по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Старкин Сергей Валерьевич
Современное образование, 2023-2
Starkin S.V., Pripisnova E.S. - Studying the Problems of Youth "Transitions" in European Countries c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37564

Abstract: This article analyzes the research on European youth policy. The subject of the study is the main trends, typology, and principles of functioning of youth "transitions" in European countries. The need to study the phenomenon of youth "transitions" is relevant and timely as today, there is no generally accepted view on the ways to study these processes. The methodological basis of the study was analysis and synthesis, as well as institutional, systemic, and comparative approaches. Based on the studied material, the authors conclude that when considering strategies for youth "transitions," it is necessary to consider several institutional areas, such as the type of socially-oriented state and the specifics of the transition from study to work. The interaction of these strategies provides different models of youth transitions. These studies highlight important interethnic differences depending on the modes of distribution of social assistance, types of capitalism, as well as growth strategies. Thus, we have considered various strategies for structuring the transition to adulthood: to explain the different models of youth "transitions," it is necessary to consider several institutional areas, such as the type of socially oriented state and the specifics of the transition from study to work. The interaction of these strategies gives different models of youth transitions. Although many European researchers argue that age policy is important in this regard due to the aging of society and the growth of "gray power," most of the works devoted to this issue actually refute the hypothesis of bias in favor of the elderly: these studies emphasize important interethnic differences depending on the modes of distribution of social assistance, types of capitalism, as well as growth strategies. As a result, we conclude that young people should be considered part of society as a whole, and, therefore, to understand how they move into adulthood, it is necessary to see the full institutional, political, and economic picture.
Педагогика и просвещение, 2023-1
Старкин С.В., Приписнова Е.С. - Изучение проблематики молодежных «переходов» в европейских странах c. 116-126

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37564

Аннотация: В настоящей статье осуществлен анализ исследований европейской молодежной политики. Предметом исследования являются основные тенденции, типология и принципы функционирования молодежных «переходов» в европейских странах. Актуальным и своевременным является вопрос о необходимости изучения феномена молодежных «переходов», так как на сегодняшний день не выработано общепринятого взгляда на способы изучения данных процессов. Методологическую основу исследования составили анализ и синтез, институциональный, системный и сравнительные подходы. На основании изученного материала авторы приходят к выводам, что при рассмотрении стратегий молодежных «переходов» необходимо учитывать несколько институциональных сфер, таких как тип социально-направленного государства и специфику перехода от учебы к работе. Взаимодействие этих стратегий дает разные модели молодежных переходов. Данные исследования подчеркивают важные межнациональные различия в зависимости от режимов распределения социальной помощи, типов капитализма, а также стратегий роста. Таким образом, мы рассмотрели различные стратегии, структурирующие переход к взрослой жизни: чтобы объяснить разные модели молодежных «переходов», необходимо учитывать несколько институциональных сфер, такие как тип социально-направленного государства и специфику перехода от учебы к работе. Взаимодействие этих стратегий дает разные модели молодежных переходов. Хотя многие европейские исследователи утверждают, что возрастная политика важна в этом отношении в силу старения общества и роста «седой силы», большинство работ, посвященных этому вопросу, фактически опровергают гипотезу уклона в пользу пожилых: эти исследования подчеркивают важные межнациональные различия в зависимости от режимов распределения социальной помощи, типов капитализма, а также стратегий роста. В итоге мы приходим к выводу, что молодежь следует рассматривать, как часть общества в целом, и, следовательно, чтобы понять, как она переходит во взрослую жизнь, нужно видеть полную институциональную, политическую и экономическую картину.
Международные отношения, 2022-2
Кривов С.В., Баранова Т.В., Старкин С.В., Рахманов Н.В. - Террористические организации как гибридные акторы международно-политического процесса: новый вызов трансатлантическомусообществу c. 57-69

