Статья 'Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой – альтернатива подходу «политической культуры»' - журнал 'Человек и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Подход к анализу политического процесса через его взаимосвязь с социокультурной динамикой – альтернатива подходу «политической культуры»

Кучинов Артемий Михайлович

аспирант, Отдел сравнительных политических исследований, Федеральный научно-Исследовательский Социологический Центр РАН

117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35 корп. 5

Kuchinov Artemiy Mikhaylovich

post-graduate student, Department of Comparative political research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

117218, Russia, g. Moscow, ul. Krzhizhanovskogo, 24/35 korp. 5

arkuchinov@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-1618.2013.4.5567

Дата направления статьи в редакцию:

18-07-2013


Дата публикации:

1-8-2013


Аннотация: В данной статье рассказывается об ограниченности господствующего подхода «политической культуры» и необходимости рассматривать проблему взаимодействия политического процесса и социокультурных факторов в динамике.


Ключевые слова:

Политология, культура, культурная динамика, политическая культура, политический процесс, социокультурные факторы, культурология, социология, цивилизационный подход, взаимосвязь

Abstract: The present article tells about the limits of a famous 'political culture' approach. The authors prove that it is necessary to view the problem of interaction between political process and socio-cultural factors from the point of view of their dynamics. 


Keywords:

political studies, culture, cultural dynamics, political culture, political process, socio-cultural factors, cultural studies, social studies, civilization approach, relation

Исследования взаимосвязи политики с социокультурными явлениями были востребованы всегда. На исследование взаимосвязей политического процесса и социокультурной динамики в России имеет место большое количество социальных вызовов: многонациональность и многоконфессиональность России, необходимость повышения межкультурной компетенции политических субъектов в условиях глобализации, проведение реформ в разных сферах государственной политики, внедрение в России технических новшеств и т. д.

Связь политического процесса и социокультурной динамики проявляется в таких общественных явлениях, как динамика политических режимов, влияние этнических, языковых, демографических, социально-стратификационных, религиозных особенностей на политический процесс, влияние степени благосостояния общества, географический детерминизм, политические и др. культурные ритуалы, международные отношения, переговоры, идентичность, сепаратизм, влияние на политику образования и воспитания и др. Социокультурные особенности политического процесса зависимы от природного окружения того или иного общества.

В настоящее время в политологии господствует концепция «политической культуры», утверждающая о том, что лишь политическая культура детерминирует политический процесс, рассматривающая «политическую культуру» как некое статическое нединамичное явление. Такой подход нам представляется очень узким в связи с тем, что, по нашему мнению, не только политическая культура детерминирует политический процесс. Встаёт справедливый вопрос о соотношении категорий «политика», «культура» и «политическая культура».

Политика – публичная деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти и влияния в обществе («субстанциональное определение политики»).[1,2,3]

Политический субъект - лицо или группа лиц, принимающие реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые решения и характер реализации государственной политики[4].

Политический процесс – совокупность относительно самостоятельных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и его основой всегда являются локальные события. Политический процесс – это динамическая характеристика политики.[5,6]

Определение категории «культура» затруднено в связи с тем, что культурология, в отличие от политологии, не смогла выработать единую теоретическую схему, позволяющую в строгой и логически упорядоченной форме отразить её содержание. [7] Существующие определения культуры очень часто противоречат друг другу или не вполне согласуются между собой.[8]

Необходимо различать культуру в широком смысле и политическую культуру. Последняя является частью первой. Культура (в широком смысле) – антропогенная система механизмов и способов деятельности, организации, регуляции и коммуникации, обеспечивающих жизнедеятельность людей.[9-13]

В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это принято называть «экономической, политической, речевой, книжной и т. д. культурой».[14] При этом, в одной сфере может быть расцвет культурных форм, в другой – упадок.[15] В любой области научного знания, в т. ч. в политологии, существует культурологический аспект. На политику влияет не только политическая культура, но и культура во всех сферах.

