по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:

Культура телевидения: плюсы и минусы
Трофимова Галина Анатольевна

эксперт, Научно-исследовательское объединение "Правовая инициатива"

664001, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 8-1

Trofimova Galina Anatol'evna

Expert, Scientific Research Association "Legal Initiative"

664074 Russia, Irkutsk Oblast, Lermontova Street 8-1

TrofimovaGA2@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Субъектом культурного процесса всегда с момента своего появления было телевидение. Немаловажную роль играет оно и сейчас. Между тем, как представляется, само телевидение как культурное сообщество должно отвечать определенным принципам: проявлять должное уважение к зрителям, к истории страны, традициям и нравам народов, проживающих в ней, к родному языку.Однако культурный облик современного телевидения имеет как положительные, так и отрицательные черты. Именно их изучению и посвятил автор свою статью. Для осуществления поставленной цели применялись различные общенаучные методы: формального анализа, сравнения, моделирования, наблюдения; лексико-грамматический. В результате исследования автором были определены основные достоинства современного телевидения и названы его дефекты, связанные с качеством показа, выбором тематики передач и фильмов, использованием произведений литературы и кинематографа, давно ставших культурным достоянием народа. Был сделан вывод о необходимости устранения недостатков телевизионного показа. И предложено в качестве необходимого действия создание своеобразного Кодекса уважения интересов зрителей и следования ему, а также должного соблюдения отечественного законодательства.

Ключевые слова: культура речи, телевизионная продукция, защита прав потребителей, введение в заблуждение, защита авторских прав, требования к телеведущим, культура телевидения, телевидение, реклама, дефекты телевизионного показа

DOI:

10.7256/2409-8744.2014.4.14062

Дата направления в редакцию:

15-01-2015


Дата рецензирования:

16-01-2015


Дата публикации:

27-01-2015


Abstract.

The subject of the cultural process always since its inception was television. It plays an important role today. Meanwhile, it seems, television itself as a cultural community must meet certain principles: to show due respect for the audience, to the country's history, traditions and customs of the people living in it.However, the cultural aspect of modern television has both positive and negative features. Their study and author has devoted his article. To implement this goal used methods of formal analysis, comparison, modeling and observation. As a result of research the author has identified the main advantages of modern television and called it the defects related to the quality of the show, the choice of subjects shows and movies, using works of literature and cinema have long since become the cultural heritage of the people.It was concluded that the need to address the shortcomings of television show. And offered as a necessary action to create a kind of respect for the interests of the Code of spectators and follow him, as well as the proper administration of the national legislation.

Keywords:

television production., consumer protection, misrepresentation, copyright protection, the requirements for a TV presenter, television culture, television, culture of speech, advertising, television defects

Телевидение как часть культуры.

Телевидение – это не просто источник социальной информации для потребителей, но и главный источник распространения общечеловеческих ценностей, проводник культурно-просветительской функции [1, с. 59]. Кроме того, телевидение как социальный институт само является частью культуры [2, c. 29], поэтому так важно качество производимого им экранного продукта.

Изменившийся в 90-е годы прошлого столетия образ российского телевидения кого-то порадовал обилием все новых передач, а затем и каналов, но кого-то и огорчил. И все дело в том, что телевидение, пока еще оставаясь наиболее мощным источником воздействия на зрительскую аудиторию, где-то учитывает ее интересы, а где-то и пренебрегает ими.

Положительные факторы телевизионной культуры.

Безусловно, у современного телевидения есть много плюсов.

Во-первых, это наличие ряда специальных каналов – для любителей спорта, отдельно – хоккея, единоборств, для увлекающихся охотой и рыбалкой, меломанов (канал «Культура»), для детей, для молодых мам, любителей отечественных сериалов, для молодежи и т. д.

Во-вторых, немалое число каналов занимается созданием своей продукции, а не покупкой фильмов и телесериалов, которые давно известны зрителям, так как появились еще в советское время, либо прошли в прокате на соседнем более популярном и занимающем более твердые позиции на телевизионном рынке канале уже в более позднее время.

