ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Тихонова Елена Александровна
Психология и Психотехника, 2023-4
|
Тихонова Е.А. - Ресурсообеспеченность как условие эффективности профессиональной деятельности руководящего состава кафедр и факультетов образовательных организаций МВД России |
|
c. 192-201
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.69301
Аннотация: Предметом исследования являются психологические ресурсы руководящего состава кафедр и факультетов образовательных организаций МВД России. Целью исследования являлось изучение взаимосвязи субъективных репрезентаций успешности и эффективности профессиональной деятельности руководителей и их ресурсообеспеченности. Было сформулировано предположение, что большое число требований, предъявляемых к руководящему составу кафедр и факультетов, будет актуализировать психологические ресурсы личности руководителей при высокой эффективности профессиональной деятельности и приводить к истощению ресурсов при низкой эффективности профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 376 начальников и заместителей начальников кафедр и факультетов образовательных организаций МВД России со стажем службы в органах внутренних дел от 2 до 38 лет, в занимаемой должности от нескольких месяцев до 29 лет. С целью сбора эмпирических данных применялись следующие методики: авторская анкета; опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» S. E. Hobfoll; «Опросник проактивного совладающего поведения» E. Greenglas, R. Schwarzer и S. Taubert; опросник «Психологического капитала» A. Бэккера; «Тест жизнестойкости» S. Maddi; «Тест смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что самооценка профессиональной эффективности и успешности руководящего состава образовательных организаций МВД России отражает уровень его ресурсообеспеченности. В целом, результаты исследования свидетельствуют о высокой ресурсообеспеченности руководящего состава кафедр и факультетов образовательных организаций МВД России. Кроме того, основываясь на субъективных репрезентациях профессиональной эффективности и успешности руководителей данной группы можно прогнозировать выбор конструктивных и проактивных стратегий совладающего поведения, выступающих в качестве психологических ресурсов личности: чем выше руководитель оценивает эффективность своей профессиональной деятельности, тем чаще он реализует конструктивные и проактивные стратегии совладающего поведения. Наиболее значительным вкладом исследования является то, что его результаты могут использоваться для оперативной оценки актуальной ресурсообеспеченности руководителя при проведении психологом групповой и/или индивидуальной работы по психологическому сопровождению.
|