по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Шведская модель церковно-государственных отношений
Кудряшов Сергей Михайлович

кандидат юридических наук

доцент, кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Kudryashov Sergei Mikhailovich

PhD in Law

associate professor of the Department of UNESCO for Copyright and Other Intellectual Property Rights at National research university 'Higher school of economics'

Russia, 101000, Moscow, ul. Myasnitskaya 20

stondne@yandex.ru

Аннотация.

Особенностью Шведской церкви является ее широкое участие в реализации государственных программ, таких как сохранение культурного наследия, преодоление последствий кризисов и катастроф, попечение о кладбищах, которое регулируется законодательством. Участие Шведской церкви в реализации этих программ способствовало тому, что в условиях общей секуляризации в мире, она сохранила свое влияние в обществе.

Ключевые слова: Юриспруденция, церковно-государственные отношения, религиозная организация, церковное право, теология, лютеранство, протестантизм, Евангелическо-лютеранская шведская церковь, диакония, религиоведение

DOI:

10.7256/2306-1618.2013.4.1452

Дата направления в редакцию:

08-09-2013


Дата рецензирования:

09-09-2013


Дата публикации:

1-8-2013


Abstract.

Peculiarity of the Swedish Church is its acive participation in implementation of state programs such as preservation of cultural legacy, elimination of consequences after crises and catastrophes and care about graveyards regulated by the government. Participation of the Swedish Church in implementation of these projects helps the Church to retain its influence and reputation in the society despite global secularization ongoing in the world now. 

Keywords:

law studies, relations between church and state, religious organization, church law, theology, Lutheranism, Protestantism, Evangelical Lutheran Church, diaconicon, religious studies

Вступление России на путь цивилизованных взаимоотношений между государством и религиозными организациями вызывает настоятельную необходимость изучения международного опыта в области церковно-государственных отношений.

Государства Скандинавии, к которым относится Швеция, - это страны с ярко выраженной доминантой протестантизма в общественной жизни.[1] Еще со времен Реформации здесь утвердился принцип государственного статуса Церкви. Соответственно юридически Церковь являлась органом государства и в качестве такового была включена в механизм государственной власти.

В 2000 году произошло значительное событие в жизни Шведской церкви, и она перестала быть государственной. В этой связи актуальным стало исследование, нового церковного законодательства и последствий проведенной реформы церковно-государственных отношений в Швеции.

В мире существует многообразие церковно-государственных отношений, начиная от государственного статуса Церкви до ее радикального отделения от государства.

Однако положение религиозных общин в странах не существенно отличается в зависимости от того, отделены они или нет от государства, так как реально во внутрицерковные дела не вмешивается подавляющее большинство демократических государств мира, как и Церковь в дела государства.

Очевидно, что реальное положение Церкви в основном определяется не столько конституционными положениями, которые сами по себе имеют большое значение, сколько проводимой государством религиозной политикой.

Как представляется, в настоящее время наибольшее распространение получает статус Церкви как корпорации публичного характера[2]. В этом случае Церковь может иметь ряд привилегий и обязанностей, делегированных ей государством, не являясь государственной церковью в собственном смысле этого слова. При этом, как правило, государством через свои налоговые органы взимаются взносы с принадлежащих к Церкви лиц.

При написании статьи была использована основная литература, имеющая прямое отношение к деятельности Шведской церкви и вспомогательная, исследующая юридическую природу Церкви, как общественного института.

В отечественной научной литературе в целом содержится мало работ, посвященных исследованию Шведской церкви. Сохраняет свою актуальность, изданная в 1994 году, монография доктора исторических наук Ольги Викторовны Чернышевой «Церковь и демократия. Опыт Швеции» и ряд статей написанных позднее[3-5].

Средневековой истории Шведской церкви и началу Реформации посвящена монография кандидата исторических наук Андрея Джолинардовича Щеглова «Вестеросский риксдаг 1527 года и начало Реформации в Швеции». [6]

Целью написания настоящей работы было изучение правовых последствий реформирования Шведской церкви, анализ шведского законодательства в области церковно-государственных отношений и выявление изменений в ее положении после отделения от государства в 2000 году.

Участие Шведской церкви в реализации государственных программ способствовало тому, что в условиях общей секуляризации в мире, она сохранила свое влияние в обществе.

Спустя девять лет после отделения от государства Шведская церковь остается активным участником общественной и политической жизни и может по-прежнему оказывать влияние на принятие политических решений.

Шведская церковь после реформы 2000 года

В соответствии со статьей 1 Закона «О Шведской церкви» N 1591 от 1998 года, вступившим в силу с 1 января 2000 года, Шведская церковь – Евангелическо-лютеранская религиозная организация, которая состоит из приходов и епархий и имеет свой национальный орган управления.

Законом провозглашается, что Шведская церковь является открытой народной церковью, которая совместно с церковной демократической организацией и клиром осуществляет деятельность, направленную на укрепление основ нравственности в государстве (статья 2 Закона).

