по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Корень Роберт Викторович
Философская мысль, 2013-12
Корень Р.В. - Фундаментальная культурология как наука выживания и её смысловая аналогия богословской сотереологии c. 82-134

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.12.9119

Аннотация: Целью работы является показать, что для информации, как мере определенности системы, неважно в какой знаковой системе она записана, поэтому на основе Всеобщего принципа максимума информации можно познавать сущности, как в материальном, так и духовном мире, обогащая процесс познания в актуальной проблеме выживания (спасения). Эта декларация продемонстрирована на примере смысловой аналогии фундаменталь-ной культурологии как науки выживания и богословской сотереологии. Предложена новая парадигма «игровой» культуры, в которой на основе энергоинформационных средств и форм раскрывается понятие «выживание». В статье показана логическая и методологическая некорректность декларации А.Я.Флиера относительно фундаментальной культурологии. Указаны признаки категории фундаментальности, рассмотрены подходы к проблеме выживания. С позиций системологии, говоря о фундаментальной культурологии как науке выживания, речь следует вести о научно-философской фундаментальности. Зарождение и становление фундаментальной культурологии как науки выживания непосредственно связано с использованием в качестве метода и инструментария триалектики и теории триединых систем. Показано, что частным случаем проблемы выживания является оздоровление, осуществляемое средствами культуры и искусств и выступающее как альтернатива медикаментозно-таблеточному лечению. Рассмотрены основные положения богословской сотереологии, основанной на Учении Иисуса Христа о спасении. Показана возможность аналитического описания этого Учения и приведен критерий Страшного Суда Второго пришествия Христова.
Философская мысль, 2013-11
Корень Р.В. - Трагедия и звёздная роль философии c. 102-170

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.11.8859

Аннотация: Цель статьи познакомить читателей с оригинальными работами автора в области философии, науки и религии в реально сложившемся их соотношении. Развивая мотив С.Н.Булгакова о трагедии философии, автор, используя методологические основы и функциональный инструментарий разработанной им теории триединых систем, а также информационное понятие границы, раскрывает перед читателем оптимистическую сторону философии: её онтологическую звёздную роль в духовной, научной, политической и других областях. Показана роль русской философии в системе мировой философии. Рассмотрено триединство средств (форм) познания мира с их увязкой с Единой теорией мира, Первоциклами взаимодействия Вселенной и функциональной ролью философии. Рассмотрен крах марксистско-ленинской диалектики в увязке с триадой Гегеля: тезис – антитезис – синтез, смысл которой творцы диалектики до конца не поняли. Показано, что путем реформирования триады Гегеля можно перейти от диалектики Гегеля к триалектике Вернадского.
Психология и Психотехника, 2013-11
Корень Р.В. - Манипуляция сознанием и научно-социологические страсти

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.9004

Аннотация: В работе рассмотрены три источника манипуляции сознанием: учение о гегемонии Антонио Грамши, психологическая доктрина и социодинамика культуры и три основные канала манипуляции: средства массовой информации, массовая культура и наука как инструмент манипуляции сознанием. Дана их краткая характеристика и указана важная роль психоанализа в процессе манипуляции. Более подробно рассмотрена наука как инструмент манипуляции сознанием. Показано, что социология и социальная философия, не определившись с социальным пространством, и проповедуя социоцентризм стали на путь фальсификации и манипуляции сознанием. Социология, став прислужницей идеологизированной Системы, выработала и специфические методы исследования, легко поддающиеся фальсификации; подменила проблему выживания человечества вопросом о выживании человека в Системе. Поэтому совершенно справедливо ставится вопрос о социальной ответственности философа. Рассмотрены идеология социологии и её связь с общественными проблемами, этнические заблуждения социологии и социальной философии. Дан системный анализ номенклатуры специальностей научных работников 22.00..00 – Социальные науки, свидетельствующий о том, что номенклатурный негатив социологических наук нашпигован элементами манипуляции сознанием и тиражируется в высшую и среднюю школу, порождает проблемы и напряженность в обществе, нарушающие его естественное развитие. Показана необходимость культурологизации (окультуривания) социологических наук и указан принципиальный подход к этому процессу. В соответствии с этим внесены предложения по изменению номенклатуры специальностей в форме 22.00.00. – Этно-социальные науки, содержащей 8 новых специальностей. Даны концептуальные обоснования предложений.
Философская мысль, 2013-9
Корень Р.В. - Гримасы медиафилософии: Бравый рассудок, "медиаиблисы " и живая клетка c. 134-211

