по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кривов Сергей Валерьевич
Международные отношения, 2022-2
Кривов С.В., Баранова Т.В., Старкин С.В., Рахманов Н.В. - Террористические организации как гибридные акторы международно-политического процесса: новый вызов трансатлантическомусообществу c. 57-69

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.2.37278

Аннотация: Предметом исследования является выявление места и роли террористических организаций в системе международных отношений и глобальной безопасности с точки зрения стратегических подходов западного экспертно-аналитического сообщества и официальных политических институтов национальных государств, ЕС и НАТО. Глобализация, рост влияния негосударственных субъектов, включая вооруженные группы, а также меняющиеся взгляды на природу и сущность государства способствовали скрытой или явной субъективизации многих участников международно-политического процесса. Особое внимание в статье уделяется новому концепту «гибридный актор», широко дискутируемому в настоящее время среди экспертов и учёных. В работе впервые предпринимается попытка сравнения позиций США и их европейских союзников по взаимодействию с гибридными акторами. Таким образом, в последние десятилетия негосударственные субъекты эволюционировали с точки зрения политического, социального и военного потенциала. Эта тенденция очевидна в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где сочетание слабости государственных институтов, наличия конфликтов и нестабильности обеспечило благодатную почву для действий вооруженных групп. Негосударственные вооруженные группы на Ближнем Востоке чрезвычайно разнообразны и включают локальные, племенные и общинныеформирования, транснациональные преступные организаций и сети, классические повстанческие оппозиционные группы и так далее. В рамках этой широкой категории ряд негосударственных вооруженных групп эволюционировал для выполнения политических, социальных и управленческих функций.
Международные отношения, 2022-1
Старкин С.В., Приписнова Е.С., Кривов С.В. - Вопросы энергетической безопасности во внешней политике США и ЕС: сравнительный анализ c. 75-89

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.1.37120

Аннотация: Энергоресурсы становятся все более политизированным товаром, который при этом сохраняет особые технические и экономические характеристики, что усложняет работу внешнеполитического руководства. Авторы, используя сравнительный метод, проводят исследование связи энергетики и внешней политики в ЕС и США через призму разных когнитивных структур, применяемых субъектами, чтобы оценить пейзаж мировой энергетики. На этой концептуальной базе авторы исследуют эволюцию взаимосвязи энергетики и внешней политики в ЕС и США: насколько энергетика является полезным инструментом внешней политики, и, наоборот, как глубоко цели энергетической политики встроены в политику внешнюю. Проводя такое сравнение, авторы выявляют различия и потенциальные сходства между ЕС и США в этой сфере. Таким образом, сравнив подходы США и ЕС, можно увидеть тенденцию к их сближению. Несмотря на существенную разницу в энергетическом ландшафте ЕС и США, Брюссель и Вашингтон сходились в том, что включали общее видение глобальной энергетической архитектуры во внешнюю политику. Использование энергетики как политического инструмента, по крайней мере, в риторике, осуждалось обеими сторонами. Тем не менее, на национальном уровне энергетическая проблематика в ЕС зачастую определяется внешнеполитическими соображениями конкретной страны. Стоит также помнить, что экспорт СПГ из США в Европу рассматривается в определенной степени как средство усиления конкуренции российскому природному газу, как способ предоставить союзникам США альтернативу и помочь им снизить зависимость от России, иногда даже как энергетическое оружие, но в любом случае в качестве весьма эффективного внешнеполитического инструмента.
Национальная безопасность / nota bene, 2021-2
Кривов С.В., Баранова Т.В., Грехнева Л.В., Старкин С.В. - Урегулирование конфликта на юго-востоке Украины: противоречия терминологических подходов c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.2.34941