Положение о том, что деятельность Шведской церкви направлена на укрепление основ нравственности, морали и толерантности в государстве, носит принципиальный характер и связано с признанием ее исторической роли в деле государственного строительства. Таким образом, отделение Шведской церкви от государства не привело к принижению ее роли, как основной конфессии.

Далее в Законе говорится (статья 3), что Шведская церковь обладает правами и обязанностями юридического лица, включая право обращаться в суд. Правами юридического лица обладают также и приходы Шведской церкви.

Специальный раздел Закона посвящен порядку сбора церковных налогов. В этой связи говорится, что лицо, принадлежащее к Шведской церкви, обязано платить местный и региональный налог. Размер местного налога определяют приходы. Если приходы входят в состав церковного округа, то округ определяет размер налога или его части. Размер регионального налога устанавливается епархиями.

Основополагающим внутренним документом Шведской церкви, регламентирующий ее деятельность является Устав, действующий с 1 января 2000 г.

Устав Шведской церкви состоит из 13 разделов: вероучение; приходы; епархии; управление на национальном уровне; богослужения; членство; обязанности должностных лиц; территориальное устройство; выборы органов управления; церковные здания; экономика и собственность; делопроизводство и архивы; надзор и обжалование решений.

В соответствии с новым Уставом основными обязанностями приходов являются проведение богослужений, диакония и миссионерство. Приход является первичной организацией Шведской церкви со своим правлением, церковным советом и священником.

Основной обязанностью епархий является содействие приходам и контроль их деятельности. В каждой епархии имеется епископ, епархиальное правление и епархиальное собрание.

Устав закрепляет за общенациональным органом - Церковным Собором принятие решений по вопросам вероучения, церковным книгам, членства, порядка венчаний и организационной структуры. Церковный Собор, а в промежутках между его сессиями, Церковное правление осуществляют контроль за деятельностью епархий. Принимаемые Церковным Собором постановления являются обязательными для всех церковных органов.

Устав также регламентирует порядок богослужений, порядок выборов органов управления, вопросы собственности, ведение учета, надзор и порядок обжалования решений.

Важное место в Уставе занимают вопросы, связанные с сохранением тайны исповеди и других личных данных о прихожанах, ставших известными епископам, священникам и диаконам.

В соответствии с параграфом 9 главы 31 Устава священники обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе исповеди или душеспасительных бесед. При этом, под душеспасительными беседами понимаются беседы между священником и прихожанином, между двумя прихожанами, включая обмен письмами, имеющими целью спасение души.

В ходе принятия Устава разъяснялось, что душеспасительные беседы должны носить частный характер, и под ними не понимаются общественные проповеди и беседы священника[7] со всем приходом.

Соблюдение тайны исповеди признается всеми христианскими конфессиями, и здесь в позиции Шведской церкви нет ничего нового. Заслуживает внимания то, что в Уставе Шведской церкви оговариваются обязательства служителей церкви сохранять в тайне и другие сведения о прихожанах, полученные в ходе общения с ними.

Постановления Шведской церкви

Помимо Устава, к руководящим документам Шведской церкви относятся постановления, принимаемые Церковным Собором или Церковным Правлением.

Принимаемые постановления касаются различных аспектов деятельности Шведской церкви. В частности, принимались решения по процедуре голосования на церковных собраниях, по принятию квалификационного экзамена у священников, по хранению церковного архива и т.п.

Основные результаты реформирования

В юридическом плане отделение церкви от государства означает, что Шведская церковь с января 2000 года может самостоятельно без согласования с государственными органами назначать высших иерархов церкви, формировать свой бюджет, изменять территориальные границы епархий, самостоятельно решать кадровые вопросы, принимать постановления, касающиеся внутренней жизни церкви и т.п.

Был отменен обязательный порядок прикрепления прихожан по месту жительства, и они получили право самостоятельно определять принадлежность к тому или иному приходу.

Вопросы внутренней деятельности церкви стали регулироваться не государственным законодательством, а Уставом Шведской церкви, принятым в июне 1999 года.

Вместе с тем независимость Шведской церкви от государства не имеет абсолютного характера, и на нее распространяются все положения действующего законодательства. В данном контексте можно говорить лишь о праве Шведской церкви вносить изменения в свое церковное право (Устав и Постановления).

Правоспособность

Действующий в настоящее время порядок создания и функционирования религиозных юридических лиц опирается на Закон о религиозных организациях N 1593 от 1998 года.

В соответствии с Законом о религиозных организациях Шведская церковь считалась уже зарегистрированной, а все другие вероисповедные союзы должны были пройти процедуру регистрации, которая носит уведомительный характер.

Закон оговаривает порядок создания, функционирования и ликвидации церковных юридических лиц. Так, при регистрации религиозной организации, она должна представить данные на всех членов правления или другого органа, имеющих право выступать от имени религиозной организации, включая их имена, почтовые адреса, персональные номера или даты рождения.Обо всех изменениях вышеперечисленных данных следует информировать государственные органы.

Организационная структура

Возглавляет Шведскую церковь епископ Упсальской епархии, имеющий титул архиепископа. С 29 августа 2006 года архиепископом Шведской церкви является Андеш Вейрюд (Anders Wejryd).