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.658

Аннотация: Автор в качестве свободного наблюдателя дает свое восприятие явлений медиа, медиадискурсивности, медиафилософии и других медиапроизводных с позиций системологии, самых широких обобщений и аналогий, которое представляет в порядке обсуждения. Автор представляет перевод с русского на русский основополагающих определений в работах медиа-философов, давая определениям системные аналогии и самые широкие обобщения, на основе которых и проводит системный анализ. Из этого анализа следует, что медиафилософия по своей семантике соответствует «энтропийной философии», «похоронному маршу в мажорном ключе», которые могут быть обобщены при позитивном развитии в «философию негативных явлений», которая архи актуальна. Приводится и обосновывается развенчание философской категории «трансцендентное» в процессе которого демонстрируются преимущества русского языка, показано практическое использование системо-логии Единой теории мира, теории триединых систем как методологической основы и функционального инструментария фундаментальных исследований. На основе энергоинформационных позиций изложено воспоминание о будущем человечества, которое может быть позитивно скорректировано усилиями философии негативных явлений. Живая клетка представлена как фрактал, функциональная модель и естественная медиа, исключающая уклонение бравого рассудка в дурную бесконечность.
Философская мысль, 2013-8
Корень Р.В. - Триединые системы как метаязык картины мира c. 70-116

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.722

Аннотация: Западная рационалистическая мысль выработала принципы: «расчленяй и изучай», в науке, и «разделяй и властвуй», в политике. Дифференциация наук привела к появлению специфических языков, в результате чего ученые различных специальностей, говоря, в сущности, об одном и том же, не понимают друг друга. Потеря общего языка осознается в среде философов и ученых, что имеет последствием попытки создания когнитивной философии и когнитивной науки. Автор приводит доказательства того, что триединые системы (ТЕС) являются метаязыком картины мира. Метаязык ТЕС способен описать объекты, имеющие различную онтологию и различный характер развития. С помощью ТЕС может быть прочитана информация, записанная не только в вербальной, но и любой другой системе. Табличная форма представления ТЕС позволяет до нескольких страниц уменьшить объем учебников, учебных пособий и справочников; улучшить дидактику и восприятие учебного материала; сократить сроки обучения. Представлены ряд определений ТЕС, их особенности и свойства.
Социодинамика, 2013-6
Корень Р.В. - Цивилизация в ракурсе этногенеза как источника культуры c. 159-192

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.6.715

Аннотация: В работе рассмотрены различные подходы к понятию «цивилизация». Показано, что цивилизационные изыскания, которым французская историческая школа «Анналов» посвятила свыше 80 лет, издала много книг и статей, в качественном плане достигла не много в понимании сущности цивилизации. В философских и культурологических дискурсах и категориях устанавливается связь между цивилизацией и культурой, однако некорректное социальное обоснование источника культуры и извращение этногенеза как источника культуры приводит к ошибочным выводам. Лишь рассмотрение цивилизации в ракурсе этногенеза как источника культуры позволяет понять энергетическую основу цивилизации и культуры. Сущность цивилизации соответствует стадии инерции этногенеза («золотой осени»), когда пассионарная энергия этноса (гиперэтноса) в основном растрачена и впереди маячит призрак неизбежной гибели (обскурации) гиперэтноса. Исходя из этого определение «цивилизация» следует использовать только для доисторических гиперэтносов (цивилизаций), а исторические «цивилизации» соотносить со стадией этногенеза.
Человек и культура, 2013-3
Корень Р.В. - Философские исследования концепта "культура" c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.3.824

