Мочкин А.Н. —
Миф и политика в "Рождении трагедии" Ф.Ницше
// Философия и культура. – 2015. – № 7.
– С. 1017 - 1027.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.7.13068
Читать статью
Аннотация: В статье Миф и политика «Рождение трагедии из духа музыки» Ф.Ницше анализируется комплексный подход, предпринятый философом в качестве ответной меры на небывалый до того феномен Парижской коммуны, историческим свидетелем которого стал Ф.Ницше.
В творчестве Ф.Ницше «Рождение трагедии» занимает уникальное место, поскольку это не только первый манифест нового философского направления «философии жизни», предпринятый философом, но и новый подход для понимания древнегреческого наследия со времен веймарского классицизма, новое прочтение ценности и роли искусства в жизни греков, так называемое «эстетическое охранение», новое «прочтение» шопенгауэровского пессимизма в духе создаваемой Ф.Ницше философии жизни. И, самое главное, – попытка решения проблем современного философу социального развития, оценка социальной справедливости и роли и значения в этой оценке рационалистических, просвещенческих схем решения, которым противопоставлена традиционалистская форма прочтения самой этой социальной справедливости, как она представлена в древности, в образах мифа, в частности как личная социальная справедливость такого противоречивого мифического образа, как Эдип или близко стоящий к нам принц Гамлет.
В статье отмечается также, что «Рождение трагедии» является единственным целостным, тематически единым, законченным эссе философа, содержащим в себе всю дальнейшую гамму философских исканий и озарений Ф.Ницше. В этой работе с неприкрытой ясностью и четкостью оценок вы ражена социально-политическая позиция философа, его традиционалистски-консервативный взгляд на социальную действительность 80-х годов XIX века в Германии.
Впервые античный миф и современная философу политика были сведены им в некий, пусть еще романтический, симбиоз политической мифологии и мифологической политики, полностью противостоящей реалиям грюндерства, охватившего Германию после много миллиардных репараций от поверженной Франции после Франко-Прусской войны 1871 года.
Abstract: In his article Myth and Politics in the Birth of Tragedy by Friedrich Nietzche Mochkin analyzes the integrative approach to studying the unprecedented phenomenon of the Paris Commune Friedrich Nietzche witnessed himself. The Birth of Tragedy is a very important work in Friedrich Nietzche's creative legacy because it does not only present the new philosophical teaching of the philosophy of life but also offers a new approach to understanding the classical Greek heritage since the times of the Weimar classicism, new interpretation of the value and role of art in the life of Greeks, so called 'aesthetic preservation', new interpretation of Schopenhauer pessimism in terms of Friedrich Nietzche's philosophy of life and, most importantly, attempt to solve the problems of the social development, assessment of social justice and the role and meaning of Enlightenment rationalistic solutions opposed to the traditional interpretation of social justice as it is presented in myths of the ancient times, in particular, personal social justice of a very contradictory mythological image of Oedipus or the prince Hamlet. In his research Mochkin also underlines that the Birth of Tragedy is the only holistic, devoted to one topic and complete essay of the philosopher which nevertheless presents all the proceeding scope of Nietzche's philosophical searches and insights. This is the work in which the philosopher shares his social and political attitudes and his conservative views on German social reality of the 80th of the XIXth century. For the first time he viewed ancient myth and politics as the symbiosis of political mythology and mythological politics completely opposing to Gründerzeit that was spread all over Germany as a result of multi-billion reparations from conquered France after Franco-Prussian War of 1871.
Мочкин А.Н. —
Ф. Ницше о времени и вечности
// Философия и культура. – 2015. – № 1.
– С. 56 - 66.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.1.12149
Читать статью
Аннотация: В статье анализируется попытка Ф.Ницше создания теории «вечного возвращения того же самого», этой «позитивной», по мнению философа, концепции, направленной против господствующих в XIX веке теорий либерального и социалистического развития общества – теорий грядущего, так называемого прогрессивного развития. Являясь своего рода антиутопией, консервативно-традиционалистской формой ответа на вызов времени, концепция «вечного возвращения того же самого» воспринималась философом как «дар», «пророчество» и стала центральной для позднего периода философии Ф.Ницше.