На региональном уровне Шведская церковь представлена епархией (stift). При этом вся страна поделена на 13 епархий во главе с епископом и епархиальным управлением (соборным капитулом). Органом управления является Правление епархии, под руководством епископа.

Самое низшее церковное звено – приход (församling). Среди приходов в Шведской церкви особо выделены приходы соборных церквей – (Domkyrkoförsamling), которых всего 14. В это число входят соборы 13 епархий в городах Упсала, Линчепинг, Скара, Стренгнес, Вестерос, Векше, Лунд, Гетеборг, Карлстад, Хернесанд, Лулео, Висбю, Стокгольм и собор города Кальмара. Кальмарский собор включен из уважения к тому, что он в 1602-1915 годах, являлся епархиальным кафедральным собором. В дальнейшем его заменил в этом статусе - собор в Векше.

На 2007 год в Швеции насчитывается 1823 прихода на территории страны и 45 приходов за рубежом[6].

Органом управления прихода является Церковный совет.

Самфэлигхет ( samfällighet) - объединяет несколько приходов в целях совместного административного управления собственностью, персоналом и оказания ритуальных услуг. Во главе церковного объединения стоит уполномоченный, который избирается прямым голосованием. Органом управления является Церковная комиссия.

Более крупной церковной единицей является пасторат (pastorat), который состоит из нескольких самфэлигхетов. Во главе пастората стоит священник одного из приходов.

Следующей административной единицей является контракт (kontrakt), который состоит из нескольких пасторатов и возглавляется контрактпростом (kontraktsprost). Контрактпрост имеет от правящего епископа полномочия, в пределах своего контракта, рукополагать новых священников и диаконов и освящать церковные помещения. Всего в Шведской церкви 169 контрактов.

Высшие органы Шведской церкви

Высшим законодательным органом Шведской церкви – является Церковный Собор (Kyrkomöte). Церковный Собор состоит из 251 члена, избранных прямым голосованием.

Церковный Собор вправе принимать решения по вопросам, касающимся Устава Шведской церкви и другим вопросам, имеющим общецерковное значение, в частности, утверждает бюджет и вносит изменения в богослужебные книги.

В работе Церковного Собора участвует епископат Шведской церкви. Церковный собор проводит ежегодно, осенью две сессии. В сентябре, в течение первой недели члены Церковного собора работают в комиссиях, и обсуждают вынесенные на их рассмотрение вопросы. В октябре, в ходе второй сессии принимаются решения по рассмотренным вопросам.

Выборы членов Церковного Собора проводятся один раз в четыре года, и в них могут принимать участие все принадлежащие к Шведской церкви граждане, достигшие 16-летнего возраста. Члены Церковного Собора должны быть не моложе 18 лет, крещены, и принадлежать к Шведской церкви. Выборы проводятся по партийным спискам, то есть на всех выборах, от приходских до выборов в Церковный Собор.

Исполнительным органом Шведской церкви является - Церковное правление, состоящее из 15 членов. Архиепископ, в силу занимаемой должности, является председателем правления. Остальные члены правления избираются на Церковном соборе.

Избрание епископов

С момента принятия Швецией христианства король единолично назначал епископов и руководил церковью.

После присоединение Швеции к Западной церкви, которое произошло в 1248 году в Шеннинге, право избирать епископов перешло к Соборному капитулу. Такое положение существовало до начала Реформации в Швеции.

В период Реформации, которая началась в 20-х годах XVI века, происходят коренные изменения в составе духовенства, католических священников сменяют лютеранские священники. Собственность Церкви переходит под управление короны, а большая часть церковной десятины поступает в казну, закрываются монастыри.

В 1686 году, после принятия Закона о Церкви, король получил право назначать епископов, настоятелей кафедральных соборов и даже, в некоторых случаях, пасторов приходов. Король также контролировал разработку новых богослужебных книг и они вступали с силу королевским указом.[9]

Порядок назначения королем епископов, из трех предложенных кандидатур, действовал в Швеции до 1992.

В 1992 Закон о Церкви (1992: 300) установил, что «назначение епископов осуществляет правительство в соответствии с установленной процедурой»[10].

Устав Шведской церкви, вступивший в силу с 2000 года, определяет что «избрание епископа осуществляется посредством выборов в епархии»[11]. Таким образом, Шведская церковь приобрела право самостоятельно назначать своих высших иерархов.

Король и Шведская церковь

В соответствии с параграфом 4 Акта о престолонаследии от 26 сентября 1810 г Король Швеции обязан исповедать евангелическую веру: «Согласно специальному предписанию параграфа Формы правления 1809 года о том, что Король должен всегда исповедать чистую евангелическую веру, как она принята и изложена в Аугсбургском исповедании и в решении Упсальского Собора 1593 года. В этой вере таким же образом должны воспитываться принцы и принцессы королевского дома, и притом в пределах государства. Член королевской семьи, не исповедующий эту веру, лишается права на наследование престола»[12].