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу философского исследования концепта «культура и его сопряжениям. Представлен ретроспективный взгляд на онтологию культуры, отраженный в работах В.И.Плотникова и В.С.Чупов; показано, что эти работы корреспондируются с учением В.И.Вернадского о живом веществе, а культура проявляется как естественноисторическое проявление жизни. Расширено предметное пространство концепта «культура» и показано, что обобщения и аналогии в Природе закладывают основу Всеобщего определения культуры. Впервые в мире, на основе Всеобщего принципа максимума информации, представлены две формы Всеобщего определения культуры, которая предстает как системообразующая и управляющая энергоинформационная система. Первая форма рамочная, определяющая культуру как управляющую энергоинформационную систему. Вторая форма – развернутая, определяющая цель и основной механизм функционирования. Предложен принцип построения системной иерархии существующих определений культуры, 99 процентов которых предлагается отправить в архив.
Современное образование, 2013-3
Корень Р.В. - Системная культурология как Метанаука: Философско - культурологические исследования c. 38-69

DOI:
10.7256/2306-4188.2013.3.9103

Аннотация: В статье подчеркнута актуальность перехода культурологии на «рельсы» метанауки. Рассмотрены общие подходы к определению «метанаука», предыстория зарождения этого термина, его двойственность и системный этап развития метанауки. Проанализировано начало становления культурологии как науки и отношение к нему гуманитариев и представителей естественных наук. Показано, что Системная культурология способна исполнять роль Метанауки, включающей в предмет своего ведения все науки, а кроме того, религиоведение, сознание и информацию. Элементы (ипостаси) Системной культурологии как триединой системы: теоретическая, фундаментальная и прикладная культурологии могут рассматриваться как частные метанауки. Целью теоретической культурологии является исследование и наработки методологически выдержанных теорий (парадигм) культуры, увеличение их разнообразия. Кроме того, теоретическая культурология должна систематизировать парадигмы культуры и её функции, культурологические категории, понятия, закономерности, динамику и т.д.. Целью фундаментальной культурологии является обеспечение выживания (спасение) человечества, функции семантического фильтра по отношению к наработкам теоретической культурологии на предмет целостности и обеспечения выживания, а также постановка задач для прикладной культурологии. Целью прикладной культурологии является усложнение своей внутренней структуры путем рефлексии (в широком понимании: как надстраивание управляющими системами) и «окультуривание» (культурологизация) отраслевых наук (видов деятельности). Проанализирована прикладная культурология как синтез культурологии и направлений (видов) деятельности.
Философия и культура, 2012-6
Корень Р.В. - Догмат Пресвятой Троицы, философско богословские способы его познания и их следствия
Аннотация: Аннотация В работе приводится философско-богословское познание основополагающего догмата Пресвятой Троицы. Показано, что использование методологии философии позволяет расши-рить границы познания и повысить его достоверность. Последнее позволяет произвести анализ достаточности источников оснований Православного Догматического богословия. Показано, что наличие двух источников оснований: Священного Писания и Апостоль-ского Священного Предания противоречит основополагающему Догмату Пресвятой Троицы. Источников оснований Догматического богословия должно быть три. Используя методо-логию принципа дополнительности, показано, что третьим источником оснований должна быть прямая речь (Слово) Иисуса Христа при его земной жизни. В качестве такого третьего источника могут быть использованы Нагорная проповедь и Евангелие от Фомы.
Политика и Общество, 2012-5
Корень Р.В. - Соборность и глобализм: сравнительный богословско-культурологический анализ
