по

 

 

Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мордас Екатерина Сергеевна
Психолог, 2020-4
Мордас Е.С., Иванова И.Н. - Отношения мать-дочь у женщин, страдающих психогенным бесплодием: психолого-психоаналитический взгляд c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.4.33161

Аннотация: Предметом исследования является отношения мать-дочь и образ матери у женщин с психогенным бесплодием. Объект исследования - детско-родительские отношения в женском развитии. Существует небольшой пласт исследований, в которых косвенно подтверждается наличие взаимосвязи между нарушенным стилем взаимоотношений женщины с матерью в детстве и возникновением психогенного бесплодия. Как правило, у женщин с психогенным бесплодием выявляются конфликтные, амбивалентные и неустойчивые отношения с матерью в детстве, в особенности в период пубертата. Зачастую образ матери, подсознательно запечатленный в психике женщины, оказывает влияние на ее отношение к материнству, даже если этот образ не имеет ничего общего с реальными взаимоотношениями в диаде. В настоящем исследовании представлен аспект конфликтности, агрессивности в отношениях мать-дочь у женщин с психогенным бесплодием.      Новизна исследования: сформулирована теоретическая модель развития (психогенез) отношений мать-дочь у женщин, страдающих психогенным бесплодием в психоаналитическом подходе. Где одним из элементов модели выступают враждебные, конфликтные отношения мать-дочь у женщин с психогенным бесплодием. Результаты исследования показали: женщины с психогенным бесплодием считают своих матерей отвергающими и менее принимающими, чем женщины без данного расстройства. Воспринимают мать как недостаточно эмоциональную, не слишком проявляющую заботу и любовь. Считают, что в детстве матери проявляли по отношению к ним враждебность и агрессию. Женщины с психогенным бесплодием чаще ощущают дефицит материнского внимания, чем женщины без данного расстройства. Для женщин с психогенным бесплодием характерен избегающий и тревожно-амбивалентный тип привязанности к матери и чаще склонны рассматривать материнское непринятие/отвержение как несправедливое жизненное обстоятельство.
Психология и Психотехника, 2020-3
Мордас Е.С., Берсенева Я.В. - Личностные особенности женщин с психогенным бесплодием (на различных уровнях организации индивидуальности) c. 69-83

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.30428

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются результаты исследования личностных особенностей женщин, страдающих психогенным бесплодием (на различных уровнях организации индивидуальности: телесном, аффективном и поведенческом). Предполагается,что все уровни организации индивидуальности взаимосвязаны,что позволяет увидеть целостную картину личности исследуемых женщин.Цель исследования: исследование личностных особенностей женщин, имеющих нарушения в репродуктивной сфере на телесном, личностном и социальном уровнях организации индивидуальности.Предмет исследования: психологические особенности, копинг-стратегии и психологические защиты женщин, имеющих нарушения репродуктивной системы на различных уровнях организации индивидуальности. Методы исследования: эмпирические методы: тестирование; количественные методы (построение диаграмм); статистические методы (корреляционный анализ, вычисление значимости различий между значениями экспериментальной и контрольной групп); качественные методы (обобщение, систематизация, сравнение). Новизна: исследованы личностные особенности женщин, имеющих нарушения в репродуктивной сфере на различных уровнях организации индивидуальности.Выводы: Для женщин страдающих психогенным бесплодием (по сравнению с женщинами без данного расстройства) характерны следующие личностные особенности на различных уровнях организации индивидуальности: 1. На телесном уровне: искаженное восприятие собственного тела, неудовлетворенность собственным телом. 2. На личностном (аффективном уровне): высокий уровень тревожности, как реактивной, так и личностной; алекситимия; ригидность; склонность к депрессивным расстройствам. 3. На социальном (поведенческом уровне): сталкиваясь с трудными жизненными ситуациями, женщины, имеющие нарушения репродуктивной сферы не способны взять на себя ответственность, часто прибегают к таким механизмам защиты, как отрицание, избегание, регрессия и проекция.
Психология и Психотехника, 2019-1
Мордас Е.С., Самараковская И.П. - Подавленная женственность и бессознательные процессы на примере поэмы Ф. Шиллера «Орлеанская дева» c. 44-69