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.2.37278

Аннотация: Предметом исследования является выявление места и роли террористических организаций в системе международных отношений и глобальной безопасности с точки зрения стратегических подходов западного экспертно-аналитического сообщества и официальных политических институтов национальных государств, ЕС и НАТО. Глобализация, рост влияния негосударственных субъектов, включая вооруженные группы, а также меняющиеся взгляды на природу и сущность государства способствовали скрытой или явной субъективизации многих участников международно-политического процесса. Особое внимание в статье уделяется новому концепту «гибридный актор», широко дискутируемому в настоящее время среди экспертов и учёных. В работе впервые предпринимается попытка сравнения позиций США и их европейских союзников по взаимодействию с гибридными акторами. Таким образом, в последние десятилетия негосударственные субъекты эволюционировали с точки зрения политического, социального и военного потенциала. Эта тенденция очевидна в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где сочетание слабости государственных институтов, наличия конфликтов и нестабильности обеспечило благодатную почву для действий вооруженных групп. Негосударственные вооруженные группы на Ближнем Востоке чрезвычайно разнообразны и включают локальные, племенные и общинныеформирования, транснациональные преступные организаций и сети, классические повстанческие оппозиционные группы и так далее. В рамках этой широкой категории ряд негосударственных вооруженных групп эволюционировал для выполнения политических, социальных и управленческих функций.
Международные отношения, 2022-1
Старкин С.В., Приписнова Е.С., Кривов С.В. - Вопросы энергетической безопасности во внешней политике США и ЕС: сравнительный анализ c. 75-89

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.1.37120

Аннотация: Энергоресурсы становятся все более политизированным товаром, который при этом сохраняет особые технические и экономические характеристики, что усложняет работу внешнеполитического руководства. Авторы, используя сравнительный метод, проводят исследование связи энергетики и внешней политики в ЕС и США через призму разных когнитивных структур, применяемых субъектами, чтобы оценить пейзаж мировой энергетики. На этой концептуальной базе авторы исследуют эволюцию взаимосвязи энергетики и внешней политики в ЕС и США: насколько энергетика является полезным инструментом внешней политики, и, наоборот, как глубоко цели энергетической политики встроены в политику внешнюю. Проводя такое сравнение, авторы выявляют различия и потенциальные сходства между ЕС и США в этой сфере. Таким образом, сравнив подходы США и ЕС, можно увидеть тенденцию к их сближению. Несмотря на существенную разницу в энергетическом ландшафте ЕС и США, Брюссель и Вашингтон сходились в том, что включали общее видение глобальной энергетической архитектуры во внешнюю политику. Использование энергетики как политического инструмента, по крайней мере, в риторике, осуждалось обеими сторонами. Тем не менее, на национальном уровне энергетическая проблематика в ЕС зачастую определяется внешнеполитическими соображениями конкретной страны. Стоит также помнить, что экспорт СПГ из США в Европу рассматривается в определенной степени как средство усиления конкуренции российскому природному газу, как способ предоставить союзникам США альтернативу и помочь им снизить зависимость от России, иногда даже как энергетическое оружие, но в любом случае в качестве весьма эффективного внешнеполитического инструмента.
Национальная безопасность / nota bene, 2021-2
Кривов С.В., Баранова Т.В., Грехнева Л.В., Старкин С.В. - Урегулирование конфликта на юго-востоке Украины: противоречия терминологических подходов c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.2.34941

