Статья 'Теоретические границы средового дизайна' - журнал 'Философия и культура' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Теоретические границы средового дизайна

Чан Сяогэн

аспирант Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, преподаватель на кафедре искусств в Пекинском институте нефтехимических технологий.

192174, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, ул. Пр. Александровской Фермы, 8, стр.1, кв. 531

Chang Xiaogeng

Post-graduate student, the department of Environmental Design, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design; Educator, the department of Arts, Beijing Institute of Petrochemical Technology

192174, Russia, Leningradskaya oblast', g. Saint Petersburg, ul. Pr. Aleksandrovskoi Fermy, 8, str.1, kv. 531

changxiaogeng@bipt.edu.cn
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2019.11.31273

Дата направления статьи в редакцию:

05-11-2019


Дата публикации:

24-11-2019


Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о теоретических принципах средового дизайна. Ключевыми источниковедческими и литературоведческими материалами являются труды российских и китайских авторов. Для ответа на поставленный вопрос автор, во-первых, изучил информацию о том, как классифицируется специальность «средовой дизайн» в системах образования разных стран. Дизайн среды был рассмотрен в рамках образовательных структур, в первую очередь, России и Китая. Во-вторых, были соотнесены понятия «искусства» и «средового дизайна», особое внимание уделено сходству этих двух областей знания. В-третьих, были систематизированы уровни средового дизайна. В-четвертых, сформулированы цель, метод, содержание данной академической и научной сферы деятельности. В исследовании использовался метод источниковедческого анализа для изучения оригинальных источников по образовательной системе Китая и России. Одним из важнейших стал сравнительный анализ, который оказался необходимым при выявлении сходств и различий в отношении классификации специальности «средового дизайна» в разных странах. Автор обнаружил, что лишь в России и Китае существует «художественный» дизайн среды. Автор сделал вывод о том, что средовой дизайн как отдельное научное и академическое знание имеет сходство с изобразительным искусством с точки зрения цели и предмета, которыми являются соответственно «координация отношений» (для средового дизайна это отношения между человеком и средой) и «образ». Метод средового дизайна вобрал в себя теоретические результаты смежных областей - дизайна архитектурной среды и ландшафтной архитектуры. Исследование обладает научной новизной, поскольку осуществлено при помощи сравнения источников и литературы Китая и России.


Ключевые слова:

Средовой дизайн, Россия, Китай, Дизайн архитектурной среды, Ландшафтная архитектура, Искусство, Образ, Процесс, Координация отношений, Интеграция дисциплин

Abstract: This article explores the question of theoretical principles of environmental design. The writings of the Russian and Chinese authors became the key historiographical and literary materials for this research. To address the question at hand, the author takes the following steps: examines information on classification of the specialty “environmental design” in education systems of various countries, primarily in Russia and China; correlates the concepts of “art” and “environmental design”, dedicating particular attention to similarities of these two areas of knowledge; systematizes the levels of environmental design; formulates the goal, method and content of the indicated academic and scientific scope of activity. The method of historiographical analysis for studying the original sources on education systems of Russia and China was applied in the course of this research. The comparative analysis was used for identification of similarities and differences with regards to classification of the specialty “environmental design” in various countries. The author determined that the concept of “artistic” environmental design exists only in Russia and China. The conclusion is made that environmental design, as a separate category of scientific and academic knowledge, is similar to visual arts from the perspective of purpose and object, in other words, “coordination of the relations” (for environmental design it is the interaction between human and environment) and “Image”. The method of environmental design incorporated the theoretical results of adjacent areas – the design of architectural environment and landscape architecture. The scientific novelty is define by comparison of the sources and literature of Russia and China.


Keywords:

Environmental design, Russia, China, Design of architectural environment, Landscape architecture, Art, Image, Process, Relationship coordination, Integration of disciplines

1. Введение

Целью данной статьи является определение теоретических границ средового дизайна. Средовой дизайн исследуется как академическая и практическая сфера деятельности, включенная в рамки художественных специальностей. В результате изучения материалов по системам образования разных стран нам удалось выяснить, что лишь в России и Китае средовой дизайн относится к области образования «искусства и культуры». Для реализации цели были осуществлены следующие задачи: 1) указано, какое место занимает средовой дизайн в системе образования; 2) систематизированы уровни и рабочее содержание дизайна среды; 3) сформулированы принципы средового дизайна.