К практикующим формирование собственной продукции можно, безусловно, отнести каналы «СТС», «ТНТ» и «Культура».

В-третьих, в качестве положительного явления следует отметить и определение рядом телевизионных каналов своего собственного «лица», то есть выбора собственной концепции, конкретной аудитории, типа передач и фильмов, направленных на реализацию поставленной цели.

К числу таких, явно обладающих своим неповторимым образом, можно отнести каналы «СТС», «ТНТ», «Культура», «5-й канал», «Домашний», «ТВЦ» и «Мир».

Отрицательные факторы телевизионной культуры.

Однако вместе с тем современное телевидение в целом страдает недостатком культуры.

Отметим наиболее типичные дефекты.

Непрофессионализм ведущих. В-первую очередь, следует указать на то, что уровень грамотности телеведущих оставляет желать лучшего. Активное развитие кино и телеиндустрии и, как следствие, отсутствие ранее существовавшей цензуры привели к масштабному дилентантизму [3, c. 48].

Например, в ходе трансляции Сочинских олимпийских игр можно было наблюдать, как в студии телеканала «Россия 2» в ежедневной программе «Большой спорт» один из молодых ведущих не мог четко связать слова в предложения, употреблял неверные окончания, допускал просторечные выражения, а также зачастую забывал, как зовут российских спортсменов; допускал нелепые и абсурдные сравнения. Что, собственно, свидетельствовало о низкой языковой подготовке ведущего и пренебрежительном отношении к своим обязанностям.

В своих исследованиях филологи указывают на наличие самых разнообразных допускаемых с экрана ошибок [4, c. 15-16; 1, c. 59-60; 5, c. 65].

В частности, нередко встречаются речевые ошибки (неправильное ударение, незнание сочетаемости слов; неправильное употребление слов, повторение тождественных по смыслу слов (тавтология); неверное склонение числительных; неправильный выбор грамматических форм, неправильное построение синтаксических конструкций) [6, c. 57-59].

Другим недостатком является отсутствие четкой дикции у телеведущих, что явно мешает пониманию информации [5, с. 65].

По мнению некоторых авторов, для повышения уровня речевой культуры телеведущих необходимо практиковать занятия в институте повышения квалификации кадров, изучение опыта коллег и введении большей специализации в вузах [1, с. 60].

Однако такой подход в силу его слабости не решит проблему. Ведь причиной является не слабая подготовка телеведущего, а чаще всего вообще ее отсутствие.

Во-первых, прием на должности телеведущего осуществляется в не зависимости от уровня грамотности претендента, приоритет отдается лицу, уже известному по спортивному, актерскому или модельному прошлому.

Такая практика должна быть устранена; любой телеведущий должен обладать если не специальным образованием, то хотя бы высшим гуманитарным, а также иметь хорошие речевые данные.

Во-вторых, при подготовке будущих ведущих, в частности, на факультете журналистики, нередко выпускаются из программы обучения такие предметы как искусство речи (риторика) и орфоэпия (правильное произношение слов). Вместе с тем наличие высшего специального образования должно быть гарантией надлежащего языкового уровня.

Дефект отбора программ. Среди недостатков телевизионной культуры исследователями отмечается и отдаваемое телеканалами предпочтение развлекательным передачам, шоу со звездами, в то время как телевидение должно просвещать.

Например, С. А. Федчук обращает внимание на то, что отбор информации сам по себе информативен: он показывает зрителю, что важно (достойно внимания), а что – нет; и потому зачастую, в качестве «важного» определено как раз то, что реального значения для человека не имеет, а потому большая часть информации, распространяемой СМИ, представлена новостями и развлекательными сюжетами [7, с. 185].

Н. С. Гегелова утверждает, что необходимо расширять тематику передач, разнообразить жанры и формы передач культурно-просветительского вещания как части общего культурного телеобмена; а в контексте сложных и неоднозначных процессов, происходящих в сфере национальных отношений, особенно остро ощущается потребность более глубоко и полно отображать культуру всех народов России и тем самым способствовать гармонизации межнациональных отношений [1, с. 60].