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.25497

Аннотация: Цель исследования - психоаналитический анализ феномена подавленной женственности героини произведения Ф. Шиллера «Орлеанская дева».Объект исследования: феноменология, структура и становление женственности.Предмет исследования: особенности и специфика подавленной женственность у героини поэмы Ф. Шиллера «Орлеанская дева».В статье представлено психоаналитическое исследование подавленной женственности на примере поэмы Ф. Шиллер «Орлеанская дева».Методология исследования: 1) Классическая теория влечений и психосексуального развития З. Фрейда; 2) Психоаналитические теории женского развития (М. Кляйн, Х. Дойч, Ф. Дольто, М. Бонапарт, Н. Чодороу, Р. Тайсон, Ф. Тайсон), раскрывающие психоаналитический подход к особенностям структуры строения интрапсихических феноменов у женщин и особенностей роли объектных отношений в этом процессе; 3) Психоаналитические работы по женской психологии (К. Хорни, К. Абрахам, Ш. Радо, Ж. Шассге-Смиржель, Д. Пайнз, Д. МакДугалл и др.), которые были использовали при анализе и последующей интерпретации феноменов; 4) Психоаналитический и аналитические подходы к анализу художественных произведений А.Ш. Тхостов [47], Н. Эйниш, К. Эльячефф и др. с целью выявления особенностей и характеристик в прикладном психоаналитическом анализе. Научная новизна: комплексно исследовано и систематизировано содержание теорий и концепций психоаналитического подхода к изучению проблем женского развития. Показана возможность прикладного применения психоаналитических теорий к анализу литературного произведения.Выделены критерии (феномены) подавленной женственности: комплекс маскулинности, сложности в сексуальной сфере, нарушенный образ тела, негативный Эдипов комплекс, патогенные объектные отношения.
Психолог, 2018-5
Мордас Е.С., Михалева Н.В. - Психоаналитическое исследование особенностей психического развития детей с расстройствами аутистического спектра: исторический аспект c. 66-89

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27416

Аннотация: Предмет исследования: психическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра в историческом и клиническом аспектах.При всем многообразии экспериментальных и теоретических положений по вопросам развития детей с расстройствами аутистического спектра, требуется более глубокое осмысление, дополнение и систематизация идей по данной проблеме в области психоанализа. В статье представлены психоаналитические идеи о природе и процессе формирования аутизма М. Малер, Ф. Тастин, Л. Эйзенберг (ранее не публиковавшиеся на русском языке). Идеи Л. Каннера, Э. Блейлера, Б. Бенда, К. Гольдстейна, Л. Бендера, Б.Беттельхейма, М. Мельцера, М. Кляйн, Д. Розенфельда, Д. Винникотта. Методы исследования: систематизация, анализ и обобщение. Научная новизна: системное отображение проблемы развития детей с расстройствами аутистического спектра с психоаналитической точки зрения. Выводы: 1. Аутизм как врожденное генетическое заболевание (Л. Каннер и Эйзенберг).2. Аутизм как состояние жизни, где доминирует чувственность и обеднение эмоционального контакта; экстремальная реакция на иллюзорную травму переживания телесного разделения (М. Малер, Ф. Тастин). 3. Аутизм представлен как опыт ужасной потери объекта; состояние психотической депрессии (Д. Винникотт).4. Аутистические расстройства как результат пережитой экстремальной ситуации, связаны с чувством невозможности влиять на окружающую среду (Б. Беттельхейм).5. Предпосылками для возникновения психогенного аутизма могут выступать глубокие аффективные нарушения отношений мать-дитя, зарождающиеся во внутриутробном периоде развития ребенка и вызванные враждебными наклонностями матери.
Психология и Психотехника, 2016-11
Мордас Е.С. - Зависть к беременности и фантазии о беременности у мужчин c. 898-905

