура статьи соответствует логике изложения результатов проведенного автором исследования.
Библиография лишь в некоторой (минимально приемлемой) степени отражает предметное поле исследования (нет отечественной и зарубежной научной литературы за последние 3-5 лет) и требует корректировки с учетом оформительских требований редакции журнала и ГОСТа.
Апелляция к оппонентам корректна и вполне достаточна, хотя автор и избегает прямых дискуссий с коллегами.
Статья представляет интерес для читательской аудитории журнала «Человек и культура» и после доработки с учетом замечаний рецензента может быть рекомендована к публикации.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Человек и культура» автор представил свою статью «Вещь в интерьере, как концепция интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений», в которой проведен анализ возможности смешения стилей при разработке проекта.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что интерьер не может быть полностью авторским. Как правило, за основу проекта берется академический художественный стиль или смесь стилей из прошлого или настоящего. Индивидуальные решения и способы их воплощения, которые дизайнер продумывает сам, формируют авторскую и узнаваемую составляющую дизайна интерьера. Так, определенным образом созданный и интегрированный в дизайн интерьера авторский арт-объект декоративно-прикладного искусства позволяет формировать определенную концепцию вещи в интерьере, философию или даже свой неповторимый и узнаваемый авторский стиль.
К сожалению, в статье отсутствует теоретическая составляющая, в которой должна содержаться информация об актуальности исследования. Автором не поставлена цель исследования, не определены его задачи. Также не проведен анализ научной обоснованности проблематики, вследствие чего представляется затруднительным делать предположения о научной новизне.
В качестве методологического обоснования автор использует как общенаучные методы (анализ и синтез, описание), так и художественный и социокультурный анализ. Эмпирическим материалом послужили арт-объекты, созданные современными дизайнерами.
Автором раскрыта сущность понятий декоративно-прикладное искусство и арт-объект, отмечено разнообразие их видов, показаны особенности развития данного направления в XXI веке, а именно возможность применения нейросетей и инновационных технологий. Как отмечает автор, главной особенностью декоративно-прикладного искусства, в отличие от станковых, массовых видов (живописи, графики, скульптуры), является органичная связь его произведений с окружающей предметно-пространственной средой, потребностями жизни обычных людей в обыденной жизненной обстановке жилого пространства.
Феномен вещи в интерьере определен автором как концепция создания и интеграции арт-объекта в интерьер. Отличительной чертой такого подхода является натуральность используемых материалов в изготовлении внедряемых предметов. Практическое функционирование концепции вещи декоративно-прикладного искусства в интерьере рассмотрено автором на примере интеграции таких авторских произведений в дизайн интерьеров как: арт-объект, мебель, осветительный прибор.
Автор выделяет три основных формата внедрения творческих произведений при проектировании согласно концепции интегрирования предмета декоративно-прикладного искусства в интерьер: создание и интерьера, и предметов декоративно-прикладного искусства одновременно в рамках стилистических решений конкретного дизайн-проекта; создание интерьера вокруг предметов декоративно-прикладного искусства; создание объектов искусства с целью интеграции их в уже воплощённый дизайн.
К сожалению, в заключении автором не представлен вывод по проведенному исследованию, в котором должны быть приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что исследование возможности эклектики стилей при создании дизайн-проекта помещения представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 16 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематики.
Тем не менее, автор получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанных недостатков. Кроме того, статья нуждается в корректорской правке, так как текст перегружен лишними знаками препинания.


Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье является вещь в интерьере, как концепция интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы, дескриптивный метод, метод категориализации, метод анализа.
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку декоративно-прикладным искусством называется творчество людей, направленное не только на украшение, но и на использование в быту. Оно имеет не только эстетический, но не художественный характер. Декоративно-прикладное искусство органично соединяется с понятием дизайна интерьера, а эстетическая функция и образное решение являются приоритетными. Из этого следует, что интеграция вещей и предметов авторской ручной работы в дизайн интерьера жилых и общественных помещений является правильным направлением развития дизайна и бифункциональных искусств. В настоящее время широкое применение получает тенденция создания интерьерных пространств с использованием объектов и техник декоративно-прикладного искусства. Проводя комплексное исследование этого направления, в представленном исследовании были сформулированы основные принципы интеграции объектов в интерьер и разработана концепция «вещи в интерьере», применяемая для придания интерьеру определенной дизайнерской стилистики.
Научная новизна исследования заключается в подробном описании и анализе вещи в интерьере в качестве концепция интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений.
Статья написана языком научного стиля с грамотным использованием в тексте исследования изложения различных позиций ученых к изучаемой проблеме и применением научной терминологии и дефиниций, а также авторским видением изучаемого вопроса.
Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей, в структуре данного исследования можно выделить такие элементы как вводную часть, основную часть, заключительную часть и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. В содержании исследования отмечается, что различается множество разновидностей декоративно-прикладного искусства, основанных на использовании различных техник, методик, материалов и технических приёмов, многие из которых шлифовались веками в народном и профессиональном художественном творчестве. Так, в обработке камня, дерева, кости используется резьба: резьба по камню, резьба по кости, резьба по дереву. В работе с тканями: ткачество, вязание, шитьё, лоскутное шитьё, ковроткачество, кружево, аппликация, батик и многое другое. В стеклоделии: выдувание, шлифование, гравировка, роспись. В металле: выколотка, чеканка, гравировка, ковка. Однако в силу различных особенностей арт-пространства отнюдь не все формы существования предметов декоративно-прикладного искусства подходят к использованию в дизайне интерьеров. Предлагаемая концепция вещи в интерьере подразумевает существование вещи или предмета декоративно-прикладного искусства в дизайне интерьера всего лишь в нескольких формах, описание и анализ которых приводятся в статье.
Библиография содержит 16 источников, включающих в себя отечественные периодически и непериодические издания.
В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых, характеризующих подходы и различные аспекты к пониманию вещи в интерьере и концепции интеграции декоративно-прикладного искусства в дизайн помещений, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой в нашем государстве и других странах.
В представленном исследовании содержатся выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, если говорить о формировании собственного стиля, то, прежде всего, следует понимать, что интерьер не может быть полностью авторским. Как правило, за основу проекта берется академический художественный стиль или смесь стилей из прошлого или настоящего. А вот индивидуальные решения и способы их воплощения, которые дизайнер придумывает сам, как раз и формируют авторскую и узнаваемую составляющую дизайна интерьера. Так, определенным образом, созданный и интегрированный в дизайн интерьера авторский арт-объект декоративно-прикладного искусства позволяет формировать определенную концепцию вещи в интерьере, философию или даже свой неповторимый и узнаваемый авторский стиль. Интеграция предметов ручной работы в интерьеры и пространства жилых и коммерческих помещений способствует развитию индустрии дизайна и художественного искусства в целом. Ведь проявив каплю изобретательности, даже дизайнер-любитель сможет создать уникальный проект и повысить художественное качество пространства.
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, работниками культуры и искусства, дизайнерами, архитекторами, искусствоведами.

В качестве недостатков данного исследования следует отметить, то, что в статье не были четко определены и выделены ее структурные элементы, такие как введение, актуальность, методология исследования, результаты исследования и выводы, хотя они, несомненно, прослеживается в его содержании, однако, отдельно они не обозначены соответствующими заголовками. В названии статьи наличие знака запятой перед словом «как» является дискуссионным. При оформлении рисунков и библиографии в тексте статьи необходимо обратить внимание на требования действующего ГОСТа. Указанные недостатки не снижают высокую научную значимость самого исследования, а скорее относятся к оформлению текста статьи. Статью рекомендуется опубликовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.