Как представляется, дело не в том, что не достаточно внимания уделяется культурным программам, а в том, что при создании игровых программ и телевизионных шоу нередко культивируется непрофессионализм, когда, например, лица, известные своей деятельностью в определенной сфере, пытаются продемонстрировать свои навыки в совершенно чуждом им амплуа; либо допускается создание пренебрежительного отношения к истории своей страны. Такой уклон не является положительным и разлагает и так не самые высокие общественные устои.

Искажение чужих произведений и введение в заблуждение телезрителей. Нельзя не упомянуть и о таком недостатке современного показа как вольное отношение к ранее созданному произведению кинематографа, а также к литературным произведениям. Нередко ремейки имеют одинаковые названия со всем известными кинокартинами, как отечественными, так и зарубежными, и таким образом вводят зрителей в заблуждение (например, отечественный фильм «Кружева» - это аналог по названию известной зарубежной кинокартины, ремейк «За двумя зайцами» снят по мотивам одноименного художественного фильма).

Является правонарушением и интерпретация литературного произведения без согласия автора, обладателя авторского права по мотивам того, что произведение уже находится в свободном доступе, считаясь народным достоянием, как, например, произведения М. Булгакова (имеется в виду создание новой телевизионной версии «Белой гвардии»); либо что автору уже выплачен гонорар за право использования его труда.

При этом забывается о том, что такие действия не только не отвечают принципу уважительного отношения к созданному произведению и его автору, но и что это запрещено законом. В Гражданском кодексе РФ по-прежнему установлен запрет на внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений без согласия автора (ст. 1266), причем право на неприкосновенность произведения охраняется бессрочно, то есть и тогда, когда автор уже не может защищать созданное им (п. 1 ст. 1267).

Как правило, штрафные санкции для канала имеют несущественный характер по сравнению с получаемой им прибылью. И потому наиболее приемлемой санкцией в случае искажения произведения или иного введения в заблуждение зрителей должны стать запрет использования такого произведения и публичное извинение перед автором, его потомками и, конечно же, народом, то есть тем субъектом, достоянием которого стало или в будущем станет соответствующее произведение искусства.

Отсутствие необходимой информации о показе. Еще одним недостатком следует назвать и необеспечение телевизионными программами всех демонстрируемых операторами каналов. Чаще всего многие, порою интересные и полезные каналы, отвергаются зрителями именно из-за того, что нет возможности определить, какие там имеются передачи и в какое время они идут.

Следует согласиться с Н. Ф. Хвалько в том, что необходимо помещение полной информации о программах телепередач в газетах, так как больше, чем у половины телеканалов (54, 5 %) отсутствует таковая в печатной форме [8, с. 260].

Было бы полезно и на законодательном уровне закрепить, что демонстрация любого кабельного и некабельного канала возможна лишь при условии обеспечения зрителя в печатном либо в электронном виде (по желанию конкретного потребителя) программой передач.

Нельзя не отметить и того, что нередко те или иные телевизионные каналы смещают время показа указанных фильмов или передач, не предупреждая зрителей об этом ни по бегущей строке, ни в рекламном блоке. Подобной практикой, например, грешит канал «Россия 1». И такое отношение к зрителям вряд ли является оправданным.

Дефекты использования времени показа. Примером пренебрежительного отношения к зрителям следует считать и демонстрацию однотипных передач, шоу, фильмов конкурирующих каналов в одно и то же время, таким образом, лишая зрителя возможности просмотра аналогичной передачи как по одному, так и по другому каналу.

К числу таких «соперников» - каналов можно отнести «Первый канал» и канал «Россия 1», которые неоднократно представляли одинакового типа шоу одновременно (например, ледовое шоу, шоу перевоплощений «Один в один» и «Точь-в-точь»).

Недостатком телевизионного вещания является и то, что далеко не всегда отечественные производители медийной продукции учитывают различие часовых поясов в стране. Таким образом, люди, проживающие в восточной части России, нередко лишены возможности сделать выбор в отношении того или иного участника телевизионного конкурса; а также вынуждены ряд программ смотреть в ночное время или же и вовсе пропускать. Повторы либо не обеспечиваются вообще, либо идут ранним утром или днем, то есть в неудобное для работающего населения время.