Политическая культура (часть культуры в широком смысле) включает в себя традиции, убеждения, ценности, идеи и установки практического политического поведения, обеспечивает воспроизводство политической жизни на основе преемственности.[16,17]

О существовании такого подхода предполагали советские исследователи Бурлацкий Ф. М. и Галкин А. А. в 1980-е гг. при критике американского подхода «политической культуры» Алмонда Г. А. и Вербы С., которые, к сожалению, сумели навязать свой подход всей мировой науке. Бурлацкий Ф. М. и Галкин А. А. задумывались о соотношении категорий «политика», «культура» и «политическая культура», приходили к выводу, что политическая культура является частью культуры в широком смысле.[18]

Культурная динамика – любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих её компонентов, та или иная её периодичность, стадиальность, направленность к какому-либо состоянию. Динамика культуры – те изменения внутри культуры и во взаимодействии культур между собой, которые позволяют говорить об упорядоченности этих изменений, об их векторном, то есть направленном характере.[19,20] Культурная динамика – это динамическая характеристика культуры, аналогично как политический процесс - динамическая характеристика политики. Культура всегда является динамичным явлением. Когда говорят о культурной динамике в связи с социальной динамикой, оперируют понятием «социокультурная динамика».

Социокультурная среда – это устойчивая совокупность вещественных и личностных компонентов, с которыми взаимодействует социальный субъект, и который оказывает влияние на его деятельность по созиданию и освоению духовных ценностей и благ, на духовные потребности, интересы и ценностные ориентации.[21]

Исследуемая проблема сегодня часто разнесена на такие более узкие отдельные, как исследования этнокультурного, географического детерминизма политики, исследование т. н. «инновационного развития», «цивилизаций», традиционности-модернизационности, самобытности-общечеловечности и др. С нашей точки зрения, такие проблемы должны исследоваться комплексным подходом, т. к. очень часто бывает, что с помощью одного узкого подхода неверно объясняются процессы, детерминированные другими социокультурными факторами, которые исследуются другим узким подходом. Например, политические конфликты часто видят как межрелигиозные, конфликты людей с разным типом воспитания принимают за межнациональные, государство, испытывающее социокультурный кризис причисляют к «восточной, архаичной, патриархальной и т. д. цивилизации» (или «политической культуре»).

Проблема социокультурного детерминизма политики, с нашей точки зрения, должна исследоваться в динамике, т. к. и политические, и социокультурные процессы всегда динамичные. Это может предохранить исследователя от случаев, когда он принимает временные социокультурные явления и процессы (напр., влияние на политику социокультурных кризисов) за постоянные свойства тех или иных обществ (напр., фаталистические убеждения о принадлежности к какой-либо «цивилизации» или «политической культуре», которая предписывает тем или иным обществам господствовать или подчиняться). Отсутствие учёта динамичности в исследованиях по проблеме взаимосвязи политики и культуры часто низводит исследования до низкой степени научности и невозможности применения той или иной теории на практике, иногда придаёт им реакционный характер. Исследования, даже современные, не учитывающие динамики, в теоретическом плане не выдерживают критики по истечению немногих лет (напр., Хантингтон С. Ф.), часто не могут быть применены на практике (Монтескье Ш.-Л.) по сравнению с более старыми, учитывающими динамичность (напр., политическую теорию Ибн Хальдуна XIV-XV в. при математизации используют в наши дни).

В настоящее время существует большое количество исследований по этой проблеме, но им часто не хватает единой теоретической базы, связи со смежными науками, иногда они друг с другом не согласуются, друг другу противоречат. Приходится констатировать, что иногда попадаются публицистические псевдонаучные теории, препятствующие дальнейшей научной разработке проблемы.

С практической точки зрения эта проблематика является базовой для таких важных и востребованных сфер применения политологии, как построение государственной имиджевой, национальной, социальной, внешней и др. политик, обеспечение связей с государственными органами, связей с общественностью, анализ самобытного и общечеловеческого в политическом процессе, проведение реформ, модернизаций, политическая реклама, конструирование и регулирование идеологий и идентичности, преподавание политологии, менеджмент культуры и мн. др.