Аннотация: Успешная реализация Минских соглашений ставится под сомнение с момента подписания из-за неоднозначных толкований их природы и характера. Основные вопросы касаются понимания самого конфликта на юго-востоке Украины как межгосударственного, интернационализированного или внутриполитического, легитимности и статуса договаривающихся сторон, а также роли международного сообщества в его разрешении. Указанные противоречия отразились и в разнице подходов к определению понятийного аппарата, а также в его толковании и интерпретации. Указанная проблема выходит за пределы политологического или юридического анализа и нуждается в комплексном изучении с привлечением разнообразных теоретико-методологических подходов. Таким образом, следует согласиться с характеристикой конфликта на юго-востоке Украины как формализованной политической неурегулированности. С политической и юридической точек зрения соглашения о его урегулировании демонстрируют типичные примеры вызовов и проблем, которые возникают в ходе переговоров и имплементации интернационализированных мирных соглашений периода после Холодной войны. Отказ одной из сторон, как правило, государства, территориальная целостность которого оспаривается негосударственной стороной, встретиться с другой стороной непосредственно в ходе мирных переговоров является типичным осложнением переговорных процессов. Прямые переговоры, т.е. встречи, на которых участники переговоров входят в зрительный контакт, могут быть истолкованы как акты неявного признания негосударственных сторон, их представителей, а также их соответствующих претензий. Такие различные точки зрения на мандат, подотчетность, ответственность и статус «прямых» и «третьих» сторон в ходе переговоров и осуществления мирных соглашений являются типичными противоречиями. Фактически на протяжении всего периода проработки, подписания и осуществления соглашений столкновение интересов сместилось в сторону толкования и интерпретации терминологии.
Филология: научные исследования, 2021-1
Грехнева Л.В., Кривов С.В., Старкин С.В. - Проблемы формулировки анкетных вопросов: социолого-лингвистический анализ c. 66-76

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.1.34711

Аннотация: Наиболее важной частью подготовки к проведению массового опроса является правильная постановка вопросов, позволяющая выявить и измерить предпочтения, опыт и мотивы поведения респондентов. Несмотря на важность осуществления адекватной выборки опрашиваемых и использования эффективных методик обработки полученной информации, результаты самого исследования будут неточны без корректно сформулированных и понятных респондентам вопросов. Выбор слов и построение фраз имеют решающее значение для понимания вопроса и его интерпретации респондентом, поскольку даже небольшие различия в формулировках могут существенно повлиять на результаты. В настоящей работе делается попытка осуществления социолого-лингвистического анализа проблем, связанных с формулировкой вопросов в анкетах для массовых опросов по актуальным политическим вопросам.     Таким образом, анализ анкетных вопросов, используемых при проведении опросов общественного мнения, выявил ряд значимых факторов, влияющих на достоверность и точность результатов исследования. Выявленные проблемы многогранны и отражают различные аспекты формулировки вопросов анкет. Анализ структурного аспекта показал значимость верного выбора типа вопроса – открытого или закрытого. Уместность того или иного вида определяется прежде всего содержанием самого вопроса, целями и задачами исследования, характеристикой респондентов. Исследование речевой формы вопросов (лингвистический аспект) показало значимость отбора языковых единиц при создании доступных для восприятия смысла формулировок. Важнейшую роль при этом играют лексические и синтаксические единицы языка. Весьма значимым представляются также результаты содержательного анализа формулировок анкетных вопросов. Основные проблемы в рамках данного аспекта связаны с навязыванием определенных ответов с помощью несбалансированных или наводящих вопросов, а также с помощью различных негативных эффектов, появляющихся в результате определенного размещения вопросов в анкете или создания нужного контекста. Все указанные проблемы существенно влияют на качество проводимых опросов.
Национальная безопасность / nota bene, 2020-6
Кривов С.В., Баранова Т.В., Старкин С.В. - АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ В СВЯЗИ С УКРАИНСКИМ КРИЗИСОМ 2014 г.: ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ И ПЕРСПЕКТИВ c. 39-48

