ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Хлевной Владимир Александрович
Genesis: исторические исследования, 2022-10
|
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Этнические культурные коды в визуальном семиозисе Крыма |
|
c. 34-48
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2022.10.38974
Аннотация: Предметом исследования являются этнические культурные коды, транслирующиеся в визуальном семиозисе декоративно-прикладного искусства и архитектуры Крыма. Объектом исследования является архитектура и декоративно-прикладное искусство различных этносов Крыма. В исследовании применены методы семантического, семиотического и художественного анализа традиционных изображений, метод анализа предыдущих исследований, метод синтеза в выводах относительно формирования единого крымского стиля в визуальном семиозисе. В исследовании автором рассмотрены аспекты темы: морфология и семантика элементов изобразительного семиозиса Крыма и их принадлежность к тому или иному коду этнических культур; полиэтничность в формировании крымского стиля архитектурного и предметного декора. Акцент сделан на поликультурности Крыма в процессе формирования семиотического универсума в изобразительном семиозисе. Основными выводами исследования являются: 1. Крым является поликультурной ойкуменой благодаря своему географическому расположению, взаимодействие этносов на его территории порождало различные культурные процессы, начиная от рецепции до интеграции, что привело к формированию уникального крымского стиля в изобразительном искусстве. Элементами этого стиля стали детали этнического искусства различных народов, населявших Крым с первых веков нашей эры и по настоящее время. 2. Этническими культурными кодами, определяющими идентификацию присутствия определенной национальной художественной культуры в едином крымском семиозисе архитектуры и декоративно-прикладного искусства являются элементы и символы, характерные для традиционного семиозиса того или иного этноса. С течением времени они изменялись и испытывали взаимовлияние, однако наиболее стойкие из них по-прежнему идентифицируются как принадлежащие к определенной национальной и/или религиозной культуре. 3. Научная новизна исследования состоит в том, что автор впервые проводит семантический анализ изобразительных символов в визуальном семиозисе Крыма, выявляет отдельные этнические культурные коды, анализирует их генезис, общность и различия элементов как части единой крымской стилистики.
|