по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мазилов Владимир Александрович
Психология и Психотехника, 2021-2
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогических способностей в современной зарубежной психологии c. 68-85

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.35434

Аннотация: В статье обсуждается проблематика педагогических способностей. Отмечается, что в настоящее время существует востребованность в изучении ключевых для педагогической деятельности способностей, т.к. происходит трансформация системы образования и требований к педагогам. Отечественные психологические традиции изучения педагогических способностей достаточно известны (Б.М. Теплов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), однако в настоящее время происходит сближение не только российских и зарубежных научных подходов, но и систем образования, для успешной реализации которых необходима универсальная педагогическая деятельность, педагогические навыки, педагогические способности. Направления зарубежных работ в настоящее время включают в себя рассмотрение основных требований к педагогу и основных педагогических способностей, но особенное внимание сосредоточено на изучении тех качеств и способностей, которые касаются не непосредственного осуществления педагогической деятельности, а поддержания и стимуляции эффективности процесса и результативности. Таковыми способностями являются педагогическая креативность, рефлексия, метакогнитивные способности. Отдельно освещается проблема управления развитием собственных способностей педагогом. Делается в вывод о том, что современная педагогическая реальность требует от педагогов не содержательных компетенций и способностей, а системных, контролирующих и управляющих самим педагогическим процессом.
Психология и Психотехника, 2020-2
Костригин А.А., Мазилов В.А. - Отечественная дореволюционная философская психология как целостный подход к исследованию души человека c. 38-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.2.33035

Аннотация: Авторы статьи обращаются к истории дореволюционной психологии в России. В этой области рассматривается отечественная дореволюционная философская психология как особое направление в психологической науки на рубеже XIX-XX вв. Показывается наличие проблемы как и терминологического обозначения, так и содержательного понимания психологических идей данного направления в истории российской психологии. Авторы определяют философскую психологию как широкое самостоятельное направление в отечественной психологической науке конца XIX – начала XX в., в рамках которого, в частности, развиваются идеи субстанциальности души, несводимой только к материи и проявляющейся в различных аспектах (духовных, душевных, материальных (физиологических)), обладающей особыми свойствами, свободой воли и самосознанием. В данном теоретическом исследовании ставится цель определения и анализа концепции российской философской психологии на рубеже XIX-XX вв. Методами данного исследования являются теоретический анализ, синтез, обобщение и систематизация психологических идей, проблемологический анализ, категориально-понятийный анализ. Опираясь на идеи С.С. Гогоцкого, В.А. Снегирева, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, Г.И. Челпанова, Г.Г. Шпета и П.Д. Юркевича, обозначаются основные положения отечественной дореволюционной философской психологии как целостного подхода к исследованию и пониманию души человека: 1) философская психология рассматривает душу как субстанцию, как особое измерение бытия, которое не может быть сведено только к содержанию сознания, процессам, функциям или конкретным душевным явлениям; 2) философская психология обосновывает «живость» души, ее живое течение, постоянное изменение; 3) философская психология отличает душевные явления от физических, описывая их особые свойства; 4) философская психология определяет ведущей особенностью душевных явлений осознанность и осмысленность; 5) философская психология считает субъектом души человеческую личность или человеческое «Я»; 6) философская психология является комплексным изучением души, включающих себя исследование различных ее сторон (духовное измерение, душевное измерение (сознание), физиологические реакции), философская психология является метапсихологией; 7) философская психология определяет ведущим методом психологии самонаблюдение (интроспекцию). Обозначается актуальность обращения к наследию философской психологии как для истории и методологии психологии, так и для решения современных научных, духовных и практических проблем психологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.