Нарушение допустимости показа в отношении определенной аудитории. Нельзя не отметить и такой существенный недостаток современного телевидения как показ фильмов и передач, содержащих сцены насилия, в дневное и, соответственно, доступное для просмотра детей время. По крайней мере, с 6 утра до 21 вечера такие фильмы и передачи не должны идти. Тогда не будут возникать упреки по поводу того, что телевидение является одним из средств пропаганды насилия и отрицательно влияет на подрастающее поколение.

Кроме того, новостные выпуски передач, где предполагается показ жертв насилия или военных действий, также должны быть сопровождены предупреждающим сигналом, чтобы уберечь от излишних потрясений людей, страдающих сердечной недостаточностью; да и демонстрироваться такие выпуски должны лишь после девяти часов вечера.

Перерывы, повторы, сокращения и переносы показа. К числу недостатков следует отнести и встречающиеся на практике бесконечные повторы одних и тех же частей многосерийного фильма, либо демонстрация сокращенной его версии или и вовсе внезапное прекращение показа в связи с изменением сетки вещания либо недостаточных рейтинговых показателей.

Так, бесконечными повторами частей фильма славится канал «Домашний». Например, телесериал «Великолепный век», представляемый этим каналом, еще до окончания демонстрации неоднократно эпизодами повторялся, нередко и прерывался его показ на неопределенное время. При такой подаче зрителям уже трудно было понять, где начало, а где продолжение фильма, с единой линии сюжета они явно были сбиты.

В сокращенной интерпретации преподносится на этом канале и известный турецкий сериал «Королек – птичка певчая».

В качестве примера внезапного прекращения показа можно привести решение телеканала «Ю» о телесериале «Бедная Настя».

Незавершенной, оборванной, по сути, осталась и дневная трансляция «Закрытия олимпийских игр в Сочи», которая для большинства зрителей Востока страны являлась наиболее доступной по времени.

При этом абсолютно безразлично, что потребители созданной телевизионной продукции составляют многотысячную, а то и многомиллионную аудиторию, которая зачастую лишается нормального просмотра фильмов и передач.

Одним из недостатков телевизионного вещания следует назвать и разрыв трансляции какого-либо мероприятия разными каналами по причине того, что некоторые наиболее яркие моменты предстоящей трансляции покупает один канал, другие – другой, а зрители, таким образом, не могут иметь цельную картину показа и вынуждены «перебегать» с одного канала на другой.

Очень часто это бывает при трансляции спортивных соревнований. Даже если те или иные каналы посчитают необходимым показывать отдельные фрагменты соревнований, то вряд ли можно считать верным запрет аналогичной трансляции в это же время по специальному телевизионному каналу, по которому обычно и проходит трансляция соревнований.

Нередко телевизионные каналы, также не согласуясь с мнением зрителей, меняют и время постоянно выходящей передачи или же многосерийного фильма, лишая часть аудитории возможности для продолжения просмотра.

Дефект рекламного показа. Еще один недостаток современного телевидения заключается в том, как используется реклама.

Степень настойчивости по отношению к зрителям превышает все разумные пределы. Неудивительно, что все большее количество людей старается смотреть фильмы и передачи не по телевизору, а по интернету, таким образом избавляясь от назойливых рекламщиков.

«Длительный процесс рассмотрения дел в суде, малоэффективная процедура взыскания штрафов с правонарушителей в судебном порядке, - констатирует А. Е. Сабуров, - приводят к невозможности привлечения к ответственности части нарушителей законодательства о рекламе» [9, с. 171].

Однако, как представляется, реклама не может:

- быть долгой, то есть в течение более одной минуты;

- давать в течение часа повторную информацию;

- перебивать мультипликационные и детские художественные фильмы, детские передачи;

- содержать сцены насилия, стихийного бедствия и другую негативную информацию;

- быть частой (перебивать передачу или фильм ранее, чем через 20 минуточередного блока показа);

- демонстрироваться одновременно с кадрами идущей передачи или фильма, заполняя собой часть экрана (за исключением бегущей строки);

- появляться при прямом эфире мероприятия, не имеющего в ходе своего действия перерыва и перекрывать таким образом часть трансляции.

