по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Гусев Дмитрий Алексеевич
Философия и культура, 2023-2
Суслов А.В., Гусев Д.А. - Две вертикали, или Парадокс и трагедия советского атеизма c. 76-90

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.37992

Аннотация: Объектом исследования являются атеизм и теизм как важные идейные составляющие двух противостоящих друг другу решений «основного вопроса философии» – материализма и идеализма, – образующих две системы жизненной навигации человека. Предметом исследования являются две мировоззренческие парадигмы – советского атеизма и православного христианства. Материализм и атеизм – принципиальные элементы марксистского учения, лежащего в основе философии и культуры советского периода российской истории, – противостоящие теизму, креационизму и провиденциализму христианского понимания мира и человека, – характерным для мировоззренческой парадигмы дореволюционной России. Целью исследования является выяснение и обоснование идейного пересечения данных несовместимых, кажется, мировоззренческих позиций. Одной из задач исследования является обоснование их вертикальной смысловой и ценностной ориентации. Новизна проведенного исследования, в частности, заключается в обосновании утверждения о том, что два несовместимых друг с другом мировоззренческих полюса представляют собой разновидности классической философской традиции с ее вертикальной ценностно-смысловой ориентированностью, и вместе противостоят основной направленности неклассической философии, базирующейся на горизонтальной шкале смыслов и ценностей. Один из основных выводов состоит в том, что в вертикали советского материализма и атеизма заключается парадокс и одновременно – его трагедия: как то ни удивительно, в силу вертикальной ориентированности советской культуры, – формально атеистической, – она фактически пронизана религиозными интуициями, вопросами, проблемами, идеями и сюжетами, замаскированными под светские понятия и термины, что находит свое проявление в разнообразных произведениях советской художественной культуры.
Философская мысль, 2021-8
Суслов А.В., Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Теизм, атеизм и пантеизм в контексте решения основного вопроса философии: антропологический аспект c. 92-113

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.8.35837

Аннотация: Объектом исследования является многовековая мировоззренческая полемика между философскими представлениями о мире и человеке, связанными с теизмом, атеизмом и пантеизмом. Предметом исследования являются теоретические и практические установки и выводы антропологического характера, следующие из этих интеллектуальных моделей. Авторы подробно рассматривают мировоззренческие связи материализма и идеализма с их мировоззренческими спутниками, такими, как, соответственно, – атеизм, эволюционизм, сциентизм, антроповолюнтаризм, с одной стороны, и – теизм, креационизм, антисциентизм, провиденциализм, с другой стороны. Особое внимание уделяется рассмотрению идейной связи как атеизма, так и пантеизма с антропоцентрической установкой и – вопросам жизненной навигации человека в контексте противостояния и полемики антроповолюнтаризма и провиденциализма. Новизна проведенного исследования заключается в обосновании аутентичности философского идеализма как модели, предполагающей теистический и креационистский взгляд на мироздание и принципиальную несовместимость основного идеалистического тезиса о первичности духовной реальности с пантеистически понятой природой бытия. Также характеризуется новизной предлагаемое авторами положение о мировоззренческой близости атеизма – пантеизму, каждый из которых является специфическим обоснованием антроповолюнтаризма, противостоящего теистическому провиденциализму. Один из основных выводов заключается в утверждении принципиальной дихотомичности мировоззренческого выбора и жизненной ориентации человека между антропоцентрическим и провиденциальным полюсами, – при всей, как кажется, идейной множественности и пестроте философских и религиозных представлений.
Философия и культура, 2021-5
Суслов А.В., Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Метафизическая ассиметрия, или Пари Паскаля в контексте полемики между материализмом и идеализмом как системами жизненной навигации человека (историко-философский и общетеоретический аспекты) c. 35-60

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36075

Аннотация: Объектом исследования является многовековое противостояние материализма и идеализма как двух принципиальных решений «основного вопроса философии» и их мировоззренческих спутников, образующих две противоположные друг другу системы жизненной навигации человека. Предметом исследования является знаменитое пари Б. Паскаля, рассматриваемое в контексте полемики между материализмом и идеализмом. Целью исследования является выяснение эвристического потенциала и методологической роли пари Паскаля в решении «основного вопроса философии» – при рациональном выборе определенной мировоззренческой позиции и системы жизненной ориентации. Одной из задач исследования является рассмотрение возможной критики пари Паскаля со стороны материалистических и атеистических представлений о мире и человеке. Новизна проведенного исследования заключается в обосновании постоянной актуальности «основного вопроса философии» в контексте смысложизненных поисков человека и компаративистском анализе противостоящих мировоззренческих систем, образуемых двумя главными его решениями – материализмом и идеализмом. Также характеризуется новизной предлагаемое авторами рассмотрение пари Б. Паскаля в контексте мировоззренческой полемики между материалистической и идеалистической системами понимания и выстраивания человеческого бытия. Один из основных выводов заключается в утверждении о формальной эвристической равноценности и кажущейся альтернативности противоположных мировоззренческих установок – материалистической и атеистической, с одной стороны, и идеалистической и теистической, с другой стороны; но, в то же время – об их колоссальной содержательной неравнозначности и метафизической ассиметричности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.