по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Садовникова Юлия Михайловна
Litera, 2024-4
Садовникова Ю.М. - Новый исторический роман: традиции, эволюция и специфика жанра на примере романа Барри Ансуорта «Моралите» c. 289-295

DOI:
10.25136/2409-8698.2024.4.70314

Аннотация: Несмотря на большое количество написанных литературоведческих работ, до сих пор ведутся споры в определении жанровой структуры исторического романа, особенностей его поэтики. Это, по-видимому, связано с тем, что для большинства экспертов в центре внимания традиционно должна находиться именно история, а не теория жанра. Авторы исторических романов помогают воссоздать исторические образы прошлого, позволяя читателям увидеть мир глазами людей, живших в другие эпохи. Исторический роман может быть как развлекательным жанром, так и инструментом для изучения истории, стимулируя интерес к прошлому и поднимая важные вопросы о том, как жили и действовали люди в разные времена. Различные точки зрения позволяют лучше понять многогранность жанра и его влияние как на литературу, так и на понимание истории и жизни. Автором был использован прием литературы «нового историзма». Наряду с канонами исторического романа XIX столетия, Б. Ансуорт прибегает к традиционным приемам историографического метаромана эпохи постмодернизма. Этот роман представляет собой новый подход к жанру исторической беллетристики, отличный от традиционного вальтерскоттовского. Новый исторический роман и метафизический детектив можно рассматривать через призму нового исторического романа, который фокусируется на исторических аспектах повествования, точно воссоздавая обстановку определенной эпохи с каждым вымышленным персонажем и событием, и возвращая читателя в реальность XIV века. Расследование убийства – важный элемент сюжета романа, но имеет смысл только в том случае, если воссоздана обстановка эпохи, в которой всё происходит. Средневековая драма играет здесь важную роль, особенно авторская трансформация от религиозной к светской драме. Трансформация жанровой формы – характерная черта современной литературы. Романы Барри Ансворта интересны тем, что синтезируют несколько жанровых комбинаций и в то же время воспроизводят аспекты формирования нового для своего времени жанра – моралите.
Litera, 2024-4
Садовникова Ю.М. - Реализация концепции особенностей исторического романа Вальтера Скотта на примере романа Барри Ансуорта «Моралите» c. 388-396

DOI:
10.25136/2409-8698.2024.4.70179

Аннотация: В статье рассматриваются особенности концепции исторического романа Вальтера Скотта на примере романа Барри Ансуорта "Моралите" (Unsworth "Morality Play"). Цель настоящей статьи заключается в выявлении особенностей и принципов исторического метода. Великая заслуга выдающегося шотландского писателя Вальтера Скотта (1771-1832) состояла в том, что он внес в литературу принцип историзма, написал целый ряд блестящих исторических романов. В них перед читателями предстает картина борьбы противоречивых и сложных интересов различных социальных групп, партий, религиозных сект. Его исторические романы позволяли лучше понять современные проблемы. Он соединил историческую правду с вымыслом, пояснив правомочность такого соединения тем, что “важнейшие человеческие страсти во всех своих проявлениях, а также и источники, которые их питают, общие для всех сословий, состояний, стран и эпох; отсюда с неизменностью следует, что хотя данное состояние общества влияет на мнения, образ мыслей и поступки людей, эти последние по самому своему существу чрезвычайно сходны между собой.  Вальтер Скотт был родоначальником исторического романа в его современном понимании. Им в XIX веке были выработаны принципы исторического метода, позволявшего создавать увлекательные, освобожденные от чрезмерной архаизации языка и вместе с тем сполна передающие своеобразие и узнаваемый отпечаток описываемой эпохи, романы. В XIX веке, наряду с традицией, восходящей к Вальтеру Скотту, заявила о себе и иная форма эстетического проникновения в прошлое. Реальные исторические персонажи в таких произведениях необязательны, хотя их присутствие не исключается. "Героем" для писателя служит не историческое событие, а "эпоха". Автор такого произведения создает свой самодостаточный мир, достигает убедительности не более или менее точным следованием историческому материалу, а реальностью психологического переживания героев, реальностью (нередко иллюзорной) быта. Роман «Моралите» («Morality Play») – историко-детективный роман британского писателя Барри Ансуорта, был опубликован в 1995 году, а впервые на русском языке был издан в 2005 году. Роман и является примером плодотворного сочетания двух обновленных жанров: новой исторической фантастики и метафизического детектива.
Litera, 2022-5
Садовникова Ю.М. - Амбивалентность как карнавальная категория в романе Барри Ансуорта «Моралите» c. 192-197

DOI:
10.25136/2409-8698.2022.5.37847

Аннотация: В статье рассматривается основная категория карнавала – амбивалентность на материале романа, в котором обнаруживаются черты карнавального миропонимания, характерной особенностью которого является представление о диалогичном характере истины. В романе английского автора Барри Ансуорта «Моралите» (B. Unsworth «Morality Play», 1995) реализуется основная цель карнавала, заключающаяся в том, чтобы вывернуть наизнанку привычные представления о мире как о разумной иерархической системе, поставить с ног на голову обычный порядок вещей, осмеять все привычное и застывшее, с тем, чтобы через отрицание, осмеяние (символическую смерть) способствовать возрождению и обновлению мира. В ходе анализа системы персонажей романа английского автора Барри Ансуорта «Моралите» (B. Unsworth «Morality Play», 1995) были выявлены парные образы, характерные для карнавального мышления: священник Никлас Барбер – духовник лорда Симон Дамиан; Маргарет Корнуолл – глухонемая девушка; Брендан – Томас Уэллс. Парные по контрасту и сходству сцены и персонажи оказывают воздействие на образную систему и поэтику романа. Полученные выводы позволяют утверждать, что карнавальная традиция глубоко проникает в структуру романа, воздействуя на сюжет и фабулу, формирует комический эффект, сохраняя уникальности амбивалентного карнавального смеха.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.