по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Тюхменева Екатерина Александровна
Культура и искусство, 2020-12
Тюхменева Е.А. - Печальные торжества Петра I: принципы художественного оформления и их развитие в императорском погребальном церемониале XVIII в. c. 79-98

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.12.34466

Аннотация: В исследовании автор выявляет основные принципы траурного убранства, созданного к погребению Петра I, и прослеживает их судьбу в императорском печальном церемониале России на протяжении XVIII в. Художественное оформление государственных торжеств рассматривается в контексте панегирической культуры того времени. Церемониальное убранство носило временный (окказиональный) характер и практически не сохранилось до наших дней, за исключением некоторых отдельных артефактов. Работа по данной теме основана на изучении широкого круга различных письменных и графических источников, позволяющих представить некогда великолепную картину погребальных торжеств. В связи с этим метод исследования предполагает научную реконструкцию с применением искусствоведческого, историко-культурного, а также элементов иконографического и иконологического анализа. Исследование показало, что при подготовке к погребению Петра I были выработаны определенные модели траурного убранства, сохранявшиеся на протяжении всего XVIII в. Принципы оформления императорских печальных торжеств в России складывались с опорой на европейские образцы и во многом силами приглашенных на русскую службу иностранцев – инвенторов и мастеров-исполнителей. Система построения траурных ансамблей (как и праздничных) подчинялась общим законам, характерным для придворной церемониальной культуры Нового времени. Художественное решение Печальных залов и катафалков соответствовало стилевой эволюции искусства. Автор статьи вводит в научный оборот новые материалы и неизвестные факты, уточняет вопросы терминологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.