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.6.34565

Аннотация: Предметом исследования является политика санкций стран Запада в отношении Российской Федерации, введенная в ответ на события 2014 г. на Украине. На основе доступных эмпирических данных и экспертных оценок, приводимых различными финансовыми и аналитическими структурами, делается попытка выявить характер и степень воздействия санкционного давления на различные секторы российской экономики, осуществляемого с целью достижения внешнеполитических целей. Делается акцент на отсутствии единого комплексного характера санкционной политики, вызванного спецификой внешнеполитических целей и особенностями санкционных механизмов, задействованных США и странами ЕС. Подчеркивается, что антироссийские санкции и ответные действия со стороны России во многом обусловлены как предшествующими тенденциями в стратегическом видении внешней и внутренней политики со стороны РФ, так и характером её отношений со странами Запада.     В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что акцент в исследовании проблемы санкций сместился в сторону политического анализа и проведения дальнейшей аналитической и научной экспертизы. В условиях неопределённости экономических эффектов и отсутствия общих подходов к пониманию перспектив санкционной политики со стороны стран Запада, на наш взгляд, возможны два основных варианта её дальнейшего развития. Во-первых, это её постепенное затухание при отсутствии «перезагрузки», что с течением времени сведет на нет практический эффект и позволит США и ЕС интенсифицировать диалог с Россией, избегая при этом проблемных вопросов о статусе Крыма, вовлеченности в события на юго-востоке Украины и т.д. Во-вторых, может произойти полная «политизация» санкционной политики и ее встраивание в переговорный процесс по урегулированию украинской ситуации и превращения в полновесный инструмент для ведения переговоров.
Политика и Общество, 2016-10
Старкин С.В., Приписнова Е.С. - Деятельность европейских экспертно-аналитических центров: проблемы идентификации

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.16630

Аннотация: Предметом настоящей работы является анализ деятельности европейских «фабрик мысли», необходимый для того, чтобы предварительно оценить актуальность экспертно-аналитической деятельности в европейском политическом пространстве, способность к генерированию идей и предоставлению необходимой информации по актуальным проблемам ЕС. В статье рассмотрена политическая система ЕС, а также формальные и неформальные политические процессы, в рамках которых, политические предприниматели пытаются оказывать влияние на политику ЕС. Кроме того, авторами проведена идентификация типов и уровней деятельности аналитических (мозговых) центров в ЕС, особенности их деятельности в специфических «зонах влияния». В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Проведенный авторами анализ позволил получить представление о тенденциях развития и деятельности экспертно-аналитических центров, ориентированных на Европейский Союз. Учитывая высокую степень конкурентности политической среды ЕС, можно предположить, что в среднесрочной перспективе смогут продолжить свое существование только крупные, хорошо структурированные и финансируемые экспертно-аналитические центры. Одним из самых заметных трендов современности является расширение исследований, посвященных Европейскому союзу в программах национальных ЭАЦ, что естественно отражает растущее влияние политики ЕС.
Право и политика, 2016-8
Старкин С.В., Кривов С.В. - Эволюция и типология экспертно-аналитических центров Европейского Союза

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.16644

Аннотация: Предметом настоящей работы является деятельность европейских экспертно-аналитических центров, вызывающая обоснованный академический интерес в сфере прикладных и теоретических исследований. Актуальными являются вопросы, связанные с функциональными обязанностями подобных центров, их финансированием, наличием либо отсутствием идеологической компоненты и, самое главное, уровнем их воздействия на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений. Несомненно, что в контексте разворачивающегося непростого этапа во взаимоотношениях России с европейскими государствами необходимо более адекватное понимание скрытых механизмов функционирования общеевропейской политики, в связи с чем назрела необходимость более глубокого анализа форм и активной деятельности экспертно-аналитических центров (ЭАЦ), ориентированных на ЕС. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Анализ природы деятельности ЭАЦ, ориентированных на Европейский союз, позволил авторам сделать определенные заключения. Во-первых, рост экспертных центров в целом соответствует углублению европейской интеграции и расширению управленческой деятельности. Во-вторых, исследования аналитических центров, как правило, соответствуют политическим реалиям ЕС и его влиянию на внутреннее законодательство и соответственно, возросшую осознанность действий. Аналитические центры, ориентированные исключительно на уровень ЕС и расположенные в Брюсселе, были образованы в то время, когда страны ЕС согласились перезапустить европейский проект, достроить внутренний рынок и вновь рассмотреть возможность экономического и валютного союза. Соответственно национальные ЭАЦ, расположенные в странах-членах ЕС, начали разрабатывать более последовательные варианты исследовательских программ по тематике ЕС. Очевидно, что национальные центры уловили открывающуюся возможность влияния на общеевропейскую политическую повестку и отреагировали на это активизацией собственной деятельности. Предпосылками такой активизации могут быть как стимулирование со стороны политических элит на внутренней арене, так и рост потребностей в сфере политической экспертизы, с которым столкнулись различные бюрократические евроструктуры.
Law and Politics, 2016-8
Старкин С.В., Кривов С.В. - Эволюция и типология экспертно-аналитических центров Европейского Союза

