по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Фёдоров Сергей Владимирович
Философская мысль, 2017-8
Фёдоров С.В., Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. - Проблема истины в контексте диалектического развертывания всеобщего в мифологическом и философском познании мира c. 73-85

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.23939

Аннотация: Предметом исследования является проблема истины в контексте развертывания всеобщего в истории философии. В первой части статьи рассматривается мифологическое познание истины, опирающееся на культурные механизмы, благодаря которым человек приобщается к движению мирового всеобщего. Через приобщение к истине происходит спасение человека, которое авторы называют метафизическим рождением. Во второй части статьи рассматривается философское познание истины, опирающееся на дифференцированные и выделенные функции мифологического познания, благодаря которым происходит более строгое разделение абстрактно-всеобщего и конкретно-всеобщего. Методология исследования включает в себя сравнительно-исторический, диалектический, системный методы. Использован метод функционального анализа, уровневая методология. Новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы истины на разных этапах истории мифологического и философского познания сквозь призму категорий абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее, трансценденция и трансгрессия. В истории философии выявлены тенденции, с одной стороны, движения от онтологического понимания истины к гносеологическому, сопряженного с трансцендентным обращением к абстрактно-всеобщему, а, с другой стороны, движения возвращения к онтологическому пониманию истины, сопряженного с трансгрессивным обращением к конкретно-всеобщему.
Философия и культура, 2016-8
Фёдоров С.В. - Основные подходы к проблеме истины в истории философии и русская религиозная философия

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.8.19870

Аннотация: В статье предметом исследования являются основные подходы к проблеме истины и соотношение с ними работ русских религиозных философов. В качестве основных подходов выделяются онтологический, гносеологический, экзистенциальный и релятивистский (нигилистический). Онтологический подход базируется на принципе тождества мышления и бытия, истина это подлинное бытие. Данный подход возникает на основе мифологического мышления. Гносеологический подход основан на противопоставлении субъекта и объекта познания, а экзистенциальный подход выстраивается как обращение к условиям, предшествующим субъект-объектному разделению. Истина понимается как экзистенция, как ценность. Релятивистский подход в своем развитии нивелирует понятие истины, в конечном счете прямо рассматривая его как фикцию. Выделение указанных подходов и соотнесение их с русской религиозной философией осуществлено с помощью сравнительно-исторического метода, диалектической методологии. В работах русских религиозных философов прослеживается онтологическая тенденция, истина понимается как «сущее всеединое». Согласно В.С. Соловьеву, истина постигается в «мистическом» единстве рациональных и иррациональных сторон предмета, в единстве субъекта и объекта познания. Для раскрытия внутренней логики этого единства А.Ф. Лосев обращается к неоплатонической диалектике. При этом русские религиозные философы подвергают критике гносеологический подход, субъективно-идеалистические тенденции экзистенциального подхода, релятивистский (нигилистический) подход. В статье делается вывод о том, что русская религиозная философия является своеобразным продолжением античной и средневековой онтологической традиции. Прослеживаются мифологические основания специфики русской религиозной философии.
Философская мысль, 2016-8
Фёдоров С.В. - Понятие истины в ранних работах А.Ф. Лосева c. 48-57

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.8.20080

Аннотация: В статье предметом исследования является понятие истины в ранних работах А.Ф. Лосева. Оно выводится, конструируется из системы основных понятий, развиваемых философом. А.Ф. Лосев, с одной стороны разрабатывает проблематику философии всеединства, связанную с «цельным знанием», символом, именем, мифом, а с другой стороны, реконструирует и развивает неоплатоническую диалектику, использует ее как основной метод. Понятие истины выводится из системы неоплатонической диалектики в интерпретации А.Ф. Лосева, которая является категориальной структурой античного космоса. В связи с этим истина понимается в онтологическом ключе, что рассматривается как развитие подхода В.С. Соловьева, у которого истина определена как «сущее всеединое». Основные методы, использованные в исследовании: диалектический, системный и сравнительно-исторический. Понятия рассматриваются в движении и взаимном переходе. Формулируется определение истины в ее онтологическом понимании. Истина раскрывается как сущее всеединое в себе (как сверх-сущее и сверх-умное одно), для себя (как единораздельный телесный становящийся эйдос с именем), для иного (как потенция, проявляющаяся в направленности к снятию антагонистических противоречий). В последнем моменте истина рассматривается в ее связи с мифом.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.