Зима В.Н. —
К вопросу об общих принципах постановки и решения проблемы онтологического статуса свободы воли (в контексте современных дискуссий)
// Философия и культура. – 2018. – № 11.
– С. 20 - 37.
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.11.28165
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_28165.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является проблема онтологического статуса свободы воли. Основное внимание уделено вопросу о существовании метафизической свободы воли. Исследовано влияние, которое оказывает на решение вопроса о существовании метафизической свободы воли получивший преимущественное распространение в современной философии способ обоснования существования свободы воли, связанный с пониманием свободы воли как свободы, необходимой для моральной ответственности. Предпринята попытка выяснить, насколько данный способ способен оказать влияние на решение проблемы онтологического статуса свободы воли. Для решения данной задачи вопрос о существовании метафизической свободы воли предложено рассматривать с использованием стратегии бремени доказательств, в контексте и с учетом присущих категории метафизической свободы воли особенностей. Сформулированы основные принципы и критерии, которым должно соответствовать когерентное в теоретико-методологическом отношении решение данной проблемы. Введены понятия объектного реализма, объектной перспективы рассмотрения человека, отложенной во времени перспективы от первого лица и отложенных во времени фактов. Указано на особое в теоретико-методологическом отношении для решения вопроса о метафизической свободе воли значение такой характеристики человека как смерть. Продемонстрировано эвристическое значение представления об отложенных во времени фактах для решения вопроса о существовании души и возможных способов понимания моральной ответственности. указано на возможность использования онтологии единичных вещей в качестве альтернативы физикалистской онтологии при решении вопроса о существовании метафизической свободы воли. Сделан вывод о том, что представление о существовании метафизической свободы воли не может считаться утратившим своего теоретического значения.
Abstract: The subject of this research is the problem of ontological status of the freedom of will. Major attention is given to the question of the existence of metaphysical freedom of will. The author examines the impact upon solving the issue of the existence of metaphysical freedom of will produced by the gained currency in modern philosophy method of substantiation of the freedom of will, associated with understanding of the freedom of will as freedom essential for moral responsibility. An attempt is made to clarify is such method is capable of affecting the solution of the problem of ontological status of the freedom of will. It is suggested to use the strategy of the burden of proof in the context and with consideration of peculiarities inherent to the category of metaphysical freedom of will. The author formulates the basic principles and criteria that the coherent in theoretical-methodological aspect solution of this problem must correspond with. The article introduces the concepts of the objective realism, objective perspective of consideration of human, postponed in time perceptive from the first person perspective, and postponed in time facts. The significance of such characteristic of human as death is determined as peculiar for solution of the question of metaphysical freedom of will in theoretical-methodological regard. The author demonstrates the heuristic meaning of representation on the postponed in time facts for solution of the issue on the existence of soul and possible ways of understanding the moral responsibility; as well as indicates the possibility of using of the ontology of singular things as the alternative to physicalist ontology in solving this question. A conclusion is made that the perception of the existence of metaphysical freedom of will should not be considered as one that has lost its theoretical significance.
Зима В.Н. —
К вопросу об онтологическом содержании категории «тварная вечность» (в контексте проблемы интерпретации решения вопросов о темпоральном статусе «начала» и номологического уровня тварного бытия в Восточной Патристике)
// Философия и культура. – 2016. – № 11.