Это исследование может быть весьма актуально для теоретиков и практиков средового дизайна в различных странах и, в частности, в России и Китае. По словам, российского исследователя Каримовой И. С., «открытость средового дизайна и стремление ассимилировать различные методологические подходы – системный, средовой, иконологический, семиотический, синергетический – свидетельствуют о продолжающемся поиске теоретико-методологических оснований проектного творчества» [1, c. 3]. Как замечают китайские исследователи дизайна Шао Голян (邵国良), Ай Юншэн (艾永生), «на настоящий момент не существует точного научного определения и разъяснения понятия «средового дизайна». В технических приёмах проектирования нет основы, наблюдается недостаток в методологии. Специализированные работы по истории средового дизайна не получили признания в кругах историков. Научные подходы и образовательные концепции средового дизайна оказываются неподходящими для применения их на практике» [2]. В данной статье мы попытались прояснить теоретические основы средового дизайна и сформулировать его специфику.

2. Место средового дизайна в системе образования

В данном исследовании мы изучили лишь ступень образования «бакалавриат» как основной уровень обучения, необходимый для возможности практического применения полученных знаний. В целом в структуре базового образования (бакалавриата) всех стран мира выделяются следующие три уровня: 1) классы отраслей знания; 2) большие группы отраслей знания; 3) специальности (в России – области образования; укрупненные группы; профессии, специальности или направления подготовки).

После анализа необходимой литературы по средовому дизайну мы обратили внимание на интересную особенность – лишь в России и Китае «средовой дизайн» представляет собой «художественную» академическую и научную сферу деятельности. Этот вывод мы сделали на основании анализа образовательных систем Великобритании, США, Канады, Японии, России, Китая – стран, входящих в «Рейтинг лучших государств по уровню образования в 2019 году» [3]. Нами были проанализированы сайты некоторых университетов этих стран на предмет содержания специальностей бакалавриата, изучающих среду как «хорошо освоенное окружение» [4, c. 93], обладающее «эмоционально-образной окраской, символическим значением и культурным смыслом» [1, C. 50]. Помимо этого мы опирались в исследовании на информацию из источников по системам образования названных стран (например, «Сравнительное исследование регулирования системы классификации специальностей в Великобритании и США» [5], материалы по кодам специальностей в Великобритании «JACS 3.0: Principal subject codes» [6]).

Среда в том понимании, какое было указано выше, изучается в Великобритании, США, Канаде, Японии в рамках классов отраслей знания «инженерного дела» или «сельского хозяйства». В частности, в Ноттингемском университете существует специальность «Архитектура и средовое проектирование» (Architecture and Environmental Engeneering BEng Hons), по окончании которой выпускники получают квалификацию бакалавра инженерного дела [7]. В японском Университете Хоккайдо специальность «Проектирование социальной среды» (Socio-Environmental Engineering), судя по вступительным испытаниям, изучаемым дисциплинам и присуждаемой квалификации, относится к отрасли «сельского хозяйства» [8]. То же самое можно сказать о специальности «Средовой дизайн» (Environmental Design) в Университете Британской Колумбии [9].

В России и Китае изучение среды осуществляется не только в рамках областей образования «инженерного дела» и «сельского хозяйства», но и «искусства» (для Китая) или «искусства и культуры» (для России). Опираясь на материалы Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) [10] и аналогичного ОКСО Каталога специальностей бакалавриата в ВУЗах КНР [11], мы систематизировали полученный результат в следующей таблице (Рис. 1):

pg

Рис. 1. Сравнительная таблица по классификации специальности бакалавриата «средовой дизайн» в России и Китае.

«Дизайн архитектурной среды», «ландшафтная архитектура», «садово-парковое и ландшафтное строительство» в России, а также «дизайн архитектурной среды», «ландшафтная и садово-парковая архитектура», «садово-парковое строительство» в Китае являются специальностями, смежными со «средовым дизайном».

«Средовой дизайн» изучается, к примеру, в российских Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица [12], Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна [13]; в китайских Академии искусств и дизайна университета Цинхуа (清华大学美术学院, цинхуа дасюэ мэйшу сюэюань) [14] и Институте художественного дизайна Пекинского технологического университета (北京工业大学艺术设计学院, бэйцзин гунъе дасюэ ишу шэцзи сюэюань) [15].