Аннотация: Успешная реализация Минских соглашений ставится под сомнение с момента подписания из-за неоднозначных толкований их природы и характера. Основные вопросы касаются понимания самого конфликта на юго-востоке Украины как межгосударственного, интернационализированного или внутриполитического, легитимности и статуса договаривающихся сторон, а также роли международного сообщества в его разрешении. Указанные противоречия отразились и в разнице подходов к определению понятийного аппарата, а также в его толковании и интерпретации. Указанная проблема выходит за пределы политологического или юридического анализа и нуждается в комплексном изучении с привлечением разнообразных теоретико-методологических подходов. Таким образом, следует согласиться с характеристикой конфликта на юго-востоке Украины как формализованной политической неурегулированности. С политической и юридической точек зрения соглашения о его урегулировании демонстрируют типичные примеры вызовов и проблем, которые возникают в ходе переговоров и имплементации интернационализированных мирных соглашений периода после Холодной войны. Отказ одной из сторон, как правило, государства, территориальная целостность которого оспаривается негосударственной стороной, встретиться с другой стороной непосредственно в ходе мирных переговоров является типичным осложнением переговорных процессов. Прямые переговоры, т.е. встречи, на которых участники переговоров входят в зрительный контакт, могут быть истолкованы как акты неявного признания негосударственных сторон, их представителей, а также их соответствующих претензий. Такие различные точки зрения на мандат, подотчетность, ответственность и статус «прямых» и «третьих» сторон в ходе переговоров и осуществления мирных соглашений являются типичными противоречиями. Фактически на протяжении всего периода проработки, подписания и осуществления соглашений столкновение интересов сместилось в сторону толкования и интерпретации терминологии.
Филология: научные исследования, 2021-1
Грехнева Л.В., Кривов С.В., Старкин С.В. - Проблемы формулировки анкетных вопросов: социолого-лингвистический анализ c. 66-76

DOI:
10.7256/2454-0749.2021.1.34711

Аннотация: Наиболее важной частью подготовки к проведению массового опроса является правильная постановка вопросов, позволяющая выявить и измерить предпочтения, опыт и мотивы поведения респондентов. Несмотря на важность осуществления адекватной выборки опрашиваемых и использования эффективных методик обработки полученной информации, результаты самого исследования будут неточны без корректно сформулированных и понятных респондентам вопросов. Выбор слов и построение фраз имеют решающее значение для понимания вопроса и его интерпретации респондентом, поскольку даже небольшие различия в формулировках могут существенно повлиять на результаты. В настоящей работе делается попытка осуществления социолого-лингвистического анализа проблем, связанных с формулировкой вопросов в анкетах для массовых опросов по актуальным политическим вопросам.     Таким образом, анализ анкетных вопросов, используемых при проведении опросов общественного мнения, выявил ряд значимых факторов, влияющих на достоверность и точность результатов исследования. Выявленные проблемы многогранны и отражают различные аспекты формулировки вопросов анкет. Анализ структурного аспекта показал значимость верного выбора типа вопроса – открытого или закрытого. Уместность того или иного вида определяется прежде всего содержанием самого вопроса, целями и задачами исследования, характеристикой респондентов. Исследование речевой формы вопросов (лингвистический аспект) показало значимость отбора языковых единиц при создании доступных для восприятия смысла формулировок. Важнейшую роль при этом играют лексические и синтаксические единицы языка. Весьма значимым представляются также результаты содержательного анализа формулировок анкетных вопросов. Основные проблемы в рамках данного аспекта связаны с навязыванием определенных ответов с помощью несбалансированных или наводящих вопросов, а также с помощью различных негативных эффектов, появляющихся в результате определенного размещения вопросов в анкете или создания нужного контекста. Все указанные проблемы существенно влияют на качество проводимых опросов.
Национальная безопасность / nota bene, 2020-6
Кривов С.В., Баранова Т.В., Старкин С.В. - АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ В СВЯЗИ С УКРАИНСКИМ КРИЗИСОМ 2014 г.: ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ И ПЕРСПЕКТИВ c. 39-48

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.6.34565

Аннотация: Предметом исследования является политика санкций стран Запада в отношении Российской Федерации, введенная в ответ на события 2014 г. на Украине. На основе доступных эмпирических данных и экспертных оценок, приводимых различными финансовыми и аналитическими структурами, делается попытка выявить характер и степень воздействия санкционного давления на различные секторы российской экономики, осуществляемого с целью достижения внешнеполитических целей. Делается акцент на отсутствии единого комплексного характера санкционной политики, вызванного спецификой внешнеполитических целей и особенностями санкционных механизмов, задействованных США и странами ЕС. Подчеркивается, что антироссийские санкции и ответные действия со стороны России во многом обусловлены как предшествующими тенденциями в стратегическом видении внешней и внутренней политики со стороны РФ, так и характером её отношений со странами Запада.     В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что акцент в исследовании проблемы санкций сместился в сторону политического анализа и проведения дальнейшей аналитической и научной экспертизы. В условиях неопределённости экономических эффектов и отсутствия общих подходов к пониманию перспектив санкционной политики со стороны стран Запада, на наш взгляд, возможны два основных варианта её дальнейшего развития. Во-первых, это её постепенное затухание при отсутствии «перезагрузки», что с течением времени сведет на нет практический эффект и позволит США и ЕС интенсифицировать диалог с Россией, избегая при этом проблемных вопросов о статусе Крыма, вовлеченности в события на юго-востоке Украины и т.д. Во-вторых, может произойти полная «политизация» санкционной политики и ее встраивание в переговорный процесс по урегулированию украинской ситуации и превращения в полновесный инструмент для ведения переговоров.
Право и политика, 2016-8
Старкин С.В., Кривов С.В. - Эволюция и типология экспертно-аналитических центров Европейского Союза

