ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Трофимов Василий Владиславович
Право и политика, 2017-12
|
Соколова А.А., Трофимов В.В. - Социализация объективного права и динамический процесс правообразования: социально-интерактивная среда осуществления |
|
c. 27-38
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2017.12.25074
Аннотация: В статье ставится проблема понимания феномена правообразования как динамического процесса, связанного с целым рядом переходных стадий, включая завершающую правообразовательный цикл стадию социализации объективного права. Оцениваются преимущества социологического «прочтения» права как научно-теоретической платформы правовых исследований. Раскрывается понятийный смысл социализации права и роли этого процесса в структуре правоформирования. Устанавливается, что позитивное право (получившее фиксацию в текстах правовых актов с нормативным содержанием) становится объективной реальностью тогда, когда внедряется в материю социальной жизни, включается в системы социальных взаимосвязей в качестве неотъемлемого их атрибута. Для анализа социально-интерактивных аспектов социализации права привлекаются теоретико-методологические подходы, сформировавшиеся в зарубежной и отечественной теории права и общей социологии, в которых явление взаимодействия (интеракции, коммуникации) представляется в качестве жизненно-бытийной субстанции «социально-правового». Исследуется социально-интерактивная среда процессов правовой социализации, что связывается с характеристикой той социально-легитимирующей функции, которую выполняют процессы социально-правового взаимодействия по адаптации вводимых субъектами правового творчества юридических предписаний. Социально-интерактивная среда процессов правовой социализации выступает действующим социальным механизмом практической актуализации принимаемых правотворческими субъектами актов нормативного характера. Право как действенное средство и результат процессов правообразования получает свое «овеществление» в реальной жизни (становится объективным фактом) только после прохождения этапа социализации, его восприятия участниками социально-правового пространства в качестве жизненно значимого ресурса.
Law and Politics, 2017-12
|
Соколова А.А., Трофимов В.В. - Социализация объективного права и динамический процесс правообразования: социально-интерактивная среда осуществления |
|
c. 27-38
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2017.12.43123
Аннотация: В статье ставится проблема понимания феномена правообразования как динамического процесса, связанного с целым рядом переходных стадий, включая завершающую правообразовательный цикл стадию социализации объективного права. Оцениваются преимущества социологического «прочтения» права как научно-теоретической платформы правовых исследований. Раскрывается понятийный смысл социализации права и роли этого процесса в структуре правоформирования. Устанавливается, что позитивное право (получившее фиксацию в текстах правовых актов с нормативным содержанием) становится объективной реальностью тогда, когда внедряется в материю социальной жизни, включается в системы социальных взаимосвязей в качестве неотъемлемого их атрибута. Для анализа социально-интерактивных аспектов социализации права привлекаются теоретико-методологические подходы, сформировавшиеся в зарубежной и отечественной теории права и общей социологии, в которых явление взаимодействия (интеракции, коммуникации) представляется в качестве жизненно-бытийной субстанции «социально-правового». Исследуется социально-интерактивная среда процессов правовой социализации, что связывается с характеристикой той социально-легитимирующей функции, которую выполняют процессы социально-правового взаимодействия по адаптации вводимых субъектами правового творчества юридических предписаний. Социально-интерактивная среда процессов правовой социализации выступает действующим социальным механизмом практической актуализации принимаемых правотворческими субъектами актов нормативного характера. Право как действенное средство и результат процессов правообразования получает свое «овеществление» в реальной жизни (становится объективным фактом) только после прохождения этапа социализации, его восприятия участниками социально-правового пространства в качестве жизненно значимого ресурса.