Отнесение специальности «средового дизайна» в России и Китае к области образования «искусства» или «искусства и культуры» формирует его «художественную» специфику и соответствующее содержание вступительных испытаний, профильных предметов и получаемой квалификации. Абитуриентам особое внимание стоит уделить экзаменам, характерным для изобразительного искусства (к примеру, экзаменам по рисунку, живописи, композиции). Профильными курсами для «средового дизайна» являются эскиз, цвет в дизайне, графический дизайн, дизайн продукции, дизайн домашнего интерьера, выставочный дизайн, скульптурный дизайн, архитектурный дизайн, садово-парковый и ландшафтный дизайн и т. д.

Заметим, «средовой дизайн» подразумевает под собой знакомство со смежными специальностями – «дизайном архитектурной среды» и «ландшафтной архитектурой», а также и с другими видами дизайна. Это говорит о его «широкоохватности» и в связи с этим предоставляет выпускникам возможность работы в различных сферах дизайна, что мы можем, безусловно, видеть в действительности.

Разнообразие дисциплин, преподаваемых в рамках специальности «дизайн среды», формирует его междисциплинарный характер. Однако «междисциплинарность» не является специфической, уникальной чертой «средового дизайна», ведь она сегодня представляет собой всеобщую тенденцию в науке: «Научное познание и профессиональное образование исторически развивались на основе дисциплинарной разделенности, узкопрофессиональной специализации. Со временем появились противоположные процессы – процессы интеграции, актуализирующие проблему междисциплинарности» [16, c. 59].

Что же касается присуждаемых квалификаций, то выпускники «средового дизайна» получают диплом бакалавра в области искусства.

3. Связь изобразительного искусства и средового дизайна

Если говорить об истории развития дизайна в целом, то с начала своего становления, он опирался на принципы и методы изобразительного искусства. Дизайн появился как продукт промышленной революции и предполагал художественное проектирование промышленных изделий. Термин «художественный» использован неслучайно. Дело в том, что движение «Искусств и ремёсел», начатое Уильямом Моррисом и стимулировавшее развитие дизайна, призывало к совместному развитию ремесленников и художников [17]. Манифестом школы Баухаус, которая стала колыбелью современного дизайна, было также провозглашено единство художественной и ремесленной деятельности [18].

Обратившись к наименованию дисциплины и научной области «дизайна» в России и Китае, также можно заметить наличие «художественного» аспекта. В частности, в советское время исследователями не применялся термин «дизайн» из-за определённых социально-политических причин, однако повсеместно использовались понятия «художественного проектирования», «художественного конструирования» и «промышленного искусства». В Китае существовала подобная тенденция, и лишь к 1988 г. термин «промышленное искусство» было заменен на «художественный дизайн».

Соответственно и средовой дизайн основан на практике и теории искусства. Обратимся вновь к рисунку 1 - «Сравнительной таблице по классификации специальности бакалавриата “средовой дизайн” в России и Китае». С академической точки зрения, «изобразительное искусство» является источником возникновения и развития в России и Китае изучаемой нами области знания. Практические возможности изобразительного искусства дают основания для отбора, подготовки, оценки учащихся специальности «средовой дизайн». История и теория изобразительного искусства – это одна из важнейших теоретических опор в подготовке кадров для творческой деятельности в анализируемой нами сфере. Формирование эстетического восприятия – это неотъемлемая и крайне важная составляющая программы специальности «дизайн среды».

Что обуславливает подобную взаимосвязь «изобразительного искусства» и «средового дизайна»? Дело в том, что, во-первых, предметом исследования двух областей является «образ», а «образ» относится к практике и категории искусства.

Во-вторых, в изобразительном искусстве ключевой целью представляется координация «отношений», будь то отношения между светом и тенью или цветами и оттенками и т.д. Найдём в художественном словаре определение понятия «отношения» (О.): это «взаимосвязь элементов изображения, существующая в натуре и используемая при создании произведений. Например, О. цветов и оттенков (в живописи), тонов различной светлоты (тональные О. в рисунке), О. размеров и форм предметов (пропорции), пространственные О. и т. д. О., передаваемые в произведениях искусства, определяются методом сравнения» [19]. В. В. Кандинский, известный художник, чьё творчество, несомненно, повлияло на становление дизайна, использует понятие «отношения» следующим образом: «отношения между линией – плоскостью – цветом», «отношение к границе» [20] и др. На наш взгляд, целью средового дизайна, также выступает координация «отношений», в данном случае – между средой и человеком.

