ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Королев Андрей Александрович
Психология и Психотехника, 2022-1
|
Баринова О.Г., Королев А.А., Ляпина С.С. - Особенности психических состояний и успеваемости студентов с высоким уровнем академической прокрастинации |
|
c. 32-43
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2022.1.37586
Аннотация: Академическая прокрастинация учащейся молодежи остается актуальным и значимым предметом исследования во многих психологических школах, направлениях как отечественных, так и зарубежных авторов. В данной работе предпринята попытка научного изучения феномена академической прокрастинации у студентов-медиков, а также представлен содержательный анализ психических состояний студентов с различной учебной успешностью и проявляющих высокий уровень академической прокрастинации. Одним из методологических оснований исследования явилась классификация видов прокрастинации по Н. Милграму. В качестве респондентов в нашем исследовании выступили студенты-медики 1 и 6 курсов в количестве 80 человек. На эмпирическом этапе использованы методики: «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; «Шкала оценки прокрастинации PASS» М. В. Зверевой; методы математической обработки результатов исследования (U-критерий Манна-Уитни; критерий Крускала-Уоллиса; корреляционный анализ Пирсона). В работе выявлена частотность проявления академической прокрастинации и особенности психических состояний у студентов-медиков, обучающихся на первом и шестом курсах. Найдены статистически значимые различия между респондентами первого и шестого курсов по частоте и качеству проявления академической прокрастинации. Кроме того, определены связи между высоким уровнем академической прокрастинации, психическими состояниями (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) и успеваемостью студентов-медиков. Для некоторых корреляционных связей даны клинические характеристики психических состояний высоко прокрастинирующих студентов. Новизна исследования заключается в том, что психические состояния рассматриваются не только как причина, но и как следствие академической прокрастинации учащейся молодежи. Результаты исследования могут представлять ценные положения для построения клинических наблюдений с целью описания личностных особенностей учащейся молодежи, имеющих высокий уровень академической прокрастинации. Перспективна дальнейшая разработка профилактических мер и коррекционной деятельности по предупреждению психических состояний способствующих развитию склонностей к личностным расстройствам высоко прокрастинирующей учащейся молодежи.
Королев А.А. - Взаимосвязь типа личности жертвы со спецификой воздействия буллинга |
|
c. 1-10
|
DOI: 10.25136/2409-8701.2021.4.36256
Аннотация: Проблема буллинга рассматривается как весьма актуальная и значимая в психолого-социальном плане. Приводятся взгляды разных авторов на проблему буллинга, его форм видов и особенностей проявления. Особое внимание в обзоре, определяющее дальнейшее оригинальное исследование, уделяется позициям участников травли. Отмеченные позиции – агрессор и жертва рассмотрены в тесной взаимосвязи. Особый акцент сделан на позиции жертвы. Выдвинуто предложение, базирующееся на виктимологическом подходе о значении личности жертвы в ситуации травли, зависимости от типа личности чувствительности, либо резистентности индивида к воздействию буллинга. Объектом исследования является воздействие буллинг-факторов на личность жертвы. Предметом исследования является взаимосвязь личностного типа жертвы со спецификой воздействия буллинга. В исследовании был использован типологический опросник СМИЛ, а также на основе классификаций вариантов воздействия буллинга была сформирована анкета, в которую вошли наиболее актуальные для респондентов буллинг-факторы. С помощью корреляционного анализа были установлены как положительные, так и отрицательные взаимосвязи между типом личности и спецификой воздействия буллинга (буллинг-фактора). Данные исследования наглядно указывают на специфическую чувствительность/резистентность к определенным проявлениям буллинга, характерным для ряда личностных типов (истероидный, возбудимый, эпилептоидный, психастенический, шизоидный). Полученные сведения способствуют организации прицельной психологической работы для преодоления личностью трудностей в ситуации травли.
Психология и Психотехника, 2021-4
|
Королев А.А. - Информационный стресс в учебном процессе: проблема личностного реагирования, риски невротизации |
|
c. 1-14
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2021.4.36540
Аннотация: Проблема информационного воздействия заявлена как весьма актуальная и значимая в современной клинической психологии и медицине в контексте риска возникновения невротических расстройств. Информация рассматривается как один из ключевых факторов неврозогенеза отечественными и зарубежными авторами. В современном научном обиходе общепринятым термином, обозначающим патогенное воздействие информации, является информационный стресс (информационная перегрузка). Выделено содержание понятие, описаны причины (стресс-факторы) его возникновения. При этом обнаруживается дефицит исследований, в которых рассматривается проблема взаимосвязи информационных стресс-факторов и личностного реагирования. Не выделено конкретных личностных характеристик, определяющих чувствительность / резистентность индивида к конкретным причинам информационного стресса. Объектом исследования является воздействие информационных стресс-факторов на личность. Предметом исследования является взаимосвязь между личностными особенностями и спецификой воздействия информационных стресс-факторов. В исследование были включены студенты медики как респонденты, которые в силу специфики своей деятельности постоянно сталкиваются с основными информационными стресс-факторами. Для достижения цели был использован пятифакторный личностный опросник 5PFQ, опросник BMS II (утомление – монотония – пресыщение – стресс), на основе классификаций причин информационного стресса В.А. Бодрова была сформирована анкета, в которую вошли «непосредственные информационные» факторы. Была установлена весьма высокая значимость оцениваемых причин информационного стресса у респондентов. С помощью корреляционного анализа были установлены достоверные взаимосвязи между особенностями личности и спецификой воздействия информационных стресс-факторов, что позволило выделить личностные характеристики, указывающие на чувствительность индивида к конкретным информационным стрессорам.
|