Коронация королей Швеции по религиозному обряду не совершается с 1873 года, когда в Стокгольмском соборе (Storkyrkan) был коронован шведский король Оскар II. Такая практика характерна для большинства европейских монархий, в которых с начала XX века, не проводится коронация. Среди европейских монархов, последней была коронована 2 июня 1953 года в Вестминстерском аббатстве королева Великобритании Елизавета II.

Венчание и погребение шведских королей и членов их фамилий совершается по обрядам Шведской церкви. Длительное время королевской усыпальницей являлась церковь в Стокгольме – Riddarholmskyrkan, а затем с 1922 года королевское кладбище в Стокгольме.

При открытии сессии Парламента в кафедральном соборе Стокгольма архиепископ Шведской церкви совершает торжественное богослужение в которм принимает участие король.

Членство в Шведской церкви

В 1995 году был отменен порядок автоматического приписывания новорожденных к Шведской церкви (если хотя бы один из родителей к ней принадлежит и если он не заявит протеста в течении 6 недель после рождения ребенка) вне зависимости от того, было ли совершено крещение.

Устав Шведской церкви, вступивший в силу с 1 января 2000 года, установил, что основанием принадлежности к церкви является совершение над новорожденным или взрослым человеком таинства крещения.

Членские взносы

С 1 января 2000 года был отменен обязательный церковный налог, и с этого времени члены Шведской церкви выплачивают добровольные членские взносы. Размер взносов устанавливается в каждом приходе самостоятельно, и он составляет в среднем 1% от налогооблагаемого годового дохода членов церкви. При этом его величина может колебаться от 0,6 до 2, 3 %.

Государство оказывает Шведской церкви помощь в сборе членских взносов, которые взимаются одновременно с коммунальными налогами. При этом ради справедливости нужно отметить, что такое положение не является отражением привилегированности Шведской церкви, поскольку государство готово оказать подобные услуги по сбору членских взносов и другим, официально зарегистрированным религиозным организациям.

Учитывая то обстоятельство, что попечение за церковными кладбищами по-прежнему осталось у Шведской церкви, все граждане Швеции, а не только ее члены церкви обязаны выплачивать специальный похоронный налог. Размер этого налога зависит от региона. Так, ниже всего похоронный налог в Стокгольмской коммуне, где имеется больше всего кладбищ.

В целом сумма от сбора членских взносов составляет 60% от бюджета приходов, и составляет 11 миллиардов шведских крон в год[13]. Примерно половина этой суммы расходуется на приходскую деятельность - выплату жалований священнослужителям, организацию богослужений, работу с детьми и молодежью, диаконию и т.п., четверть на содержание кладбищ и четверть отчисляется вышестоящим церковным органам.

Для выравнивания доходов различных приходов существует Церковный фонд, в который поступают доходы от экономической деятельности церкви. Шведская церковь исторически является собственником значительных лесных и сельхозугодий и ценных бумаг, приносящих ежегодную прибыль. Полученная прибыль затем перераспределяются для поддержки более слабых приходов.

Венчание

С 1734 года венчание по обряду Шведской церкви являлось единственной формой регистрации брачных отношений в государстве. В 1908 году в Швеции гражданам был предоставлен выбор между венчанием и регистрацией брака в государственных органах. При этом обе формы узаконения брачных отношений имели одинаковые юридические последствия.

В 1998 году венчание по обряду Шведской церкви составило 61,9% от всех заключенных в государстве браков[14].

После 1 января 2000 года по-прежнему сохранилось право для членов церкви венчаться по церковному обряду. В этом случае венчание имеет такие же юридические последствия, как и регистрация брака в государственных органах.

Социальная деятельность

Особенностью Устава Шведской церкви, вступившего в силу с 1 января 2000 года, является включение социальной работы - диаконии в число официальных обязанностей приходов. Диакония включает в себя: посещение больных и одиноких, работа с заключенными и их родственниками, оказание помощи инвалидам, иммигрантам, безработным и жертвам стихийных бедствий, а также работу с молодежью, церковную музыку и спорт.

В организационном плане социальной деятельностью в приходах занимается штат в количестве 1400 человек, включая диаконов и семейных консультантов[15].

Диаконов готовят в учебных заведениях Шведской церкви в Стокгольме, Гетеборге, Хернесанде и Упсале.

Статус священнослужителей и выборных членов правлений церковных органов

После вступления в силу Закона о Шведской церкви священнослужители и все многочисленные сотрудники церковных органов потеряли статус государственных служащих со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так, до 1 января 2000 года, в соответствии с главой 20 Кодекса о правонарушениях 1962 года[16], выборные члены правления церковных органов могли быть привлечены к ответственности, в случае получения взятки или разглашения служебной тайны. При этом мера наказания по шведскому законодательству предусмотрена до 6 лет тюремного заключения.

Одновременно для этой категории лиц действовал иммунитет от привлечения их к ответственности за мелкие правонарушения, совершенные в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

После 1 января 2000 года выборные члены правлений церковных органов по-прежнему могут быть привлечены к ответственности за взятки и разглашение служебной тайны. Однако они лишились прежнего иммунитета от привлечения их к ответственности за мелкие правонарушения, совершенные в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Церковная собственность

В отношении церковной собственности в Законе 1999 года говорится (статья 9), что «Церковная недвижимость и церковные фонды ценных бумаг должны способствовать выполнению Шведской церковью ее миссии. Целью управления церковной собственностью является лишь извлечение прибыли. Закон оговаривает, что правительство Швеции может контролировать управление церковной собственностью, которая должна быть размещена должным образом.