Различия между искусством и средовым дизайном можно обнаружить в социальных функциях обеих сфер. Для дизайнера среды обязательным является не только выражение собственных мыслей, но и конкретное социальное значение. Кроме того, в процессе творческой деятельности художник в большей степени ориентирован на собственный мир, мир «субъекта», а дизайнеру среды нужно учитывать потребности, интересы и желания окружающих его людей, то есть подходить к анализу своего проектирования с объективных позиций.

4. Рабочее содержание и уровни дизайна среды

Учебная программа изучаемой нами специальности вобрала в себя теоретические результаты смежных дисциплин с целью в исследовании «образа» создать для дизайнеров среды более приемлемую, позволяющую решать проблемы логику «отношений» с потребителем, а в практической деятельности одновременно учитывать субъективные и объективные факторы, чтобы всесторонне осуществлять планирование дизайна.

На рисунке 2 представлена таблица по рабочему содержанию и уровням средового дизайна. Таблица составлена на основе интервью, проведённого нами у профессора кафедры «средового дизайна» СПГХПУ им. А. Л. Штиглица В. А. Кирпичева (Рис. 2):

image003

Рис. 2. Таблица рабочего содержания и уровней дизайна среды

Обратимся к рисунку 2. В. А. Кирпичёв полагает, что процесс работы над дизайном среды не зависит от очерёдности. К тому же, ввиду неопределённости рабочего содержания, полученные результаты также могут быть разными. Другими словами, те отношения между различными факторами, которые мы находим в таблице на перекрестьях горизонтальных и вертикальных ячеек, – это и есть необходимый для дизайнера среды исследуемый материал.

В этой таблице мы можем увидеть, что дизайн среды – это направление дизайна, уделяющее основное внимание упорядочиванию творческого процесса. «Среда как объект проектирования предоставляет дизайнеру уникальную возможность почувствовать и освоить целый спектр взаимосвязанных категорий» [21, c. 7], что мы можем совершенно отчетливо увидеть в представленном выше рисунке 2.

5. Принципы дизайна среды

В таблице ниже указаны содержание, цели и метод дизайна среды, которые формируют принципы изучаемой нами области исследования (Рис.3):

pg1

Рис.3. Содержание, цель, метод средового дизайна

Содержание средового дизайна

Предметом исследования средового дизайна является «образ», поскольку истоки средового дизайна обнаруживаются в искусстве. Содержание варьируется в зависимости от конкретного проекта, поэтому и «образ» не будет одинаковым. «Содержание образа», согласно рисунку 3, оказывает непосредственное влияние на основные элементы среды.

Цель средового дизайна

Российский исследователь Н. И. Барсукова в диссертации на тему «Дизайн среды в проектной культуре постмодернизма конца XX – начала XXI веков» провела сравнение средового дизайна с другими дизайнерскими направлениями по объекту проектирования, целям, результатам деятельности. Сравнительный анализ был обобщен в таблице ниже [22, c. 21-22] (Рис. 4):

image007

Рис. 4. Таблица Н. И. Барсуковой «Средовой дизайн в структуре сложившихся направлений дизайна»

Согласно таблице, текст, относящийся к целям дизайнерской деятельности (помеченный жёлтым цветом), несёт в себе определённый смысл координации «отношений», что соответствует и нашим размышлениям. Однако разница состоит в том, что, как мы считаем, цель координации «отношений» в исследуемой нами сфере – это всего лишь решение вопроса о выборе направления проектирования. Цель в дизайне среды «процессуальна», она не является синонимом результата. Другими словами, средовой дизайн ориентирован на реализацию ситуации координации отношений в процессе проектирования.

Цель процесса координации «отношений» в средовом дизайне предполагает следующее:

1) Дизайн среды исследует «взаимоотношения», затрагивает человеческое мышление, истолковывает такие понятия человеческой культуры, как «уважение», «равенство», «гармония» и другого рода «отношения».

2) Цель координации «отношений» в дизайне среды используется для обеспечения потребителю необходимых дизайнерских услуг.

3) Формулировка различных целей координации «отношений» в дизайне среды влияет на «содержание образа» в процессе творчества, тем самым позволяя создавать отличные друг от друга проекты.