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.11.22765

Аннотация: В работе представлен обзор некоторых психоаналитических идей, посвященных теме зависти мужчины к женщине (репродуктивным возможностям женщины), мужским фантазиям о беременности. З. Фрейд отмечал в контексте своей фаллоцентрической теории специфическое проявление зависти (у женщин), а именно зависть к пенису. Анализ зависти к пенису и женского кастрационного комплекса имеет важное значение для психоаналитической терапии женщин. К сожалению, не так много работ посвящено теме зависти мужчины к женскому полу и детородной функции, а также той роли, которую это чувство играет в развитии мужского характера и психопатологии. Несмотря на то, что разочарование мальчика в этом отношении столь же глубоко, как зависть к пенису у девочки. Чувство зависти беременности и деторождению, фантазии о беременности – значимый материал для понимания идентификации мужчины с женской фигурой и формирования мужской половой идентичности. Психоаналитический опыт показал доэдипальный период возникновения чувства зависти. Мальчик хочет быть всемогущим как мать, и иметь способность к деторождению. Это выражение гермафродитического желания и бисексуальности человека. Стадия анального эротизма позволяет мальчику фантазировать о беременности, не имея феминных наклонностей. Идентификация с матерью способствует тому, что мальчик обходит кастрационные переживания, сохраняет связь с матерью (то есть предупреждает разлуку). Посредством фантазий о беременности мальчик выражает желание стать ребенком; фантазия появляется в ситуации, когда необходимо проявить мужественность. Идентификация с матерью позволяет мальчику (мужчине) стать любимым для отца. Фантазии о беременности мужчины поддерживают идентификацию с женской фигурой и возможным источником которых (фантазий) является зависть к матери, способной к деторождению. Провоцирующие внешние обстоятельства (беременность жены, аналитика) приводят к потере психического равновесия мужчины, регрессии. Возникающее новое психическое равновесие зависит от структуры Эго и исходного конфликта и структуры личности. Беременность является одним из решающих периодов развития для мужчин и для женщин.Отдельно стоит отметить недостаточность клинического психоаналитического материала (психотерапевтической практики, в частности), посвященного психоанализу беременности, доступного русскоязычному читателю.
Психология и Психотехника, 2016-10
Мордас Е.С., Мульгинова О.П. - Вклад русских психоаналитиков в психологию развития ребенка c. 852-863

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.22158

Аннотация: В работе представлено обобщение опыта отечественных психоаналитиков начала XX века (на примере опыта детского дома-лаборатории «Международная солидарность» (1921-1925 гг.). Отечественный опыт психоаналитического исследования детей необходимо рассматривать как результат коллективного взаимодействия всех участников эксперимента. Наиболее яркими представителями детского психоанализа в России начала ХХ века были И.Д. Ермаков, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн и М.В. Вульф. Они впервые обратились к исследованиям внутреннего психического мира ребенка с позиции понимания глубинных внутренних процессов, которые зарождаются и протекают у ребенка в раннем возрасте. Рассматривали развитие активности ребенка в генетическом ключе, этапы и процесс эволюции и инволюции детского творчества в зависимости от возрастных особенностей ребенка. Выявили и обосновали культурное значение детских игр, исследовали их психические механизмы, разработали психоаналитическую теорию детской игры с позиции ее культурного значения в жизни ребенка. Представили психологическое исследование символической деятельности ребенка и концепцию знака в психике ребенка; исследовали интимную жизнь детей и психические механизмы ее протекания. Выявили этапы развития речи и мышления ребенка с точки зрения психоанализа, значение аутистической и социальной речи у детей; сформулировали рекомендации для педагогов и воспитателей относительно создания специальной среды, способствующей социализации ребенка. Методы исследования основываются на комплексном применении совокупности исследовательских средств, реализуемых в современной психологической науке и истории психологии. Основная роль в исследовании отведена: 1) методам анализа содержания научных источников; 2) историковедческому анализу; 3) библиографическому анализу; 4) историко-психологическому исследованию; 5) методу обобщения результатов. Новизна исследования заключается в обобщении и уточнении представлений о развитии детского психоанализа в России (на примере результатов исследования и идей первых русских психоаналитиков) как научно-практического направления оказания психологической помощи ребенку.Большинство работ, содержащих ряд принципиальных психоаналитических текстов, раскрывающих исследовательскую деятельность первых русских психоаналитиков, таких как И.Д. Ермакова, В.Ф. Шмидт, С.Н. Шпильрейн, М.В. Вульфа и других, до сих пор остаются неопубликованными. Достаточно обширное наследие требует глубокого, планомерного, систематического изучения с целью заполнения пробелов в отечественной истории психоаналитического движения и в осмыслении проблем воспитания.
Психолог, 2013-9
Мордас Е.С. - Эффекты депривации и особенность игры у младенцев детского дома c. 1-17