Как следует из статьи 9 Закона 1999 года государство, несмотря на провозглашаемую самостоятельность Шведской церкви, сохраняет за собой право контролировать ее финансовую политику, и при необходимости корректировать. Очевидно, данное положение связано с тем, что в прошлом имели случаи участия Шведской церкви в финансовых операциях, вызвавших негативный резонанс в обществе.

Доступ к материалам

Особый интерес вызывает раздел Закона о Шведской церкви, посвященный порядку доступа к документам церкви, при этом оговаривается, что доступ регулируется Законом «О секретности» N 100 от 1980 года. В соответствии с Законом каждый может ознакомиться с документами церкви. В праве доступа может быть отказано лишь в трех случаях (статья 11):

- если раскрытие информации нанесет ущерб персональным или экономическим интересам какого-либо физического лица;

- если раскрытие информации повредит экономическим интересам Шведской церкви;

- если раскрытие информации существенно затронет интересы кого-либо.

Даже при первом рассмотрении указанного в Законе порядка доступа к документам к Шведской церкви можно сделать вывод, что он существенно ограничен приведенными оговорками. Действительно, слишком расширительное толкование положения о «нанесение ущерба интересам кого-либо», на практике приведет к возможностям ограничить доступ к материалам церкви на этом основании.

Правда, надо отдать должное составителям Закона, что они, понимая сложность доступа к материалам церкви, предусмотрели проверку правомочности отказа в доступе к материалам.

Так, в статье 13 Закона говорится, что решение об отказе в доступе к материалам перепроверяется по усмотрению Шведской церкви. Для проведения проверки должен быть создан специальный орган, председателем которого должен быть действующий или бывший судья.

В целях должного хранения документов Шведской церкви Закон оговаривает создание архива. К материалам архива имеет право обратиться любое лицо, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона. Материалы архива также предоставляются в интересах судебного разбирательства и в научных целях.

Закон оговаривает (статья 12), что при создании архива и его поддержании следует исходить из того, что он является частью культурного наследия Швеции.

Предоставление данных в государственные органы

Заключительный раздел Закона о Шведской церкви посвящен порядку предоставления данных Шведской церкви в государственные органы Швеции. Так, в Регистрационную Палату Швеции предоставляются данные об Уставе, об организации приходов, церковных организаций и епархий, а также о лицах, входящих в правление или другой орган церкви и имеющих право выступать от ее имени. В отношении лиц следует сообщать их имена, адреса и персональные номера, а также в случае отсутствия персонального номера – дату рождения (персональный номер имеют граждане Швеции и постоянно проживающие иностранцы ).

О любых изменениях в данных следует незамедлительно информировать Регистрационную Палату Швеции.

Участие Шведской церкви в государственных программах

Традиционно, помимо богослужебной деятельности, Шведская церковь оказывает государству содействие в реализации некоторых социальных программ. Так до 1971 года, в обязанности священника входило выполнение функций консультанта в семейных конфликтах[17].

В 1991 году была отменена и другая историческая функция Церкви по регистрации населения страны, которая теперь осуществляется государственными налоговыми органами.

В настоящее время Шведская церковь оказывает государственным органам помощь в сохранении культурного наследия, в преодолении последствий кризисов и катастроф и в оказании ритуальных услуг. Соответственно деятельность Шведской церкви в этих областях также регулируется законодательством.

Участие Шведской церкви в программе сохранения культурного наследия

Участие Шведской церкви в мероприятиях по сохранению культурного наследия, связано с тем, что к числу принадлежащих церкви материальных ценностей относятся церковная утварь и здания, представляющие огромную историческую и культурную ценность.

Охране культурного наследия Шведской церкви, посвящена глава IV Закона о культурном наследии» N 950 от 1988 г. В соответствии со статьей 1 защите подлежат церковные здания, прилежащая к ним территория, церковное имущество и кладбища.

Закон запрещает какие-либо серьезные конструктивные изменения церковных зданий, построенных до 1939 года, без разрешения администрации губерний (ленов).

В отношении церковного имущества, представляющего культурную ценность, действует обязательный порядок регистрации всех предметов, с их обязательной инвентаризацией один раз в 7 лет. В каждом приходе назначаются два ответственных за хранение церковного имущества.

Аналогичный режим охраны распространяется и на территорию кладбища. При этом на снос или изменение внешнего вида любого сооружения на территории кладбища также требуется разрешение государственных органов.

Статья 15 Закона налагает на Шведскую церковь ответственность за поддержание мобилизационной готовности по сохранению церковного культурного наследия на случай чрезвычайных ситуаций.