4) Термин «отношения» в большей степени соответствует контексту «проблематики» (англ. Problematic, фр. Problèmatique), осознанно формирующейся на начальном этапе дизайна среды, – это область вопросов, которая внутри конкретной идеи раскрывает объективную систему внутренних связей, состоящую из различных тезисов данной идеи; другими словами, она определяет систему ответов на вопросы в отношении данной идеи [23, c. 54].

5) «Дизайн, занимающийся формированием предметно-пространственной среды человеческого проживания, выступает посредником» [4, c. 142]. Дизайнер среды, являясь «посредником» между средой и потребителем, для начала должен уравновесить в своём сознании «отношения» субъекта (человека) и объекта (человека и окружения и т. д), и лишь после этого он сможет осуществить координацию «отношений» двух сторон и тем самым стимулировать их развитие в более благоприятном направлении.

Метод «интеграции дисциплин» в дизайне среды

Согласно рисунку 3, метод «интеграции дисциплин» оказывает непосредственное влияние на основные элементы среды. Интеграция дисциплин – соединение первоначально изолированных элементов каждой дисциплины посредством определенных принципов (здесь, в частности, называемых «принципами дизайна»), в ходе которых элементы изменяют исходное состояние дисперсии и создают связи, образуя, таким образом, органическое целое.

Использование дизайном среды методологии, теоретических и практических разработок различных научных областей обусловлено самим понятием многоаспектной «среды». В зависимости от конкретной проектируемой «среды» будут разниться и дисциплины, результаты которых должен применять дизайнер в процессе творческой работы.

Помимо этого, средовой дизайн при проектировании объектов часто обращается к дизайну архитектурной среды и ландшафтной архитектуре. Метод интеграции дисциплин объясняет взаимосвязь между этими тремя научными и практическими областями. Приведем здесь слова Эрнста Кассирера (Ernst Cassirer) из труда «Логика наук о культуре: пять очерков» (Zur Logik Der Kulturwissenschaften Funf Studien): скульптура, живопись и архитектура, похоже, имеют общий объект, и то, что выражают собой эти искусства, – это, по-видимому, и есть «чистое восприятие» пространства. Однако пространство, которое задействуется в живописи, скульптуре и архитектуре, – совсем не одно и то же. На практике же всё происходит так: для каждого из этих искусств есть свой неповторимый способ понимания (Auffassung) или особенное «видение» пространства (räumliches «Sehen»), через которое и выражается содержание [24, c. 64].

С нашей точки зрения, приведённые выше строки целесообразно использовать для описания «отношений» между средовым дизайном», а также ландшафтным дизайном и дизайном архитектурной среды, которые развиваются параллельно с изучаемой нами областью и взаимодополняют друг друга. Исследование специальности «дизайн среды», с одной стороны, должно определить границы этих академических и практических сфер деятельности в условиях комплексного «видения», а с другой стороны, ещё отчётливее отобразить их «точки соприкосновения» и дублирующиеся места. Метод «интеграции дисциплин» является средством решения данной проблемы. Он создаёт практическую систему и технологическую опору для дизайнера среды, исследующего цели процесса координации «отношений». При решении проблем проектирования данный метод предоставляет дизайнерам среды возможность восполнения пробелов в области исследования, ее углубления. С точки зрения практического кругозора, метод «интеграции дисциплин» расширяет сферу развития для дизайнеров.

6. Выводы

«Что касается границ научных областей, должно применяться следующее содержание: границы указывают, какие элементы принадлежат системе и какие не являются ее частью, а относятся к внешней среде; границы используются для отделения конкретной системы от прочих систем, особенно смежных; границы, кроме того, что определяют элементы системы, также должны детерминировать и представить внешний вход и выход из нее, то есть взаимосвязь между системой и средой» [25].

В данной статье мы изучили средовой дизайн как сферу деятельности, относящуюся к области образования «искусства и культуры». На основании изученных материалов по системам образования разных стран, мы смели предположить, что средовой дизайн «художественной» специфики существует лишь в России и Китае. Благодаря определению принципов дизайна среды, мы ограничили его от смежных областей знания, а именно – дизайна архитектурной среды и ландшафтной архитектуры.

С помощью «принципа» можно направить действие или разъяснить правило изменения [26, c. 27]. Принципы «средового дизайна» мы хотели бы сформулировать следующим образом: цели процесса «дизайна среды» состоят в том, чтобы координировать «отношения» (человека и окружающей среды и т.д.); основным содержанием является исследование «образа»; используется метод «интеграции дисциплин».