Право и политика, 2013-13
|
Трофимов В.В. - Российское конституционное законодательство и его конституирующая роль в вопросе создания и приведения в действие правообразовательного механизма государства |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2013.13.9872
Аннотация: В статье рассматривается роль правовых положений конституции государства в определении параметров создания и функционирования механизмов формирования права. Изучаются конституционные нормы, наделяющие правотворческими полномочиями субъектов власти и общества. В ряде случаев проводится сравнительный анализ с законодательным опытом действия правообразовательных механизмов зарубежных стран. Проводится анализ правотворческих прерогатив нижней и верхней палат российского парламента. Приводятся примеры подобного соотношения в парламентах других стран (США, ФРГ, Швейцарии и др.). Анализируются особенности, характеризующие тип взаимодействия палат парламента как органа законодательной власти. Рассматриваются правотворческие полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Анализируются правотворческие прерогативы иных властных субъектов (как в горизонтальном, так и вертикальном аспектах устроения власти). Внимание уделяется институту делегированного правотворчества, опыт которого характерен для ряда зарубежных стран. Формулируется вывод о необходимости совершенствования системы правообразовательных механизмов в государстве.
Law and Politics, 2013-13
|
Трофимов В.В. - Российское конституционное законодательство и его конституирующая роль в вопросе создания и приведения в действие правообразовательного механизма государства |
|
|
DOI: 10.7256/2454-0706.2013.13.42343
Аннотация: В статье рассматривается роль правовых положений конституции государства в определении параметров создания и функционирования механизмов формирования права. Изучаются конституционные нормы, наделяющие правотворческими полномочиями субъектов власти и общества. В ряде случаев проводится сравнительный анализ с законодательным опытом действия правообразовательных механизмов зарубежных стран. Проводится анализ правотворческих прерогатив нижней и верхней палат российского парламента. Приводятся примеры подобного соотношения в парламентах других стран (США, ФРГ, Швейцарии и др.). Анализируются особенности, характеризующие тип взаимодействия палат парламента как органа законодательной власти. Рассматриваются правотворческие полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Анализируются правотворческие прерогативы иных властных субъектов (как в горизонтальном, так и вертикальном аспектах устроения власти). Внимание уделяется институту делегированного правотворчества, опыт которого характерен для ряда зарубежных стран. Формулируется вывод о необходимости совершенствования системы правообразовательных механизмов в государстве.
Трофимов В.В. - Формы участия структур гражданского общества
в правообразующих отношениях
|
|
|
Аннотация: В статье рассматривается проблема участия структур гражданского общества в правовой политике государства. Вводится в научный оборот понятие правообразующих правоотношений. Определяется объем правоспособности субъектов гражданского общества как участников правообразующих отношений. Обосновываются формы участия граждан и общественных организаций в процессах формирования актуального права.
Трофимов В.В. - Формы участия структур гражданского общества
в правообразующих отношениях
|
|
|
Аннотация: В статье рассматривается проблема участия структур гражданского общества в правовой политике государства. Вводится в научный оборот понятие правообразующих правоотношений. Определяется объем правоспособности субъектов гражданского общества как участников правообразующих отношений. Обосновываются формы участия граждан и общественных организаций в процессах формирования актуального права.
Трофимов В.В. - Формы участия структур гражданского общества в правообразующих отношениях |
|
|
Аннотация: В статье рассматривается проблема участия структур гражданского общества в правовой политике государства. Вводится в научный оборот понятие правообразующих правоотношений. Определяется объем правоспособности субъектов гражданского общества как участников правообразующих отношений. Обосновываются формы участия граждан и общественных организаций в процессах формирования актуального права. Констатируется необходимость повышения культуры ответственного участия гражданского общества в правовом развитии страны.
Трофимов В.В. - Формы участия структур гражданского общества в правообразующих отношениях |
|
|
Аннотация: В статье рассматривается проблема участия структур гражданского общества в правовой политике государства. Вводится в научный оборот понятие правообразующих правоотношений. Определяется объем правоспособности субъектов гражданского общества как участников правообразующих отношений. Обосновываются формы участия граждан и общественных организаций в процессах формирования актуального права. Констатируется необходимость повышения культуры ответственного участия гражданского общества в правовом развитии страны.
|