по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Суслов Алексей Викторович
Философская мысль, 2023-7
Суслов А.В., Гусев Д.А. - Мост через бездну? Цифровизация и трансгуманизм как новая антропологическая и социальная реальность в контексте мировоззренческих поисков личности (историко-философский и общетеоретический аспекты) c. 24-37

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.39835

Аннотация: Одним из главных экзистенциалов человека является факт его смертности и, главное, – его знание об этом, которое неизбежно приводит каждого, так или иначе, к мысли о преодолении смерти, к идее бессмертия, или – спасительного моста через бездну небытия, который соединяет нынешнее бытие человека с будущим его бытием. В поисках этого моста человек говорит о различных «вариантах» бессмертия: физическом (натуралистическом); биологическом; социальном; научно-техническом, технологическом и технократическом; религиозном – христианском провиденциальном бессмертии. Совокупность социально-философских и антропологических концепций, группирующихся вокруг идеи научно-технологического усовершенствования человеческой природы, значительного продления жизни и, – в пределе, – преодоления смертности, представляет собой одно из современных направлений философской мысли, известное как трансгуманизм.    В статье предпринимается попытка рассмотреть трансгуманизм в широком идейном контексте материалистически-атеистического, сциентистского, позитивистского и эволюционистского проекта, который, в целом, базируется на постоянно присутствующем в философских поисках человечества «многоликом» антроповолюнтаризме; а также – проанализировать трансгуманистические идеи с позиций противоположного – идеалистически-теистического, креационистского, антипозитивистского мировоззренческого лагеря, – опирающегося на провиденциализм, который на протяжении веков и – в настоящее время – оппонирует антропоцентирическому волюнтаризму и трансгуманизму. Предпринимаемое исследование имеет целью – в контексте многовековой полемики между антроповолюнтаризмом и провиденциализмом – выяснение реальности или иллюзорности предлагаемых стратегий бессмертия, поиск действительного моста, ведущего человека и человечество через бездну грозящего ему небытия.
Философия и культура, 2023-2
Суслов А.В., Гусев Д.А. - Две вертикали, или Парадокс и трагедия советского атеизма c. 76-90

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.2.37992

Аннотация: Объектом исследования являются атеизм и теизм как важные идейные составляющие двух противостоящих друг другу решений «основного вопроса философии» – материализма и идеализма, – образующих две системы жизненной навигации человека. Предметом исследования являются две мировоззренческие парадигмы – советского атеизма и православного христианства. Материализм и атеизм – принципиальные элементы марксистского учения, лежащего в основе философии и культуры советского периода российской истории, – противостоящие теизму, креационизму и провиденциализму христианского понимания мира и человека, – характерным для мировоззренческой парадигмы дореволюционной России. Целью исследования является выяснение и обоснование идейного пересечения данных несовместимых, кажется, мировоззренческих позиций. Одной из задач исследования является обоснование их вертикальной смысловой и ценностной ориентации. Новизна проведенного исследования, в частности, заключается в обосновании утверждения о том, что два несовместимых друг с другом мировоззренческих полюса представляют собой разновидности классической философской традиции с ее вертикальной ценностно-смысловой ориентированностью, и вместе противостоят основной направленности неклассической философии, базирующейся на горизонтальной шкале смыслов и ценностей. Один из основных выводов состоит в том, что в вертикали советского материализма и атеизма заключается парадокс и одновременно – его трагедия: как то ни удивительно, в силу вертикальной ориентированности советской культуры, – формально атеистической, – она фактически пронизана религиозными интуициями, вопросами, проблемами, идеями и сюжетами, замаскированными под светские понятия и термины, что находит свое проявление в разнообразных произведениях советской художественной культуры.
Философия и культура, 2021-9
Суслов А.В. - Эволюция и кризис мультикультурализма в свете идей полиэтнической (межкультурной) справедливости c. 20-31

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.9.36625

Аннотация: Цель исследования – проанализировать сущность и проблемы генезиса мультикультурализма и его разновидностей, причины кризиса в его развитии, пути выхода из кризисной ситуации в широком этико-философском контексте. Автор показывает, что построение многокультурного общества должно опираться не на ограниченное понимание культуры как совокупности религиозных установлений, этнических норм, обычаев и традиций, а на философское понимание культуры как системы, формирующей глубинные ценности, важнейшей из которых является справедливость. Особое место уделено обоснованию категорий «социальная справедливость» и «право», выступающих как необходимые основания современного многокультурного общества. В статье показано, что социальная справедливость является определяющим основанием развития современных многокультурных обществ. Она выступает необходимым условием гармоничного сосуществования отдельных индивидов, групп и общества в целом. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что процессы глобализации, с одной стороны, усиливают интеграцию, формируя единое социокультурное пространство, а с другой усложняют адаптацию национальных культур и её представителей, что порождает напряженность в межкультурном взаимодействии, а учет и позитивная опора на социальную справедливость как фундаментальную ценность любого общества, помогает найти нравственную меру в регулировании проблем, возникающих в современных многокультурных обществах.
Философская мысль, 2021-8
Суслов А.В., Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Теизм, атеизм и пантеизм в контексте решения основного вопроса философии: антропологический аспект c. 92-113