Окончательный результат дизайна среды может быть достигнут, когда цель, содержание, метод сосуществуют в процессе координации отношений. Вместе они составляют систему дизайна среды, отделённую от смежных направлений дизайна, которые в то же время связаны друг с другом.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Замечания:
Первые строки оставляют ощущение несколько сумбурное:
«Концепция «средового дизайна» в научных кругах не получила чёткого определения (видимо, это весьма ответственное утверждение необходимо доказать?). Так (?), мы можем видеть (?), как один (!?) из российских исследователей, рассматривая проблему с исторической точки зрения, утверждает, что постмодернизм, являющийся философской основой «средового дизайна», включает в себя принципы междисциплинарного подхода (логика утверждения/изложения не совсем понятна. . Соответственно и «средовой дизайн» представляет собой междисциплинарную научную область.  »
И далее столь же непринужденно:
«В то же время один (! так это (заочный) поединок?) из китайских учёных с позиций функциональности (?) полагает, что «дизайн среды» представляет собой неопределённое специальное понятие [2, c. 12]: «Изначально существовало единственное образовательное направление “дизайн интерьера”, но рыночный спрос уже вышел далеко за его рамки, и на смену ему пришла специализированная дисциплина, смешавшая воедино концепции дизайна интерьера, ландшафтного дизайна и архитектурного дизайна, – это художественный дизайн среды». »
Непонятно, к чему ведет и что хочет доказать автор.
Непонятно, как связаны между собой (или в чем не сходятся) позиции «одного русского и одного китайского» ученого.
Ну, и далее:
«Что касается сущности дизайна в целом (так, между прочим), он «существует на стыке научного и художественного освоения действительности» (как это затрагивает его сущность?) [3, c. 90]. Слово дизайн «имеет латинские корни de+signum и переводится как “означивать”<…> “ограничивать”», то есть, со одной стороны, дизайн наделяет какой-либо объект значением, с другой стороны, делает это при помощи внесения границы [4, c. 13]. ». В принципе приемлемо.
Последнее плавно перетекает в то, что:
««Границы», с одной стороны, представляют собой своего рода ограничения (это глубоко) и в то же время являются рамками (!), определяющими область исследования (откуда вдруг вынырнуло здесь исследование?). Как правило, границы устанавливаются на основе общих представлений об изучаемой дисциплине, ее характеристиках или принципах (то есть речь уже вовсе не о дизайне, но о некоторых общих принципах научной методологии? ).
И далее:
«Определение методологии дизайна, в основном, концентрируется на установлении подходящего объекту дизайна направления проектирования. Вследствие этого, на основе типа проектирования производится планирование соответствующих процедур, выбор стиля проектирования, использование необходимых материалов, эстетическое описание проекта, внедрение практических технологий и другие целесообразные действия; определение методологии дизайна обычно не позволяет точно идентифицировать результаты проектирования [6, c. 51]. »
Не совсем понятно что автор хочет сказать ; общая логика изложения довольно смутна.
В сочетании со свободным блужданием смысла, отмечающим вышесказанное, данный фрагмент органически вписывается в целостную картину некоей аморфности текста и отсутствия опыта научного изложения. В то же время тема работы довольно оригинальна и вызовет интерес.

Заключение: работа не совсем отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, как в стилистическом, так и в структурно-логическом отношении, и с целью ее публикации рекомендуем отправить ее на доработку.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования представленной статьи - теоретические положения специальности "средовой дизайн". Актуальность работы обусловлена развитием методологических принципов современной системы образования. Новизна работы связана с интеграцией образовательных подходов разных стран.
Автор характеризует место специальности "средовой дизайн" в системе образования ряда стран. Выявляет закономерности в освоении специальности "средовой дизайн" в России и Китае с позиций включенности данной специальности в содержательный блок "культура и искусство".
С позиций взаимосвязи изобразительного искусства и средового дизайна автор формулирует теоретические принципы ("границы") средового дизайна. Выводы автора представляются обоснованными, научный интерес вызывают предложенные формулировки цели процессуальности средового дизайна, "образ" как основа деятельности в средовом дизайне и значение интеграции дисциплин.
Стиль изложения представленной статьи не всегда ровный, построение отдельных фраз напоминает адаптированный перевод с иностранного языка.
В целом, работа представляет интерес для профессиональной читательской аудитории.
Библиография соответствует содержанию статьи.
Статья рекомендуется к публикации.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.