по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Бабин Борис Владимирович
Социодинамика, 2014-9
Бабин Б.В. - Свобода самоосознания народов как фактор современного права c. 15-43

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.9.13343

Аннотация: В статье рассмотрена специфика этнического самоосознания в контексте проблемы субъектности народов в современном праве. Вопросы коллективного сознания исследуются в юридических науках крайне ограниченно; в то же время проблематика коллективных субъектов, как носителей прав и обязанностей, ставит вопрос о правовых механизмах реализации таких прав и обязанностей. Данная реализация в формате коллективных действий либо бездействий обусловливает необходимость исследования ее субъективной составляющей, а именно – осознания коллективным носителем прав и обязанностей своей общей и единой субъектности, отражения в таком сознании коллективных мер реализации и защиты коллективных прав, имеющих правовое значение. Кроме того, осознание субъектности часто является в праве необходимым признаком таковой субъектности. Указанное подтверждает, что проблема коллективного сознания, в частности, в контексте коллективного самоосознания, становится актуальной; среди прочего, это важно при определении правового статуса народов. В свою очередь, исследование самоосознания народов, как фактора их правовой субъектности, (являющееся целью этой статьи) нуждается в анализе соответствующей научной доктрины в сферах психологии, социологии и этнологии, в использовании философских наработок, учитывающих развитие общества в условиях второго модерна, в определении специфики текущей национальной и международной нормативной базы, отразившей аспекты правосубъектности народов и ее субъективных составляющих. В статье использованы сравнительный, формально-юридический, герменевтический методы, автор исследовал позиции современных исследователей, нормы международных договоров, резолюций международных организаций, нормы национальных законодательств Обоснована перспектива постепенного признания свободы самоосознания народов мировым сообществом. Показана роль этнического самоосознания в качестве необходимого признаком народа, как субъекта международных и национальных правоотношений. Доказано, что право народа на самоосознание (свобода самоосознания народа) является первичным коллективным естественным правом, поскольку его реализация предшествует возникновению у народа всех прав, в частности, и права на самоопределение. Указано, что свобода самоосознания является ключевой в естественно-правовом понимании характера института народов, как этносов, участвующих в политике. Ее ограничение в условиях стремлений государств самостоятельно определять, какие социальные группы являются народами, а какие - нет, нивелирует все признанные права народов, такие как право на самоопределение, право на сопротивление, право на развитие, право на мир и др. Этническое самоосознание является ключевым субъективным критерием квалификации этнической группы как народа, при условии наличия таких объективных признаков, как культурная и языковая идентичность и общность в длительном периоде истории развития группы.
Международное право, 2014-3
Бабин Б.В. - International Legal Grounds for Access to Justice for Indigenous Peoples in Crimea c. 1-31

DOI:
10.7256/2306-9899.2014.3.12550

Аннотация: Article researches the situation, connected with providing the access to justice for indigenous peoples that have the historic native land in the Crimea. Politic and legal processes that let this problem to become actual in conditions of interstate conflict are watched at. Legal and organizational mechanisms of realizing the individual and collective rights of indigenous peoples in Crimea are determined at. The positions of interested states are compared at, grounds of international organizations’ and global structures’ approaches are lighted in. Components of right of indigenous peoples on justice are detailed; their realization for indigenous peoples of Crimea becomes too actual now. Author uses the formal legal, comparative and hermeneutic approaches for analysis the normative basis in a complex; political science, sociologic and statistic methods are used also. Problem of access for indigenous peoples to justice in conditions of the interstate conflict in researched in a world practice in first time. Author develops the propositions addressed to UN connecting to the providing of the right of indigenous peoples to justice in the Crimea. He proved the duty of the international monitoring of those processes. Role of the UN Declaration on the Rights of Indigenous Peoples is determined; the duty for both states to implement it for providing access to justice in Crimea is proved at. Materials of article were used by author in his report to the UN Expert Mechanisms on the Rights of Indigenous Peoples on its 7th session, 2014.
Юридические исследования, 2013-10
Бабин Б.В. - Право собственности народов: международное и национальное измерения c. 12-34