На основе выявленных недостатков можно отметить, что на сегодняшний день представители телевизионных каналов не часто прислушиваются к мнению потребителей, зачастую ориентируясь лишь на наибольшую аудиторию, исключая остальные. Например, новостные выпуски по-прежнему обращены к людям, пристрастным к разного рода негативным сенсационным сообщениям, но не к тем, кто предпочитает сухие факты, причем разного характера.

Ради крупной аудитории могут значительно нарушаться интересы другой, меньшей по объему, например, при внезапном прекращении либо искажении трансляции.

Вместе с тем у создателей телевизионной продукции должен существовать некий кодекс чести – собрание тех правил, которые должны безукоризненно выполняться и отражать внимательное отношение к каждой зрительской аудитории. В случае же отсутствия подобного Кодекса уважения зрительских интересов рано или поздно произойдет лоббирование изменения законодательства об ответственности телевизионных каналов с целью обеспечения уже посредством мер принуждения прав зрителей.

Нельзя забывать, что телевидение не только обладает культурно-просветительской функцией, но и как определенное сообщество должно в своей деятельности уважать аудиторию, отвечая ее насущным потребностям.

Библиография
1.
Гегелова Н. С. Культура на телевидении: миф или реальность? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2008. № 4.
2.
Уразова С. Л. Современное телевидение в пределах экранной культуры // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 6.
3.
Шигапова И. И. Речь в кино и на телевидении: анализ, ценностный аспект, вопросы обучения // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 11.
4.
Габоева З. М. Речевой портрет современного телеведущего // Наука и современность. 2011. № 8-3.
5.
Ржанова Р. А. Ценности экранной культуры // Журналистский ежегодник. 2013. № 2-2.
6.
Крым И. А. Речевая культура теле-и радиожурналистов // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2013. Т. 4. № 4.
7.
Федчук С. А. Культуру телевидения изменит интернет // Система ценностей современного общества. 2010. № 11.
8.
Хилько Н. Ф. Язык экранной культуры в пространстве функционально-типологических групп современных телевизионных каналов // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2.
9.
Сабуров А. Е. Государственный контроль за рекламной деятельностью в Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 4.
10.
Сулакшин С.С. Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение) // Политика и Общество. - 2014. - 9. - C. 1065 - 1081. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.9.13101.
References (transliterated)
1.
Gegelova N. S. Kul'tura na televidenii: mif ili real'nost'? // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Literaturovedenie, zhurnalistika. 2008. № 4.
2.
Urazova S. L. Sovremennoe televidenie v predelakh ekrannoi kul'tury // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. 2012. T. 11. № 6.
3.
Shigapova I. I. Rech' v kino i na televidenii: analiz, tsennostnyi aspekt, voprosy obucheniya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012. № 11.
4.
Gaboeva Z. M. Rechevoi portret sovremennogo televedushchego // Nauka i sovremennost'. 2011. № 8-3.
5.
Rzhanova R. A. Tsennosti ekrannoi kul'tury // Zhurnalistskii ezhegodnik. 2013. № 2-2.
6.
Krym I. A. Rechevaya kul'tura tele-i radiozhurnalistov // Chelovek i yazyk v kommunikativnom prostranstve: sbornik nauchnykh statei. 2013. T. 4. № 4.
7.
Fedchuk S. A. Kul'turu televideniya izmenit internet // Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva. 2010. № 11.
8.
Khil'ko N. F. Yazyk ekrannoi kul'tury v prostranstve funktsional'no-tipologicheskikh grupp sovremennykh televizionnykh kanalov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012. № 2.
9.
Saburov A. E. Gosudarstvennyi kontrol' za reklamnoi deyatel'nost'yu v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Povolzhskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby. 2008. № 4.
10.
Sulakshin S.S. Nravstvennost' rossiiskogo obshchestva i faktory vliyaniya (internet, televidenie) // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 9. - C. 1065 - 1081. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.9.13101.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"