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.8.35837

Аннотация: Объектом исследования является многовековая мировоззренческая полемика между философскими представлениями о мире и человеке, связанными с теизмом, атеизмом и пантеизмом. Предметом исследования являются теоретические и практические установки и выводы антропологического характера, следующие из этих интеллектуальных моделей. Авторы подробно рассматривают мировоззренческие связи материализма и идеализма с их мировоззренческими спутниками, такими, как, соответственно, – атеизм, эволюционизм, сциентизм, антроповолюнтаризм, с одной стороны, и – теизм, креационизм, антисциентизм, провиденциализм, с другой стороны. Особое внимание уделяется рассмотрению идейной связи как атеизма, так и пантеизма с антропоцентрической установкой и – вопросам жизненной навигации человека в контексте противостояния и полемики антроповолюнтаризма и провиденциализма. Новизна проведенного исследования заключается в обосновании аутентичности философского идеализма как модели, предполагающей теистический и креационистский взгляд на мироздание и принципиальную несовместимость основного идеалистического тезиса о первичности духовной реальности с пантеистически понятой природой бытия. Также характеризуется новизной предлагаемое авторами положение о мировоззренческой близости атеизма – пантеизму, каждый из которых является специфическим обоснованием антроповолюнтаризма, противостоящего теистическому провиденциализму. Один из основных выводов заключается в утверждении принципиальной дихотомичности мировоззренческого выбора и жизненной ориентации человека между антропоцентрическим и провиденциальным полюсами, – при всей, как кажется, идейной множественности и пестроте философских и религиозных представлений.
Философия и культура, 2021-5
Суслов А.В., Гусев Д.А., Потатуров В.А. - Метафизическая ассиметрия, или Пари Паскаля в контексте полемики между материализмом и идеализмом как системами жизненной навигации человека (историко-философский и общетеоретический аспекты) c. 35-60

DOI:
10.7256/2454-0757.2021.5.36075

Аннотация: Объектом исследования является многовековое противостояние материализма и идеализма как двух принципиальных решений «основного вопроса философии» и их мировоззренческих спутников, образующих две противоположные друг другу системы жизненной навигации человека. Предметом исследования является знаменитое пари Б. Паскаля, рассматриваемое в контексте полемики между материализмом и идеализмом. Целью исследования является выяснение эвристического потенциала и методологической роли пари Паскаля в решении «основного вопроса философии» – при рациональном выборе определенной мировоззренческой позиции и системы жизненной ориентации. Одной из задач исследования является рассмотрение возможной критики пари Паскаля со стороны материалистических и атеистических представлений о мире и человеке. Новизна проведенного исследования заключается в обосновании постоянной актуальности «основного вопроса философии» в контексте смысложизненных поисков человека и компаративистском анализе противостоящих мировоззренческих систем, образуемых двумя главными его решениями – материализмом и идеализмом. Также характеризуется новизной предлагаемое авторами рассмотрение пари Б. Паскаля в контексте мировоззренческой полемики между материалистической и идеалистической системами понимания и выстраивания человеческого бытия. Один из основных выводов заключается в утверждении о формальной эвристической равноценности и кажущейся альтернативности противоположных мировоззренческих установок – материалистической и атеистической, с одной стороны, и идеалистической и теистической, с другой стороны; но, в то же время – об их колоссальной содержательной неравнозначности и метафизической ассиметричности.
Философская мысль, 2021-3
Суслов А.В. - Права и свободы человека как объект философской рефлексии: от классических истоков к неклассическим перспективам. c. 94-104

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33104

Аннотация: Объектом исследования являются права и свободы человека как уникальный социальный и культурный феномен и высшая ценность общества. Предмет исследования – классификация и генезис прав человека и их изменение в современном мире в свете последних научных достижений и глобальных трансформаций, происходящих в социально-экономической, политической и культурной жизни. В статье рассмотрены различные подходы к классификации прав человека в современной науке, проанализированы истоки и эволюция института прав и свобод человека на основе генерационного подхода и перспективы их дальнейшего развития в современных условиях.    Автор показывает, что совокупность прав человека первых трёх поколений, закрепленных в международных документах и конституционной практике большинства демократических стран нельзя признать исчерпывающим и возможно говорить о дальнейшем их расширении, что связано как с появлением новых видов прав, так и с развитием механизмов их реализации. Автор знакомит читателей с идеями, которые легли в основу формирующегося четвертого и пятого поколения, включая малоизвестные в научной среде положения интересного и неординарного исследователя-юриста Сергея Ивентьева и делает вывод о том, что современный этап эволюции института прав и свобод во-многом связан с защитой духовно-нравственных ценностей личности и общества.
Философия и культура, 2020-10
Суслов А.В. - Цифровое общество в этико-аксиологическом контексте: от постмодерна к обществу высоких технологий c. 12-23

DOI:
10.7256/2454-0757.2020.10.33079

Аннотация: Объектом исследования является современное цифровое общество как новая цивилизационная ступень в развитии человечества. Предмет исследования - эволюция нравственных ценностей и норм при переходе от постиндустриального этапа к информационному обществу, а также этические аспекты внедрения электронных технологий и систем искусственного интеллекта в пространство социального управления. Статья знакомит читателей с китайской системой социального кредита - самым масштабным социальным экспериментом на основе электронных технологий, а также с тенденциями и перспективами процесса цифровизации в современной России. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, автор показывает опасность поспешного внедрения цифровых решений на основе искусственного интеллекта без глубокой этической экспертизы, указывает на противоречие, существующее между научно-технологической и экономической свободой и необходимостью ограничения этих свобод во-имя благополучия человека.    Автор делает вывод о том, что несмотря на все свои преимущества, цифровые технологии несут риски неэтичного использования персональных данных и нарушения приватности. Превращение данных в товар как средство получения прибыли, трудности правового регулирования и надзора за их оборотом делают человека очень уязвимым в новом цифровом мире. Поэтому в процессе сбора и обработки данных, а также при создании робототехнических систем на основе искусственного интеллекта следует адекватно оценить риски и сформулировать этические ограничения, которые должны быть учтены при их проектировании и эксплуатации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.