– С. 1487 - 1497.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.11.20926
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования является категория тварной вечности, которая рассматривается в трех основных аспектах: во-первых, в качестве категории онтологии, посредством которой выражается метафизическое своеобразие сотворенного бытия в рамках христианского креационизма и выявляются оригинальные интуиции в рамках традиционной для философии темпоральной проблематики, во-вторых, в качестве предмета рефлексии в богословско-философской традиции Восточной Патристики, в-третьих, в качестве предмета рефлексии в современных исследованиях по истории философии и философии науки. Предметом исследования является вопрос об онтологическом и референтном содержании данной категории. Данный вопрос предложено рассматривать в контексте проблемы интерпретации современными исследователями тех способов решения вопросов о темпоральном статусе «начала» и номологического уровня тварного бытия, которые были предложены в Восточной патристике. Категория тварной вечности рассматривается одновременно в двух планах: в качестве предмета историко-философского исследования и в плане истории идей. Используются методы логико-теоретического анализа. Понятие «тварной вечности» рассматривается в единстве этимологического, логического и исторического подходов. Используются методы сравнительно-исторического анализа и историко-философской реконструкции, включая метод имманентного интерпретирующего анализа, и метод синтеза, как соединения интерпретированного материала в новом качестве. Категория «тварной вечности» впервые стала предметом систематического анализа. Выявлена и проанализирована тенденция так называемого расширительного понимания онтологического содержания тварной вечности, которая имеет место в современных исследованиях проблемы и связана с рассмотрением категории тварной вечности преимущественно в плане философии идей. В контексте решения вопроса о темпоральном статусе начала и номологическом уровне тварного бытия впервые была проанализирована точка зрения русского философа и патролога В.И. Несмелова, связанная с интерпретацией предложенного свт. Григорием Нисским решения проблемы временной последовательности шести дней творения. На примере анализа взглядов свт. Григория Нисского показано, что данная точка зрения не может считаться корректной. В результате анализа вопроса о темпоральном статусе «начала» и номологического в тварном, сделан вывод о том, что расширительная интерпретация онтологического содержания категории тварной вечности, не находит своего фундамента в аутентичной традиции Восточной Патристики.
Abstract: The object of this research is the category of created eternity, which is viewed in three main aspects: as a category of ontology, by means of which the metaphysical distinctness of the created being is expressed within the framework of the Christian creationism, as well as the original intuitions are revealed in the context of the traditional for philosophy temporal problematic; as the subject of reflection in theological-philosophical tradition of the Eastern Patristic; as the subject of reflection in the modern research on history of philosophy and philosophy of science. The subject of this work is the question about the ontological and referential content of this category. The author suggest to examine this issue in the context of the problem of interpretation by the contemporary researchers of such ways of solution of the questions of temporal status of the “beginning” and nomological level of the created being, which were proposed in the Eastern Patristic. The category of created eternity is simultaneously analyzed from the two perspectives: as the subject of historical-philosophical examination, and history of ideas. The notion of the “created eternity” is viewed in the oneness of etymological, logical, and historical approaches, and for the first time it became the subject of systematic analysis. The author determines and analyzes the trend of a so-called extensive understanding of the ontological content of the created eternity, which is present is the modern research of the problem and associated with examination of the category of the created eternity primarily from the perspective of the philosophy of ideas. In the context of solution of the question about the temporal status of the beginning and nomological level of the created being, the author for the first time analyzed the opinion of the Russian philosopher and Patrologist V. I. Nesmelov associated with the interpretation of the suggested by St. Gregory of Nyssa solution to the problem of temporary sequence of the six days of creation. Based on the example of the analysis of the views of Gregory of Nyssa, it is demonstrated that such opinion cannot be considered appropriate. The conclusion is made that the extensive interpretation of the ontological content of the category of created eternity does not find its foundation in the authentic tradition of the Eastern Patristic.
Зима В.Н. —
Метафизика объективного времени в современном философском познании: проблемы и перспективы
// Философия и культура. – 2016. – № 6.
– С. 797 - 804.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.6.19346
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является объективное время в качестве одного из возможных подходов к пониманию времени в философии и в качестве категории метафизики, а также особенности категории объективного времени в качестве предмета познания. Проведена экспликация и предложен комплексный анализ основных трудностей, с которыми сталкивается стратегия познания категории объективного времени в современной аналитической метафизике. Предложена альтернативная стратегия познания объективного времени в метафизике и сформулирован ряд основных ее положений. Использованы методы логико-теоретического анализа, категория объективного времени рассмотрена в контексте моделей рациональности, используемых в современной метафизике и философии науки. Новизна исследования заключается в комплексном анализе категории объективного времени в качестве предмета метафизики. В числе трудностей, с которыми в познании объективного времени сталкивается аналитическая метафизика, отмечены следующие: невозможность последовательно обосновать объектный характер знания в рамках используемой в аналитической метафизике модели рациональности; достаточно произвольный и ограниченный выбор категориального аппарата для создания онтологий времени, а также их внутренняя непоследовательность; отсутствие удовлетворительного решения проблемы критериев для определения и выбора истинной онтологической теории объективного времени. Ключевые положения альтернативной стратегии: установление корреляции между идеей объективности времени и смысложизненными вопросами, что позволяет предложить альтернативный взгляд на представления о «полезной» и «бесполезной» метафизике, использование представлений о метафизических референтах времени, рассмотрение логико-теоретический моделей времени в единстве с метафизическими моделями объективной реальности. Автор выдвигает предположение, согласно которому именно категория объективного времени может стать основополагающей для возрождения и успешного развития реалистической метафизики в современной философии.