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.9.10654

Аннотация: Особенности развития детей в условиях депривации. Связь переживаний эмоционального дефицита и реакции на неодушевленные предметы. Игрушка как объект, демонстрирующий особенности интеллектуального, эмоционального, личностного развития. Стадии развития реакции на игрушку у детей, воспитывающихся в семье и детей из детского дома: ранние стадии (визуализация, осязание) и дифференцированное поведение. Трудности освоения взаимодействия с игрушкой у младенцев из детского дома. Связь депривационной ситуации развития и нарушение баланса комфорта-дискомфорта. Что дезорганизует Эго ребенка и способствует развитию регресса. Нехватка материнской заботы непосредственным образом связана с нарушением игровой деятельности младенцев детского дома. Теоретический анализ психоаналитических взглядов на проблему депривации Дж.Боулби, Р.Шпиц, А.Фрейд, С.Провенс, М.Малер и др. Объектные отношения играют центральную роль в развитии ребенка. Не принятие ребенка, отвержение, разлука (потеря) с матерью психологически рассматривается как травма, порождающее острое переживание горя, сохраняющееся в течение долгого периода времени. Сама ситуация потери может быть представлена как вмешательство в развитие ребенка. Вмешательство приводит к задержке развития, его искажению и дезинтегрирует в целом личность ребенка. Ребенок, перенесший психическую депривацию, попадает в группу риска детей с возможностью развития психических и соматических нарушений. Нехватка соответствующего баланса между переживаниями дискомфорта и комфорта препятствует установлению следов памяти объекта и его постоянного катексиса. Из-за недостаточного катексиса человеческого объекта, нарушается смещение к неодушевленным объектам, что выступает в качестве эффектов депривации, может наблюдаться в детской игре детей.
Психолог, 2013-3
Мордас Е.С. - Беременность и обретение женственности c. 164-185

