|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Усачев Александр Владимирович
Культура и искусство, 2022-9
|
Усачев А.В. - Философские аспекты современного религиозного мировоззрения |
|
c. 1-16
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2022.9.35868
Аннотация: Объектом исследования является один из самых важных вопросов сегодня - структурные отношения научной и философской сфер и религии, поскольку появились новые коммуникативные и онтологические возможности. Предмет исследования - разделение науки, философии и религии, которое в Новое время не смогло разрушить веру в единый источник знания, что стало организующим началом, объединяющим разрозненные данные экспериментальной науки, которые требовали единого целеполагания и моральной установки, обосновывающей смысл поиска новых видов бытия материи и феноменов сознания. Исследование организовано в соответствии со структурно-функциональным методом, который позволяет соотнести различные дисциплины философии и религиозного знания между собой. Целью исследования является вопрос соотношения философии и религии в современном российском самосознании, исходя из установок философского мышления и религиозного мировоззрения. История показывает, что тезис о том, что научный прогресс будет способствовать тому, что религиозное мировоззрение будет нивелировано, не находит поддержки в реальности. Исторические изломы приводят к укреплению религии в самосознании, и по-новому ставит вопрос и соотношении философского мышления и религиозного мировоззрения. Задачами данного исследования являются: доказать положение о том, что религия может быть названа одним из современных модусов сознания; показать как философское отношение к действительности с новой силой вступает в диалог с религией – оно вынуждено самоопределяться по отношению к мифологичности и интуитивности религиозного мировоззрения; соотношение философского мышления и религиозного мировоззрения рождает новые смыслы, которые необходимо учитывать в современном философствовании.Научная новизна исследования состоит в том, что на примере русской религиозной философии показан синкретический тип мышления, который активизирует философское осмысление мира и элементы религиозной картины мира.
Культура и искусство, 2021-4
|
Усачев А.В. - Философия и религия в творчестве П.А. Флоренского |
|
c. 43-53
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.4.35046
Аннотация: Объектом исследования данной статьи является философское творчество русского религиозного мыслителя П.А. Флоренского. Предметом исследования является его развернутая концепция религиозной философии, которая отчасти вносит ясность в впорос разделения единства философии и религии в современном пространстве мышления. На протяжении многих веков философия определялась по отношению к религии. Мнения ученых и философов только в эпоху Возрождения окончательно склонились к тому, что данные науки могут существовать раздельно, преследуя свои оригинальные цели. Богословие должно заниматься доказательством бытия Бога и вопросами его доступности для человеческого разума и главное - для веры. Тема философии - человек и его бытие. Основными выводами исследования являются утверждения о том, что философия и религия не противоречат друг другу ни по предмету изучения ни по основным познавательным установкам, которые развивают идеи о человеке в его бытии. В России начала XX века сложилось такое положение дел, при котором если философия не признает бытия Бога, то оказывается неполноценной наукой, которая не имеет права на существование. Только материалистическое направление в философии отрицало значение и бытие Бога. Оно было преодолено целой плеядой таких мыслителей, как Н. Бердяев, С. Франк, П. Струве, С. Булгаков и др. Обострение этого вопроса на рубеже веков дало толчок к тому, что исследователи констатировали особую болезненность и судьбоносность религиозного вопроса для индивидуальности человека.
