по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Рахинский Дмитрий Владимирович
Философская мысль, 2023-10
Рахинский Д.В., Панасенко Г.В., Равочкин Н.Н., Морозова О.Ф., Минеев В.В. - Социальный контракт: способы теоретизации и философские перспективы c. 10-21

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.10.48490

Аннотация: Авторами ставится вопрос о содержании понятия «теория общественного договора» (теория социального контракта), обсуждается ключевое социально-философское содержание теорий социального контракта и современные взгляды на него. Объектом исследования является социальный контракт как философская концепция, предмет исследования – актуально развиваемые способы интерпретации и применения данной концепции. Цель, на реализацию которой направлено представленное в статье исследование – осмысление путей развития концепции социального контракта и перспектив ее дальнейшего социально-философского использования. Выявляется значение концепции социального контракта для обсуждения онтологических оснований реализуемых в обществе норм и обязательств, возникающих между акторами социального взаимодействия. Анализируются теоретико-методологические новации, привлекаемые современными авторами для развития концепции социального контракта. В ходе осуществления данного исследования авторами использовались методы компаративного анализа (применительно к рассматриваемым способам понимания социального контракта), аналитико-интерпретативные методы, историко-генетический метод (в контексте рассмотрения путей развития концепции социального контракта). Научная новизна исследования заключается в формулировании предположений относительно философских перспектив развития концепций социального контракта, а также в обсуждении значения и способов применения данных концепций. На основании предпринятого рассмотрения авторами делается вывод об актуальной значимости концепции социального контракта в контексте рефлексии оснований норм, регламентирующих социальное взаимодействие между государством и его субъектами.
Социодинамика, 2021-3
Рахинский Д.В., Илларионов Г.А., Городищева А.Н., Князев Н.А. - Инструментальный подход к традиции в концептуальном и общественном контекстах c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.3.35210

Аннотация: Аннотация. Предметом исследования являются динамика концептуализации феномена культурного воспроизводства, выраженная в концептах традиция и культурная память, а также связанных с ними концептов изобретения традиции, исторической памяти, постправды. Анализируется трансформация во второй половине XX века эпистемологического подхода к воспроизводству культуры, отраженного в смене основополагающей концептуальной метафоры – от «передачи» (traditio) к «памяти», что означает изменение доминирующего подхода к структуре культурного континуума, который оказывается отнесен не к объективному воспроизводимому содержанию, а к ее конструированию субъектом. Предлагается к рассмотрению вопросы современной взаимосвязи постправды и общественного сознания.    Формируется инструментальный подход к традиции, характеризующийся прагматизмом, выраженным в интенции к управлению социальными отношениями, где традиция – инструмент управления настоящим через формирование представлений о прошлом, и конструктивизмом, подразумевающим что традиция есть формируемый в настоящем конструкт восприятия, не отражающий собственно прошлое. Будучи интернализован в широком социальном контексте инструментальный подход реализован в рамках состояния постправды, при которой прошлое не будет считаться важным для формирования общественного мнения по сравнению с индивидуальными убеждениями, а также методами управления последними. Проблематизация темы постправды демонстрирует интернализацию инструментального подхода в широкий общественный контекст, показывая взаимное влияние эпистемологического и общекультурного социального контекста в отношении проблемы отношения социального прошлого и настоящего.
Педагогика и просвещение, 2021-2
Рахинский Д.В., Лунев В.В., Лунева Т.А., Щебляков Е.С. - Принципы проектирования учебного процесса в условиях самоорганизации студентов: синергетический подход c. 32-39

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.35320

Аннотация: В статье представлены следующие положения. Объектом исследования является процесс самоорганизации студентов высшей школы. Предметом исследования – принципы проектирования учебного процесса в высшей школе в условиях самоорганизации студентов на основе синергетического подхода. Цель работы: теоретически обосновать модель учебного процесса в высшей школе на основе педагогической синергетики. Методологией исследования выступает педагогическая синергетика. Синергетический подход позволяет интегрировать накопленный в педагогической науке опыт и проектировать модель учебного процесса в условиях информационного общества и самоорганизующейся учебной среды. Авторами рассмотрены два подхода к самоорганизации обучающихся: на уровне личности и на уровне группы. Предложены принципы проектирования учебного процесса в условиях самостоятельной работы студентов и насыщенной информационной среды на основе синергетического подхода. В процессе исследования авторы пришли к следующим выводам. Синергетика может выступать методологической основой для изучения явлений самоорганизации в процессе обучении студентов высшей школы. Выделяются две формы самоорганизации: когерентная (из однородных элементов) и континуальная (из разнородных элементов). Показано, что прогрессивная самоорганизация в педагогических системах может быть только как самоорганизация континуального типа. Предложены следующие принципы проектирования учебного процесса по типу континуальной самоорганизации: принцип разнообразия на входе в систему, принцип непрерывного взаимодействия и открытости системы, принцип нелинейности развития, принцип памяти системы. Новизна исследования заключается в разработке и формулировании на методологическом уровне принципов педагогической синергетики для проектирования учебного процесса студентов высшей школы. Особым вкладом авторов является обоснование роли разнообразия и памяти при самоорганизации в открытых педагогических системах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.