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.10.9469

Аннотация: Целью статьи является установление содержания права собственности народов и разработка механизмов совершенствования соответствующих международных и национальных правовых механизмов. Основной задачей для ее достижения определен критический и сравнительный анализ соответствующей правовой базы, а также доктринальных наработок. Доказывается, что международное право признает возможность права собственности народов, как коллективного публичного права, имеющего и публичные, и частноправовые механизмы реализации, однако критериев разграничения государственной (а также иной публичной) и народной собственности не содержит. Такое право признается на уровне национальным правовых систем в формате политико-идеологических деклараций, поскольку слабо корелирует с общепринятой в государствах моделью распределения публичной (государственной) и частной собственности. Понимание нарушения природных прав народов путем огосударствления всех публичных ресурсов приводит к поиску правотворцем разнообразных компромиссных форм, практическая эффективность большинства из них является сомнительной. По мнению автора собственность народа должна распространятся на все публичные ресурсы, не имеющие индивидуально установленного собственника или выгодоприобретателя и представляющие значение для реализации иных коллективных прав народов. Обосновывается, что реализация права народа на владение, пользование и распоряжение такой собственностью должно осуществляться им непосредственно; публичные власти правомочны лишь создавать механизмы такой реализации, не становясь выгодоприобретателями. Утверждается, что публичная власть не может обращать собственность народа в государственную, муниципальную либо частную без надлежащего волеизъявления и эффективных компенсаций; народ не разделяет своей собственностью риски частного хозяйствования и властной деятельности, в том числе внешнюю задолженность государства.
Юридические исследования, 2013-8
Бабин Б.В. - Предпосылки признания права на самоосознание современным международным правом c. 1-25

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.8.9327

Аннотация: В статье рассмотрена специфика этнического самоосознания в контексте проблемы субъектности народов в современном праве. Обоснована перспектива постепенного признания свободы самоосознания народов мировым сообществом. Доказано, что право народа на самоосознание (свобода самоосознания народа) является первичным коллективным естественным правом, поскольку его реализация предшествует возникновению у народа всех прав, в частности, и права на самоопределение. Доказано, что свобода самоосознания является ключевой в естественно-правовом понимании характера института народов: ее ограничение в условиях стремлений государств самостоятельно определять, какие социальные группы являются народами, а какие - нет, нивелирует все признанные права народов, такие как права собственности, право на сопротивление, право на мир и др. Учитывая естественный характер фактора самоосознания народов, автор ожидает постепенного признания такой свободы мировым сообществом.Показано, что реализация свободы самоосознания свидетельствует о возникновении (существовании) субъекта международных правоотношений: народа (в т.ч. коренного народа), который в дальнейшем может реализовывать признанные в международном праве свободы (право на развитие, на самоопределение и т.д.)
Юридические исследования, 2013-7
Бабин Б.В. - Правовое обеспечение обращения с китообразными в Украине c. 41-55

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.7.8895

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы правового регулирования порядка эксплуатации в Украине морских млекопитающих. На примере китообразных показано применение и взаимодействие международных природоохранных актов и национального законодательства, ведомственных актов по данной проблематике. Доказано, что задачи природоохранного и хозяйственно-правового регулирования в данной сфере корректируются в рамках принципа гуманизации отношения к животным. Показано противоречивое значение Правил и норм содержания дельфинов в условиях неволи, принятых в 2012 г. приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины.Показано, что правовое реагирование на развитие дельфинариев в Украине обусловлено рядом факторов. Указано, что, учитывая коммерческий успех дельфинариев, вряд ли следует ожидать в Украине в ближайшее время запрет либо существенное ограничение их деятельности, вытекающие из необходимости обеспечить дельфинам комфортные условия пребывания. Доказано, что перспективы практической имплементации Правил и норм содержания дельфинов в условиях неволи 2012 г. до 2015 г. неоднозначны, учитывая фактическую бесконтрольность деятельности дельфинариев и развития их сети в Украине до принятия этих правил. Таковые Правила формально не нарушают нормы Соглашения о сохранении китообразных Черного моря, Средиземного моря и Атлантического океана 1996 г., но противоречат его требованиям в их целостном комплексе, поскольку легализуют коммерческую деятельность дельфинариев и способствуют росту коммерческого спроса на их вылов.
Международное право, 2013-3
Бабин Б.В. - Programmatic Regulation in the Modern International Law c. 1-35

