по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Никонов Сергей Борисович
Litera, 2024-5
Никонов С.Б., Е Ю., Байчик А.В., Лабуш Н.С. - Постгуманистическая трансформация субъекта в "виртуальном личном присутствии" на онтологическом уровне c. 70-78

DOI:
10.25136/2409-8698.2024.5.70690

Аннотация: Актуальность данного исследования обусловлена растущей коммерциализацией и интеграцией технологии «виртуальной реальности» (VR) в повседневную жизнь и науку, требующей осмысления её влияния на опыт пользователя и конструкцию человеческой субъектности, а также потенциала модификации человеческого взаимодействия с окружающим миром. Ученые обсуждают потенциальные возможности VR и выражают потребность в том, чтобы она как можно скорее открыла перед человечеством двери в новую эпоху. В этом контексте критический анализ и философская рефлексия по поводу развития техники виртуальной реальности и возможного влияния на жизнь человека становятся крайне актуальными и злободневными. Предмет исследования - содержание и трансформация субъекта реальности в виртуальном пространстве посредством медиатизации. Объектом исследования является виртуальная реальность. В основу работы положен метод деконструкции основаный на принципах, толкования прочитанного без искажения смысла. С его помощью были отобраны наиболее существенные и подходящие фрагменты для научного понимания и исследования феномена. В результате исследования обнаружено, что в процессе интеракции со средой виртуальной реальности человек как субъект уже не является изолированной субстанцией, а выражает свое существование посредством информатизации. Концепция «виртуального личного присутствия» предоставляет человеку рамки для онтологического расширения в виртуальном измерении, поэтому деятельность виртуальной реальности на субъектное конструирование человека оказывает глубокое влияние, характеризуемое постгуманистическими особенностями. Наряду с этим, такое влияние на уровне онтологии, главным образом, проявляется в виртуализации и информатизации субъекта. Виртуализация субъекта не только показывает расширение субъектности в виртуальном измерении, но и выражает, что она всегда сохраняет постоянно меняющийся, пластичный потенциал; информатизация субъекта подразумевает, что в деятельности виртуальной реальности субъект представляет своё существование в виде конкретной информационной структуры.
Litera, 2024-4
Вострикова А.О., Никонов С.Б., Шафир Т.В., Байчик А.В. - Трансформация медиасистемы Афганистана в условиях становления государственности c. 16-30

DOI:
10.25136/2409-8698.2024.4.70290

Аннотация: Объектом исследования являются СМИ Афганистана. Предметом исследования является генезис методов регулирования медиасистемы Афганистана. В статье особое внимание уделяется формированию медиасистемы современного периода, который авторы определяют с конца 2021 года. С начала XX века медиасистема Афганистана формировалась под влиянием Международных сил содействия безопасности (ISAF, действовал в соответствии с резолюцией № 1386[39] Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года) и желанием создать либерально-демократическое государство в понимании руководства ISAF. Свобода слова, выражения мнений и СМИ, которые были достигнуты в этот период, с августа 2021 года находится под контролем временного правительства Афганистана. В данной статье определяется, к каким методам прибегает действующая власть Афганистана для регулирования медиасистемы. Основным методом исследования является контент анализ документов и информации о практике правоприменения, соблюдения действующего законодательства. Естественно, он не мог быть осуществлён в отрыве от метода систематизации информации - исследования информационных объектов. Впервые в научной литературе представлено эмпирическое исследование представляющее важный материал по истории медиасистемы Афганистана, её современному состоянию, анализу изменений законодательства. Исследование представляется значимым и расширяющим знание о СМИ этого региона. Медиасистема Афганистана в течение 20 лет формировалась под влиянием международной коалиции во главе с США, которые пытались создать либерально-демократическое государство. Она была основана на компромиссе западных «демократических» и исламских ценностей, более плюралистическая и свободная, чем до и после этого периода. В августе 2021 года к власти пришла другая политическая сила, формирующая государство на других принципах, которая стала осуществлять контроль над всеми сферами, в том числе и медийной, взяв за основу нормы шариата. Одним из выводов исследования стало укрепление новой политической властью традиционной идентичности государства, «расшатанной» западными реформами. После прихода к власти временное правительство Афганистана отменило Конституцию 2004 года и Закон о СМИ 2009 года. Закон о доступе к информации 2019 года не был официально отменен, но при этом в стране он не соблюдается. Таким образом, в стране началась трансформация медиасистемы государства.
Litera, 2024-2
Олейников С.В., Граневский В.В., Никонов С.Б. - Угроза интеллектуального декаданса в контексте деактуализации формальной логики c. 130-139

DOI:
10.25136/2409-8698.2024.2.69827

Аннотация: Предметом настоящего исследования является формальная логика в структуре высшего профессионального образования. Цель исследования заключается в анализе проблемы снижения объемов и качества преподавания формальной логики в рамках высшего профессионального обучения, особенно журналистского направления. Предпринята попытка анализа роли и значения формальной логики в структуре медийного знания от диахронии к синхронии. Показано, что формальная логика в исторической ретроспективе подвергалась определенным гонениям и притеснениям, что негативно сказывалось на уровне критического мышления выпускников вузов, их умении анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, отстаивать свои убеждения. Решение указанных проблем авторы видят в повышении статуса и социальной значимости дисциплины «формальная логика» на всех уровнях образования.    К числу основных методов, используемых в настоящем исследовании, следует отнести, сравнительно-исторический и диалектический, которые позволили рассмотреть роль и значение формальной логики в различные исторические периоды с акцентом на специфичность той или иной социально-политической ситуации, а также выявить причинно-следственные связи периодического вытеснения формальной логики из образовательного процесса. Высшая школа всегда была и остается источником получения тех знаний, благодаря которым интеллектуальный уровень личности не только увеличивается в разы, но и помогает стать успешным в профессиональной деятельности. Во многом успешность обучения в вузе и профессиональной деятельности зависит от уровня развития логического мышления студентов, которое заключается в осознанном применении логических операций (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация и др.) и логических форм мышления (понятие, суждение, умозаключение) в соответствии с законами логики и в построении мыслительных действий, учитывающих эти законы. Развитие логического мышления в процессе обучения предполагает выработку у обучающихся по образовательным программам «Журналистика» следующих умений: осуществлять интерпретацию различных видов понятий, грамотно использовать ситуативные слова (понятия), четко понимать суть второй формы логического мышления – суждения, владеть логикой доказательства и опровержения во избежание затруднений при моделировании мыслительного эксперимента, оперировании гипотезами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.