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.646

Аннотация: Проблема обретения женственности может быть рассмотрена в контексте особого состояния женщины - беременность. Желание ребенка – часть развития женственности. Беременность представляет кульминацию желания, зародившегося в детстве. В статье представлены идеи известного психоаналитика Х. Дойч о репродуктивном развитии женщины и раскрыты переживания женщины в период беременности на основе взглядов Д. Кестенберг, Т. Бенедек, М. Бонапарт и других авторов. Беременность может быть представлена как определенная стадия развития женщины (сопровождающаяся регрессивными и прогрессивными тенденциями), достижение определенного социального статуса, новых объектных отношений и иного уровня гендерной идентичности; беременность как подтверждение женственности и функционирования тела. Каждый период во время беременности актуализирует новые переживания женщины, страхи и тревогу. Состояние женщины в период беременности может открыть путь для рассмотрения женской идентичности и предоставить возможность нового доступа к бессознательным конфликтам, желаниям и фантазиям.
Психология и Психотехника, 2012-10
Мордас Е.С. - Развитие репродуктивной функции и переживания женщины в период беременности
Аннотация: В статье представлены идеи известного психоаналитика Х. Дойч о репродуктивном развитии женщины и раскрыты переживания женщины в период беременности на основе взглядов Д. Кестенберг, Т. Бенедек, М. Бонапарт и других авторов. Беременность может быть представлена как определенная стадия развития женщины (сопровождающаяся регрессивными и прогрессивными тенденциями), достижение определенного социального статуса, новых объектных отношений и иного уровня гендерной идентичности; беременность как подтверждение женственности и функционирования тела. Состояние женщины в период беременности может открыть путь для рассмотрения женской идентичности и предоставить возможность нового доступа к бессознательным конфликтам, желаниям и фантазиям.
Психология и Психотехника, 2012-9
Мордас Е.С. - Вклад в раннюю историю развития женщин, страдающих психологическим бесплодием
Аннотация: В статье рассматривается проблема зависти как фактора расстройств репродуктивной системы женщины, в том числе бесплодия. В основе механизма взаимосвязи психологического бесплодия и зависти лежат идеи З. Фрейда, М. Лангер, М. Кляйн. Нарушенная идентификация с материнской фигурой выступает главным фактором женского бесплодия. Неспособность выносить и родить ребенка по М. Лангер является последствием деструктивных фантазий женщины к ее плодородной матери, неблагоприятных трагических событий, происходящие с ее матерью или с нею. Будучи взрослый она будет колебаться между параноидальными и депрессивными реакциями в отношении беременности. Понимание ранних расстройств в связи с концепцией зависти позволяет обозначить значение и психосоматические механизмы многих расстройств репродуктивной системы женщины.
Психология и Психотехника, 2012-5
Мордас Е.С. - Объектные отношения и психологические механизмы выбора гомосексуального объекта у женщин
Аннотация: Классический случай женского гомосексуализма возникает в период половой зрелости из-за трудностей, связанных с эдиповым комплексом и в период младенчества. Два основных фактора порождающих женскую гомосексуальность: отвержение гетеросексуальных отношений вследствие комплекса кастрации и притягательность матери в силу ранних фиксаций. Отказ женщин от гетеросексуальных связей представляет собой регрессию, актуализирующую опыт ранних отношений с матерью. Женская гомосексуальность несет в себе архаичность, амбивалентность, интенсивность. Актуализируются специфические поведенческие паттерны, страхи и конфликты раннего периода развития.
Психология и Психотехника, 2012-3
Мордас Е.С., Клодт Л.П. - Образ ребенка и агрессивность у женщин с угрозой выкидыша
Аннотация: В статье представлено исследование проблемы образа ребенка и агрессивности у женщин с угрозой выкидыша; эмоциональные характеристики образа ребенка. Цель работы – анализ взаимосвязи образа ребенка и агрессивности (в контексте отношений мать-дочь) у женщин с нарушением репродуктивной функции на примере угрозы выкидыша. В работе интегрирован подход отечественной школы (идеи Г.Г. Филипповой) и психоаналитические взгляды Д. Пайнз. В современной отечественной психологии образ ребенка рассматривается как часть потребностно-мотивационной сферы (представления, отношения женщины относительно будущего ребенка, обусловленные совокупностью социокультурных и биологических предпосылок, история отношений женщины с собственной матерью). Благоприятный опыт отношений женщины в младенчестве с собственной матерью порождает радость и желание иметь ребенка, принятие своей беременности. Напротив, неблагоприятный опыт актуализирует инфантильные комплексы, способствует регрессии и деструктивным проявлениям беременной женщины. Результаты исследования могут быть использованы психологами и медицинскими работниками для выявления «группы риска», разработки профилактических мер и грамотного сопровождения женщин, чья беременность уже отягощена угрозой самопроизвольного выкидыша.
Психолог, 2012-1
Мордас Е.С. - Психологическая природа женской гомосексуальности c. 217-247
Аннотация: Классический случай женского гомосексуализма возникает в период половой зрелости из-за трудностей, связанных с эдиповым комплексом и в период младенчества. Два основных фактора порождающих женскую гомосексуальность: отвержение гетеросексуальных отношений вследствие комплекса кастрации и притягательность матери в силу ранних фиксаций. Отказ женщин от гетеросексуальных связей представляет собой регрессию, актуализирующую опыт ранних отношений с матерью. Женская гомосексуальность несет в себе архаичность, амбивалентность, интенсивность. Актуализируются специфические поведенческие паттерны, страхи и конфликты раннего периода развития.
Психология и Психотехника, 2011-7
Мордас Е.С. - К проблеме о подавленной женственности
Аннотация: Расстройство женственности в разных проявлениях – один из мощных мотивов для женщины начать психоанализ. Порождение расстройства обусловлено предэдипальной и эдипальной стадиями развития, в целом историей объектных отношений женщины. Развитие женской сексуальности отличается от развития мужской сексуальности, начиная с фаллической стадии. В данной статье мы представим обзор идей классиков психоанализа (К. Хорни, Ф. Дольто, Х. Дойч, С. Блантон, Т. Бенедек, С. Лоранд) касательно расстройства женской сексуальности, женственности, а именно комплекса маскулинности и фригидности как бессознательный вынужденный выбор и выражение отказа от Желания быть женщиной.
Психология и Психотехника, 2011-2
Мордас Е.С. - Заметки о женственности
Аннотация: в статье раскрывается феномен женственности (идеи З.Фрейда, М.Кляйн, Ф.Дольто, Х.Дойч, Ш.Радо); особенности психосексуального развития девочки и проблемы обретения женственности.
Психология и Психотехника, 2011-2
Мордас Е.С. - Материнская разрушительность как аспект истории развития человека (комплекс детоубийства)
Аннотация: В статье раскрывается проблематика материнской разрушительности: в основании деструкции кроются инфантильная неразрешенная трагедия детско-родительских отношений, чувство беспомощности и зависимости; невозможность преодолеть «плохой» объект и неспособность принять и справиться с собственными нарастающими деструктивными влечениями.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"