по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хадыров Равшан Юнусович
Международные отношения, 2023-2
Хадыров Р.Ю. - Соотношение процесcов трансформации и модернизации в формировании политической системы Таджикистана c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.2.39970

Аннотация: Проблемы социально-политической, культурной трансформации традиционного общества и модернизации политической системы Таджикистана находятся в центре внимания таджикистанских и российских политологов с момента приобретения независимости республики. В данной статье раскрываются некоторые теоретические аспекты и практические результаты постсоветской трансформации институтов и модернизации политической системы. Установлены сущностные связи между категориями «трансформация», «модернизация», «политический транзит», раскрывающими природу и характер произошедших политико-системных преобразований в Таджикистане. Сделан вывод, что общим трендом для традиционных обществ, осуществляющих «догоняющую модернизацию», являются авторитарные методы управления модернизационным процессом, что характерно и для Таджикистана. Тема ускорения модернизации во многом еще традиционного таджикистанского общества, его политической системы становится все более актуальной в эпоху глобальных изменений миропорядка. Противоречие между «традицией» и «модерном» - это не только столкновение мировоззренческих, идеологических и политических установок, это вопрос выживания властных элит и источник развития политической системы. Анализ векторов и завершенности постсоветской политико-системной и режимной трансформации Таджикистана актуален и важен для оценки устойчивости государства и общества к нарастающим глобальным вызовам и региональным угрозам. Цель статьи - определить типологию, этапы процессов, характеризующих произошедшие за 30 лет независимости институциональные, политические, социальные изменения. Поставленная цель связана с исследовательским вопросом: актуальное состояние политической системы и общества Таджикистана – это завершение постсоветской политической трансформации, стадия демократического транзита или очередной этап модернизации, институциональной модификации? Поиск ответов начнем с рассмотрения теории и этимологических основ этих категорий.
Право и политика, 2023-1
Хадыров Р.Ю. - Структура политического пространства Таджикистана: партийное измерение c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.1.39683

Аннотация: Цель статьи – раскрыть теоретико-методологические подходы и некоторые результаты исследования структуры многомерного политического пространства Таджикистана и его партийного измерения. Теории и концепты политического пространства, приводят исследователей к убеждению, что оно значительно шире рамок политической системы, сложнее ее организации и институционального наполнения, так как состоит из многообразия правовых, политических, социальных полей и пространственных измерений. Автор уверен, что категория «политическое пространство» имеет теоретико-методологическую и практическую значимость для понимания устройства политической системы, специфики политического процесса в изучаемой стране. Определено, что главными факторами постсоветской трансформации политического пространства Таджикистана являются Конституция, очерченное ею правовое поле и властные элиты как движущие силы этой трансформации. В результате возникла специфическая партийная система, основанная на институтах политического плюрализма, многопартийности при вторичности влияния партий на политический процесс.   Эти факторы сформировали структуру и границы современного политического пространства, в котором функционируют нелиберальные, но формально демократические политические институты. Определение устойчивости институтов политической системы Таджикистана и связанного с ними политического пространства - задача важная и актуальная. Эта дружественная России центральноазиатская страна является соучредителем ШОС, членом ОДКБ и имеет протяженную границу с Афганистаном, постоянным источником военно-политической напряженности, религиозных, этнических противоречий в регионе. Поэтому понимание и учет специфики институционально-правовой организации и функционирования партийно-политического пространства является не только научным интересом, но и значимым аспектом внешнеполитических и межпартийных отношений России и Таджикистана.
Международные отношения, 2023-1
Хадыров Р.Ю. - Институциональная модель политической системы Таджикистана: иерархия и специфика институтов c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39684

Аннотация: В статье приводится структурно-компонентная модель политической системы Таджикистана, сложившейся за 30 лет институциональной трансформации, анализируется иерархия и роль институтов, которые оказывают наиболее значительное влияние политическую жизнь Таджикистана. Сделан вывод о полном преобразовании советских институтов политической системы в национальную институциональную модель, сочетающую демократические институты и авторитарные практики. За 30 лет независимости в Таджикистане произошла трансформация политической системы и всего общества. Под трансформацией политической системы будем понимать – организационную, ценностную деконструкцию преобразование прежних институтов и воспроизводство новых политико-государственных институтов, ценностей,   норм и общественных отношений. Социально-культурное наследие социалистического уклада жизни и советского авторитаризма, последствия жестокой гражданской войны заложили специфику генезиса политической системы Таджикистана. Институциональная трансформация, инициируемая и осуществляемая победившими в гражданской войне региональными элитами, привела к построению и функционированию своеобразной политической системы, синтезирующей демократические институты и авторитарные политические, административные практики институтов власти. Этот феномен вызывает научный интерес, определивший предмет, цель и методологию исследования – определение институционального наполнения политической системы Таджикистана и выявление специфики ее дизайна на основе структурно-компонентной модели.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2023-1
Хадыров Р.Ю. - Политические, экономические аспекты и перспективы интеграционной политики Таджикистана c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0633.2023.1.39865

Аннотация: Статья раскрывает дискуссионную тему анализа баланса политических, экономических издержек и выгод при выборе ответственного интеграционного решения о вхождении Таджикистана в Евразийский экономический союз. Рассматриваются официальные позиции правительства, экспертные суждения сторонников, скептиков и противников участия страны в экономическом союзе. Обосновывается аргументация о принятии руководством Таджикистана ответственного политического решения, обеспечивающего дальнейшую социально-экономическую модернизацию страны в составе Евразийского экономического союза.29 мая 2014 года президенты России, Беларуси и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), 2 января 2015 года к ЕАЭС присоединилась Армения, 8 мая – Киргизстан. Казалось очевидным - в политических и экономических элитах Республики Таджикистан (далее по тексту - РТ)    возобладает понимание долгосрочных экономических и политических выгод, их преобладание над краткосрочными рисками снижения таможенных и налоговых поступлений и страна станет следующим членом этого интеграционного союза. Однако руководство РТ не проявило инициативы по вхождению в ЕАЭС. Уже 8 лет возможное членство РТ в ЕАЭС активно обсуждается в научно-экспертном сообществе, СМИ, однако правительственные структуры РТ фактически остановились в интеграционном движении, оправдывая это необходимостью более глубокого учета национальных интересов, детального расчета выгод и рисков при вступлении в экономический союз. Согласимся - анализ баланса политических и экономических выгод и издержек действительно необходим для принятия стратегических решений развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.