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.42845

Аннотация: Предметом настоящей работы является деятельность европейских экспертно-аналитических центров, вызывающая обоснованный академический интерес в сфере прикладных и теоретических исследований. Актуальными являются вопросы, связанные с функциональными обязанностями подобных центров, их финансированием, наличием либо отсутствием идеологической компоненты и, самое главное, уровнем их воздействия на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений. Несомненно, что в контексте разворачивающегося непростого этапа во взаимоотношениях России с европейскими государствами необходимо более адекватное понимание скрытых механизмов функционирования общеевропейской политики, в связи с чем назрела необходимость более глубокого анализа форм и активной деятельности экспертно-аналитических центров (ЭАЦ), ориентированных на ЕС. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Анализ природы деятельности ЭАЦ, ориентированных на Европейский союз, позволил авторам сделать определенные заключения. Во-первых, рост экспертных центров в целом соответствует углублению европейской интеграции и расширению управленческой деятельности. Во-вторых, исследования аналитических центров, как правило, соответствуют политическим реалиям ЕС и его влиянию на внутреннее законодательство и соответственно, возросшую осознанность действий. Аналитические центры, ориентированные исключительно на уровень ЕС и расположенные в Брюсселе, были образованы в то время, когда страны ЕС согласились перезапустить европейский проект, достроить внутренний рынок и вновь рассмотреть возможность экономического и валютного союза. Соответственно национальные ЭАЦ, расположенные в странах-членах ЕС, начали разрабатывать более последовательные варианты исследовательских программ по тематике ЕС. Очевидно, что национальные центры уловили открывающуюся возможность влияния на общеевропейскую политическую повестку и отреагировали на это активизацией собственной деятельности. Предпосылками такой активизации могут быть как стимулирование со стороны политических элит на внутренней арене, так и рост потребностей в сфере политической экспертизы, с которым столкнулись различные бюрократические евроструктуры.
Национальная безопасность / nota bene, 2015-4
Старкин С.В. - Военно-стратегические концепции США в отношении Китая

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.4.15076

Аннотация: Предстоящие сдвиги в региональном военном балансе в сторону от США и их союзников в пользу Китая могут привести к деформации американской политики сдерживания. Целью настоящей статьи, являющейся логическим продолжением ряда других работ автора, посвященных проблемам региональной безопасности в АТР, является анализ основных военно-стратегических подходов Вашингтона в отношении Китайской народной республики и прогноз развития военно-политической ситуации на среднесрочную перспективу. Ряд американских экспертов утверждают, что в случае начала военных действий у Соединенных Штатов не будет иного выбора, кроме как одержать победу над вооруженными силами Китая и нейтрализовать его способность к ограничению и преграждению доступа к отдельным территориям, блокированию некоторых зон и блокированию маневра в них (концепция A2/AD) , с использованием ряда средств наступательного и оборонительного характера, включая нанесение ударов неядерными средствами по целям на территории Китая. Сторонники данного подхода поддерживают претворение в жизнь положений так называемой концепции «Воздушно-морской операции» (ВМО), критический анализ которой будет предпринят в настоящей работе. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений. Автор, разобрав основные положения так называемой «воздушно-морской операции», приходит к выводу, что американские политикоформирующие, штабные и экспертно-аналитические структуры проводят целенаправленную работу, направленную на сохранение собственного силового потенциала в Азиатско-тихоокеанском регионе. Суммарная военная мощь США должна гарантированно обеспечить им военно-стратегическое преимущество и защитить торгово-экономические интересы в этой части земного шара. Последние документы МО США свидетельствуют, что американские «ястребы» рассматривают АТР в качестве важнейшего стратегического плацдарма, в том числе и для развертывания морского компонента национальной ПРО.
Политика и Общество, 2015-3
Старкин С.В. - Противостояние в киберпространстве в контексте развития военной стратегии