Участие Шведской церкви в программе преодоления последствий кризисов и катастроф

В Швеции действует государственная программа локализации кризисов и катастроф, в которой участвует и Шведская церковь. Конкретную помощь государству в этой деятельности оказывают те приходы, на территории которых произошла катастрофа. Церковная помощь носит многоплановый характер и включает участие представителей церкви в группах быстрого реагирования по оказанию помощи пострадавшим и их родственникам. Священник или диакон участвует в мероприятиях по организации похорон погибших, поминальных богослужениях и оказании моральной помощи родственникам.

В случае если катастрофа носит серьезный характер, и затрагивает территории нескольких приходов, то их деятельность по преодолению кризиса, координируется на уровне епископата. Соответственно, если катастрофа носит общегосударственный характер, то координация деятельности Шведской церкви осуществляется ее Правлением.

В своей деятельности Шведская церковь тесно сотрудничает со Службой спасения Швеции (Räddningsverket). Представители Церкви включаются в состав мобильных подразделений, штабов, школ и международных антикризисных сил.

В каждой шведской коммуне существует план по преодолению чрезвычайных ситуаций. К ним относятся серьезные экологические катастрофы, пожары, транспортные аварии, химические взрывы, повреждения электросетей, выход из строя систем водоснабжения и т.п.

В каждой коммуне создается Группа по оказанию психологической и социальной помощи при несчастьях или катастрофах (Psykiskt och socialt omhändertagande vid olyckor eller katastrofer), в которую входит, как правило, и представитель Шведской церкви.

Участие Шведской церкви в кризисных мероприятиях связано с тем, что за время своего существования она располагает обширной информацией и возможностями по оказанию такой помощи на территории страны и за ее пределами. Так, в 25 иностранных государствах расположены 40 приходов Шведской церкви, которые при необходимости могут быть задействованы в мероприятиях по оказанию помощи шведским гражданам.

Приходы Шведской церкви за рубежом образовались в местах исторического оседания шведов в ходе миграции и ведения торговли. Значительный процент из них составляют церкви для шведских моряков.

Попечение о кладбищах

К числу специализированных законов, регламентирующих порядок на общественных кладбищах, относится «Закон о похоронах» N 1144 от 1990 г.

В соответствии с параграфом 1 главы I «Закона о похоронах», ответственным за организацию кладбищ и их содержание является Шведская церковь или коммуна (муниципалитат). На сегодняшний день исторически из 290 коммун Швеции лишь две коммуны – Стокгольма (Stоckholm) и Траноса (Tranås), являются ответственными за организацию общественных кладбищ и их содержание. Однако в соответствии с Законом правительство имеет право передать эту функцию и другим коммунам. Оговаривается также, что должны быть специальные кладбища для нехристианских конфессий.

Организация и содержание кладбищ осуществляется за счет обязательных взносов, которые выплачивают все граждане Швеции и постоянно проживающие иностранцы, вне зависимости от принадлежности к Шведской церкви. Для членов Шведской церкви «похоронный» взнос включается в общий церковный налог, который выплачивается ежегодно.

Закон предусматривает строгую ответственность за его нарушение, вплоть до шестимесячного заключения под стражу.

В целях осуществления контроля за порядком на кладбищах, в каждом округе(по состоянию на 1 января 2009 года в Швеции 21лен ) назначается специальный ответственный – Омбудсман.

Участие Шведской церкви в системе образования

Швеция – страна, которая терпимо относится к религии и не навязывает религиозного образования, как и не препятствует ему. Преподавание религии в школе гарантировано Конституцией.

В 1954 году в Швеции был принят Закон, вступивший в силу с 1 июля 1958 г., отделивший школу от церкви.

В 1962-1970 годах в стране была проведена реформа общеобразовательной школы, изменившая христианское воспитания на чисто светское по подготовке разносторонне образованной молодежи, способной обеспечить социально-культурное и научно-техническое развитие страны[18].

С 1962 года в общеобразовательных школах преподавание предметов религиозного христианского образования было заменено религиоведением и носит обязательный характер[19].

Вместе с тем, принятый в 1980 г. учебный план по религиоведению предполагал получение учащимися «расширенных знаний о христианской религии и особенно о Библии»[16].

В 1985 году в Швеции был принят Закон об образовании (1985: 1100), который с поправками действует до настоящего времени.

Учащихся в школу принимают с 7-летнего возраста. В Швеции существуют как муниципальные школы (grundskola), так и частные школы (friskola). Длительность обучения составляет 9 лет. Обучение в школе, независимо от статуса, является бесплатным.

Закон предоставляет родителям право свободно выбирать школу для своих детей – публичную или частную и устанавливает равное право детей на образование, независимо от их пола и этнической принадлежности.

После окончания школы учащиеся могут продолжить образование в гимназиях (gymnasieskola). Обучение в гимназиях составляет три года и также является бесплатным. В гимназию поступают с целью получения специализированных знаний, а также для последующего поступления в высшие учебные заведения. В гимназиях в рамках учебного процесса читается курс «Знания о религии».

В Швеции существуют так называемые высшие народные школы (folkhögskola), которые имеют различную специализацию, и девятнадцать из них связаны с религиозными организациями. При этом одиннадцать народных школ принадлежат к Шведской церкви, а восемь другой организации – Евангелическому национальному обществу (Evangeliska Fosterlands-Stiftelsen), являющейся течением внутри Шведской церкви.