Культура и искусство, 2020-10
|
Усачев А.В. - Ф.М. Достоевский - писатель или мыслитель? |
|
c. 29-35
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2020.10.32501
Аннотация: Объектом исследования является творчество великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Предметом исследования является мнение о том, что Ф.М. Достоевский, прежде всего, русский философ и мыслитель, и только потом – писатель. Автор подробно рассматривает все особенности таких амплуа в культуре как философ, мыслитель и писатель, что дает основание усомниться в однозначности именования смысла творчества великого русского писателя как деятельности мыслителя. Особенность состоит в том, что художественный текст Ф.М. Достоевского настолько богат образами и сюжетами, что отодвигание на второй план специфики его художественного творчества не является полностью оправданным. Особое внимание уделяется в статье конкретизации смысла деятельности философа и писателя. Методом данной статьи стал компаративный анализ фактической стороны деятельности таких видов общественной практики, как профессия писателя, философа и мыслителя в их отношении к фундаментальным понятиям времени, пространства, текста и характера его восприятия со стороны Основными выводами проведенного исследования являются утверждения о том, что философский текст сохраняет нейтральность по отношению ко времени, поскольку пишется с точки зрения вечности. В свою очередь, художественный текст «погружен» во время и пространство происходящих в нем событий, и он опирается на узнаваемость героев и их экзистенциальных характеристик. Ф.М. Достоевский предстает перед нами как создатель сюжетов и образов героев, а не человек, который формулирует тенденции и сущность общественных движений
Культура и искусство, 2019-9
|
Усачев А.В. - Литературная форма философствования |
|
c. 53-58
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.9.30220
Аннотация: Объектом исследования стала экзистенциалистская литература. Предметом исследование несколько экзистенциальных повестей и рассказов в России и не только, которые иллюстрируют важные средоточия обстоятельств, вызывающих к жизни экзистенциальный стиль мышления, особенно в художественной форме. ХХ век стал кульминацией выражения философских идей в литературной форме. Одна из версий этого явления состоит в том, что философский дискурс перестал справляться с тем объемом смыслов, который должен быть вложен в философский текст. Структурно-функциональный метод стал основой для исследования: выявление структурных соответствий философских обобщений и литературных приемов. Он дает возможность выявить литературные приемы, которые функционально выполняют роль философской работы в движении и развитии образов и литературных событий. Структура художественного текста такова, что она накаляет интригу и не уведомляет о развитии событий. Философская работа предусматривает работу уже с обобщенными сущностями для того, чтобы выявить сущность всего материала вне зависимости от его существования в сознании читающего. Важным также является информационный повод, который исходит от художественного произведения. Литературная форма изъяснения философских идей в России связана с выдающейся особенностью русской классической мысли, которая сочетает ее прочными связями со всем космосом философских проблем и подходов. Вопрошание античного логоса без опосредований, которые внесла в историю культуры Европы эпоха Нового времени, является той онтологи-ческой проблемой, которая организует философский дискурс, и дает простор, в том числе, и для литературной формы.
Культура и искусство, 2019-7
|
Усачев А.В. - Творчество И.А. Бунина и европейская метафизика |
|
c. 12-25
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.7.30201
Аннотация: Объектом исследования является творчество И.А. Бунина в послевоенный период. Предметом исследования является роман "Жизнь Арсеньева" и наиболее характерные рассказы: "Митина любовь", "Машенька", сборник "Тёмные аллеи", в которых наиболее ярко выразила себя зависимость автора от европейских концептов, широко обсуждаемых в современной философии. А именно: "выдвинутость в Ничто", "статус природы в мировосприятии человека", а так же "время как основополагающая категория в восприятии феноменов мира. Проявлен интерес к образам, которые уникально фиксируют известные понятия европейской метафизики. Методология исследования основана на наиболее близких друг другу методических подходах. Основой является компаративный метод, который складывается из сравнения разного звучания и понимания одних и тех же категорий и образов в литературном и философским дискурсах. Историко-генетический метод позволяет проследить развитие понятия или образа от страницы к странице, от рассказа к рассказу, а так же в различные периоды творчества. Текст состоит из философских категорий и понятий, которым даны разъяснения и иллюстрации из рассказов и повестей русского писателя И.А. Бунина. Такие понятия как «отсутствие», «революция», «отсрочка», «ничто», «экзистенция» находят в материале литературы писателя текстовые раскрытия и подтверждение своей существенности. Сколько-нибудь известных комментариев о философии Бунин не давал, тем интереснее прослеживать его зависимость в творчестве от этих понятий. Русский писатель предстает перед нами не только крупным поэтом и прозаиком, но и европейским интеллектуалом, который опосредованно использует ключевые понятия и конструкции для своего творчества.
|
|