Эзотерическая, принципиально не верифицируемая, не демонстрируемая концепция – миф «вечного возвращения того же самого – имеет два уровня: онтологический, космологический, физикализированный, так и оставшийся в подготовительных материалах, и социально-политический, экзистенциальный уровень, представленный в прижизненных изданиях философа: «Так говорил Заратустра» (1883) и «По ту сторону добра и зла» (1886). Не допуская в своем становлении ни новизны, ни развития, концепция «вечного возвращения того же самого», тем самым провозгласившая вечный «день сурка», тем не менее, противостоит, по крайней мере, в качестве «мыслительного эксперимента», основным морально-этическим ценностям современной философу европейской цивилизации, переинтерпретирует и перефразирует кантовский категорический императив в экзистенциальный закон нового, моделируемого философом, общества грядущей «Великой политики», теории «сверхчеловека», «переоценки ценностей», «нигилизма» и «воли к власти».
Теория-миф «вечного возвращения того же самого» имела успех в кризисные годы консервативной революции в германии 20-30-ых годов ХХ века, оказала влияние на общественность, мир художественной элиты своего времени.
Мочкин А.Н. —
Лабиринт нигилистической революции Ф.Ницше
// Философия и культура. – 2013. – № 6.
– С. 11 - 11.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.6.7652
Читать статью
Аннотация: Аннотация.
В статье впервые предпринимается попытка позитивной реконструкции нигилистической революции, намеченной Ф.Ницше в поздний период творчества (1882-1888г.г.).
Почти незамеченная в прижизненных изданиях философа теория нигилистической революции сохранилась в виде отдельных афоризмов, высказываний, замечаний, вошедших в так и оставшуюся незавершенной «Волю к власти». Вытекая из разрабатываемых в этот период философом «воли к власти» и «вечного возвращения того же самого», концепция нигилистической революции противостоит господствовавшим в XIX веке социально-демократическим теориям общественного развития, теориям социалистического и социал-дарвинистского толка.
Полностью отказываясь от исторического наследия просвещенчески-рационалистической философии XVII-XVIII веков, Ф.Ницше в своей теории нигилистической революции разрабатывает концепцию «переоценки ценностей», заменяя христианский нигилизм, социальную справедливость и христианское воздаяние на концепции «Великой политики» и новой социальной антропологии – теорию «сверхчеловека».
В процессе формулирования идей нигилистической революции философ вырабатывает новый тип мышления, полностью разрывая с господствующим рационалистическим способом освоения социальной действительности, выдвигает новый тип мышления, названный им «Божественным образом мысли». Реализуя просвещенческий, рационалистический лозунг самостоятельного мышления Sapere audi, отмеченный в свое время И.Кантом, Ф.Ницше доводит до «логического конца» многие социал-реформаторские идеи, показывая крайние выводы из либерального утопизма XIX века.
Философ формулирует многие идеи, своеобразно предвосхищающие будущий тоталитарно-кастовый режим государств ХХ века, предсказывает будущую глобальную политическую деятельность ожидаемых им «господ Земли» и методы и способы будущего политического устройства.
В процессе формирования теории нигилистической революции Ф.Ницше ставит вопрос о «социальной цене», ressentiment’е будущего социального развития, о методах социального развития человечества в целом, о целях самого этого развития, о месте собственной философии в этом развитии.
Мочкин А.Н. —
Мартин Хайдеггер в поисках метафизики Ф.Ницше
// Философия и культура. – 2012. – № 8.
DOI: 10.7256/2454-0757.2012.8.6519
Читать статью
Аннотация: Статья "Мартин Хайдеггер в поисках метафизики Ф.Ницше" является попыткой анализа интерпретации философии Ницше в свете метафизики. В статье анализируется крупнейшая в ХХ веке попытка историко-философской мистификации философии Ф.Ницше, предпринятая М.Хайдеггером в его поисках так называемой "метафизики".
В статье проводится сравнительный анализ патохарактерологического рассмотрения философского наследия Ф.Ницше глазами крупнейшего психиатра и философа ХХ века К. Ясперса и онтолого- метафизический анализ М.Хайдеггера. Отмечаются специфические позиции К. Ясперса и М. Хайдеггера по отношению к господствующим интерпретациям, выходящим из Архива Ницше - О.Шпенглера и Э.Юнгера. Отвергая экзистенциалистское и вульгарно-социологическое прочтение философии Ф.Ницше, М.Хайдеггер стремится рассматривать философию Ф.Ницше как завершение двухтысячелетнего развития метафизики. Мартин Хайдеггер пытается выстроить метафизику Ф.Ницше по аналогии с досокраитическими античными философиями.
В статье сделана попытка описать аутентичного Ф.Ницше, его философии, сливающейся с мифрологией, в которой категории метафизики сливаются, переходят в мифологические понятия6 новая антропология становится мифом о "сверхчеловеке", "великая политика2 является эпифанией Диониса.