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.3.14566

Аннотация: Проблемные вопросы, поставленные автором в данной работе, сформулированы следующим образом: во-первых, что фактически означает концепт «кибервойна» для политикоформирующих кругов? Во-вторых, насколько концепт "кибервойна" применим для понимания глобальных тенденций, будущего военной стратегии и инструментов ее реализации? В статье автор проводит исследование стратегического контекста, в котором в настоящее время проходят дебаты о «кибервойне» (в частности, усматриваемое некоторыми исследователями снижающееся значение прямой военной силы), а также анализирует сложность достижения действительного стратегического эффекта посредством «чистых» кибератак. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений. Основным выводом проведенного исследования является то, что военная кибермощь не обладает настолько стратегически мощным потенциалом, как его рисовали в последние годы. По мнению автора, есть все основания полагать, что, подобно военно-воздушной мощи, она будет представлять собой важный элемент в будущих совместных операциях сухопутных, воздушных и морских сил, но концепция кибервойны, как стратегически решающая форма межгосударственного противостояния, представляет собой вводящее в заблуждение и бессмысленное отвлечение сил и средств на негодный объект.
Национальная безопасность / nota bene, 2015-1
Старкин С.В. - Автономное развитие национального военно-промышленного комплекса в условиях глобализации: анализ проблемы

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.1.14437

Аннотация: В настоящей статье анализируются подходы ряда стран к поддержанию собственной оборонно-промышленной базы, способной обеспечивать их национальную безопасность, а также спектр маневров, доступных им в политическом континууме в условиях глобализации. Имеющийся эмпирический материал показывает, что глобализация трансформировала структуру стимулов для малых и средних стран. Несмотря на то, что такие страны, как Швеция, ЮАР, Израиль обладали высоким уровнем оборонно-промышленной самостоятельности, они были вынуждены провести значительные реформы с целью сохранения национального ВПК в условиях глобализации. В условиях инициатив России по формированию структур Таможенного союза и Евразийского экономического союза, вопросы интеграции, специализации и разделения труда между странами, особенно в сфере развития военно-промышленной индустрии, выглядят особенно актуальными. При подготовке данной работы использованы такие методы гуманитарных наук как компаративный, децизионный, а также case-studies Автор приходит к выводу, что небольшие государства могут реструктурировать свои оборонные фирмы для увеличения их вклада в национальную безопасность и успешной конкуренции на мировом рынке вооружений. Очевидно, что у правительств есть ряд вариантов достижения этой цели, включая разнообразные комбинации экспорта и прямых иностранных инвестиций. Наличие у государств альтернативных путей поддержки собственной оборонной промышленности предполагает, что оборонно-промышленная глобализация, с точки зрения международной системы, не повлечет исчезновения национальной оборонной промышленности и не усилит крупные государства за счет малых. Компетентные и патриотически мыслящие руководители имеют все условия и институциональные механизмы для того, чтобы повысить уровень системы национальной безопасности своих стран, сохраняя стратегически важные внутренние возможности и повышая экспорт оборонных компонентов и систем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.