по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Агратина Елена Евгеньевна
Человек и культура, 2023-4
Агратина Е.Е. - Память о парижском живописце в текстах второй половины XVII -XVIII века c. 104-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.4.40752

Аннотация: Статья посвящена изучению письменных источников, связанных с проблемой сохранения памяти о парижском живописце второй половины XVII-XVIII века. С возникновением Королевской академии живописи и скульптуры биографические очерки о принадлежащих этому учреждению мастерах стали появляться регулярно. Их созданием до середины XVIII века занимался историограф Академии, а позже – знатоки изящных искусств из числа свободных и почетных членов, друзья и родственники художников. Занявшись изучением указанных источников, автор поставил себе целью реконструировать значение памяти и посмертной славы для представителей художественной среды того времени, выяснить, каким хотел выглядеть парижский живописец в глазах потомков и как идея личной славы согласовывалась с желанием обеспечить процветание и лидирующее место в Европе собственно французской художественной школы. Научная новизна исследования предопределена отсутствием фундаментальных работ по данной теме как в отечественной, так и в европейской историографии. Актуальность же обусловлена существующим в современной науке интересом к социологическим аспектам истории искусства, различным бытовым и мировоззренческим факторам, определяющим положение живописца в окружающем мире. В результате внимательного ознакомления с корпусом оригинальных текстов автор обнаружил наличие определенной схемы, по которой строится любое академическое жизнеописание. После биографических сведений и восхвалений личных качеств покойного мастера следует подробное описание его произведений. Тексты, написанные друзьями и родственниками, носят обыкновенно более сентиментальный характер и приближаются к жанру биографической повести. В обоих случаях оказывается важным не только сохранить память о наследии художника, но и представить его как личность. При этом биографы ставили себе целью не только сочинить ряд индивидуальных жизнеописаний, но и создать панорамную историю французской живописной школы, в которой видели лидера современного художественного процесса.
Человек и культура, 2022-4
Агратина Е.Е. - К вопросу о взаимоотношениях художника и Королевской академии живописи и скульптуры во Франции XVIII века. Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806). c. 78-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36863

Аннотация: Предметом исследования является вопрос взаимодействия художника – Ж.-О. Фрагонара – и влиятельного официального учреждения, каким была в XVIII веке Парижская академия живописи и скульптуры. С позиций исторической социологии и психологии автор рассуждает о том, почему достигнув существенных успехов, завоевав Римскую премию и получив звание назначенного, художник предпочел отдалиться от Академии и сознательно отказался от построения академической карьеры. Анализируя причины подобного решения, автор привлекает исторические источники, позволяющие получить данные о частной жизни мастера, его отношениях с учителями, академическим начальством, заказчиками различных категорий. Реконструируя художественную среду Парижа рассматриваемого периода, автор помещает своего героя в широкий культурный контекст, без которого невозможно понять место Фрагонара среди его предшественников и современников. Разумеется, автор постоянно сверяется с научными трудами, где затрагивается интересующая его проблематика.     Автор впервые в отечественной историографии подробно рассматривает основные факты биографии Ж.-О. Фрагонара в контексте его отношений с Королевской академией живописи и скульптуры. Однако принципиальная новизна исследования заключается во внимании к тому, как во французской художественной среде середины XVIII века формируется новый тип личности, несходный с типом, господствующим в конце предшествующего столетия. Художники времен основания Королевской академии стремились в первую очередь отделить себя от ремесленной среды, доказать свою принадлежность творческой элите и свое равноправие с передовыми итальянскими мастерами. Теперь же на первый план выходит отстаивание творческой свободы, в том числе и от Королевской академии, поиск собственного пути, далеко не всегда совместимого с академической карьерой. Как полагает автор, опыт творческой свободы, полученный такими мастерами рококо, как Ж.-О. Фрагонар, оказался особенно важен для дальнейшего развития французского искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.