В рамках учебного процесса в народных школах читается 16-недельный «Основной курс Шведской церкви. В некоторых народных школах готовят церковных регентов и педагогов.

Шведская церковь придает большое значение работе в народных школах, так как в них обучаются люди различного возраста, взглядов и убеждений.

Муниципалитеты вправе сами распределять государственные средства на школьное образование. Но правительство имеет право вмешаться, в случае невыполнения местными органами власти их обязанностей в области образования.

В системе высших учебных заведений Швеции подготовка специалистов в области теологии осуществляется на факультетах теологии Упсальского и Лундского университетов.

Упсальский университет является старейшим в Швеции, и был основан в 1477 году. Исследования в области теологии проводились на протяжении всей его истории. В конце XVII века 40% всех студентов составляли будущие пасторы.

С 1831 года Упсальский университет официально готовит священников с высшим теологическим образованием для служения в Шведской церкви. Ранее их подготовка осуществлялась на философском факультете[20].

Другим авторитетным центом по подготовки теологических кадров и проведению исследований в этой области является Теологический факультет Лундского университета, созданный в 1666 году. В настоящее время в его состав входит Центр теологии и религиоведения (Centrum för Teologi och Religionsvetenskap).

Программа обучения студентов на теологических факультетах университетов Швеции примерно идентична и включает изучение следующих дисциплин: истории религий (история христианства, ислам, иудаизм, религиозная миграция); религиозное поведение (религиозная социология и религиозная психология); экзегетика Старого и Нового Заветов; история христианства (церковная история, практическая теология, история миссий); христианское мировоззрение (этика, религиозная философия).

Значительное влияние в университетской среде имеют студенческие союзы, ставящие своей целью распространение культурных и научных знаний среди населения страны. Наибольшее влияние среди христианской молодежи Швеции имеет студенческий союз Сенсус (Sensus studieförbund).

Студенческий союз Сенсус был создан в 1930 году под патронажем Шведской церкви и первоначально был полностью подотчетен церкви. В 1968 под влиянием критики со стороны Министерства образования Швеции, выступающего за независимость студенческих союзов от властей и организаций, Сенсус приобрел независимость от церкви, сохранив при этом свою христианскую позицию.

Помимо отстаивания интересов своих членов, Сенсус активно вовлечен в разнообразную культурную и просветительскую деятельность приходов Шведской церкви. Особых успехов Сенсус достиг в организации поездок шведских студентов за границу и в пропаганде церковной музыки. Одной из своих главных задач Сенсус видит в совмещении системы образования с христианским мировоззрением[21].

***

Проблемы взаимоотношений религии и права, правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений имеют большое теоретическое и практическое значение, занимают важное место в деятельности специалистов различных отраслей знаний.

Как представляется, современная Шведская церковь, как и любая другая церковь, помимо своей сакральной функции, является сложным механизмом, вовлеченным в общественную жизнь и местом работы для 28000 служащих и 3000 священников.

Эффективное управление таким механизмом, помимо духовной составляющей, должно осуществляться с учетом действующего законодательства и требует совместных усилий церковных и государственных органов.

