по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Борисов Сергей Валентинович
Философия и культура, 2017-8
Борисов С.В. - Философская практика в «платоновской пещере» c. 115-127

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23648

Аннотация: Статья представляет собой развернутую рецензию на книгу американского философа-практика Рэна Лахава «Выход из платоновской пещеры: философское консультирование, философская практика и само-трансформация» (Lahav, Ran. (2016). Stepping out of Plato’s Cave: Philosophical Counseling, Philosophical Practice and Self-Transformation, 2 ed., Hardwiсk, Vermont (USA): Loyev Books, 226 p.). Рецензируемая книга является плодом более чем двадцатилетней работы автора в области философской практики. Исходя из содержания книги, в статье дается подробный анализ истории движения философской практики, содержанию основных подходов и методов, используемых в философской практике, соотношению философской практики и психотерапии, а также оригинальной теории самого автора. Статья базируется на сравнительно-историческом методе, компаративистском подходе, также дается критический анализ теории философской практики Рэна Лахава со ссылкой на основные его произведения. Данная развернутая рецензия дает возможность российским читателям познакомиться с основными идеями книги Рэна Лахава, которая в настоящее время еще не переведена на русский язык. Оригинальная методика автора рецензируемой книги, детально описанная в статье, может быть использована в практике философского консультирования и адаптирована к российской философской традиции.
Философская мысль, 2017-3
Borisov S.V. - Practicing philosophy in daily life c. 105-118

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.3.22281

Abstract: This article is intended for those who would like to learn practicing philosophy in everyday life for improving its quality, making efficient decisions, establishing communication skills,  as well as ability to find a peaceful solution to the conflicts. Philosophical practice can be integrated into the ordinary lifestyle of a human, while philosophizing can be of practical value. Philosophizing can carry a therapeutic (psychological component) alongside developing (intellectual component) functions, which mutually complement each other. Practicing philosophy, philosophizing can be realized differently. However, an effective guidance can consist not in the “scholastic” academic tradition, but rather such worldview questions and issues that are present in the ordinary life. The goal lies in the ability to raise these issues to the level of philosophical reflection. The scientific novelty of this wok substantiates that philosophy can be presented as combination of the principles and practical skills, which a person have at their disposal or put at disposal of other to manifest care for the self and others (in existential perception). In addition to this, philosophical practice can influence the dominant academic philosophy in a sense that can provide a necessary advantage for the critical examination of philosophizing from the perspective of its importance in the daily life.  
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2017-1
Borisov S.V. - How to practice philosophy in the daily life c. 1-14

DOI:
10.7256/1339-3057.2017.1.22276

Abstract: This article is intended for those who would like to learn how to practice philosophy in everyday life to improve its quality, to make effective decisions, to establish communication skills, ability to find a peaceful solution to the conflict. Philosophical practice, philosophizing can be different. However, an effective guide for those who wish to take advantage of this form of practice, is not a “school” academic tradition, but philosophical issues from everyday life. The problem lies in the ability to raise these issues at the level of philosophical reflection and contemplation. Philosophical practice can be integrated into the everyday way of life and philosophizing can have practical significance. Philosophizing can carry out therapeutic function (psychological component) or developmental function (intellectual component); these functions complement each other.
Философская мысль, 2016-5
Борисов С.В. - Дазайнанализ как философская практика: философские основания и медитативные упражнения c. 35-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.5.18697

Аннотация: Предметом исследования являются онто-гносеологические основания дазайнанализа. В сравнительном ключе характеризуется вклад Канта, Кьеркегора, Гуссерля, Ясперса и Хайдеггера в становление теоретической базы дазайнанализа. Описаны также основные способы применения дазайнанализа в философской практике и экзистенциальной психотерапии. Анализируются медитативные упражнения, которые можно применять в философской практике, составленные автором по методикам Бинсвангера и Ялома. В статье исследуются способности человека конструировать мир и основные типы отношений человека и мира. Автором используется сравнительно-исторический (компаративный) метод исследования ключевых проблем дазайнанализа. В разработке практической части исследования используется метод феноменологической редукции, направленный на выявление экзистенциального потенциала. Основным выводом проведенного автором исследования является то, что дазайнанализ как философская практика не признает никаких предварительных систем отсчета в качестве «привилегированных» в характеристике человека кроме тех экзистенциальных структур, которые феноменологически выявляются или сообщаются самим человеком. Трансцендентальная структура «экзистенциальных априори» является ключом к пониманию мира любого человека, так как она представляет собой смысловую матрицу, в которой все феномены находятся на своем месте.
Философская мысль, 2013-11
Борисов С.В. - Naive philosophizing in the life of a child c. 184-193

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.11.9329

Аннотация: What is naive philosophizing of childhood and what is its particularity? Synthesizing concepts “naivety” and “philosophizing” we come to the concept of “naive philosophizing”. This philosophizing is not the kind overstepping the bounds of ordinary-practical knowledge and, moreover, rooting in mythical consciousness, but the one comprising reflective, existential and critical components. As a matter of fact it is a self-reflection of a myth done by all possible intellectual means, where the myth remains a symbol of unity, pleasure, knowledge and belief. Beginning with such conceptual affects as surprise, doubt, experience of existential conditions, naive philosophizing finds direct continuation in the intellectual game as the form of communication. We consider communication as a necessary condition of realization of naive philosophizing; therefore the best way of its realization is the live conversation in the form of a dialogue or a polylogue provoked by spontaneous asking. Naive philosophizing acts as an attempt of rational comprehension of a myth; however the myth remains the principal means of perception of the world and world-view.
Философская мысль, 2013-9
Борисов С.В. - Скерцо или Наука и разум c. 212-332

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.9.5105

Аннотация: Статья «Скерцо или Наука и разум» представляет собой четвертое произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Философская мысль, 2013-8
Борисов С.В. - Рондо или Наука и природа c. 147-247

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.785

Аннотация: Статья «Рондо или Наука и природа» представляет собой третье произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Философская мысль, 2013-2
Борисов С.В. - Интродукция или Рождение классической науки c. 190-230

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.2.289

Аннотация: Статья «Интродукция или Рождение классической науки» представляет собой первое произведение из серии статей «Симфония науки или Наука глазами философов». Работа представляет собой симфонически выстроенное погружение во внутреннюю и внешнюю полемику по поводу основных трактовок классической науки и ее проблематики. Многие противоречия и конфликты, с которыми сталкивается современное общество, явились порождением слепой веры в научный прогресс, да и сама наука, как социальный институт, давно превратилась в набор ритуальных действий, которым следуют некритически, преклоняясь перед былыми заслугами признанных научных авторитетов, повинуясь парадигмам их научных школ. Все это порождает многочисленные иллюзии по поводу науки и ее актуальных проблем, формирует некритичное отношение к процессу и результатам научного поиска. Диалоговая форма изложения материала помогает перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки в полемику «внешнюю». Этот прием позволяет «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Философия и культура, 2011-1
Борисов С.В. - «Философский глаз» для науки: диалог в диалоге
Аннотация: В статье предпринимается попытка перевести «внутреннюю» полемику трактовок науки как познавательной деятельности в полемику «внешнюю», представленную в виде воображаемого диалога Профана, Ученого и представителей философии науки. Этот прием, по замыслу автора, позволит «вскрыть» многие противоречивые и драматичные моменты развития науки, увидеть ее «изнанку», тщательно скрываемую за красивым и претенциозным фасадом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.