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.16644

Аннотация: Предметом настоящей работы является деятельность европейских экспертно-аналитических центров, вызывающая обоснованный академический интерес в сфере прикладных и теоретических исследований. Актуальными являются вопросы, связанные с функциональными обязанностями подобных центров, их финансированием, наличием либо отсутствием идеологической компоненты и, самое главное, уровнем их воздействия на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений. Несомненно, что в контексте разворачивающегося непростого этапа во взаимоотношениях России с европейскими государствами необходимо более адекватное понимание скрытых механизмов функционирования общеевропейской политики, в связи с чем назрела необходимость более глубокого анализа форм и активной деятельности экспертно-аналитических центров (ЭАЦ), ориентированных на ЕС. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Анализ природы деятельности ЭАЦ, ориентированных на Европейский союз, позволил авторам сделать определенные заключения. Во-первых, рост экспертных центров в целом соответствует углублению европейской интеграции и расширению управленческой деятельности. Во-вторых, исследования аналитических центров, как правило, соответствуют политическим реалиям ЕС и его влиянию на внутреннее законодательство и соответственно, возросшую осознанность действий. Аналитические центры, ориентированные исключительно на уровень ЕС и расположенные в Брюсселе, были образованы в то время, когда страны ЕС согласились перезапустить европейский проект, достроить внутренний рынок и вновь рассмотреть возможность экономического и валютного союза. Соответственно национальные ЭАЦ, расположенные в странах-членах ЕС, начали разрабатывать более последовательные варианты исследовательских программ по тематике ЕС. Очевидно, что национальные центры уловили открывающуюся возможность влияния на общеевропейскую политическую повестку и отреагировали на это активизацией собственной деятельности. Предпосылками такой активизации могут быть как стимулирование со стороны политических элит на внутренней арене, так и рост потребностей в сфере политической экспертизы, с которым столкнулись различные бюрократические евроструктуры.
Law and Politics, 2016-8
Старкин С.В., Кривов С.В. - Эволюция и типология экспертно-аналитических центров Европейского Союза

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.42845

Аннотация: Предметом настоящей работы является деятельность европейских экспертно-аналитических центров, вызывающая обоснованный академический интерес в сфере прикладных и теоретических исследований. Актуальными являются вопросы, связанные с функциональными обязанностями подобных центров, их финансированием, наличием либо отсутствием идеологической компоненты и, самое главное, уровнем их воздействия на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений. Несомненно, что в контексте разворачивающегося непростого этапа во взаимоотношениях России с европейскими государствами необходимо более адекватное понимание скрытых механизмов функционирования общеевропейской политики, в связи с чем назрела необходимость более глубокого анализа форм и активной деятельности экспертно-аналитических центров (ЭАЦ), ориентированных на ЕС. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Анализ природы деятельности ЭАЦ, ориентированных на Европейский союз, позволил авторам сделать определенные заключения. Во-первых, рост экспертных центров в целом соответствует углублению европейской интеграции и расширению управленческой деятельности. Во-вторых, исследования аналитических центров, как правило, соответствуют политическим реалиям ЕС и его влиянию на внутреннее законодательство и соответственно, возросшую осознанность действий. Аналитические центры, ориентированные исключительно на уровень ЕС и расположенные в Брюсселе, были образованы в то время, когда страны ЕС согласились перезапустить европейский проект, достроить внутренний рынок и вновь рассмотреть возможность экономического и валютного союза. Соответственно национальные ЭАЦ, расположенные в странах-членах ЕС, начали разрабатывать более последовательные варианты исследовательских программ по тематике ЕС. Очевидно, что национальные центры уловили открывающуюся возможность влияния на общеевропейскую политическую повестку и отреагировали на это активизацией собственной деятельности. Предпосылками такой активизации могут быть как стимулирование со стороны политических элит на внутренней арене, так и рост потребностей в сфере политической экспертизы, с которым столкнулись различные бюрократические евроструктуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.