по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ратко Марина Валериевна
Человек и культура, 2023-4
Ратко М.В. - Особенности декорирования храмового комплекса Пура Беджи (Сангсит, остров Бали) c. 1-25

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.40853

Аннотация: В статье рассматривается скульптурное убранство храма Пура Беджи – яркого репрезентанта стиля сакрального зодчества и декоративной пластики северного Бали. Данный храмовый комплекс является святилищем ирригационного объединения subak. Он уникален своеобразной лексикой декора, насыщенной фактурой каменной резьбы, виртуозно выполненной в «розовом» парасе. Цель статьи – на примере анализа украшений храмовых строений (ворот Candi Bentar, Candi Kurung, алтарей Candi Laras, Apit Lawang) и образцов круглой скульптуры выявить характерные черты декоративного оформления Пура Беджи, раскрыть особенности иконографического прочтения отдельных мотивов и образов, их пространственного конфигурирования. Работа основывается на эмпирическом материале полевых исследований, которые проводились в апреле 2019 г. (Деса Сангсит, кабупатен Булеленг). Изучение храмового декора осуществлялось с использованием методов натурного исследования, нестандартизированного интервью; компаративного анализа; иконографического, композиционного, художественного анализа изображений. Разнообразный репертуар пластики Пура Беджи впервые проанализирован сквозь призму ведущей иконографической программы, связанной с культом плодородия, и специфики балийского индуизма (c его богатой мифопоэтикой, метаморфозами божественного и демонического миров). Это предопределило обилие растительной орнаментики и химерических, фантастических образов в декорировании храма, их органичное слияние. Принимается во внимание и роль активных контактов северного побережья Бали с культурами восточных цивилизаций и Западной Европы в сложении самобытного стиля резьбы мастеров из Сангсита. Автор приходит к выводу, что для декоративного оформления Пура Беджи характерно: переосмысление кодифицированных паттернов декора, использование оригинальных мотивов и заимствованных реплик; композиционная свобода орнаментальных построений; сплошное заполнение поверхности стены скульптурной отделкой в рельефе, аппликативная манера наложения орнамента. Примечателен также гиперболизированный способ артикуляции декоративных элементов, проявившийся в приеме подчеркнутого гротеска в трактовке зооморфных образов и доминировании крупного узора листьев и цветов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.