Библиография
1.
Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. М., 2004, с. 147
2.
Цыпин В.А., прот. Церковное право. Клин, 2002, с. 644.
3.
Чернышева О.В. Добрые самаритяне // НГ-религии от 07.02.2007.
4.
Чернышева О.В. Новая роль Церкви в мультикультурной Швеции // Новая и Новейшая история, N 5, М., 2007.
5.
Чернышева О.В. Русский православный приход в Стокгольме в прошлом и настоящем. // Проблемы истории Русского зарубежья. Выпуск 2. М, 2008.
6.
Щеглова А.Д. «Вестеросский риксдаг 1527 года и начало Реформации в Швеции». М., 2008 .
7.
Lundqvist Norling Maria, Offentlighet & tystnadsplikt i Svenska kyrkan. Stockholm, 2007, s. 60
8.
Отчет Шведской церкви за 2007 г. Электронная версия на сайте: www.svenskakyrkan.se
9.
Bodensieck Julius. The Encyclopedia of the Lutheran church. Volume III. Philadelphia, 1965, p.2294
10.
Kyrkolag (1992: 300) – www.riksdagen.se
11.
Kyrkoordningen for Svenska kyrkan-www.svenskakyrkan.se
12.
Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003
13.
Официальный сайт Шведской церкви – www. svenskakyrkan.se/SVK/NYCKLAR/kyrskatt.htm
14.
Официальный сайт Шведской церкви – www. svenskakyrkan.se/SVK/NYCKLAR/vigsel.htm
15.
Официальный сайт Шведской церкви – www. svenskakyrkan.se/SVK/NYCKLAR/diakoni.htm
16.
Электронная версия Кодекса: http://riksdagen.se/webbnav/index.aspx?nid=3911&bet=1962:700
17.
Bäckström Anders, Beckman Ninna Edgardh, Pettersson Per. Religious change in Northern Europe. Stockholm, 2004, p. 63.
18.
Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003, с. 325
19.
Брольо Марджотта Франческо, Чезаре Мирабелли, Онида Франческо. Религии и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право.М., 2008, с.495
20.
Официальный сайт Упсальского университета: www.teol.uu.se
21.
Официальный сайт Шведской церкви: www.svenskakyrkan.se/SVK/NYCKLAR/folkbild.htm
22.
Мапельман В.М. Риски духовно-нравственного образования // NB: Проблемы общества и политики. - 2013. - 3. - C. 46 - 73. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_475.html
23.
Арапов А.В. Основные направления христоверия (религиоведческий очерк) // NB: Исторические исследования. - 2013. - 4. - C. 61 - 69. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_491.html
24.
Прохоров М.М. Смыслы и ценность модели отношения человека с миром // NB: Философские исследования. - 2013. - 7. - C. 136 - 240. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_369.html
25.
Манойло А.В. Ценностные основы управления межцивилизационными конфликтами: российская модель // NB: Международные отношения. - 2012. - 1. - C. 32 - 43. DOI: 10.7256/2306-4226.2012.1.279. URL: http://www.e-notabene.ru/wi/article_279.html
References (transliterated)
1.
Isaev M.A. Mekhanizm gosudarstvennoi vlasti v stranakh Skandinavii. M., 2004, s. 147
2.
Tsypin V.A., prot. Tserkovnoe pravo. Klin, 2002, s. 644.
3.
Chernysheva O.V. Dobrye samarityane // NG-religii ot 07.02.2007.
4.
Chernysheva O.V. Novaya rol' Tserkvi v mul'tikul'turnoi Shvetsii // Novaya i Noveishaya istoriya, N 5, M., 2007.
5.
Chernysheva O.V. Russkii pravoslavnyi prikhod v Stokgol'me v proshlom i nastoyashchem. // Problemy istorii Russkogo zarubezh'ya. Vypusk 2. M, 2008.
6.
Shcheglova A.D. «Vesterosskii riksdag 1527 goda i nachalo Reformatsii v Shvetsii». M., 2008 .
7.
Lundqvist Norling Maria, Offentlighet & tystnadsplikt i Svenska kyrkan. Stockholm, 2007, s. 60
8.
Otchet Shvedskoi tserkvi za 2007 g. Elektronnaya versiya na saite: www.svenskakyrkan.se
9.
Bodensieck Julius. The Encyclopedia of the Lutheran church. Volume III. Philadelphia, 1965, p.2294
10.
Kyrkolag (1992: 300) – www.riksdagen.se
11.
Kyrkoordningen for Svenska kyrkan-www.svenskakyrkan.se
12.
Ponkin I.V. Pravovye osnovy svetskosti gosudarstva i obrazovaniya. M., 2003
13.
Ofitsial'nyi sait Shvedskoi tserkvi – www. svenskakyrkan.se/SVK/NYCKLAR/kyrskatt.htm
14.
Ofitsial'nyi sait Shvedskoi tserkvi – www. svenskakyrkan.se/SVK/NYCKLAR/vigsel.htm
15.
Ofitsial'nyi sait Shvedskoi tserkvi – www. svenskakyrkan.se/SVK/NYCKLAR/diakoni.htm
16.
Elektronnaya versiya Kodeksa: http://riksdagen.se/webbnav/index.aspx?nid=3911&bet=1962:700
17.
Bäckström Anders, Beckman Ninna Edgardh, Pettersson Per. Religious change in Northern Europe. Stockholm, 2004, p. 63.
18.
Ponkin I.V. Pravovye osnovy svetskosti gosudarstva i obrazovaniya. M., 2003, s. 325
19.
Brol'o Mardzhotta Franchesko, Chezare Mirabelli, Onida Franchesko. Religii i yuridicheskie sistemy. Vvedenie v sravnitel'noe tserkovnoe pravo.M., 2008, s.495
20.
Ofitsial'nyi sait Upsal'skogo universiteta: www.teol.uu.se
21.
Ofitsial'nyi sait Shvedskoi tserkvi: www.svenskakyrkan.se/SVK/NYCKLAR/folkbild.htm
22.
Mapel'man V.M. Riski dukhovno-nravstvennogo obrazovaniya // NB: Problemy obshchestva i politiki. - 2013. - 3. - C. 46 - 73. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_475.html
23.
Arapov A.V. Osnovnye napravleniya khristoveriya (religiovedcheskii ocherk) // NB: Istoricheskie issledovaniya. - 2013. - 4. - C. 61 - 69. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_491.html
24.
Prokhorov M.M. Smysly i tsennost' modeli otnosheniya cheloveka s mirom // NB: Filosofskie issledovaniya. - 2013. - 7. - C. 136 - 240. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_369.html
25.
Manoilo A.V. Tsennostnye osnovy upravleniya mezhtsivilizatsionnymi konfliktami: rossiiskaya model' // NB: Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2012. - 1. - C. 32 - 43. DOI: 10.7256/2306-4226.2012.1.279. URL: http://www.e-notabene.ru/wi/article_279.html
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"