Аннотация: Аннотация Цель статьи показать в различных ракурсах разницу между соборностью и глобализмом, которую многие гуманитарии, политики и общественные деятели не всегда различают. Автор одновременно использует и богословский, и культурологический подходы к познанию проблемы, что расширяет доказательную базу и создает дидактичес-кий эффект как для воцерквленных, так и для светских людей. В онтологическом смысле соборность является более высоким принципом единства, порождаемого идеальным началом. Глобалистика является средством объединения, исходящего от материального начала. Различной онтологией определяются и различные связи в рассматриваемых системах. В глобалистике действуют лишь механическая и органическая системность (связи). Соборность порождает наивысшую органическую иерархическую системность. При этом в глобалистике духовные связи сведены к минимуму и преобладают материальные связи. Но основное отличие заключается в том, что объединительный момент соборности – это инструмент Бога, а объединительный момент глобалистики может являться инструментом «князя мира сего».
Политика и Общество, 2012-5
Корень Р.В. - Триединая пассионарно-этническая структура общества как предмет ведения социологии и социальной философии
Аннотация: Аннотация В работе показано, что социология, а за ней и социальная философия являются производными западноевропейской христианской цивилизации и поэтому восприняли от неё черты рационализма, социоцентризма и классовой структуры общества. В содержании многих докладов на Третьем Российском философском конгрессе (2002) показана некорректность социоцентризма и связанной с ним манипуляцию сознанием, а также звучал призыв к этноцентризму. На основании теории этногенеза, разработанной Л. Н. Гумилевым, автор обосновывает триединую пассионарно-этническую структуру общества, которая, по мнению автора, должна стать основным предметом ведения социологии и социальной философии. Часть вопросов, которыми занимается социология, должны перейти к фундаментальной культурологии.
Политика и Общество, 2012-5
Корень Р.В. - Общество в поисках смысла
Аннотация: Аннотация Авторы, взяв за основу работу В. Франкла «Человек в поисках смысла», анализиру-ют проблему в ракурсе общества и государства. С появлением государств на Земле создана цивилизация насилия и страха, что привело к нравственному кризису человечест-ва. Как рождение задаёт начальные условия задачи по имени «жизнь», так и смерть задаёт конечные условия этой задачи. И отсюда, из конечности существования, вытекает ответственность за свою прожитую жизнь. Поиск же смысла приводит человека к встрече со всей Вселенной, ибо смысл принадлежит ей. Приводятся мероприятия индивидуальных практик, нацеленных на поиск и утверждение смысла существования, но это условия необходимые, но недостаточные. Известно, что внешняя среда оказывает доминантное влияние на формирование сознания. Поэтому стержнем смысла государственной политики и бюджетов по отношению к индивиду должен стать приоритет культуры, науки и образования, как на том настаивал покойный академик Д. С. Лихачев.
Политика и Общество, 2012-2
Корень Р.В. - Эниологический этап отражения культуры, его признаки и следствия.
Аннотация: Аннотация В работе утверждается наступление эниологического этапа культуры, отражаемого созидательными (системообразующими) и управляющими факторами. На фоне персоналий творцов отдельных признаков, приводятся факты и события наращивания культурой эниологических признаков, сопровождаемых системной логикой, новой мировоззренческой парадигмой, усовершенствованием методологии познания и услож-нением культурологии за счет разработки автором Фундаментальной культурологии как науки выживания и Системной культурологии как Метанауки. Качественные изменения содержания отражений культуры диалектически требуют семантических и структурных изменений в социально-экономической, правовой и инновацион-ной сферах жизни общества. Они представлены как следствия нового этапа культуры. Указаны «болевые точки» несоответствия требованиям нового этапа отражения культуры. Вносится предложение целенаправленного обсуждения методологических, семантических и практических вопросов вхождения в новый этап культуры посредством подготовки и проведения Четвертого Российского культурологического конгресса 2012 года под девизом: «От развлекательной культуры – к культуре созидательной и управляющей».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.