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.3.9302

Аннотация: Article is devoted to the theoretical and practical problems of the phenomenon of the program regulation of the international relations. There proved that the application of the programmatic regulation of international legal relationships became one of the distinguishing features in formation of modern international law. The specialties of the phenomenology of the international legal programming in the historical, axiological and ontological aspects are analyzed. The international programs are looked in a context of the form of controlling norms, in particular, within the framework of bilateral intergovernmental legal relationships, external and internal organizational-legal activity of international organizations of the global and regional measuring; so with distinguishing the regalement acts in the field of the international legal programming. There are investigated the aspects of evolution of the use of programmatic acts, as regulators of international relations, general normative peculiarities of programmatic regulation, specific nature of such international regulation in the conditions of sustainable development and modernization. Also the question of preconditions of input of programmatic regulation in the international law, in the context of problem of sources and forms of international law and program character of international legal norms is looked at. The specifications of the program potential of the international legal relations in the frames of the current international legal doctrine are distinguished at. There is proved that the practice of the international programming can be recognized as supernational in fact it touches upon both aspects of intergovernmental collaboration and questions of actions of internal actors of the states within the framework of their national jurisdiction. A general conclusion is made that the programmatic regulation became important component part of the international legal regulation today. That’s why a thesis about the international programs, as the special source of international law, though requires an additional discussion, but is considered by the author productive enough and perspective.
Международное право, 2013-2
Бабин Б.В. - Право на развитие как глобальное право: международное и национальные измерения c. 67-84

DOI:
10.7256/2306-9899.2013.2.5108

Аннотация: В статье проанализированы категории развития, права на развитие и устойчивого развития в контексте международных отношений. Сравнение соответствующих категорий с международными программными актами и регуляторами позволило утверждать о связанности данных феноменов. В статье указано на регулятивную поддержку развития, устойчивого развития и права на развитие в международных договорах, декларативных и программных актах ООН. Подчеркнуто, что право на развитие является составной частью как прав человека, так и прав народов, что это право нуждается в коллективном носителе (субъекте). Доказано, что народы, участвующее в международных отношениях (как и коренные народы) являются носителями права на развитие. Указано, что реализация прав на развитие и на устойчивое развитие требует не только международного сотрудничества, но и имплементации международных программных регуляторов в национальные правовые системы. Признано, что возложение ответственности за реализацию права на развитие на государства обуславливает потребность в программном регулировании устойчивого развития в международном праве и в конституционном формате, показаны недостатки такой практики.
Международное право, 2012-1
Бабин Б.В. - Программное регулирование в современном международном праве: теоретические проблемы и практический опыт c. 36-75
Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы статуса международных правовых программ в современном международном праве. С помощью исторических, компаративистских, формально-юридических методов, с использованием концепции программного регулирования разрешен ряд теоретических проблем международного права. Исследована эволюция использования программных актов, как регуляторов международных отношений, общие нормативные особенности программного регулирования, его специфика в условиях развития и модернизации. Внедрение программного регулирования в международное право изучено в контексте проблемы источников и форм международного права и программности международно-правовых норм. Исследованы особенности многосторонних межгосударственных программ и двусторонних межгосударственных, межправительственных и межведомственных программ; специфика программного регулирования в деятельности международных организаций. Выдвинут тезис о международных программах, как специальном источнике современного международного публичного права. Выводы статьи могут использоваться для развития международно-правовой доктрины и практики международного правотворчества и правоприменения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"