Abstract: The subject of this research is the objective time as one of the possible approaches towards understanding of time in philosophy and as a category of metaphysics, as well as the peculiarities of the category of objective time as a subject of cognition. The author conducts explication and complex analysis of the main difficulties that are faced by the strategy of cognition of the objective time category within the modern analytical metaphysics. Among the main difficulties are the following: inability to gradually substantiate an objective nature of knowledge within the framework of the used in analytical metaphysics model of rationality; a rather spontaneous and restricted choice of categorical apparatus for the formation of the ontology of time, as well as their internal inconsistency; absence of a satisfactory solution of the problem of criteria for determination and choice of a true ontological theory of objective time. The article suggests an alternative strategy of cognition of the objective time in metaphysics, and formulates a list of its key positions. Scientific novelty consists in a comprehensive analysis of the objective time category as a subject of metaphysics. The key positions of the alternative strategy include: the establishment of correlation between the idea of objectiveness of time and the life conceptual questions, which allows suggesting an alternative view upon the idea on “useful” and “useless” metaphysics; consideration of the logical-theoretical model of time in unity with the metaphysical models of objective reality; use of the ideas on metaphysical referents of time. The author puts forward an assumption, according to which namely the category of objective time can become essential for the rebirth and successful development of the realistic metaphysics within the modern philosophy.
Зима В.Н. —
Парменид и статическая концепция времени
// Философия и культура. – 2013. – № 6.
– С. 6 - 6.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.6.8058
Читать статью
Аннотация: Проанализировано содержание статической концепции времени и тех основных ее форм, в виде которых она существует в современной философии. Исследован вопрос о связи статической концепции времени и взглядов античного философа Парменида Элейского. Проанализированы взгляды ряда современных исследователей, которые допускают существование подобной связи. Сделан вывод о невозможности рассматривать взгляды Парменида как любую из форм статической концепции времени. Показано значение анализа парменидовского подхода к пониманию бытия для постановки проблемы времени в философии и решения вопроса об онтологических условиях объективации времени. Проанализирован вопрос о связи времени и множественности. Сделан вывод о том, что множественность не является достаточным условием объективации времени. Прослежена тенденция, связанная с решением вопроса о соотношении времени, вечности и множественности в позднем неоплатонизме, и сделан вывод о том, что она состоит в преобладании этернальной, а не темпоральной, интерпретации данного соотношения, что нашло свое выражение в понимании вечности как способа координации множественности. Сделан вывод о том, что способ представления времени в виде В-серий в современной философии (статическая концепция времени) допускает не только темпоральную, но также и атемпоральную, и даже этернальную интерпретацию. Указано, что основное значение альтернативных интерпретаций в том, что они с новой силой поднимают вопрос о том, чем онтология времени в действительности отличается от онтологии вечности.
Зима В.Н. —
Проблема онтологического статуса времени в философии науки: анализ основных трудностей
// Философия и культура. – 2013. – № 1.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.1.7058
Читать статью
Аннотация: Проанализированы основные трудности, которые возникают перед исследователями при обсуждении проблемы онтологического статуса времени. Дана сравнительная характеристика основных подходов к ее решению в российской и зарубежной философии науки. Показана зависимость способов решения данной проблемы от выбранного исследователем способа понимания реальности. Исследованы аргументы в пользу объективации таких аспектов времени как течение, трехмодусность (прошлое, настоящее, будущее), связь с изменениями в работах ряда российских авторов. Выявлены основные тенденции в решении вопроса о статусе времени у зарубежных исследователей: отрицание объективности течения времени, интерес к концепции блочного времени, отрицание фундаментального характера времени. Проанализирована философская аргументация в пользу концепции блочного времени. Исследованы аргументы, направленные против тенденции, связанной с отрицанием реальности времени. Предложены методологические принципы, призванные обосновать релевантность использования концептуального аппарата метафизики для решения вопроса о статусе времени в философии науки. Выявлены трудности, связанные с реализацией программы создания вневременной метафизики, предложенной Х. Прайсом и указаны возможные пути их преодоления.