Отдельно необходимо сказать о т. н. «цивилизационном подходе», за которым в современной практике совершенно разные идеи. Слово «цивилизация» остаётся термином с большим количеством значений, что не позволяет его использовать, называть общепринятым, превращает его в симулякр. С нашей точки зрения, весьма неправильно было бы делать упор только на типологизацию т. н. «цивилизаций», анализ этого весьма противоречивого и непонятного феномена, часто смешивая нашу тему с экономическим анализом политики и испытывая влияние мало-, не- и околонаучных положений о предопределённости судеб тех или иных человеческих обществ ввиду принадлежности их к той или иной «цивилизации» или «политических культуре». Излишняя шаблонность мышления делает такой политический анализ бесполезным, неприменимым и малонаучным, а иногда и придаёт ему реакционный оттенок.

Важно исследовать как большие, так и малые социальные группы именно в динамике, иначе будет иметь место повторение многих грубых шаблонных и (или) реакционных методов, содержащих положения о неполноценности тех или иных человеческих обществ или их невозможности к тем или иным видам деятельности.

Но при этом, наличие тех или иных социокультурных свойств, детерминирующих политический процесс, у больших наднациональных социальных групп, не вызывает сомнения. Большое значение имеют исследования, преследующие цель качественно описать их свойства. В разное время разные исследователи видели в мире разное количество «цивилизаций». Мы считаем, что любая классификация т. н. «цивилизаций» в конечном счете, окажется бесполезной, т. к. все большие наднациональные социальные группы (т. н. «цивилизации») развиваются динамически, меняя свои свойства, приобретая и теряя в то или иное время те или иные социокультурные свойства. Что же касается проблемы самобытности и общечеловечности политического процесса, то тут важно отметить, что каждое общество, малое или большое, по-своему самобытно и имеет много общечеловеческих свойств. Здесь, опять же, нужны не шаблонные подходы-типологизации, а качественный детальный анализ.

В социокультурном анализе политики важно иметь критичный подход, отказываться от шаблонного мышления, внимательно исследовать скрытые свойства политического процесса в разных социокультурных средах. Панарин А. С. писал, что прогнозисту необходимо не поддаваться на существующие в обществе пропаганду и стереотипы, когда от прогнозиста ждут подтверждающих общественные ожидания, например, ожидания прогресса, выкладок.[22] Больше всего их существует, скорее всего, именно по проблеме социокультурного детерминизма политики.

Влияние культуры на политику может проявляться отнюдь не только при анализе цивилизационных взаимодействий, как что-то международное, возможность её проявления весьма шире. С помощью социокультурного подхода можно изучать так же политические социокультурно детерминированные проблемы, касающиеся взаимодействия разных регионов одной страны, разных малых групп, даже нескольких личностей.

Данная проблема была, есть и будет актуальной всегда. Она исследовалась во многих странах. В Древнее Время лучше всего её исследовали в Древней Греции (Аристотель, Плутарх и др.), в Средние Века – в арабской научной традиции (Ибн Фадлан, Газали, Идриси, Ибн Хальдун и др.), в Новое и Новейшее Время лидируют Европа, Америка и Россия (Гердер И. Г., Вебер М., Сорокин П. А., Алмонд Г. А. и Верба С., Данилевский Н. Я, Бурлацкий Ф. М., Мамут Л. С. и др.). В разное историческое время исследуемая проблематика входила в предметное поле разных наук. Часто она оставалась в предметном поле философии и истории, в XVIII в. в Московском Университете существовала описательная дисциплина «статистика»[23], в советское время проблема входила в разные разделы философии (история философии, критика буржуазной философии, исторический и диалектический материализм, научный атеизм, научный коммунизм), правоведения (теория государства и права), психологии (общая и социальная психология).

В настоящее же время проблема связи политического процесса и социокультурной динамики входит в предметное поле сравнительной политологии, политической социологии, политической психологии, в предметном поле смежных наук – психологии, социальной философии, культурологии[24] и социологии. Среди очень интересных современных исследователей можно назвать Ахиезера А. С., Панарина А. С., Ерасова Б. С., достижения культурологии, математики и синергетики, так же – продолжают использоваться научные теории XIV-XX вв.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.